И частоты чувств в методике ПЧН. Лист для ответов
ФИО полностью]____________________________ Число, месяц, год рождения _____________________ Пол __________________________________________ Образование.___________________________________ Должность ___________________________________ Дата опроса ___________________________________
Таблица 12.1 Методика ПЧН. Таблица для перевода «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. Мужчины
Нормативная выборка: 424 мужчины в возрасте от 15 до 70 лет (больше 15 и меньше 70), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или предложению психолога.
Таблица12.2 Методика ПЧН. Таблица для перевода «сырых» баллов В стандартные Т-баллы. Женщины
Окончание табл. 12.2
Нормативная выборка: 473 женщины в возрасте от 15 до 65 лет (старше 15 и моложе 65 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или предложению психолога. Таблица 12.3 Первичные статистики силы чувств у мужчин и женщин
Объем нормативной выборки: 279 мужчин, 364женщины.
Таблица 12.4 Средние величины шкальных оценок (стандартных) ПЧН для разных возрастов
Рекомендуемая литература Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. СПб., 2003. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.
Занятие 13. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта Л. В. Куликов Вводные замечания. Без психологической устойчивости невозможны и сохранение здоровья, и поддержание работоспособности, и успешная самореализация. Многим психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероятности, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жизнью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощущений благополучия для психического здоровья. В научной и популярной литературе нередко можно встретить словосочетание эмоциональный комфорт». Данное выражение имеет метафорическое содержание, что затрудняет его использование в качестве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно - как «удобство, удобные условия». Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опираться на его переносный смысл. Для научного термина такое качество следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Однако следует признать, что у данного понятия есть достаточно ясный смысл, интуитивно угадываемый и совпадающий в научной и в обыденной лексике. Кроме того, в настоящее время, пожалуй, нет строгого научного понятия для описания эмоциональных характеристик благополучия. В данном понятии угадывается акцент на субъективной стороне состояния личности, поскольку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути явления внутренние. Цель занятия. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта, отмечаемого у участников занятия, и факторов, которые его обусловливают. Оснащение. Для диагностики доминирующего настроения на занятии используется анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (ПЭД). Методика позволяет определить уровень и наиболее значимые источники эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуемых), которые действуют постоянно или относительно постоянно. Порядок работы. Учащимся предлагается прочитать инструкцию и затем оценить степень беспокойства, доставляемого каждой из перечисленных причин. Для оценки используется 7-балльная шкала. Выбранные баллы записываются.
Обработка результатов опроса и интерпретация полученных данных должны включать качественный и количественный анализ. Сначала необходимо, сопоставляя силу отдельных причин беспокойства, провести их сравнительный анализ, что позволит выявить доминирующие по силе причины беспокойства. Можно также сопоставить балл той или иной причины беспокойства со средней величиной, полученной нами при апробации данной анкеты (табл. 13.1). Таблица 13.1 Сила причин дискомфорта у мужчин (47 чел.) И женщин (229 чел.)
Обозначения. Средняя — средняя величина; -95,0% и +95,0% — доверительные интервалы средних величин. Далее в ходе качественного анализа надо сравнить состав доминирующих причин беспокойства у респондентов, а также учесть характер пРичин, их принадлежность к той или иной сфере бытия личности. В ходе количественного анализа подсчитывается средняя величина баллов по всем пунктам анкеты. Затем учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для ознакомления числовые данные обследования. После этого они задают друг другу вопросы и отвечают на них. Рекомендуется попросить партнера прокомментировать наиболее высокие оценки. Например, спросить, в чем именно заключается переживаемый внутренний конфликт, — какие конкурирующие мотивы, цели, ценности его порождают. Или поинтересоваться, что именно в своем внешнем виде его; беспокоит более всего. Основное внимание нужно уделить личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми в доминировании той или иной причины дискомфорта или способствовали повышению чувствительности к ней. Может оказаться продуктивной попытка проанализировать основные события последнего времени и их влияние на эмоциональный комфорт или дискомфорт. Контрольные вопросы 1. Почему важно своевременно выявлять эмоциональный дискомфорт? 2. Какие причины для выявления эмоционального дискомфорта часто оказываются наиболее сильными? Приложение 13.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|