Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И частоты чувств в методике ПЧН. Лист для ответов




ФИО полностью]____________________________

Число, месяц, год рождения _____________________

Пол __________________________________________

Образование.___________________________________

Должность ___________________________________

Дата опроса ___________________________________

 

Опросник ПЧН Опросник ДС
С С С              
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
Ге-дон.   Ас-тен.   Ме-ланх.        

Таблица 12.1

Методика ПЧН. Таблица для перевода «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. Мужчины

 

«Сырые» балы Т-баллы «Сырые» баллы»     Т-баллы
    Ге- дон. Астен. Ме­ланж. Гедон. Астен. Ме­ланж.
               
               
               
               
  21.            
               
               
               
               
               
              79 |
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Нормативная выборка: 424 мужчины в возрасте от 15 до 70 лет (больше 15 и меньше 70), практически здоровые, прошедшие обследование по собствен­ной инициативе или предложению психолога.

Таблица12.2

Методика ПЧН. Таблица для перевода «сырых» баллов

В стандартные Т-баллы. Женщины

 

 

«Сырые» баллы Т-баллы «Сырые» баллы Т-баллы
Гедон. Астен. Ме­ланж. Гедон. Астен. Ме­ланж.
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 


Окончание табл. 12.2

 

 

 

«Сырые» баллы Т-баллы «Сырые» баллы Т-баллы
Гедон. Астен. Ме-ланх. Гедон. Астен. Ме-ланх.
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
              95.
               
               
               
               
               
               
               
               

Нормативная выборка: 473 женщины в возрасте от 15 до 65 лет (старше 15 и моложе 65 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собст­венной инициативе или предложению психолога.

Таблица 12.3

Первичные статистики силы чувств у мужчин и женщин

 

Чувства Мужчины Женщины
        среднее -95, % +95, % сиг­ма среднее -95, % +95, % сиг­ма
  Восторг 3,6 3,3 3,8 2,1 3,8 3,6 4,0 2,0
  Бодрость 4,4 4,2 4,5 1,3 4,2 4,0 4,3 1,4
  Раскрепоще­ние 3,3 3,1 3,5 2,0 3,5 3,3 3,7 2,0
  Спокойствие 3,7 3,5 3,9 1,7 3,5 3,4 3,7  
  Интерес 4,5 4,3 4,7 1,6 4,4 4,2 4,6 1,8
  Удовлетво­ренность 3,5 3,3 3,7 1,6 3,6 3,4 3,8 1,6
  Счастье 3,8 3,5 4,0 2,1 4,0 3,7 4,2 2,0
  Радость 4,4 4,2 4,6 1,6 4,5 4,4 4,7 1,6
  Уверенность 4,1 3,9 4,3 1,5 3,9 3,7 4,0 1,6
  Удовольствие 4,0 3,8 4,2 1,7 4,1 3,9 4,2 1,5
  Усталость 3,6 3,4 3,8 1,6 4,0 3,8 4,2 1,6
  Напряжение 3,7 3,5 3,9 1,6 3,9 3,7 4,0  
  Неудовле­творенность собой 3,2 3,0 3.4 1,7 3,8 3,6 4,0 1,8
  Бессилие 2,1 1,9 2,3 1,9 2,8 2,6 3,0 1,9
  Тщетность 1,9 1,7 2,1 1,8 2,2 2,0 2,4 1,9
  Тревога 2,9 2,7 3,1   3,4 3,2 3,6 1,8
  Страх 2,1 1,9 2,4 1,8 2,9 2,7 3,1 2,0
  Скованность 2,0 1,8 2,2 1,5 2,1 1,9 2,2  
  Растерян­ность 2,1 1,9 2,3 1,6 2,5 2,4 2,7  
  Досада 2,8 2,6 3,0 1,8 3,0 2,8 3,1  
  Скука 2,0 1,8 2,2 1,9 1,8 1,6 2,0  
  Разочарова­ние 2,7 2,5 2,9 1,8 2,8 2,6 3,0 1,8
  Уныние 1,9 1,7 2,1 1,7 2,5 2,3 2,7 1,9
  Грусть 2,9 2,7 3,1 1,8 3,5 3,3    
  Печаль 2,5 2,3 2,7 1,7 3,0 2,8 3,2 1,9
  Тоска 2,3 2,1 2,5 2,0 2,9 2,7 3,1 2,0

Объем нормативной выборки: 279 мужчин, 364женщины.

Таблица 12.4

Средние величины шкальных оценок (стандартных) ПЧН для разных возрастов

 

Возраст Статистики Гедон. Астен. Меланх. IM, чел.
  Среднее   48,6    
  -95, % 51,2 45,3 46,6  
  +95. %     53,3  
  Ошибка средней        
  Среднее     52,7  
  -95, % 51,3 46,5 49,8  
  +95, %   52,3 55,7  
  Ошибка средней 1,2 1,4 1,5  
  Среднее   52,5 56,3  
  -95, % 51,4 48,1 51,5  
  +95, % 60,7 56,8 61,1  
  Ошибка средней 2,2 2,1 2,3  
  Среднее 55,7 50,6    
  -95, % 52,4 46,7 46,6  
  +95, %   54,4 57,5  
  Ошибка средней 1,6 1,9 2,7  
  Среднее 50,2 51,4 51,5  
  -95, %   47,8 48,1  
  +95, % 53,4   54,8  
  Ошибка средней 1,6 1,8 1,7  
  Среднее 53,9 47,6 47,3  
  -95, % 50,9 43,2 43,3  
  +95, % 56,8   51,3  
  Ошибка средней 1,4 2,2    
  Среднее 51,6   48,7  
  -95, % 47,3 44,1 44,3  
  +95, %   53,9    
  Ошибка средней 2,1 2,4 2,1  
  Среднее 44,7   54,9  
  -95, % 41,3 48,9 51,7  
  +95, % 48,1      
  Ошибка средней 1,7 1,5 1,6  
23,24 Среднее 49,6 50,9 49,7  
  -95, % 45,9 45,9 45,1  
  +95, % 53,3 55,9 54,2  
  Ошибка средней 1,8 2,4 2,2  

Рекомендуемая литература

Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических со­стояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка мето­дик. СПб., 2003.

Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических со­стояний, чувств и психологической устойчивости личности. Опи­сание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.

 


Занятие 13. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта

Л. В. Куликов

Вводные замечания. Без психологической устойчивости невозмож­ны и сохранение здоровья, и поддержание работоспособности, и ус­пешная самореализация. Многим психическим расстройствам и пси­хосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероят­ности, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жиз­нью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощуще­ний благополучия для психического здоровья.

В научной и популярной литературе нередко можно встретить сло­восочетание эмоциональный комфорт». Данное выражение имеет ме­тафорическое содержание, что затрудняет его использование в каче­стве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно - как «удобство, удобные условия». Поэто­му, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опи­раться на его переносный смысл. Для научного термина такое качест­во следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Однако следует признать, что у данного поня­тия есть достаточно ясный смысл, интуитивно угадываемый и совпа­дающий в научной и в обыденной лексике. Кроме того, в настоящее время, пожалуй, нет строгого научного понятия для описания эмо­циональных характеристик благополучия. В данном понятии угады­вается акцент на субъективной стороне состояния личности, посколь­ку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути явления внутренние.

Цель занятия. Выявление и анализ причин эмоционального диском­форта, отмечаемого у участников занятия, и факторов, которые его обусловливают.

Оснащение. Для диагностики доминирующего настроения на занятии используется анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (ПЭД). Методика позволяет определить уровень и наиболее значимые источ­ники эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуе­мых), которые действуют постоянно или относительно постоянно.

Порядок работы. Учащимся предлагается прочитать инструкцию и затем оценить степень беспокойства, доставляемого каждой из пере­численных причин. Для оценки используется 7-балльная шкала. Вы­бранные баллы записываются.

Обработка результатов опроса и интерпретация полученных дан­ных должны включать качественный и количественный анализ. Сна­чала необходимо, сопоставляя силу отдельных причин беспокойства, провести их сравнительный анализ, что позволит выявить домини­рующие по силе причины беспокойства.

Можно также сопоставить балл той или иной причины беспокой­ства со средней величиной, полученной нами при апробации данной анкеты (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Сила причин дискомфорта у мужчин (47 чел.)

И женщин (229 чел.)

 

Причины дискомфорта Мужчины Женщины
        сред­няя -95, % +95, °/о сред­няя -95, % +95, %
  Неприятные соседи 2,70 2,18 3,22 2,89 2,61 3,16
  Забота о состоянии здо­ровья кого-либо из членов семьи 4,19 3,62 4,76 4,25 3,95 4,54
  Раскаяние по поводу прошлых решений 3,02 2,56 3,48 3,36 3,11 3,61
  Раздумья о смысле жизни 2,85 2,32 3,38 3,46 3,20 3,72
  Беспокойство, вызван­ное внутриличностными конфликтами (противо­речивыми желаниями, стремлениями, обязан­ностями перед людьми) 3,15 2,56 3,74 3,17 2,93 3,42
  Перегруженность делами 3,74 3,13 4,36 3,61 3,38 3,84
  Проблемы с подчинен­ными 2,21 1,69 2,74 2,89 2,64 3,14
  Проблемы в общении с сотрудниками (коллега­ми) на работе 3,04 2,41 3,67 3,04 2,80 3,29
  Столкновения с началь­ством 2,68 2,10 3,26 3,03 2,77 3,30
  Беспокойство о надеж­ности места работы 3,32 2,66 3,98 3,24 2,98 3,50
И Проблемы с местом ра­боты из-за своей поло­вой принадлежности 2,19 1,65 2,73 2,36 2,12 2,60
  Неудовлетворенность своей работой 3,32 2,72 3,92 3,32 3,07 3,57
  Чувство одиночества 3,26 2,62 3,89 3,21 2,92 3,49
  Трудности в выборе жизненного пути 3,19 2,44 3,93 2,83 2,50 3,15
  Финансовая ненадеж­ность положения семьи (или собственного поло­жения) 4,28 3,69 4,87 4,50 4,24 4,77
  Трудности с возможно­стью выразить себя 3,45 2,96 3,94 3,41 3,16 3,65
  Физический недуг (ка­кое-либо расстройство организма, телесный де­фект) 3,49 2,91 4,07 3,17 2,91 3,44
  Неудовлетворенность внешним видом 3,60 3,09 4,10 3,28 3,03 3,52
  Заботы о своем здоровье (в целом) 3,66 3,18 4,14 3,85 3,59 4,11
  Недостаточность отдыха 3,70 3,23 4,18 4,03 3,79 4,27
  Сексуальные проблемы 2,60 2,08 3,11 2,82 2,57 3,07
  Проблемы с сексуаль­ным партнером 2,85 2,23 3,48 2,73 2,47 2,98
  Нехватка времени для семьи 3,09 2,59 3,58 3,49 3,23 3,74
  Проблемы с родителями 2,79 2,19 3,39 2,97 2,70 3,25
  Проблемы с детьми 3,62 2,99 4,24 3,14 2,86 3,43
  Перегруженность семей­ными обязанностями 2,81 2,36 3,26 3,10 2,85 3,36
  Неудовлетворенность отношениями с друзья­ми и приятелями 2,97 2,32 3,62 2,41 2,14 2,68
  Трудности в отношени­ях со сверстниками про­тивоположного пола 2,78 2,15 3,41 2,05 1,79 2,30
  Недостаток активности, энергии 3,62 3,12 4,11 3,24 2,99 3,48
  Растущие цены 2,98 2,45 3,51 3,45 3,16 3,75
  Проблемы с покупками 2,96 2,48 3,44 3,56 3,31 3,82
  Проблемы с транспортом 2,98 2,41 3,55 3,31 3^04 1 3,59
  Осуждение и дискрими­нация со стороны других 2,57 2,02 3,13 2,80 2,54 3,06
  Беспокойство по поводу обстановки в стране 3,15 2,59 3,70 3,75 3,48 4,02
  Недостаточность отдыха 3,70 3,23 4,18 4,03 3,79 4,27
  Сексуальные проблемы 2,60 2,08 3,11 2,82 2,57 3,07
  Проблемы с сексуаль­ным партнером 2,85 2,23 3,48 2,73 2,47 2,98
  Нехватка времени для семьи 3,09 2,59 3,58 3,49 3,23 3,74
  Проблемы с родителями 2,79 2,19 3,39 2,97 2,70 3,25
  Проблемы с детьми 3,62 2,99 4,24 3,14 2,86 3,43
  Перегруженность семей­ными обязанностями 2,81 2,36 3,26 3,10 2,85 3,36
  Неудовлетворенность отношениями с друзья­ми и приятелями 2,97 2,32 3,62 2,41 2,14 2,68
  Трудности в отношени­ях со сверстниками про­тивоположного пола 2,78 2,15 3,41 2,05 1,79 2,30
  Недостаток активности, энергии 3,62 3,12 4,11 3,24 2,99 3,48
  Растущие цены 2,98 2,45 3,51 3,45 3,16 3,75
  Проблемы с покупками 2,96 2,48 3,44 3,56 3,31 3,82
  Проблемы с транспортом 2,98 2,41 3,55 3,31 3^04 1 3,59
  Осуждение и дискрими­нация со стороны других 2,57 2,02 3,13 2,80 2,54 3,06
  Беспокойство по поводу обстановки в стране 3,15 2,59 3,70 3,75 3,48 4,02

Обозначения. Средняя — средняя величина; -95,0% и +95,0% — доверитель­ные интервалы средних величин.

Далее в ходе качественного анализа надо сравнить состав домини­рующих причин беспокойства у респондентов, а также учесть характер пРичин, их принадлежность к той или иной сфере бытия личности.

В ходе количественного анализа подсчитывается средняя величи­на баллов по всем пунктам анкеты.

Затем учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для озна­комления числовые данные обследования. После этого они задают друг другу вопросы и отвечают на них. Рекомендуется попросить партнера прокомментировать наиболее высокие оценки. Например, спросить, в чем именно заключается переживаемый внутренний конфликт, — какие конкурирующие мотивы, цели, ценности его порож­дают. Или поинтересоваться, что именно в своем внешнем виде его; беспокоит более всего.

Основное внимание нужно уделить личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми в доминировании той или иной причины дискомфорта или способствовали повышению чувстви­тельности к ней. Может оказаться продуктивной попытка проанали­зировать основные события последнего времени и их влияние на эмоциональный комфорт или дискомфорт.

Контрольные вопросы

1. Почему важно своевременно выявлять эмоциональный дискомфорт?

2. Какие причины для выявления эмоционального дискомфорта час­то оказываются наиболее сильными?

Приложение 13.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...