Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников




А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк

Назначение методики. Общее назначение состоит в следующем:

• выяснить, какой образ жизни ведут старшеклассники и насколь­ко их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна—бодр­ствования, режим труда—отдыха, питание, двигательная актив­ность, закаливание, лечебные процедуры, привычки;

• выяснить, какие представления о здоровье сформированы в со­знании учащихся (уровень понимания здоровья, самооценка здо­ровья, прогноз в отношении ЗОЖ).

Частное назначение таково:

• заставить учащихся задуматься над тем, что такое «здоровье» и что значит «быть здоровым»;

• помочь им осмыслить свой ОЖ;

• ознакомить учащихся с основами ЗОЖ;

• помочь им выработать цели, касающиеся своего ОЖ на будущее. '

Возраст тестируемых. Учащиеся средней и старшей школы (в воз­расте 11-15 лет), а при небольших изменениях опросника — лица любого возраста, но не моложе 10 лет.

Форма тестирования. Индивидуальная и групповая (один школь­ный класс), на бумажных носителях.

Время тестирования. 30 мин, разброс — ±10 мин.

Необходимое оборудование. Бланки опросника (приложение 23.1), ручка с темной пастой, ПЭВМ с программным обеспечением Microsoft Excel-97 или более поздних версий, файл Miss OZH (по поводу фай­ла обращаться на факультет психологии СПбГУ к доценту А. С. Галицкому, ел. тел. 328-94-08, e-mail: [email protected]).

Инструкция тестирующему. Испытуемым требуется правильно заполнить опросник. Методика включает вопросы различной формы. Поэтому необходимо уточнить у испытуемых, поняли ли они, как следует отвечать, а затем во время проведения тестирования просле­дить правильность заполнения опросника.

Перед началом тестирования нужно сделать небольшое вступление:

Поданным Минздрава России, за последние годы только 1-3% детей ро­ждаются абсолютно здоровыми. Этому способствуют многие факторы — неблагоприятная экологическая обстановка, повышенный радиацион­ный фон, тяжелые, нестабильные социально-экономические условия, скрытые формы различных болезней и многое другое. Несмотря на это, люди в течение жизни, как правило, не сохраняют и не поправляют свое здоровье, а, наоборот, ухудшают его. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние его образ жизни, т. е. его поведение и деятельность.

Испытуемым предлагается следующая инструкция:

Ответьте, пожалуйста, на 57 вопросов, касающихся вашего образа жизни. Просьба ничего не придумывать и описывать ваше реальное поведение как можно искренне. Это поможет получить наиболее достоверные ре­зультаты обследования, а вам лучше узнать самих себя. Ваши индивиду­альные ответы будут обсуждаться строго конфиденциально с педагогом-психологом, а групповые — все вместе.

Вопросы сформулированы таким образом, что предусматривают различ­ные формы ответов:

• ваш ответ в свободной форме;

• предложены варианты ответов: а), б), в), г) и д); внимательно прочтите все варианты ответов и обведите ту букву, под которой стоит нужный вам ответ;

• предложена таблица; внимательно просмотрите ее всю и поставьте га­лочки в нужных вам графах; в графу «Другое» можно вписать свой ва­риант ответа, если он не Предусмотрен, но необходим вам.

Инструкция для первичной обработки тестовых материалов. Отве­ты испытуемых необходимо подвергнуть экспертному оцениванию в соответствии с указаниями, содержащимися в приложении 23.2.

Инструкция для математико-статистической обработки данных (ком­пьютерный вариант):

1. Войти в файл Miss OZH (версия Excel 97 или более поздние).

2. Занести в строку первого испытуемого, в соответствующие столб­цы, — результаты экспертных оценок или данных, указанных ис­пытуемыми.

3. То же самое проделать с данными всех остальных испытуемых.

4. Система автоматически подсчитает суммы баллов каждого испы­туемого, построит для всей группы 5-балльные квалиметрические шкалы, выставит оценки.

5. Полученные данные перенести путем копирования на другой лист той же книги, формируя «Итоговый протокол» необходимой сте­пени подробности.

Интерпретация полученных данных. Учащиеся, получившие оцен­ки «5» и «4», ведут здоровый образ жизни. Те, кто получил «1» и «2» балла, имеют серьезные проблемы. Получившие оценку «3» занима­ют середину.

Рекомендации и обратная связь. Учащиеся, получившие оценки «2» и «1», нуждаются в серьезной коррекции в форме специального тренинга. Тем, кто получил балл «3», требуются разъяснения и/или консультации по отдельным параметрам ЗОЖ.

Контрольные вопросы

1. Каково общее и частное назначение методики, представленной в данном занятии?

2. Для какого возраста предназначена данная методика?

3. Какова градация энергетической ценности продуктов питания по Биркер-Бреннеру и какие продукты относятся к каждой из градаций?

4. В чем суть квалиметрического подхода к измерению параметров образа жизни людей?

Приложение 23.1 ОПРОСНИК «ОБРАЗ ЖИЗНИ школьников»

ФИО_______________________________________________________________________

Пол__________________Школа________________Класс___

Время и дата тестирования__________________________

Данные о рождении:________ числа_____ месяца____ года; ___ч ____мин.

I

1.

 

 

В какое время вы обычно:   в будний день в выходной день
ложитесь вечером    
встаете утром    
Сколько времени вы спите днем    

2. Охарактеризуйте ваш сон.
Засыпаю:

а) легко и сразу;

б) с трудом и не сразу;

в) с помощью лекарств.
Сплю:

а) спокойно и крепко без сновидений;

б) спокойно, но часто вижу сны;

в) часто просыпаюсь;

г) беспокойно, снятся кошмары и ужасы;

д) хроническая бессонница.

Встаю утром:

а) полон (полна) сил и энергии;

б) бодрый (ая), с хорошим настроением;

в) сонный(ая) и неактивный(ая);

г) усталый(ая) и разбитый(ая);

д) с головной болью.

3. Вы встаете утром (ложитесь вечером):

а] самостоятельно;

б) под контролем родственников.

4. Сколько часов в день, по вашему мнению, вы должны спать и во сколько
ложиться вечером, чтобы хорошо себя чувствовать?________

II

5. Сколько раз в день вы принимаете пищу?_____________

6. В какое время у вас обычно:

 

Завтрак Обед Полдник Ужин
1-й 2-й      
         

7 Какие блюда и напитки обычно составляют ваше меню в течение дня?

 

Блюда и напитки Завтрак Обед Полдник Ужин
Фрукты        
Салаты из свежих овощей        
Овощи вареные и тушеные        
Картофель        
Каша        
Бутерброды        

 

Мучные изделия        
Мясные и рыбные блюда        
Яйца        
Молоко        
Кисломолочные продукты        
Суп        
Сок        
Чай        
Кофе        
Какао        
Кондитерские изделия        
Другое        

8. Какие продукты в вашей семье употребляют чаще (в каждой строч возможен выбор нескольких позиций]: 1) а) со своего огорода;

б) с рынка;

в) из магазина;

2) а) сырые (свежие);

б] термически обработанные; в]консервированные;

3) а] отечественные;
б) импортные.

9. Знаете ли вы что-нибудь:

а) о постах;

б) о лечебном голодании;

в) о принципах правильного (рационального) питания;

г) ничего не знаю.

10. Какие источники получения энергии человеком кроме еды вы Знаете?_______________________________________________________

 

11. Принято ли у вас в семье:

а) соблюдать посты;

б) молиться до и после трапезы;

в) соблюдать принципы лечебного голодания;

г) соблюдать принципы рационального питания?

д) не принято ничего из вышеперечисленного.

12. Как часто вам приходится принимать пищу в местах общественного
питания:

а) никогда;

б) иногда;

в)один раз вдень,

г) два раза в день;

д) постоянно.

13. Как часто вы собираетесь всей семьей за общей трапезой:

а) почти никогда;

б) только в праздничные дни;

в) по выходным и праздникам;

г) один раз в день,

д) все время.

14. Как часто в своем рационе вы используете следующие продукты и на­питки:

 

 

Продукты и напитки Частота употребления:
постоянно часто средне редко никогда
Овощи          
Фрукты          
Молочные продукты          
Мясо          
Рыба          
Яйца          
Мучные изделия          
Кондитерские изделия          
Фасоль, горох, соя, че­чевица          
Зерновые          
Орехи, семечки          
_Проросшие зерна          
Зелень          
Мед          
Вода          

Соки, компоты          
Чай          
Травяные чаи          
Газированные напитки          
Кофе          
Какао          
Квас          
Другое          

15. Какое блюдо вы можете приготовить сами?

________________________________________________________________________________________

16. Практикуете ли вы какие-либо виды:

а) поста (если да, то какие]___________________________________________________

б) лечебного голодания [если да, то какие]_____________________________________

в) дозированного голодания (если да, то какие]________ ___________________________

17 Соблюдаете ли вы какие-либо диеты:

а] связанные с духовными целями;

б] с целью коррекции веса;

в] связанные со спортивными тренировками.

18. Во время еды вы обычно:

а) смотрите телевизор;

б) слушаете радио;

в) читаете;

г) прослушиваете магнитофонные записи;

д) разговариваете.

19. Используете ли вы лекарственные вещества с целью коррекции веса, какие?

_______________________________________________________________________

 

III

20. Вы учитесь:

а) легко, без особых усилий;

б) спокойно, но нужно потрудиться;

в) с большой затратой усилий и времени;

г) с перенапряжением;

д) на грани срыва.

21 Что вы чувствуете обычно в конце учебного дня:

а) интерес, желание продолжить учебу;

б) удовлетворение проделанной работой;

в) облегчение, что все закончилось,

г) разочарование, недовольство собой;

д) усталость, нежелание учиться.

22. Хотелось бы вам:

а) узнать еще больше и быстрее;

б) получить более подробную информацию по интересующим вас предметам;

в) продолжить обучение в том же режиме;

г) уменьшить темп получения учебной информации;

д) сократить темп обучения и количество учебного материала.

23. Как долго вы задерживаетесь в школе для выполнения внеклассной работы?_

24. Сколько времени в среднем уходит у вас на выполнение домашнего зада н и я?

25. Успеваете ли вы сделать все домашние задания:
а) успеваю полностью;

б) успеваю частично;

в) не успеваю.

26. Какие факультативы, кружки, секции вы посещаете?

___________________________________________________________________________________________

27 Сколько времени в день и сколько раз в неделю уходит у вас на заня­тия в факультативах, кружках, секциях?

28. Сколько времени у вас уходит на дорогу:

а) в школу__________________

б) в кружок (если он не в школе!

29. Что или кто вам:

а) помогает учиться__________

б) мешает учиться_____


30. Какую работу по дому вам доверяют делать?__

31 Сколько у вас уходит времени на выполнение домашних дел?.

32. Вы выполняете работу по дому, потому что:

а) вам это нравится;

б) хочется помочь родителям;

в) это дает возможность отдохнуть от уроков;

г) это просто необходимо;

д) заставляют.

33. Где и сколько часов вы работаете после школы (вне дома)?

34. Почему вы это делаете?____________________

IV

35. Остается ли у вас свободное время после школьных и домашних заня­тий, работы по дому и вне дома (сколько)?_________________________________________

36. Какие общественные места и как часто вы посещаете:

 

Общественные места Не по­сещаю 1-2 раза в год 1-2 раза в месяц 1-2 раза в неделю Практически ежедневно
Церковь          
Библиотека          
Театр, музей          
Кинотеатр          
Дискотека          
Спортивные состязания          
Игровой ком­пьютерный зал          
Бываю в гостях          
Другое          

37 Ваше любимое занятие в свободное время?

 

38. Какую литературу (статьи, книги) вы любите читать:

а) духовную (религиозную);

б) художественную;

в) научно-популярную;

г) специальную (по интересующему вас предмету);

д) приключения;

е) мистику;

ж) фантастику;

з) детективы;

и) другое_______________________________________

39. Какую музыку вы любите слушать?________________

40. Сколько часов в день вы гуляете?___________________

41 Как часто вы бываете за городом в течение учебного года:

а) живу в лесопарковой зоне;

б) каждую неделю;

в) 1-2 раза в месяц;

г) иногда;

д) не бываю.

42. Сколько времени в день вы проводите:

а)_____________________________________________ перед телевизором (видеомагнитофоном)

б)_____________________________________________ перед компьютером

в)_____________________________________________ с магнитофоном

V

43. Делаете ли вы утром физическую зарядку?___________

44. Сколько раз в неделю и как долго вы занимаетесь спортом и танцами (включая занятия на уроках физкультуры и ЛФК)?_______________________________

45. Любите ли вы заниматься физкультурой, спортом, играть в подвиж­ные игры:

а) очень нравится;

б) нравится;

в) иногда, при случае;

г) отношусь равнодушно;
д) нет, не люблю.


46. Какими видами спорта вы владеете и на каком уровне:

 

 

 

 

 

 

Вид спорта Лю­би­тель Разряды Уровни мастерства
юношеский взрослый канди­дат в ма­стера спорта мастер спорта мастер спорта между­народ­ного класса
III II   III II  
Легкая атлетика                    
Тяжелая атлетика                    
Велосипед                    
Футбол                    
Хоккей                    
Коньки                    
Лыжи                    
Теннис                    
Туризм                    
Боевые искусства                    
Волейбол                    
Танцы                    
Другое                    

47 Какие закаливающие процедуры вы проводите дома:

а) умываюсь холодной водой;

б) принимаю прохладный душ;

в) хожу босиком;

г) посещаю бассейн;

д) хожу в парилку (сауну);

е)_____________________________________________ другое

VI

48. Какие из перечисленных ниже привычек у вас есть и насколько часто они проявляются?


 

Привычка Нико­гда не имел(а) Пробовал(а) Бывает изредка Несколько раз в неделю Каж­дый день Несколько раз в день
1. Жевание же­вательной ре­зинки            
2. Обкусывание ногтей            
3. Скверносло­вие            
4. Курение            
5. Употребление алкоголя (в том числе пива)            
6. Употребление наркотических веществ            

49. Как давно появились у вас данные привычки (сколько дней, или не­дель, или месяцев, или лет):

а) жую жевательную резинку______________________

б) сквернословлю_______________________________

в) курю табачные изделия_________________________

г) употребляю алкогольные напитки крепкие_________

слабые (включая пиво и джин-тоник)_______________

д)принимаю наркотические вещества________________

50. Кто дал их вам попробовать:

а) родители;

б) родственники (брат, сестра, др.);

в) друзья;

г) знакомые;

д) чужие.

51 Ваши родители:

а) жуют жевательную резинку;

б) сквернословят;

в) курят;

г) употребляют алкогольные напитки;

д) употребляют наркотические вещества.

52. Почему вы стали делать что-либо из перечисленного в пункте 51.

а) заставили;

б) случайно;

в) из интереса;

г) чтобы быть «как все»;

д) чтобы казаться взрослым.

53. Что вы чувствуете сразу после курения и/или приема алкогольных
напитков и/или наркотических веществ:

а) радость;

б) смелость;

в) раскованность,

г) снятие напряжения;

д) отсутствие страха;

е)другое_______________________________________

Что вы чувствуете через некоторое время после их приема:

а) тошноту;

б) головную боль;

в) плохое настроение;

г) угрызения совести;

д)другое________________________________________

54. Каково ваше отношение к этим привычкам, если говорить о будущем:

 

Привычка Хочу уве­личить дозу Хочу все оставить без изме­нений Смогу бросить, если за­хочу Хочу умень­шить дозу Хочу бро­сить, но не могу Собира­юсь бро­сить и уверен, что смогу
1. Жева­ние жева­тельной резинки            
2.Обкусывание ногтей            
3. Сквер­нословие            
4. Курение            
5. Упо­требление алкоголя (в том чис­ле пива)            
6. Употребление наркотических веществ            

VII

55. Что такое здоровье з вашем понимании (проранжируйте данные отве­ты: расставьте номера от 1 до л в порядке значимости для вас):

 

1. Красота и долголетие  
2. Отсутствие болезней и связанных с ними неприятных ощущений  
3. Длительная работоспособность  
4. Высокий уровень и качество жизни как следствие широких возможностей  
5. Возможность далеких путешествий и широкое общение  
6. Крепкая семья и наличие детей  
7 Возможность реализовать себя, раскрытие различных способностей  
8. Умение управлять собой в изменяющихся условиях  
9. Активное созидание, возможность приносить пользу окружающим  
10. Духовное совершенствование  
11 Ваш вариант ответа:  

56. Как вы оцените ваше здоровье по 5-балльной шкале?.

57 Ваше отношение к здоровью, если говорить о будущем:

а) хотелось бы оставить все без изменений;

б) хотелось бы что-то изменить к лучшему;

в) хочу вести здоровый образ жизни, но не получается;

г) хочу побольше узнать по этому вопросу;

д) буду вести здоровый образ жизни.

Время, затраченное на заполнение опросника:____ ________ч ________ мин.

Спасибо за помощь в исследовании!

Приложение 23.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...