Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертное оценивание результатов




ТЕСТИРОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ

«ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ»

Экспертные оценки выделены жирным шрифтом или стоят в скобках. При этом мы руководствовались данными, которые приводятся в книге «Нормализация учебной нагрузки школьников» и методическими раз­работками по курсу «Возрастная физиология и школьная гигиена».

I. Сон—бодрствование.

При оценивании режима «сон—бодрствование» учитывался контингент испытуемых (учащиеся), их возраст (14-15 лет) и характер деятельности (интенсивная умственная нагрузка).

1.

 

 

 

В какое время вы обычно:   в будний день в выходной день
ложитесь вечером    
встаете утром    
Сколько времени вы спите днем    

Оценки за ответы на эти вопросы выставлялись автоматически с учетом того, что особенно ценен и важен для здоровья сон с 22.00 до 3.00, один час сна в это время равносилен двум часам сна после, поэтому «5» и «4» получают те, кто раньше ложится и раньше встает, а «1» и «2» — те, кто ложится за полночь, поднимается с трудом (они не набирают достаточно­го количества часов сна за неделю)

2. Охарактеризуйте ваш сон.

Засыпаю:

а) легко и сразу (5);

б) с трудом и не сразу (3);

в) с помощью лекарств (1).

Сплю:

а) спокойно и крепко без сновидений (5);

б) спокойно, но часто вижу сны (4);

в) часто просыпаюсь (3);

г) беспокойно.снятся кошмары и ужасы (2);

д) хроническая бессонница (1).

Встаю утром:

а) полон (полна) сил и энергии (5);

б) бодрый(ая), с хорошим настроением (4);

в) сонный(ая) и неактивный(ая) (3);

г) усталый(ая) и разбитый (ая) (2);

д) с головной болью (1)

3. Вы встаете утром (ложитесь вечером):

а) самостоятельно (5);

б) под контролем родственников (1.,

4. Сколько часов в день, по вашему мнению, вы должны спать и во
сколько ложиться вечером, чтобы хорошо себя чувствовать?

Количество необходимого сна в день — 8-9 ч, наиболее благоприятное время отхода ко сну — 22.30 (5 баллов); за каждые полчаса больше или меньше и за каждые полчаса позже снимается один балл.

II. Питание

При оценивании вопросов питания следует учитывать многообразие и противоречивость точек зрения по этой теме. Поэтому мы старались учесть те общие моменты, на которых сходятся многие специалисты в данной области (И. М. Сеченов, И. М. Павлов, В. И. Вернадский, А. М. Уго-лев, а также Н. М. Амосов, Г С. Шаталов, В. И. Гарбузов и др.), а именно:

o зависимость питания от зоны проживания, климата, времени года (Санкт-Петербург, осень—весна);

o зависимость диеты от выполняемой работы [интенсивная умственная нагрузка);

o зависимость питания от возраста, веса, конституции человека (под­ростки 15-16 лет).

5. Сколько раз в день вы принимаете пищу?

4-5 раз — оценка «5»; 3-4 или 5-6 раз — оценка «4»; 3 или 6 раз

оценка «3»; 2 раза — оценка «2»; 1 раз — оценка «1».

 

6. В какое время у вас обычно:    
Завтрак Обед Полдник Ужин
1-й: 7-8 оценка «5» 2-й: 11-12 оценка «5» 14-15 оценка «5» 16-17 оценка «5» 19-20 оценка «5»
         

Сдвиг по времени на каждые полчаса в сторону увеличения времени сни­мает 1 балл.

Следует учитывать, что лучше принимать пищу в одно и тоже время, про­межутки между питанием не должны превышать 4 ч, и последний раз в день есть нужно не позднее чем за 2 ч до сна

7 Какие блюда и напитки обычно составляют ваше меню в течение дня:

 

Блюда и напитки Завтрак Обед Полдник Ужин
Фрукты        
Салаты из свежих овощей        
Овощи вареные и тушеные (кроме картофеля)        
Картофель        
Каша        
Бутерброды        
Мучные изделия        
Мясные и рыбные блюда        
Яйца        
Молоко        
Кисломолочные продукты        
Суп        
Сок, компот        
Чай        
Кофе        
Какао        
Кондитерские из­делия        
Другое        

Правильное распределение продуктов питания в течение дня способст­вует повышению работоспособности и лучшему самочувствию. Один из основоположников современной натуропатии Бирхер-Беннер дал интересную градацию энергетической ценности продуктов питания, разделив их на аккумуляторы I, II и III порядка.

Аккумуляторы I порядка повышают присущие человеку целительные силы, к ним относятся фрукты, ягоды, овощи, орехи, зерна злаков, лучше пророщенные, некипяченое молоко и невареные яйца.

Аккумуляторы II порядка — продукты с умеренным ослаблением живой энергии в результате омертвения и нагревания. Это хлеб, картофель, ва­реные зерна злаков, крупы, вареные плоды, кипяченое молоко, молодой сыр, масло, вареные яйца.

Продукты, которые относятся к аккумуляторам I или II порядка, желатель­но употреблять на завтрак, поскольку на их переваривание организм тратит меньше сил и не создается условий для его загрязнения.

К аккумуляторам III порядка относятся продукты с сильным ослаблением энергии: мясо всех видов, рыба, птица, копчености и соления. Они также необходимы человеку, но на их переваривание организм затрачивает много энергии, поэтому их лучше употреблять на обед. Неотъемлемую часть обеденного меню в северной климатической зоне составляет суп. На полдник можно немного сладкого. Ужин должен быть легким, чтобы дать организму хорошо отдохнуть за ночь.

8. Какие продукты в вашей семье употребляют чаще (в каждой строчке возможен выбор нескольких позиций):

1) а) со своего огорода (5); б) с рынка (3); в) из магазина (1);со сво­его огорода и с рынка (4); со своего огорода и из магазина (3); с рынка и из магазина (2);

2) а) сырые (свежие) (15); б) термически обработанные (3); в) консер­вированные (1); сырые и термически обработанные (4); сырые и консервированные (3); термически обработанные и консервиро­ванные (2);

3) а) отечественные (5); б) импортные (3); в) отечественные и им­портные (4).

9. Знаете ли вы что-нибудь:

а) о постах (5);

б) о принципах правильного (рационального) питания (4);

в) о лечебном голодании (3);

г) ничего не знаю (1).

10. Какие источники получения энергии для жизнедеятельности человека
помимо еды вы знаете?

Солнце, свежий воздух, физическая деятельность, сон, молитва, хорошая музыка... (За каждый названный источник энергии — 1 балл.)

11 Принято ли у вас в семье:

а) соблюдать посты 15);

б) молиться до и после трапезы (4);

в) соблюдать принципы рационального питания [3J;

г) соблюдать принципы лечебного голодания (2);

д) не принято ничего из вышеперечисленного (1J.

12. Как часто вам приходится принимать пищу в общественных местах:

а) никогда (5);

б) иногда (4J;

в) один раз в день [3J;

г) два раза в день (2);

д) постоянно И).

13. Как часто вы собираетесь всей семьей за общей трапезой:

а) почти никогда [1J;

б) только в праздничные дни (2J;

в) по выходным и праздникам (3);

г) 1 раз в день (4);

д) постоянно (5).

14. Как часто вы используете следующие продукты и напитки в своем ра­ционе:

 

Продукты и напитки Частота их употребления
    постоянно часто средне редко никогда
Овощи          
Фрукты          
Молочные продукты          
Мясо          
Рыба          
Яйца          
Мучные изделия          
Кондитерские изделия          
Фасоль, горох, соя, че­чевица          
Зерновые          
Орехи, семечки          
Проросшие зерна          
Зелень          
Мёд          
Вода          
Соки, компоты          
Чай          
Травяные чаи          
Газированные напитки          
Кофе          
Какао          
Квас          
Другое          
             

Этот вопрос оценивался исходя из того, что уже говорилось выше о поль­зе различных продуктов, а также того, что меню подростков и юношей Должно включать достаточно разнообразный перечень продуктов, глав­ным образом богатых живой энергией.

15. Какое блюдо вы можете приготовить сами?

За каждое приготовленное блюдо (1), если их больше пяти (5).

16. Практикуете ли вы какие-либо виды:

а) поста (если да, то какие) - оценка «5», сколько бы ни было «да»;

б) лечебного голодания (если да, то какие) - оценка «4», сколько бы ни было «да»;


в) дозированного голодания (если да, то какие) - оценка «3», сколько бы ни было «да».

17. Соблюдаете ли вы какие-либо диеты:

а) связанные с духовными целями(5);

6) с целью коррекции веса (4);

в) связанные со спортивными тренировками (3).

18. Во время еды вы обычно:

а) смотрите телевизор (-3);

б) слушаете радио (-1);

в) читаете (-2);

г) прослушиваете магнитофонные записи (-1);

д) разговариваете (-2).
Если баллы по пункту 18 в сумме дают более 5 — оценивать (-5).

19. Используете ли вы лекарственные вещества с целью коррекции ве­са, какие?

За применение гормональных препаратов (-2), за остальные (-1).

III. Труд

20. Вы учитесь:

а) легко, без особых усилий (5);

б) спокойно, но нужно потрудиться (4);

в) с большой затратой усилий и времени (3);

г) с перенапряжением (2);
д)на грани срыва (1).

21 Что вы чувствуете обычно в конце учебного дня:

а) интерес, желание продолжить учебу (5);

б) удовлетворение проделанной работой 14);

в) облегчение, что все закончилось (3);

г) разочарование, недовольство собой (2);

д) усталость, нежелание учиться (1).

22. Хотелось бы вам:

а) узнать еще больше и быстрее (5);

б) получить более подробную информацию по интересующим вас пред­метам (4);

в) продолжить обучение в том же режиме (3);

г) уменьшить темп получения учебной информации (2);

д) сократить темп обучения и количество учебного материала (1).

23. Как долго вы задерживаетесь в школе для выполнения внеклассной работы?

1-1,5 ч/нед. — оценка «5»; 0,5-1 ч — оценка «3»; не задерживаюсь — оценка «1».

24. Сколько времени в день в среднем уходит у вас на выполнение до­машнего задания?

Оценка выставлялась по центрированной шкале, т. е. средний резуль­тат 2-2,5 ч оценивался в 5 баллов, крайние результаты (больше и меньше этого времени) оценивались ниже.

25. Успеваете ли вы сделать все домашние задания:

а) успеваю полностью (5);

б) успеваю частично (3);

в) не успеваю (1).

26. Какие факультативы, кружки, секции вы посещаете?

Количество кружков оценивалось по прямой шкале: чем боль­ше, тем выше оценка.

27 Сколько времени в день и сколько раз в неделю уходит у вас на занятия в факультативах, кружках, секциях?

Результаты оценивались по центрированной шкале; «5» получали те, у кого на занятия в кружке уходит 3-4 ч/нед., крайние результаты со­ответственно оценивались ниже.

28. Сколько времени у вас уходит на дорогу:

а) в школу;

б] в кружок (если он не в школе)?

Время оценивалось по обратной шкале: чем меньше, тем лучше.

29. Что или кто вам:

а) помогает учиться___________________________ ___

б] мешает учиться?

Здесь следует учитывать количество людей, средств, возможностей, которые помогают или мешают учиться: по 1 баллу за каждое из них с соответствующим знаком.

30 Какую работу по дому вам доверяют делать?

Учитывается количество работ (1 балл за каждое] и уровень сложно­сти: за простую работу (вынос мусора) — 1 балл; за уборку комнаты — 2 балла; стирка, уход за растениями и животными, поход за покупками в магазин и т. п. — 3 балла; за более сложную деятельность: приготов­ление обеда — 4 балла; уход за маленькими детьми или стариками — 5 баллов.

31. Сколько у вас уходит времени в день на выполнение домашней работы?
Время оценивалось по прямой шкале: чем больше, тем лучше.

32. Вы выполняете работу по дому, потому что:

а) вам это нравится (5);

б) хочется помочь родителям (4);

в) это дает возможность отдохнуть от уроков (3);

г) это просто необходимо (2);

д) заставляют (1).

33. Где и сколько часов вы работаете после школы?

Учитывается сложность (по 5-балльной системе).

Время не должно превышать 4 часов в день (5 баллов), за каждые лишние полчаса снимается по 1 баллу.

34. Почему вы это делаете?

Мотивы наподобие таких: «вместе с товарищем» — оценка «1»; «за­работать карманные деньги» — оценка «2»; «помощь родителям» — оценка «3»; «интересно» — оценка «4»; «стажировка для будущей дея­тельности» — оценка «5».

IV. Отдых

35. Остается ли у вас свободное время после занятий (сколько)?

Если 2-Зч — оценка «5»; за уменьшение или увеличение количестве времени на каждый час снимается по 1 баллу.

36. Какие общественные места и как часто вы посещаете

Общественные места Не по­сещаю 1-2 раза в год 1-2 раза в месяц 1-2 раза в неделю Практически ежедневно
Церковь          
Библиотека          
Театр, музей          
Кинотеатр          
Дискотека          
Спортивные состязания          
Игровой ком­пьютерный зал          
Бываю в гостях          
Другое          

37. Ваше любимое занятие в свободное время?

Учитывается количество занятий (по 1 баллу за каждое и сложность): различные игры и развлечения — «1»; прослушивание музыки, обще­ние — «2»; чтение, занятия спортом, танцами — «3»; коллекциониро­вание и познавательные мероприятия, работа с компьютером — «4»; занятия, связанные с различными профессиональными умениями и творчеством, — «5».

38. Какую литературу (статьи, книги) вы любите читать:

а) духовную (религиозную) [5);

б) художественную (4);

в) научно-популярную (4);

г) специальную (по интересующему вас предмету) (4);

д) приключения, спорт (3);

е) мистику (2);

ж) фантастику (2);

з) детективы (1);

и) другое________________________(оценивается путем сопоставле­ния с подпунктами а)—з).

39. Какую музыку вы любите слушать?

Духовную, классическую — «5»; романсы, народную, авторскую пес­ню — «4»; джаз, эстрадная музыка — «3»; рок-музыку [исключая тяже­лый рок), поп-музыку — «2»; тяжелый рок, панк-рок, рэп — «1».

40. Сколько часов в день вы гуляете?

2 ч—«5»; за уменьшение времени на каждые полчаса снимается 1 балл.

41. Как часто вы бываете за городом в течение учебного года:

а) живу в лесопарковой зоне (5);

б) каждую неделю 14);

в) 1 -2 раза в месяц (3);

г) иногда [2);

д) не бываю (1).

42. Сколько времени в день вы проводите:

а) перед телевизором (видеомагнитофоном)__,

б) перед компьютером___________________,

в) с магнитофоном_______________________?

До 1 ч — оценка «-1»; 1 -2 ч — «-2»; 2-3 ч— «-3»; 3-4 ч—«-4»; более 4ч — «-5».

V Физическая активность

43. Делаете ли вы утром физическую зарядку?

Да — оценка «5»; иногда — оценка «3»; нет — оценка «1».

44. Сколько раз в неделю и как долго вы занимаетесь спортом и танцами
(включая занятия на уроках физкультуры и ЛФК)?

Время подвижных занятий за неделю оценивается по прямой шкале: чем больше, тем лучше.

45. Любите ли вы заниматься физкультурой, спортом, подвижными играми:

а) очень нравится (5);

б) нравится (4J;

в) иногда, при случае (3);

г) отношусь равнодушно (2);

д) нет, не люблю (1). 46. Какими видами спорта вы владеете и на каком уровне:

 

 

 

 

 

Вид спорта Лю­би­тель Разряды Уровни мастерства
юношеский взрослый канди­дат в ма­стера спорта мастер спорта мастер спорта между­народ­ного класса
III II   III II  
Легкая атлетика                    
Тяжелая атлетика                    
Велосипед                    
Футбол                    
Хоккей                    
Коньки                    
Лыжи                    
Теннис                    
Туризм                    
Боевые ис­кусства                    
Волейбол                    
Танцы                    
Другое                    
Баллы за уровень                    

 

Количество видов спорта оценивалось по прямой шкале: чем больше, тем лучше, за сложность ставился наивысший балл из всех видов спорта, которыми владеет учащийся.

47 Какие закаливающие процедуры вы проводите дома:

а) умываюсь холодной водой;

б) принимаю прохладный душ;

в) хожу босиком;

г) посещаю бассейн;

д) хожу в парилку (сауну);

е)_________________ другое

За каждую процедуру причисляется 1 балл.

VI. Вредные привычки

48. Какие из перечисленных ниже привычек у вас есть и насколько часто они проявляются?

 

Вредные привычки Никогда не имел(а) Пробовал(а) Бы­вает из­редка Не­сколько раз в неделю Каж­дый день Не­сколь­ко раз в день
1 Жевание жевательной резинки            
2. Обкусыва­ние ногтей            
3. Скверно­словие            
4. Курение            
5. Употребле­ние алкоголя (в том числе пива)            
6. Употребле­ние наркоти­ческих ве­ществ            
Баллы за сте­пень привы­кания   -1 -2 -3 -4   -5

Учитывается количество привычек; начиная с графы «пробовал(а)» так­же принимается в расчет и степень привыкания.

49. Как давно появились у вас эти привычки (сколько дней, или недель, или месяцев, или лет)?

а) жевание жевательной резинки____________________

б) сквернословие________________________________

в) курение табачных изделий_______________________

г) употребление алкогольных напитков: крепких_______

слабых (включая пиво и джин-тоник) ________________

д) употребление наркотических веществ_____________

Несколько дней — оценка «-1»; несколько недель — «-2»; несколько ме­сяцев _ «-3»; полгода-год — «-4»; больше года — «-5»; заносится об­щий период времени, суммированный по всем привычкам.

50. Кто вам дал их попробовать:

а) родители (-5);

б) родственники (брат, сестра, др.) (-4);

в) друзья (-3);

г) знакомые (-2);

д) чужие (-1).

Учитывается количество источников и их близость.

51 Ваши родители:

а) жуют жевательную резинку (-1);

б) сквернословят (-2);

в) курят табачные изделия (-3);

г) употребляют алкогольные напитки (-4);

д) принимают наркотические вещества (-5).

Учитываются количество вредных привычек и степень их вредности.

52. Почему вы стали делать то же самое:

а) заставили (-1);

б) случайно (-2);

в) из интереса (-3);

г) чтобы быть как все (-2);

д) чтобы казаться взрослым (-1).

53. Что вы чувствуете сразу после курения, приема алкогольных напит­ков, наркотических веществ:

а) радость (-5);

б) смелость (-4);

в) раскованность (-3);

г) снятие напряжения (—2);

д) отсутствие страха (-1);

е) (оценивается путем сопоставления с подпунктами a)—д))

Что вы чувствуете через некоторое время после их приема:

а) тошноту, сонливость (-1);

б) головную боль (-2);

в) плохое настроение (—3);

г) угрызения совести (-4);

д) агрессивность (-5).

54. Каково ваше отношение к этим привычкам, если говорить о будущем:

 

Привычка Хочу увели­чить дозу Хочу все оставить без из­менений Смогу бро­сить, если захочу Хочу умень­шить дозу Хочу бро­сить, но не могу Собира­юсь бро­сить и уверен, что смогу
1. Жевание жевательной резинки            
2. Обкусывание ногтей            
3. Сквернословие            
4. Курение            
5. Употребление алкоголя (в том числе пива)            
6. Употребление наркотических веществ            
Баллы -5 -4 -3 -2 -1  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...