Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников
А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк Назначение методики. Общее назначение состоит в следующем: • выяснить, какой образ жизни ведут старшеклассники и насколько их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна—бодрствования, режим труда—отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки; • выяснить, какие представления о здоровье сформированы в сознании учащихся (уровень понимания здоровья, самооценка здоровья, прогноз в отношении ЗОЖ). Частное назначение таково: • заставить учащихся задуматься над тем, что такое «здоровье» и что значит «быть здоровым»; • помочь им осмыслить свой ОЖ; • ознакомить учащихся с основами ЗОЖ; • помочь им выработать цели, касающиеся своего ОЖ на будущее. ' Возраст тестируемых. Учащиеся средней и старшей школы (в возрасте 11-15 лет), а при небольших изменениях опросника — лица любого возраста, но не моложе 10 лет. Форма тестирования. Индивидуальная и групповая (один школьный класс), на бумажных носителях. Время тестирования. 30 мин, разброс — ±10 мин. Необходимое оборудование. Бланки опросника (приложение 23.1), ручка с темной пастой, ПЭВМ с программным обеспечением Microsoft Excel-97 или более поздних версий, файл Miss OZH (по поводу файла обращаться на факультет психологии СПбГУ к доценту А. С. Галицкому, ел. тел. 328-94-08, e-mail: [email protected]). Инструкция тестирующему. Испытуемым требуется правильно заполнить опросник. Методика включает вопросы различной формы. Поэтому необходимо уточнить у испытуемых, поняли ли они, как следует отвечать, а затем во время проведения тестирования проследить правильность заполнения опросника.
Перед началом тестирования нужно сделать небольшое вступление: Поданным Минздрава России, за последние годы только 1-3% детей рождаются абсолютно здоровыми. Этому способствуют многие факторы — неблагоприятная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, тяжелые, нестабильные социально-экономические условия, скрытые формы различных болезней и многое другое. Несмотря на это, люди в течение жизни, как правило, не сохраняют и не поправляют свое здоровье, а, наоборот, ухудшают его. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние его образ жизни, т. е. его поведение и деятельность. Испытуемым предлагается следующая инструкция: Ответьте, пожалуйста, на 57 вопросов, касающихся вашего образа жизни. Просьба ничего не придумывать и описывать ваше реальное поведение как можно искренне. Это поможет получить наиболее достоверные результаты обследования, а вам лучше узнать самих себя. Ваши индивидуальные ответы будут обсуждаться строго конфиденциально с педагогом-психологом, а групповые — все вместе. Вопросы сформулированы таким образом, что предусматривают различные формы ответов: • ваш ответ в свободной форме; • предложены варианты ответов: а), б), в), г) и д); внимательно прочтите все варианты ответов и обведите ту букву, под которой стоит нужный вам ответ; • предложена таблица; внимательно просмотрите ее всю и поставьте галочки в нужных вам графах; в графу «Другое» можно вписать свой вариант ответа, если он не Предусмотрен, но необходим вам. Инструкция для первичной обработки тестовых материалов. Ответы испытуемых необходимо подвергнуть экспертному оцениванию в соответствии с указаниями, содержащимися в приложении 23.2. Инструкция для математико-статистической обработки данных (компьютерный вариант): 1. Войти в файл Miss OZH (версия Excel 97 или более поздние). 2. Занести в строку первого испытуемого, в соответствующие столбцы, — результаты экспертных оценок или данных, указанных испытуемыми.
3. То же самое проделать с данными всех остальных испытуемых. 4. Система автоматически подсчитает суммы баллов каждого испытуемого, построит для всей группы 5-балльные квалиметрические шкалы, выставит оценки. 5. Полученные данные перенести путем копирования на другой лист той же книги, формируя «Итоговый протокол» необходимой степени подробности. Интерпретация полученных данных. Учащиеся, получившие оценки «5» и «4», ведут здоровый образ жизни. Те, кто получил «1» и «2» балла, имеют серьезные проблемы. Получившие оценку «3» занимают середину. Рекомендации и обратная связь. Учащиеся, получившие оценки «2» и «1», нуждаются в серьезной коррекции в форме специального тренинга. Тем, кто получил балл «3», требуются разъяснения и/или консультации по отдельным параметрам ЗОЖ. Контрольные вопросы 1. Каково общее и частное назначение методики, представленной в данном занятии? 2. Для какого возраста предназначена данная методика? 3. Какова градация энергетической ценности продуктов питания по Биркер-Бреннеру и какие продукты относятся к каждой из градаций? 4. В чем суть квалиметрического подхода к измерению параметров образа жизни людей? Приложение 23.1 ОПРОСНИК «ОБРАЗ ЖИЗНИ школьников» ФИО_______________________________________________________________________ Пол__________________Школа________________Класс___ Время и дата тестирования__________________________ Данные о рождении:________ числа_____ месяца____ года; ___ч ____мин. I 1.
2. Охарактеризуйте ваш сон. а) легко и сразу; б) с трудом и не сразу; в) с помощью лекарств. а) спокойно и крепко без сновидений; б) спокойно, но часто вижу сны; в) часто просыпаюсь; г) беспокойно, снятся кошмары и ужасы; д) хроническая бессонница. Встаю утром: а) полон (полна) сил и энергии; б) бодрый (ая), с хорошим настроением; в) сонный(ая) и неактивный(ая); г) усталый(ая) и разбитый(ая); д) с головной болью. 3. Вы встаете утром (ложитесь вечером): а] самостоятельно; б) под контролем родственников.
4. Сколько часов в день, по вашему мнению, вы должны спать и во сколько II 5. Сколько раз в день вы принимаете пищу?_____________ 6. В какое время у вас обычно:
7 Какие блюда и напитки обычно составляют ваше меню в течение дня?
8. Какие продукты в вашей семье употребляют чаще (в каждой строч возможен выбор нескольких позиций]: 1) а) со своего огорода; б) с рынка; в) из магазина; 2) а) сырые (свежие); б] термически обработанные; в]консервированные; 3) а] отечественные; 9. Знаете ли вы что-нибудь: а) о постах; б) о лечебном голодании; в) о принципах правильного (рационального) питания; г) ничего не знаю. 10. Какие источники получения энергии человеком кроме еды вы Знаете?_______________________________________________________
11. Принято ли у вас в семье: а) соблюдать посты; б) молиться до и после трапезы; в) соблюдать принципы лечебного голодания; г) соблюдать принципы рационального питания? д) не принято ничего из вышеперечисленного. 12. Как часто вам приходится принимать пищу в местах общественного а) никогда; б) иногда; в)один раз вдень, г) два раза в день; д) постоянно. 13. Как часто вы собираетесь всей семьей за общей трапезой: а) почти никогда; б) только в праздничные дни; в) по выходным и праздникам;
г) один раз в день, д) все время. 14. Как часто в своем рационе вы используете следующие продукты и напитки:
15. Какое блюдо вы можете приготовить сами? ________________________________________________________________________________________ 16. Практикуете ли вы какие-либо виды: а) поста (если да, то какие]___________________________________________________ б) лечебного голодания [если да, то какие]_____________________________________ в) дозированного голодания (если да, то какие]________ ___________________________ 17 Соблюдаете ли вы какие-либо диеты: а] связанные с духовными целями; б] с целью коррекции веса; в] связанные со спортивными тренировками. 18. Во время еды вы обычно: а) смотрите телевизор; б) слушаете радио; в) читаете; г) прослушиваете магнитофонные записи; д) разговариваете. 19. Используете ли вы лекарственные вещества с целью коррекции веса, какие? _______________________________________________________________________
III 20. Вы учитесь: а) легко, без особых усилий; б) спокойно, но нужно потрудиться; в) с большой затратой усилий и времени; г) с перенапряжением; д) на грани срыва. 21 Что вы чувствуете обычно в конце учебного дня: а) интерес, желание продолжить учебу; б) удовлетворение проделанной работой; в) облегчение, что все закончилось, г) разочарование, недовольство собой; д) усталость, нежелание учиться. 22. Хотелось бы вам: а) узнать еще больше и быстрее; б) получить более подробную информацию по интересующим вас предметам; в) продолжить обучение в том же режиме; г) уменьшить темп получения учебной информации; д) сократить темп обучения и количество учебного материала. 23. Как долго вы задерживаетесь в школе для выполнения внеклассной работы?_
24. Сколько времени в среднем уходит у вас на выполнение домашнего зада н и я? 25. Успеваете ли вы сделать все домашние задания: б) успеваю частично; в) не успеваю. 26. Какие факультативы, кружки, секции вы посещаете? ___________________________________________________________________________________________ 27 Сколько времени в день и сколько раз в неделю уходит у вас на занятия в факультативах, кружках, секциях? 28. Сколько времени у вас уходит на дорогу: а) в школу__________________ б) в кружок (если он не в школе! 29. Что или кто вам: а) помогает учиться__________ б) мешает учиться_____ 30. Какую работу по дому вам доверяют делать?__ 31 Сколько у вас уходит времени на выполнение домашних дел?. 32. Вы выполняете работу по дому, потому что: а) вам это нравится; б) хочется помочь родителям; в) это дает возможность отдохнуть от уроков; г) это просто необходимо; д) заставляют. 33. Где и сколько часов вы работаете после школы (вне дома)? 34. Почему вы это делаете?____________________ IV 35. Остается ли у вас свободное время после школьных и домашних занятий, работы по дому и вне дома (сколько)?_________________________________________ 36. Какие общественные места и как часто вы посещаете:
37 Ваше любимое занятие в свободное время?
38. Какую литературу (статьи, книги) вы любите читать: а) духовную (религиозную); б) художественную; в) научно-популярную; г) специальную (по интересующему вас предмету); д) приключения; е) мистику; ж) фантастику; з) детективы; и) другое_______________________________________ 39. Какую музыку вы любите слушать?________________ 40. Сколько часов в день вы гуляете?___________________ 41 Как часто вы бываете за городом в течение учебного года: а) живу в лесопарковой зоне; б) каждую неделю; в) 1-2 раза в месяц; г) иногда; д) не бываю. 42. Сколько времени в день вы проводите: а)_____________________________________________ перед телевизором (видеомагнитофоном) б)_____________________________________________ перед компьютером в)_____________________________________________ с магнитофоном V 43. Делаете ли вы утром физическую зарядку?___________ 44. Сколько раз в неделю и как долго вы занимаетесь спортом и танцами (включая занятия на уроках физкультуры и ЛФК)?_______________________________ 45. Любите ли вы заниматься физкультурой, спортом, играть в подвижные игры: а) очень нравится; б) нравится; в) иногда, при случае; г) отношусь равнодушно; 46. Какими видами спорта вы владеете и на каком уровне:
47 Какие закаливающие процедуры вы проводите дома: а) умываюсь холодной водой; б) принимаю прохладный душ; в) хожу босиком; г) посещаю бассейн; д) хожу в парилку (сауну); е)_____________________________________________ другое VI 48. Какие из перечисленных ниже привычек у вас есть и насколько часто они проявляются?
49. Как давно появились у вас данные привычки (сколько дней, или недель, или месяцев, или лет): а) жую жевательную резинку______________________ б) сквернословлю_______________________________ в) курю табачные изделия_________________________ г) употребляю алкогольные напитки крепкие_________ слабые (включая пиво и джин-тоник)_______________ д)принимаю наркотические вещества________________ 50. Кто дал их вам попробовать: а) родители; б) родственники (брат, сестра, др.); в) друзья; г) знакомые; д) чужие. 51 Ваши родители: а) жуют жевательную резинку; б) сквернословят; в) курят; г) употребляют алкогольные напитки; д) употребляют наркотические вещества. 52. Почему вы стали делать что-либо из перечисленного в пункте 51. а) заставили; б) случайно; в) из интереса; г) чтобы быть «как все»; д) чтобы казаться взрослым. 53. Что вы чувствуете сразу после курения и/или приема алкогольных а) радость; б) смелость; в) раскованность, г) снятие напряжения; д) отсутствие страха; е)другое_______________________________________ Что вы чувствуете через некоторое время после их приема: а) тошноту; б) головную боль; в) плохое настроение; г) угрызения совести; д)другое________________________________________ 54. Каково ваше отношение к этим привычкам, если говорить о будущем:
VII 55. Что такое здоровье з вашем понимании (проранжируйте данные ответы: расставьте номера от 1 до л в порядке значимости для вас):
56. Как вы оцените ваше здоровье по 5-балльной шкале?. 57 Ваше отношение к здоровью, если говорить о будущем: а) хотелось бы оставить все без изменений; б) хотелось бы что-то изменить к лучшему; в) хочу вести здоровый образ жизни, но не получается; г) хочу побольше узнать по этому вопросу; д) буду вести здоровый образ жизни. Время, затраченное на заполнение опросника:____ ________ч ________ мин. Спасибо за помощь в исследовании! Приложение 23.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|