С глубокими нарушениями интеллекта
Н.В. Новоторцева
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
ББК 74. 35 р 30 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включает в себя тематический план, список литературы, вопросы, задания для самостоятельной и творческой работы. Программа развития речи детей и методические рекомендации к ней могут быть использованы педагогами, дефектологами, логопедами специальных коррекционных учреждений.
Рецензент: Л.В Байбородова, доктор пед наук, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий
© Н.В Новоторцева, 1999 Тематический план
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1.Проверьте, как вы овладели терминологией, используйте «Словарь-справочник по дефектологии»: олигофрения, умственная отсталость, дебильность, имбецильность, идиотия, алалия, афазия, дизартрия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития. 2. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого дошкольника (имбецила). 3.Раскройте ваше понимание этиологии недоразвития речи. 4.Объясните термины: алалия, аграмматизм, коммуникация, экспрессивная речь, импрессивная речь, парафразия, моторная речевая зона, сенсорная речевая зона. 5.Раскройте ваше понимание комплексного подхода в работе по преодолению недоразвития речи. 6.Дайте сопоставительную характеристику речи нормального и умственно отсталого ребенка. 7.Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит». Обсудите ее с педагогами и студентами. 8.Дайте советы родителям по развитию речи «безречевого» ребенка. 9.Покажите на примерах возможность и эффективность использования различных видов деятельности в развитии речи детей. 10. Подберите речевой и дидактический материал по темам. 11.Организуйте со студентами попарные игровые действия, имитирующие аналогичную работу с детьми. 12. Подберите игры для работы с детьми конкретно по темам. 13. Составьте конспект занятия по указанной преподавателем теме. 14. Составьте перечень игр для формирования связной диалогической речи у детей. 15.Перечислите возможные виды коллективной работы для формирования речевых коммуникативных умений у детей. 16. Продумайте игровые приемы к заданиям разной степени сложности (по указанной теме). 17. Приведите примеры индивидуального подхода к детям в работе по развитию речи. 18. Подберите лексический материал (по указанной теме).
19.Подберите наглядный раздаточный и демонстрационный материал (к указанному занятию). 20. Перечислите виды работы по развитию связной речи у детей. 21. Раскройте особенности, последовательность и задачи лексической работы с детьми. 22. Раскройте последовательность и основные приемы формирования грамматического строя речи у детей. 23. Определите последовательность и основные приемы развития просодии речи у детей. 24. Перечислите основные средства развития звукового строя речи у детей. 25. Определите основные направления коррекционного обучения безречевых детей.
Характеристика недоразвития речи у детей с глубокими нарушениями интеллекта
Известно, что большая часть умственно отсталых детей поступает в детские дома, специальные дошкольные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясняется первичным интеллектуальным дефектом, отсутствием необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, отсутствует потребность в общении. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развивающиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в дошкольном возрасте, у них практически не происходит. У этих детей отмечаются патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка. В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности. Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого развития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности). Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|