Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 11. Диагностика доминирующего настроения




Л. В. Куликов

Вводные замечания. Субъективное благополучие личности, пережи­вание полноты жизни, устойчивость в трудных жизненных ситуаци­ях напрямую связаны с доминирующим настроением и психическим

состоянием.

Настроение — это относительно устойчивый компонент психиче­ских состояний, основное звено во взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, со­циальной и физической жизни личности, психическим и физиче­ским тонусом индивида).

Доминирующее состояние — то, что преобладает во времени, по­глощая большую его часть. Такие состояния характерны не столько в данный конкретный момент, зависящий от особенностей определен­ной ситуации, сколько вообще для настоящего периода жизни челове­ка. Они в меньшей степени обусловливаются актуальной, текущей си­туацией, имеющей точно очерченные временные рамки, и в большей степени — социально-психологическими личностными факторами. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и «ситуативную» («текущую») составляющую. На фоне доминирующих состояний формируются и существуют актуальные состояния.

Так, скажем, на фоне доминирующего состояния страха за жизнь близкого человека, длительное время находящего в условиях, угро­жающих его жизни, могут возникать актуальные состояния иного плана: например, радость, вызванная приятными новостями или ус­пехами других близких людей. Человек на фоне доминирующего со­стояния тревоги или страха может не терять способность переходить в состояние сосредоточенности или испытывать трудовой подъем, вдохновение. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

Цель занятия. Диагностика доминирующего настроения участников занятия, анализ обусловливающих его факторов, опенка психологи­ческой устойчивости личности в качестве потенциала психического и физического здоровья.

Оснащение. Для диагностики доминирующего настроения исполь­зуется методика определения доминирующего состояния (полный вариант — ДС-8). Назначение методики — определить характеристики настроений и некоторые характеристики личностного уровня психи­ческих состояний с помощью субъективных оценок обследуемого. Опросник предназначен главным образом для диагностики относи­тельно устойчивых (доминирующих) состояний. Разработаны два его варианта: полный (ДС-8) с 8 шкалами (57 пунктов) и краткий (ДС-6) с 6 шкалами (42 пункта).

Оценка выраженности параметра состояния. Шкалы стандартных Г-баллов построены таким образом, что средние величины прирав­ниваются к 50 Г-баллам. 10 Г-баллов равно одной сигме (сигма — среднеквадратичное отклонение).

Повышенные оценки по той или иной шкале — 55 Г-баллов и бо­лее. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем на половину сигмы. Пониженные оценки — это оценки 45 Г-бал­лов и менее. Это отклонение от средней величины в меньшую сторо­ну более чем на половину сигмы. Высокие оценки — 60 Г-баллов и более. Низкие — 40 Г-баллов и менее.

Основные шкалы

Шкала Ак: активное—пассивное отношение к жизненной ситуации.

Высокие оценки {более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптими­стическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к пре­одолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадост­ность выше, чем у большинства людей.

Низкие оценки {менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жиз­ненным ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление препятствий.

Шкала Бо: бодрость—уныние.

Высокие оценки. Повышенное, бодрое настроение, преобладает Положительный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожида-Пе радостных событий в будущем. Выражено желание действовать.


 


Низкие оценки. Пониженное, печальное настроение, уныние, пре­обладает отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разоча­рованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные тона, смысл его неясен. При очень высоких оцен­ках — подавленность, чувство грозящего несчастья, гипотимность.

Шкала То: тонус высокий—низкий.

Высокие оценки. Повышенная вероятность активности и расходова­ния энергии, стенического реагирования на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энер­гии. Повышена готовность к работе, в том числе продолжительной.

Низкие оценки. Характерны усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена вероятность прояв­ления активности, расходования энергии, уменьшен ресурс сил, по­вышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Шкала Ра: раскованность—напряженность.

Высокие оценки. В настоящей ситуации человек не усматривает вызова, проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижи­мые. Возможно, что ситуация оценивается как неразрешимая, но нет ее активного отвержения, эмоциональная острота непринятия стер­та. Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необ­ходимые преобразования, в большей мере овладевать ситуацией. Ха­рактерна раскованность. При очень высоких оценках — безразличие, успокоенность.

Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осущест­вить необходимое, в более полной мере действовать, вести себя же­лаемым образом. Переживание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий, возникшей ситуации; переживание повы­шенной значимости осуществляемого поведения, деятельности. Свой­ственно более масштабное вовлечение ресурсов или активизация за­щитных механизмов. Под напряженностью здесь имеется в виду пре­имущественно эмоциональная напряженность.

Шкала Сп: спокойствие—тревога.

Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможно­стях, чем у большинства людей. В психическом состоянии пережива­ние тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интен­сивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она об­означается также терминами «свободно плавающая», «немотивиро­ванная» и др.

Низкие оценки. Повышена склонность испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, бла­гополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожида­ние событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угро­зы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осозна­ния ее источников.

Шкала Ус: устойчивость—неустойчивость эмоционального тона.

Высокие оценки. Преобладают ровный положительный эмоцио­нальный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Вы­сокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и эффективность психиче­ской саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.

Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко воз­никает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повыше­на раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.

Шкала Уд: удовлетворенность—неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации).

Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, са­мореализацией. Человек ощущает способность брать на себя ответст­венность и возможность делать выбор, в котором слышен голос собст­венного Я. Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизи­рованы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачива­ются основные жизненные события. Низкая оценка личностной ус­пешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не Раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто ха­рактерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необхо­димости сделать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к амому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой про­исходит.

Контрольная шкала

Шкала По: «положительный—отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понима­нии себя. При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания предполагать низкую критичность в самооценива­нии, недостаточную его адекватность, неискренность. Другими при­чинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.

Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в само­оценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шка­лам Ус, Сп или Уд получены высокие оценки — более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.

Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостат­ками. При оценках менее 50 баллов есть все основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к аде­кватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки — менее 40 баллов — свидетельствуют не только о высокой критичности в самооценке и большом стремлении быть ис­кренним, но и о негативном отношении к себе. Насколько же силь­ным бывает влияние феномена социальной желательности в диагно­стике настроения?

Проявления феномена социальной желательности. Социальная желательность — предрасположенность или установка давать на са­мооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим социально более желательным. Проявляется соци­альная желательность в том случае, когда оцениваются характеристи­ки, значимые для социального окружения, делающие их обладателя в этом отношении привлекательным.

Использование в методике ДС внутри каждого пункта 7-балльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале По не только в понятиях искренности—неискренности. Критичность самооценива­ния тесно связана с самопринятием личностью. Чем оно полнее, тем положительнее образ себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и пси­хическое состояние индивида: чем полнее самопринятие и больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем более приподнято настроение, благоприятнее состояние. Это подтверждают и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных. Данные связи двунаправленные: чем более приподнятым оказывается настроение, тем выраженнее принятие себя, меньше рас­хождение между реальным и идеальным Я личности.

Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. Идеальное Я существует в любой личности и непременно себя проявляет в отно­шениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психической структуры трудно представить движущие си­лы развития личности в достаточной полноте.

Обработка результатов тестирования. Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов по всем пунктам, входящим в соответствующую шкалу.

Ключ к шкалам полного варианта ДС (ДС-8)

Ак: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.

Бо: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.

То: 1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.

Ра: 4,8,25,31,35,37,41'. В шкале 7 пунктов.

Сп: 5,9,10,12,21,24,30,35. В шкале 8 пунктов.

Ус: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.

Уд: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.

По: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.

В шкале Бо номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертиро­ванную 7-балльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шка­лы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, по­лучаемая после вычитания написанного балла (в бланке ответов) из 8. Соответственно нужно использовать формулу

S = 8- М,

где М — балл, написанный испытуемым, S — балл, который войдет в сумму «сырых» баллов для данной шкалы.

Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Перерасчет баллов

 

Балл, написанный испытуемым              
Балл, учитываемый при суммировании              

 

Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходи­мо только для пунктов шкалы Бо, номера которых взяты в скобки.

После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо пе­ревести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» на­ходим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Г-оценка по шкале Ак. Далее — таким же обра­зом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце — «Сырые баллы» — находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Г-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Г-оценка равна 38, для пер­вичного балла по шкале То стандартная Г-оценка равна 39 и т. д.

Построение профиля ДС. По шкале абсцисс наносим деления для каждой шкалы в том порядке, как они перечислены в этом тек­сте. Используя деления на оси ординат, в поле диаграммы рисуем ка­кой-либо знак (кружок, крестик и т. п.). Затем соединяем ломаной линией нанесенные знаки. На рис. 11.1 приведен пример построения профиля усредненных стандартных баллов. На нем линии отобража­ют числовые параметры доминирующих настроений при различных жизненных событиях, происшедших в последнее время в жизни рес­пондентов: печальных и драматических событиях (43 человека), не­приятных (142), приятных (193), радостных (65 человек).

Интерпретация профиля ДС. Опросник предназначен для опре­деления основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это озна­чает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в до минирующем состоянии основных характеристик, не связанных друг с другом, противоречило бы пониманию состояния как целост­ного психического явления. Целостность состояния — весьма суще­ственная его черта, без нее невозможно представить реализацию им интегрирующих и координирующих функций, о которых пишут боль­шинство исследователей.

 

 

Рис. 11.1. Профили доминирующих настроений при различных жизненных событиях

Обозначения профилей: 1 —драматические, печальные

события; 2 — неприятные события; 3 — приятные события;

4 — радостные события; 5 — примечательных событий не

было. По оси абсцисс нанесены шкалы ДС, по оси ординат —

средние величины стандартных баллов шкальных оценок.

 

Кроме того, для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласован­ность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде диаграммы показатели шкал методики в стан­дартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизон­тальное расположение, но и высота расположения линии относи­тельно уровня 50 Г-баллов. Выраженность какого-либо психического качества, сила проявления некоторого психического феномена в раз­ных диапазонах отнюдь не исчерпывается определениями «больше-меньше», «сильнее-слабее». Разные степени выраженности какой-либо характеристики чаще всего имеют и качественную специфику, осо­бые структурные взаимоотношения, а также характеризуются различ­ными связями с реализуемыми наборами функций и т. д.

В связи с этим интерпретацию профиля лучше начинать с оценки высоты его расположения. Чем он выше расположен, тем более бла­гоприятно психическое состояние. Разумеется, при достаточно аде­кватной самооценке и соответствующем отношении к процедуре об­следования.

Сниженные оценки по четырем первым шкалам (Ак, Во, То, Ра) и шкале Ус дают основание предположить наличие затяжного стресса. Причем чем ниже Г-оценки по шкале То, тем, вероятно, он продолжи­тельнее. Такой стресс представляет опасность из-за возникновения психосоматических и соматических расстройств.

Сниженные оценки по шкалам Ук и Ак свидетельствуют о дисгар­монии настроения. Это может и не приводить к скорым негативным последствиям для здоровья, но говорит о пониженной психологиче­ской устойчивости личности. В этих случаях целесообразно добить­ся более полного осознания с помощью самоанализа, в доверитель­ной беседе или в консультативном сеансе специалиста. Порядок работы. Учащиеся получают текст опросника и заполняют лист для ответов. Затем знакомятся со шкалами методики ДС, их ин­терпретацией, процедурой обработки данных и построения профиля.

Далее учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для озна­комления профиль, построенный по данным обследования. Затем за­дают друг другу вопросы, отвечают на них, комментируя результаты обследования. Основное внимание следует уделить своим личност­ным особенностям, которые могли оказаться значимыми для сохра­нения психологической устойчивости, переживания благополучия, удовлетворенности жизненной ситуацией или для противополож­ных тенденций в динамике доминирующего настроения. Может ока­заться продуктивной попытка анализа основных событий последне­го времени и их влияния на настроение и психическое состояние.

Контрольные вопросы

1. Что такое доминирующее настроение?

2. Каково назначение методики ДС?

3. Какова структура методики, какие параметры настроения она из­меряет?

 

Приложение 11,1

МЕТОДИКА ДС- 8. ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Т -БАЛЛЫ.

МУЖЧИНЫ

 

«Сырые» баллы   Стандартные Т-баллы
Ак Бо То Ра Сп Ус Уд По
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
      48 '          
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

Выборка: 685 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет [старше 20 и младше 60 лет), практически здоровых, прошедших обследование по собствен­ной инициативе, предложению психолога или распоряжению руковод­ства. Все граждане СССР и России.

 

Продолжение приложения 11.2

МЕТОДИКА ДС-8.ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Г-БАЛЛЫ.

ЖЕНЩИНЫ

 

«Сырые» баллы         Стандартные Г-баллы    
Ак Бо То Ра Сп Ус Уд По
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
    55 '            
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
          39 40      
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
    -            
                 
    '            
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Нормативная выборка: 635 женщин в возрасте от 20 до 55 лет (старше 20 и младше 55 лет], практически здоровых, прошедших обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане СССР и России.

Приложение 11.3

ОПРОСНИК ДС-8

Инструкция. В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, на­сколько эти признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняш­ний день, а более длительный отрезок времени.

Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недо­стоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неис­кренность ответов. Вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены.

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением выразите с помощью 7-балльной шкалы:

1 — полностью не согласен;

2 — согласен в малой степени;

3 — согласен почти наполовину;

4 — согласен наполовину;

5 — согласен более чем наполовину;

6 — согласен почти полностью;

7 — согласен полностью.

Вашим ответом будет выбор одного из баллов шкалы — 1,2,3,4,5,6 или 7. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым но­мером этого пункта.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в самом опроснике ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную циифру и напишите справа новую.

Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите вре-0т Начала работы и приступайте к опроснику. Вместо фамилии, имени и ества можете написать любой псевдоним.

Текст опросника

  1. Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.
  2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
  3. Я во всем стараюсь быть первым и лучшим.
  4. Я чувствую себя в большом нервном напряжении.

5. Я тревожусь очень часто.

6. Я безосновательно чувствую себя довольно несчастным.

7. Я часто плохо засыпаю.

8. Повседневные трудности лишают меня покоя.

9. У меня очень часто бывают периоды такого сильного беспокойства, что мне трудно усидеть на месте.

10. Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.

11. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

12. Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.

13. Если все против меня, я нисколько не падаю духом.

14. Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.

15. Часто я чувствую себя бесполезным.

16. Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.

17. Трудные задачи у меня поднимают настроение.

18. У меня часто болит голова.

19. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

20. Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.

21. У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.

22. Меня легко задеть словом.

23. Я полон энергии.

24. Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня по несколько дней.

25. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожи дает.

26. Существует конфликт между моими планами и действительность::

27. Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.

28. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю большую выносливость.

29. Часто из-за кого-нибудь я теряю самообладание.

30. Я склонен преувеличивать в своих мыслях негативное отношение ко мне близких людей.

31. У меня очень часто бывает тяжесть в голове.

32. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.

33. Я упускаю удобный случай часто из-за того, что) недостаточно быст­ро принимаю решение.

34. Есть очень много вещей, от которых я легко раздражаюсь.

35. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.

36. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.

37. Из-за волнения у меня часто пропадает сон.

38. Меня можно назвать человеком, полным надежд.

39. Совсем незначительные препятствия меня сильно раздражают.

40. Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).

41. Я ощущаю, что мне не хватает времени, чтобы сделать все, что нужно.

42. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

43. Утром после пробуждения я еще долго чувствую себя усталым и раз­битым.

44. Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности.

45. У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.

46. В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.\

47. Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невоз­можным удовлетворение других.

48. у меня очень большая выносливость к умственной работе.

49. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

50. Я смотрю в будущее с полной уверенностью.

51. Я очень часто теряю терпение.

52. Люди разочаровывают меня.

53. Мне все быстро надоедает.

54. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

55. Я часто испытываю общую слабость.

56. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

57. Меня утомляют люди.


Приложение 11.4 ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИО (полностью)_________________________________________

Число, мес, г. р.___________________________________________

Пол. _________________________________________________________

Образование_____________________________________________

Должность.__________________________________________________

Дата опроса______________________________________________

 

 

Опросник ДС
               
               
               
               
               
               
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...