Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь
Задание 1. Ответы на вопросы по картинкам. - Что делают дети? (собирают грибы, полют грядки, поливают цветы и т. п.) Задание 2. Ответы на вопросы по картинкам. - Кого ты видишь? (маму, бабушку, врача, мальчика и т. п.) - Что ты видишь? (арбуз, книгу, яблоко и т. п.) Задание 3. Закончи предложение. Мама шьет... Дети ловят... Ученик решил... Мальчик строит... Брат купил... Врач лечит... Соня пишет... Повар готовит... Задание 4. Назови свои любимые занятия. - Я люблю читать (книги) - Я люблю играть... - Я люблю смотреть... - Я люблю слушать... - Я люблю рисовать … Задание 5. Нарядим игрушечную елку. Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов: вверху, внизу, далеко, спереди, сзади, справа, слева, вблизи, вдали. Задание 6. Закончи фразу. Конь бегает (как?)... Собака лает (как?)... Мышка пищит (как?)...
Учить пониманию и употреблению простых распространенных побудительных предложений Задание 1. Выполнение поручений, действий по словесной инструкции - Женя застегни пальто. - Катя, расстегни кофту. - Коля, сними шапку. - Надя, надень шапку. Задание 2. Научить обращаться с просьбой. - Мама, дай мне куклу. - Маша, дай большую машину. (Произношение звуков, слоговая структура слов остаются несовершенными: «Мама, дай басую масыну») Задание 3. Различение противоположных по значению действий: отнеси - принеси завяжи - развяжи открои -закрой найди – спрячь войди - выйди вымой - вытри включи - выключи надень - сними Задание 4. Научить отдавать «команды» куклам, игрушкам, товарищам. - Миша, лови мяч. - Катя, мой руки. - Зайка, спи. - Петя, сиди тут и пой. - Филя, ищи зайку, зови зайку. Задание 5. Различение единственного и множественного числа существительных. Выполнение действий, обращения к сверстникам.
- Ира, возьми шар. - Коля, дай шары. - Настя, дай руку. - Петя, вымой руки. Задание 6. Загадай желание и скажи, что ты хочешь.
Учить пониманию и употреблению простых повествовательных предложений Задание 1. Ответить на вопросы по картинкам: - Кто несет ведро? - Кто везет сани? - Кто вяжет кофту? - Кто шьет юбку? - Кто строит башню? - Кто чинит машину? Задание 2. Игра «А у вас?» Педагог: «У меня корзина с яблоками. А у вас?» Дети: И у нас корзина с яблоками. - У меня ваза с цветами. А у тебя? - У меня ваза с цветами. Задание 3. «Что нужно». Ответы на вопросы. - Чем ты играешь? (Я играю кубиками) - Чем ты рисуешь? - Чем ты моешь руки? И т. п. Задание 4. Закончить предложения. - Конь бегает как? - А черепаха ползает как? - Собака лает как? - А мышка пищит как?
Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения Задание Г. «Передай другому». Дети в кругу. Взрослый начинает игру. - Я даю ключ Тане. - Таня: Я даю ключ Васе. - Вася: Я даю ключ Ане. Задание 2. Инсценировка потешки. Белка. На тележке я стою И орешки продаю, Подходи, не зевай, Только имя называй. - Кому в платок? Лисичке -сестричке. - Кому в зобок? Воробью, синичке. - Кому в кузовок? Мишке косолапому. - Кому в лапочку? Заиньке усатому. Задание 3. Подобрать и изменить слово (опора на картинку). Картинки: вилка лейка воротник суп крючок нитка карандаш палки одеяло полотенце молоко блюдце Слова: а) вытираться, есть, поливать, вязать, резать, укрываться; б) тарелка с..., пальто с..., лыжи с..., коробка с,.., бутылка с..., чашка с.... Игры: «Кому что?», «Чьи это вещи?», «Где что находится?», «Где хранят вещи?», «Кто где живет?», «Для кого подарки?».
Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов
Задание 1. «Как растут слова?» вода водичка водяной лес лесок лесной хлеб хлебушек хлебный звон звонок звонкий снег снежок снежный гриб грибочек грибной Задание 2. «Большой - маленький» У кого рука? У кого ручища? У кого зубы? У кого зубищи? Где дом? Где домик? Где домище? Задание 3. Назовите детенышей. - У курицы цыпленок. - У мишки медвежонок. - У собаки щенок. Задание 4. Закончи предложение названием детеныша. - У лисы родились... - У ежика появились... - У белки маленькие... Задание 5. «Из чего?» «Какой?» Стакан из стекла. Какой стакан? Сумка из кожи. Какая сумка? Блузка из ситца. Какая блузка. Задание 6. «У меня и у куклы». Закончить предложение по образцу: - У меня лицо, а у Кати? Личико. - У меня рука, а у Кати? Ручки. - У меня ноги, а у Кати? Ножки. Задание 7. «Что? Где?» Это хлеб. Где хранится хлеб? В хлебнице. Это сахар. Где хранится сахар? В сахарнице. Это конфеты. Где хранятся конфеты? В конфетнице. Задание 8. Работа с приставочными глаголами.
Практическое освоение слогоритмической структуры двусложных и трехсложных слов Задание 1. Повторение слогов в потешках. Ду-ду Вдоль по улице иду я И в большую дудку дую! Ду - ду - ду да ду - ду -ду, Я по улице иду. Задание 2. Произнесение слогов в указанном ритме. Дада - дада дадада - да и т. п. Задание 3. Произнесение слога столько раз, сколько услышат ударов. Задание 4. Отраженное произнесение слоговых рядов. ма - ма - ма да - да та - та - та ДУ - ДУ - ДУ на - на Задание 5.Сохранение ударного слога в словах типа: а) няня, Ляля; б) Аня, Коля, Маня; в) ухо, каша, шуба; г) коза, лицо, лиса; д) малина, собака; е) ягода, кубики; ж) голова, сапоги.
Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений Задачи: - освоение порядка слов в простом предложении; - распространение простых нераспространенных предложений дополнениями; - распространение простых нераспространенных предложений определениями; - распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами; - употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями); - употребление повествовательных и вопросительных предложений.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на IV этапе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|