Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Употребление в практике общения повествовательных и вопросительных простых предложений

Задание 1. Ответы на вопросы.

- Что вяжет бабушка?

- Кому бабушка вяжет...?

- Что рисует Коля?

- Чем Коля рисует...? И т. п.

Задание 2. Распространить предложения, последова­тельно отвечая на вопросы.

- Что мама шьет?

- Кому мама шьет платье?

- Какое платье шьет мама дочке?

Задание 3. Ответить на вопросы по картинкам «Куда идут люди?»

Задание 4. Составление предложений с помощью иг­рушек и картинок.

Задание 5. Задай вопрос товарищу. Спроси воспита­теля.

 

 

Освоение порядка слов в простом предложении

Задание 1. Ответы на вопросы по картине и составле­ние предложения.

Кто это? Что делает? Чем делает?

Кто это? Что делает? Как делает?

Задание 2. Исправить ошибки

- Коза принесла корм девочке.

- Луга затопили реку.

- Земля освещает солнце.

- Мышка больше кошки.

Задание 3. Дополнить предложения.

-... катаются на санках.

-... купаются в реке.

-... поет песню.

-... читает книгу

-... играет куклой.

 

 

Распространение простых нераспространенных предложений дополнениями

Задание 1. Закончить предложения.

- Дети катаются на....

- Мальчик читает....

- Девочка играет на....

- Ребята купаются в....

- Дети пошли в лес за....

Задание 2. «Чем?» Дополним словом.

Ученик пишет...

Девочка рисует... 

Дедушка пилит....

Папа рубит дрова....

Бабушка вяжет....

Мама стрижет....

Задание 3. Кому что нужно?

Врачу....

Повару....

Учителю....

Строителю....

 

 

Распространение простых предложений определениями

Задание 1. Составление словосочетаний.

Лимон (какой?)

Яблоко (какое?)...

Лекарство (какое?)...

Конфета (какая?)...

Задание 2. Составление предложений со словосочета­ниями.

Ранняя весна, густой лес, быстрая речка, сочная и круп­ная морковь, прохладный день.

Словосочетания подбираются с учетом темы занятия. Желательно составлять предложения на одну тему, чтобы приблизить детей к составлению рассказа.

Задание 3. Работа с текстом. Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?, используя словосочетания. Тексты подбираются с учетом возможностей восприятия их детьми.

Голубая пора. Март

У каждого месяца свой цвет. Январь - белый, июнь - зеленый, а вот март - голубой. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени, как синие молнии. Голубая даль, го­лубые льды, голубые на снегу следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя по­лоска далекого леса. Весь мир голубой!

(По Н. Сладкову)

Задание 4. Дополнить предложения словами по вопро­сам: какой? какая? какое? какие?

В ручье (чистая) вода: (красная) ягода смотрит из тра­вы. На (хороший) цветок и пчелка летит. Детям дали (но­вый) мяч.

Распространение простых предложений обстоятельствами

Задание I. Закончить предложение.

- Листья падают (откуда?)...

- Птицы улетают (куда?)...

- Льют дожди (когда?)...

- Яблоки собираются (где?)...

- Девочка поет (как?)...

Задание 2. Продолжите предложение.

- Вчера было холодно, а сегодня...

- Вчера был вечер, а сегодня...

- Вчера было пасмурно, а сегодня...

Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.

петь

работать

читать как? (наречие в качестве признака действия)

мастерить

рисовать

Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, ут­ром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.

Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи.

Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, на­право, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда.

В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словес­ной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, про­читанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.

 

 

Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств)

В работе по введению в устную речь различных одно­родных членов используются следующие приемы:

- отчет о проделанной работе, выполненных поруче­ниях;

- ответы на вопросы по картине;

- беседа по прочитанному тексту;

- ответы на вопросы по следам наблюдения, экскур­сии;

- рассказ по памяти.

Подвести детей к использованию в речи предложений типа:

С однородными подлежащими. На празднике были мальчики, девочки, воспитатели.

С однородными сказуемыми. На новогоднем праздни­ке мы пели, плясали, играли.

С однородными дополнениями. Дед Мороз нам пода­рил игрушки, книжки, конфеты.

С однородными обстоятельствами. На празднике нам было хорошо, радостно, весело.

С однородными определениями. Утренник был веселый, интересный.

 

 

Пятый этап. Практическое освоение детьми морфологической стороны речи

Задачи:

-обучение первоначальному самостоятельному сло­воизменению некоторых существительных и глаголов;

- практическое освоение категории рода и числа имен существительных;

- практическое освоение категории числа и лица гла­голов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени;

- предупреждение и исправление ошибок словоизме­нения;

- закрепление продуктивных способов словообразо­вания существительных, глаголов, относительных прила­гательных.

 

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе.

Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов

В работе используются дидактические игры, упражне­ния, выполнение поручений, беседа в ходе предметной и продуктивной деятельности. В устной речи, в общении закрепляются падежные формы, предложные конструкции.

Примерные задания.

Задание 1. Составление словосочетаний.

Читать что?    Решить что?

Уважать кого? Любить кого?

Лепить кого?  Рисовать что?

Задание 2. Составление словосочетаний и предложений по вопросам.

- поймали, встретились, бегут;

- на лыжах, зайчонка, лесником.

Задание 3. Выполнить действия. Ответить на вопросы.

Положите книги на стол. Где лежат книги?

Возьмите книги. Откуда взяли книги?

Положите книги в стол. Где они сейчас?

Возьмите их. Откуда взяли книги?

Задание 4. Построиться по указанию педагога.

Коля за Леной

Таня за Колей

Нина за Таней И т. п.

Ответить на вопросы:

За кем стоишь? Перед кем?

Впереди кого стоишь?

Позади кого стоишь?

Рядом с кем?

Задание 5. Закончить предложения

Дети идут... (в школу)

Дети выходят...

Девочки и мальчики купаются...

Мальчики идут (по дороге)

Задание 6. Исправить ошибки.

Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под сто­лом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...