Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 22. Оценка качества жизни




3. Ф. Дудченко

Вводные замечания. Понимание «качества жизни» неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индиви­дуума функционировать в обществе соответственно своему положе­нию и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это вос­принимается отдельным человеком[14]

Выделяют следующие составляющие качества жизни:

демографические (работа, уровень дохода, образование и др.);

социальные (активное участие в общественной жизни, степень удовлетворенности работой и своим местом в обществе);

психологические (эмоциональное состояние, наличие или отсутст­вие психических заболеваний, интеллектуальные способности индивида, способность достигать поставленных перед собой це­лей и задач, степень сексуальной активности и т. д.);

физические (работоспособность, мобильность, способность выпол­нять повседневную работу, обслуживать себя);

духовная жизнь индивидуума.

Можно выделить три подхода к оценке качества жизни:

1. В общем смысле это оценка самых различных сторон жизни челове­ка, связанных не только с состоянием его здоровья, но и с условия­ми жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, до­машней обстановкой, окружением, социальными условиями.

2. В медицинском смысле это те показатели, которые связаны с со­стоянием здоровья индивидуума (показатели временной нетру­доспособности, инвалидности и др.)

3. Под термином «собственно качество жизни» подразумевается субъ­ективная оценка своего благополучия в физическом, психологическом и социальном аспектах.

Таким образом, оценка качества жизни включает как объектив­ные, так и субъективные показатели.

К первым можно отнести следующие: удовлетворенность быто­выми условиями жизни, характером выполняемой работы, финансо­вым положением, возможностью повышения образовательного уров­ня, профессионального роста, сексуальными отношениями, социаль­ной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состоянием и жизнью в целом.

При изучении здоровья работающих используются субъективные оценки, особенно они надежны при оценке здоровья женщин, кото­рые более бережно и внимательно относятся к своему здоровью. Ис­следования показывают, что субъективные оценки собственного здо­ровья не имеют заметных различий у рабочих, инженерно-техниче­ских работников и врачей[15].

Для изучения самооценки качества жизни можно использовать опросник, разработанный в Научно-исследовательском центре про­филактической медицины (ВНИЦ ПМ; программа ЭСКИЗ — экс­пертная система коррекции индивидуального здоровья)[16]. Он вклю­чает 15 вопросов, касающихся различных параметров качества жизни. Оценка качества здоровья производится с позиций единства физиче­ских, психических и социальных составляющих, поэтому использу­ется метод трех шкал — физической, психической и социальной удовлетворенности.

Оцениваются следующие параметры качества жизни:

1. Материальный достаток (общее благосостояние семьи; личный заработок).

2. Жилищные условия (размеры жилой площади; благоустроен­ность квартиры).

3. Район проживания (климатические, экологические, бытовые условия).

4. Семья.

5. Питание (разнообразие потребляемых продуктов, количество пищи).

6. Сексуальная жизнь.

7. Отдых (сон, физическая активность).

8. Положение в обществе.

9. Работа (отношения с руководителем, отношения с коллегами, профессиональный рост, удовлетворенность своей работой).

10. Духовные потребности.

11. Социальная поддержка.

12. Здоровье родственников (детей, мужа/жены).

13. Состояние своего здоровья.

14. Душевное состояние в последнее время (настроение, характер, переживания, удовлетворенность собой).

15. В целом жизнь (работа, семья, бытовые условия, возможность отдохнуть).

Цель занятия. Овладение методикой по оценке качества жизни.

Оснащение. Листы бумаги А-4; ручка; методика по оценке качества жизни. В данную методику входят: опросник по оценке качества жиз­ни (приложение 22.1), таблица для подсчета результатов (приложение 22.2), образец написания заключения по оценке качества жизни (приложение 22.3).

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:

Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Чтобы ответы можно было измерить количественно, предлагаются шкалы по 100 баллов. 0 баллов означает очень плохое состояние, а 100 баллов — очень хорошее состояние. Обведите цифру, соответствующую вашему состоянию дел. Необхо­димо отвечать так, как это с вами бывает в типичных случаях, наиболее часто. Старайтесь отвечать искренне.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается средний балл для каждой шкалы (15 шкал) и заносится в таблицу (приложение 22.2). В зависимости от ответа для каждой шкалы выделяется уровень качества жизни:

• от 61 до 100 баллов — нормальное качество жизни;

• от 31 до 60 баллов — сниженное качество жизни;

• от 0 до 30 баллов — низкое качество жизни.

Затем подсчитывается средний балл всех параметров качества жиз­ни, который также заносится в таблицу, после чего выявляется уро­вень качества жизни в целом.

Полученные результаты оценки качества жизни анализируются, после чего пишется заключение (приложение 22.3).

Контрольные вопросы

1. Что понимают под качеством жизни?

2. Выделите основные составляющие качества жизни.

3. Назовите подходы к оценке качества жизни.

4. Какие показатели позволяют оценить качество жизни?

Приложение 22.1 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Деньги, материальный достаток

1.1. Довольны ли вы благосостоянием вашей семьи

010 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

1.2. Довольны ли вы своим личным заработком

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

Квартира, жилищные условия

2.1 Довольны ли вы размерами жилой площади

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

2-2. Довольны ли вы благоустроенностью квартиры (мебель, бытовые приборы и т. д.]

0 _ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

Экология, быт в районе проживания

3.1.- Довольны ли вы климатическими условиями в месте проживания (ветер, влажность, температура и т. д.)

0__ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

со вершенно нет полностью да

3.2. Довольны ли вы экологическими условиями в месте проживания
(шум, пыль и т. д.}

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да

3.3. Довольны ли вы бытовыми условиями в месте проживания (магази­ны, услуги и т. д.)

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да

Семья

4.1 Насколько вы считаете свою семейную жизнь счастливой

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

Питание

5.1 Довольны ли вы разнообразием потребляемых продуктов питания

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

5.2 Довольны ли вы количеством пищи, потребляемой за сутки

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

совершенно нет полностью да

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...