Экономические формы управления природопользованием
Природопользование в системе национальных счетов (СНС) Проблемы управления взаимодействием общества и природной среды со всей серьезностью встали в середине ХХ столетия. Дефицит во многих исчерпаемых и неисчерпаемых, но трудно восполняемых природных ресурсах обострил эти проблемы особенно очевидно и бескомпромиссно. Апогеем стал топливно-энергетический кризис 70-х годов. Одновременно общественность обратила внимание на процессы экологической деградации в виде загрязнения воздуха и воды промышленными отходами, эрозии почв, сведения лесов и, как результат – снижение качества жизни людей на планете. «Мировоззренческая революция» в отношении к природе стала неизбежной. Большой резонанс получил подготовительный в начале 70-х годов доклад Денниса и Донеллы Медоуз Римскому Клубу «Пределы роста, доказывающий конечность социально-экономического развития при современном уровне деградации природных систем. Теории «нулевого роста» была противопоставлена альтернатива – переход стран на путь устойчивого развития. Устойчивое развитие стало базовой концепцией экологизации экономики, идеологической основой для внедрения инноваций в сферу управления природопользованием. В документе, подготовленном Всемирным банком к Конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. содержится развернутое обоснование того, что если в стратегиях экономического роста не будут учитываться затраты, связанные с охраной природы, то такой рост не буде в долгосрочном плане улучшать благосостояние людей. С этим нельзя не согласиться. Тот факт, что затраты на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов становятся составной частью экономических затрат, можно рассматривать как инновационный процесс в сфере управления природопользованием не только на национальном уровне, но и пока на региональном. В перспективе этот процесс станет глобальным.
Как признано многими экономистами, пишут О.А. Синюгин и Н.В. Шабалина (2000 г.), такие экономические показатели как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) не отражают реальное благосостояние страны и являются неполными с экономической точки зрения, т. к. не включают в себя издержки, связанные с истощением природных ресурсов, деградацией окружающей среды и затратами по их восстановлению. В целях унификации национальной отчетности государств Статистическим отделом ООН разработана «Система интегрированной экологической и экономической отчетности (SEEA). Главным нововведением системы является пересмотр содержания показателей стоимости, добавленной в процессе производства и чистого дохода за счет учета в них процессов истощения природных ресурсов и ухудшения качества окружающей среды. Основными задачами этой системы являются: разграничение показателей движения и накопления средств, связанных с окружающей средой, и традиционно экономической отчетности, имея в виду вычисление из ВВП его растущей части – так называемых «защитных затрат», увязка физического учета ресурсов с экологической отчетностью в денежном выражении и балансовыми счетами; оценка экологических затрат и выгод, имея в виду использование природных ресурсов в производстве и итоговый спрос на них, а также изменения качества природной среды; более полный учет богатства государства с включением в него, помимо созданного человеком капитала (товары, физический капитал) и природных богатств, разработка показателя «продукты и доходы», учитывая затраты, связанные с окружающей средой. С учетом экологических соображений могут быть преобразованы традиционные экономические показатели. Например, ВВП можно использовать для расчета «чистого внутреннего продукта», если вычесть из первого объем потребления основного капитала и стоимость использованных ресурсов природы.
ЧВП + ВВП – ОК – РОС (41) Где: ЧВП – чистый продукт, ОК – потребленный основной капитал; РОС – стоимость использованных природных ресурсов. Для этого, естественно, нужна стоимостная оценка природных ресурсов. Проанализировав национальный опыт схем эколого-экономического учета, Комитет ООН предложил схему включения экологических и ресурсных издержек (природных активов) в традиционную систему национальных счетов (СНС) (таблица 11). Таблица 11 Счета потоков и активов в национальном эколого-экономическом учете, стоимостные единицы измерения, начальные активы
+
+
Источник: География инновационной сферы Мирового хозяйства – М. – Пресс-Соло. 2000, с. 189.
В таблице 11 учитываются ежегодные потоки в форме экологических издержек производства и природные активы (ресурсы) как элемент национального богатства. Счета для природных потоков и активов являются сателлитными, т. е. Статистика (СНС) может предоставляться как в традиционной форме, так и в интегрированной. Эколого-экономические счета призваны отражать следующие функции природоохранной деятельности:
1. ресурсные функции – обеспечение экономики ресурсами; 2. функцию поддержания среды – сохранение биосферы; 3. предоставления рекреационных услуг; 4. функцию нейтрализации или рециклирования отходов производства и потребления. Таким образом, эколого-экономические национальные счета выступают в качестве методологической и информационной базы исследования природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства и управления природопользованием на национальном уровне.
Платность ресурсов. Важной формой экономического управления природопользованием является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению социального, экономического и экологического ущерба. Платность ресурсов, кроме того, материализует отношения собственника ресурсов с природопользователем. Помимо стимулирующей и фискальной функции О.С. Шимова (2001 г.) выделяет следующие функции платежей: - обеспечивают учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются природные ресурсы; - позволяют согласовывать интересы сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного хозяйства в целом; - обеспечивает обоснованное изъятие дифференциальных рентных доходов и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия; - позволяет отразить специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системы, государственным и местным бюджетами; - обоснованно определять величину ущерба владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества; - обеспечивать обоснованное возмещение ущерба реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.
Кроме того, платность позволяет соизмерить размеры платежей и затрат на воспроизводство ресурсов, материализует рыночные отношения в сфере природопользования, и многое другое. Платность за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн и в водные источники были введены в Беларуси с 1 июля 1990 г., а 23 декабря 1991 г. применяется платность за природопользование в виде экологического налога. В дальнейшем были приняты дополнительные законодательные акты в области уточнения механизма регулирования природопользования на основе экологического налогообложения.
Экологический аудит.
Другой формой регулирования в сфере природопользования является экологический аудит. Аудит (от лат. audit – он слышит) представляют собой одну из форм регулирования деятельности людей в области производства, расселения, инфраструктуры, финансовой деятельности, природопользования и других хозяйственных функций. Аудиторство подразделяется на аудит внутренний, аудит внешний, аудит банковский, аудит операционный, аудит страховой, аудит экологический и др. В обязанности аудитора, осуществляющего аудит, входит консультирование и проверка по вопросам маркетинга, оценки эффективности, в том числе в сфере природопользования и экологической безопасности, финансовой деятельности и др. Главным является проверка соответствия деятельности предприятия, компании, правилам, установленным вышестоящими организациями или законодательными нормами. В области природопользования в соответствии с определением Международной торговой палаты, аудирование – это инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку соответствия организационной системы управления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и функционирования оборудования экологическим целям. Эта составная часть экологического менеджмента предполагает усиление управленческого контроля за практической деятельностью в области охраны среды и рационального использования природных ресурсов, а также оценку соответствия производства экологической политике государства и требованиям стандартов. Важнейшая задача экологического аудита состоит в оценке уровня техногенной экологической безопасности предприятия и выполнения планов превентивных мер по нейтрализации угроз со стороны загрязненных природных объектов. Экологический аудит получил широкое распространение в экономически развитых странах – в США, Канаде, Великобритании. Нидерландах, Швеции и др. В числе первых, разработавших собственные программы экологического аудита, были компании «VS Steel», «Allied Chemial», «Occidentul Petroleum». Уже в 1984 г. национальное агентство по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов разработало концепцию аудирования для федеральных агентств, эта концепция в определенной степени позаимствована другими странами, в том числе Россией с учетом национальных условий и интересов.
В России в настоящее время действует стандарт ГОСТ НСО Р 14010 «Руководящие указания по экологическому аудиту». В соответствии с ним определяются требования к квалификации эколога-аудитора. По мере совершенствования, аудит становится одним из эффективных рычагов управления природопользованием. Внедрение экологического аудита способствует развитию таких новых направлений в сфере природопользования, как экологический консалтинг и экологическое страхование.
3. 4. Экологическое страхование.
В системе управления природопользованием существенное место занимает экологическое страхование. К сожалению, эта форма компенсации экономического и социального ущерба в Беларуси ещё не нашла должного применения, т. к. не определены нормативы добровольного и обязательного страхования. В Российской Федерации, в других странах страхование от негативных экологических последствий уже давно отработано и действует на законодательном уровне. Экономическая сущность страхования заключается в перераспределении финансовых средств между участниками природопользования и государственными или частными страховыми организациями в целях создания целевых страховых фондов для наиболее полной и обоснованной компенсации ущерба, нанесенного природопользователями пострадавшей стороне. В России, Германии, Франции и других государствах причиненные убытки в результате хозяйственных обычных и чрезвычайных случаев, а также в результате природных ситуаций, компенсируются из специальных страховых доходов, создаваемых в результате страховых взносов. В отдельных случаях привлекаются средства государственных резервов. Экологическое страхование имеет три формы: добровольное страхование, обязательное и смешанное. По видам оно подразделяется на: страхование экологического риска; страхование личного и общественного имущества от экологических аварий; страхование ответственности за ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды. Источники страховых выплат подразделяются на следующие: страховые формы при общегосударственных органах власти и при местных органах власти; страховые фонды, создаваемые группами предприятий одной отрасли или группы отраслей; страховые фонды, создаваемые на крупных экологоопасных предприятиях (нефтепровод, магистральный газопровод, Солигорский «Беларускалий» или целый промрайон и т. п.) Условия и порядок страхования в рамках каждой формы и вида страхования предусматриваются законом и определяется соответствующими нормативными актами, учитывающими специфику и степень ответственности за нанесенный ущерб. Для информации создается специальный банк данных (экологический архивариус) от опасных производствах на территории района, региона или страны, включающий данные о размерах ставок, страховых премий и сумм страхового возмещения для каждого страхового случая. В основе ранжирования предприятий по степени их экологической опасности лежит оценка степени вероятности страхового риска, то есть предполагаемого экологического ущерба, по поводу которого производится страхование. По степени опасности предприятия разделяют на три группы: 1. Особо опасные (группа «А») - предприятия с вероятностью аварий с экологическими последствиями на уровне (0,09) должны подлежать обязательному страхованию. 2. Опасные (группа «Б») - с вероятностью аварий 0,085 – решение об обязательном страховании принимаются региональными природоохранными органами. 3. Малоопасные – (группа «В») - вероятность аварий 0,059 – предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе. К основным понятиям экологического страхования относятся следующие: - страховой случай – совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховой организацией (страховщиком) произвести страховую выплату страхователю или третьему лицу; - страховая сумма – денежная сумма, определяемая договором или законом, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты (как в случае со страхованием ответственности за дорожное происшествие исходя из объема двигателя автомобиля), - страховая выплата производится при страховом случае с имуществом в виде страхового возмещения, а при случае с личностью страхователя (или третьим лицом) в виде страхового обеспечения; - страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством и определяемых в результате рассмотрения дел в судебном порядке. Страховое возмещение включает: - компенсацию ущерба, вызванного ущербом или гибелью имущества); - сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; - расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым причинен ущерб; Смешанная форма страхования применяется обычно, когда физическое или юридическое лицо не удовлетворено нормами страховых выплат или страховых возмещений, определенными законом или пределами судебных решений по обязательному страхованию, а также тогда, если по мнению потенциальной жертвы опасность предприятия занижена (вместо категории «А», ему присвоена категория «Б») и т.п. Как свидетельствует анализ основных показателей, характеризующих воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду на начало ХХI можно констатировать очередное снижение антропогенной нагрузки на водные и земельные ресурсы, а также на воздушный бассейн республики. Так, сброс загрязненных стоков в 2001 г. по сравнению с 1990 г. сократился на 78%; площадь земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности загрязняющих веществ в атмосферу, - на 61%, что свидетельствует о положительной динамике качества окружающей среды в нашей стране. В то же время в 2001 г. в Беларуси было зарегистрировано 270 залповых и аварийных загрязнений окружающей среды с ущербом до 150 млн. руб. По состоянию на 1.01.2001 г. в Беларуси накопилось 648 млн. т твердых отходов, а к началу 2002 г. их было уже 723,1 млн. т, в том числе галитовых 590,6 млн. т. Только за один 2000 год на предприятиях страны образовалось более 23 млн. т отходов, а утилизировано лишь 3,6 млн. т. Следует отметить, что экологический аудит и экологическое страхование находится в стадии становления и специалисты-географы должны быть востребованы в этих областях природопользования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|