Занятие 25. Предрасположенность к наркотизации
О. П. Исакова Вводные замечания. Впервые о поиске впечатлений заговорили в связи с попыткой обнаружить причины приобщения подростков к наркотикам. Один из первых авторов, предложивших методику измерения потребностей в поиске впечатлений, побуждающих человека к этому виду деятельности, был американский психолог М. Цукерман. Он исходил от того, что люди различаются по оптимальному уровню стимуляции и возбуждения и эти различия влияют на выбор ими различных форм жизненной активности. В 1979 г. Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, и определил ее как «потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений». Было установлено, что потребность в поиске впечатлений положительно коррелирует с определенной структурой личности (например, выраженной экстраверсией), с дисгармонией личностных черт, выбором некоторых профессий, развлечений. Автор показал, что обычно подростки с высокими показателями по этому тесту стремились к экспериментированию с наркотическими веществами, чтобы повысить уровень возбуждения и получить разнообразные ощущения. Выбор подобных форм поведения автор объясняет тем, что у подростков выражена потребность в поиске ощущений. Таким образом, по каждой из четырех шкал теоретически можно получить суммарное значение от 0 до 20 баллов. Далее баллы отмечаются на бланке протокола (по вертикали, а по горизонтали указаны шкалы TAS, BS, ES, UA). Соединяя отмеченные значения линией, получаем индивидуальный профиль. Значения в «сырых» баллах по всем шкалам приводятся в виде формулы при описании случаев.
Схема интерпретации. Поскольку норм пока нет, трактуем профиль по «сырым» баллам; оцениваем высоту расположения полученного профиля по сравнению с усредненным (от 10,0-10,6 до 6,5-9,5), с учетом возраста и пола обследуемого. Например, весь профиль SSS может быть явно снижен, — подобное снижение активности, стремления к внешней стимуляции отмечено как тенденция личности испытывать затруднения в удовлетворении этой потребности в конвенциональном обществе, фрустрация ее в связи с социальными запрета ми. Отклоняющееся поведение рассматривается как компенсаторное направленное на преодоление фрустрации. Было отмечено, что в многих случаях оно обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне общей неразвитости у подростков сферы потребностей, а также проблемами процесса социализации. Цель занятия. Выявление уровня конституциональной предрасположенности к наркотизации. Методика. Используется методика «Склонность к поиску ощущений» М. Цукермана. Порядок работы. Методика может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Она предназначена для лиц не моложе 13 лет, при проведении обследования необходимо учитывать специфические особенности группы, скажем профессиональную принадлежность. При работе с группой исследователь раздает испытуемым бланки и текст опросника и зачитывает инструкцию, согласно кот рой респонденты должны ответить на каждый из 40 вопросов в соответствии со следующей схемой: • А — «да, верно», • Б — «затрудняюсь ответить», • В — «неверно». Схема обработки. Каждая из четырех шкал опросника включает по 10 вопросов (инструкцию, список вопросов и ключи см. в приложениях 25.1-25.3). При каждом совпадении ответа на вопрос с ключом засчитывается 2 балла, при несовпадении — 0 (позиции А и В), в случае промежуточного ответа («сомневаюсь», позиция Б) — 1 балл.
Находим «пики» и «провалы» индивидуального профиля по сравнению с усредненным профилем (за пределами N + 2 балла по каждой шкале). Проводим содержательную интерпретацию высоких низких значений по отдельным шкалам. Контрольные вопросы 1. Каковы возможные пути компенсации склонности к риску в социально-приемлемом ключе? 2. В каких прикладных сферах целесообразно использовать опрос- 1 ник, направленный на оценку склонности к риску?
Приложение 25.1. МЕТОДИКА ЦУКЕРМАНА. СКЛОННОСТЬ К ПОИСКУ ОЩУЩЕНИЙ Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача — выбрать подходящий для вас вариант ответа. А — «да, верно», Б — «затрудняюсь ответить», В — «неверно») и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Отвечая, помните: о вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Если вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышление, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 мин; о старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно; не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов; о если вам кажется, что вопрос не имеет к вам отношения, постарайтесь вообразить, что он к вам относится, ответ все равно нужно дать; о помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление; свободно выражайте свое мнение. Приложение 25.2 ВОПРОСЫ 1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее. 2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне. 3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу. 4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.
5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно. 6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал. 7. Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены 9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически. 10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом. 11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон. 12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле. 13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом. 14. Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие. 15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды. 16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники. 17. 17.- Я люблю заплывать далеко от берега. 18. Совершенно не представляю себя альпинистом. 19. Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления. 20. Мне нравится одеваться необычно. 21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя. 22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми. 23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем. 24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы. 25. Иногда мне хочется сделать нечто пугающее. 26. 2В. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов. 27. Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия. 28. Тяжело уживаться в коллективе с занудой. 29. Мне страшно нырять с высокой скалы. 30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма. 31. Жаль тратить столько времени на сон. 32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства. 33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации. 34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы. 35. Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи. 36. Человек, действия которого предсказуемы, — зануда. 37. Я бы хотел понырять с аквалангом. 38. Мне очень нравится преодолевать трудности. 39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.
40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку. Приложение 25.3 Ключи к шкалам опросника SSS
Шкала TAS (поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI (Собчик, 1990). Шкала BS (непереносимость однообразия). Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BS указывает на склонность к монотонной, рутинной работе. ES (поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ES коррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PF и указывают на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста консервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для работников сферы обслуживания. UA (неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами получена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста отношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г Фрилинг (см.: Кононова, 1995). Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном профиле пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные. Низкие значения по шкале UA дают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и большой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UA коррелируют с низкими значениями по шкале H. С другой стороны, низкие значения по шкале UA показали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «ушлые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся укло-< ниться от выполнения должностных обязанностей (за ними требуется постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UA имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответствен-; ность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.
Рекомендуемая литература Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000. Исакова О. П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.. КАРО, 2004. Корнилова Т В. Психология риска и принятия решений. М.. Аспектпресс, 2003. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина и К. С. Лисецкого. М.. Изд-во Института психотерапии, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|