Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С глубокими нарушениями интеллекта

Н.В. Новоторцева

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

 

 

ББК 74. 35 р 30                                            Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включает в себя тематический план, список литературы, вопросы, задания для самостоятельной и творческой работы. Программа развития речи детей и методические рекомендации к ней могут быть использованы педагогами, дефектологами, логопедами специальных коррекционных уч­реждений.

 

Рецензент: Л.В Байбородова, доктор пед наук,

профессор, зав. кафедрой педагогических технологий

 

© Н.В Новоторцева, 1999


Тематический план

№ п/п Название темы Кол-во часов
1 Закономерности усвоения языка ребенком 1
2 Этапы развития речи ребенка в норме. 2
  Критические периоды в развитии речи  
3 Связь общего психического развития ребенка с речевым развитием I
4 Особенности речи детей с нарушенным интеллектом 2
5 Родной язык как фактор развития и воспитания 1
6 Функции речи. Развитие форм речевого общения у детей 2
7 Развивающий потенциал речевой среды и его использование в педагогической работе 3
8 Задачи развития речи, средства обучения, методические принципы 3
9 Основные    направления     коррекционно развивающей работы 1
10 Содержание работы по развитию речи 6
11 Игры в логопедической и коррекционно- развивающей работе с детьми 4
  Всего... 26

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

1.Проверьте, как вы овладели терминологией, используй­те «Словарь-справочник по дефектологии»: олигофре­ния, умственная отсталость, дебильность, имбецильность, идиотия, алалия, афазия, дизартрия, общее не­доразвитие речи, задержка речевого развития.

2. Дайте психолого-педагогическую характеристику ум­ственно отсталого дошкольника (имбецила).

3.Раскройте ваше понимание этиологии недоразвития речи.

4.Объясните термины: алалия, аграмматизм, коммуника­ция, экспрессивная речь, импрессивная речь, парафразия, моторная речевая зона, сенсорная речевая зона.

5.Раскройте ваше понимание комплексного подхода в работе по преодолению недоразвития речи.

6.Дайте сопоставительную характеристику речи нормаль­ного и умственно отсталого ребенка.

7.Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребе­нок не говорит». Обсудите ее с педагогами и студентами.

8.Дайте советы родителям по развитию речи «безречево­го» ребенка.

9.Покажите на примерах возможность и эффективность использования различных видов деятельности в разви­тии речи детей.

10. Подберите речевой и дидактический материал по те­мам.

11.Организуйте со студентами попарные игровые действия, имитирующие аналогичную работу с детьми.

12. Подберите игры для работы с детьми конкретно по темам.

13. Составьте конспект занятия по указанной преподава­телем теме.

14. Составьте перечень игр для формирования связной диалогической речи у детей.

15.Перечислите возможные виды коллективной работы для формирования речевых коммуникативных умений у детей.

16. Продумайте игровые приемы к заданиям разной сте­пени сложности (по указанной теме).

17. Приведите примеры индивидуального подхода к де­тям в работе по развитию речи.

18. Подберите лексический материал (по указанной теме).

19.Подберите наглядный раздаточный и демонстрацион­ный материал (к указанному занятию).

20. Перечислите виды работы по развитию связной речи у детей.

21. Раскройте особенности, последовательность и задачи лексической работы с детьми.

22. Раскройте последовательность и основные приемы формирования грамматического строя речи у детей.

23. Определите последовательность и основные приемы развития просодии речи у детей.

24. Перечислите основные средства развития звукового строя речи у детей.

25. Определите основные направления коррекционного обучения безречевых детей.

 

 

Характеристика недоразвития речи у детей

с глубокими нарушениями интеллекта

 

Известно, что большая часть умственно отсталых де­тей поступает в детские дома, специальные дошкольные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет сво­еобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясня­ется первичным интеллектуальным дефектом, отсутстви­ем необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная дея­тельность, отсутствует потребность в общении.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развива­ющиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное ус­воение общественного опыта, особенно в дошкольном возрасте, у них практически не происходит. У этих детей отмечаются патологическая инертность, отсутствие инте­реса к окружающему, неполные и порой искаженные пред­ставления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности рас­пределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразви­тие психических процессов являются причиной ряда спе­цифических особенностей личности умственно отсталого ребенка.

В работе по развитию речи следует учитывать это сво­еобразие, которое проявляется в ограниченности представ­лений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в це­лом активности всей деятельности.

Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого раз­вития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции де­ятельности).

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, про­текающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоциональ­но-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормаль­ном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправ­ления речевых нарушений, устранения речевого недораз­вития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, раз­личных видов деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...