Употребление в речи однословных и двусловных предложений
Задание. Употребление предложений типа: а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п. б) Дай утку Дай ложку. Дай воды. в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть. г) Можно кушать? Можно идти? д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса. Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.
Развитие речевой подражательности Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений. Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм. Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация). Игры «Шоферы и строители», «Что мы делали - не скажем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».
Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения Задачи: - научить понимать простые нераспространенные предложения; - учить выполнять простые действия по речевой инструкции; - учить понимать и строить словосочетания типа глагол в повелительном наклонении + существительное в винительном падеже; - учить употреблять в речи словосочетания типа глагол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;
- учить употреблять в общении предложения типа подлежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица; - учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + сказуемое + обстоятельство; - учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных; - учить некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов; - учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных и трехсложных слов.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе. Развитие понимания простых нераспространенных предложений Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию. Где? крыша земля стол палка крыса змея стул полка Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию: Кто купается, а кто катается. Кто копает, а кто покупает. Кто сидит, а кто стоит. Задание 3. Различение названий действий по ситуации: моет - умывается - стирает лежит - спит пишет - рисует шьет - вяжет строит - чинит Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением: застегни пальто (расстегни); сними шапку (надень); открой коробку (закрой) и т. п. Задание 5. Различение единственного и множественного числа существительных. Возьми кубик (кубики), шар (шары), карандаш (карандаши). Задание 6 Различение единственного и множественного числа глаголов (по картинкам). Мальчик спит, бежит - бегут идет - идут сидит - сидят стоит - стоят Дети спят, летит - летят лежит - лежат везет - везут едет - едут Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы - мальчика и куклы - девочки). Женя упал. - Женя упала. Женя встал. - Женя встала. Саша подмел пол. - Саша подмела пол. Задание 8 Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине Ответы на вопросы.
Выполнение поручений по речевой инструкции Задание 1. Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений. - Покажи карандашом ручку. - Покажи ручкой карандаш. Задание 2. Выполнение действий с целью различения предложных конструкций. - Возьми карандаш, который лежит в коробке (около коробки, на коробке). - Поставь игрушку на стол (в шкаф, на полку). - Достань мяч из-под шкафа (из шкафа) и т. п. Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепления прилагательных-антонимов. - Большой мяч дай Вове, а маленький Тане. - Узкую ленточку дай Маше, а широкую - Оле. (длинный - короткий, низкий - высокий, толстый - тонкий). Задание 4. Научить понимать значения слов, отражающих пространственные отношения, вниз (внизу) - вверх (вверху) далеко - близко вперед (впереди) - назад (сзади). - Кто спускается вниз по лестнице? - Кто поднимается вверх? - Встань впереди Саши. - Сделай шаг назад.
Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь Задание 1. Выполнение инструкций педагога в работе с картинками. - Покажи большой дом (маленький). - Где узкая тропинка? (широкая дорога) - Где летний день? (морозное утро) - Покажи аккуратного мальчика (неряшливую девочку) и т. п. Задание 2. Ответить на вопрос с опорой на картинку. Яблоко какое? Лимон какой? Конфета какая? Игрушки какие? Задание 3. Беседа по вопросам. - Какая сегодня погода? - Какой сегодня день? - Какое небо? - Когда бывают такие дни? Задание 4. У кого какие детеныши? Щенок у... Мышонок у... Котенок у... Цыпленок у... Козленок у... Теленок у... Задание 5. Где что покупают? Хлеб... лекарство.... газеты... конверты... (булочная, киоск, аптека, почта). Задание 6. Чьи это вещи? Халат врача. Очки воспитателя. Книга девочки. И т. п. Задание 7. Угадай, чьи это хвосты. Хвост лисы. Хвост коровы. Хвост петуха. Хвост лошади. Задание 8. Угадай дерево по листочку. Это лист дуба (березы, клена, рябины). Задание 9. Игра «Передай ключ». - Я даю ключ Тане. - Я даю ключ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|