Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».




Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870 - 950) -

философ, математик, теоретик музыки, ученый Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона.

Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина,

психология, философия и право – таков перечень его интересов. Многие годы жизни провел

в Багдаде, центре арабского халифата, изучал труды античных философов, общался с

видными учеными. Фараби является одним из первых крупных комментаторов трудов

Аристотеля. Аль-Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Синтезировал в своем

творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной тюркской культуры. Он систематизировал знание своего времени в трактате

«Слово о классификации наук». Им написаны более 100 работ. Выступал за научное

познание мира, против насилия в обществе. «Трактат о взглядах жителей добродетельного

города». Город станет тогда добродетельным, утверждал аль-Фараби, когда в нем почетное

место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят честь и

достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и

подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.

В трактате «О взглядах жителей добродетельного города» в главе 26 «О потребности

человека в объединении и взаимопомощи» Фараби писал, что величайшее благо и

высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом, но никак не

обществом, стоящим на более низкой ступени совершенства. Город, в котором

объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается

истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают

друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество.

Добродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого

помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее

наиболее полной. Кроме того, в добродетельном городе должен быть определенный

человек-глава и люди, приближающиеся к этому главе по определённым ступеням.

Каждый человек, согласно положению и способностям, осуществляет то действие,

которого требует преследуемая главой цель и ступень, на которой он находится.

Люди являются членами городского объединения не только благодаря положению, но и

благодаря тем возникающим в них свойствам, которые имеют своим источником волю,

любовь к искусству и тому подобное. Их способности аналогичны органам тела.

Уподобление деятельности людей органам тела человека также указывает на античное

происхождение этих идей.

В главе «О главном члене городского объединения» Фараби пишет: «Глава данного

города должна существовать в первую очередь, как гарант существования городского

объединения и его членов. Он же является причиной возникновения в них тех свойств,

которые имеют своим источником волю, так что, если приходит в расстройство один из

членов городского объединения, то именно глава города обеспечивает устранение этого

расстройства».

В главе «О добродетельном городе» он опять говорит, что во главе города не может

стоять любой, какой случится человек, так как управление зависит от двух вещей: во-

первых, от того, чтобы человек по своей природе был готов к управлению, во-вторых, от

положения и способностей, имеющих своим источником волю.

В главах «О качествах главы добродетельного города» Фараби выделает эти качества.

Прежде всего, он отмечает главу упомянутого сообщества.

"Глава - человек, который ни одному из людей не подвластен. Это – имам. Он первый

глава добродетельного города. Он - глава добродетельного народа и глава всей

обитаемой части земли. Подобным человеком может стать только тот, кто соединит в

себе целый ряд врожденных природных качеств".

Человек должен иметь, во-первых, абсолютно совершенные органы чувств, силы которых

настолько хорошо приспособлены для совершения тех действий, которые они должны

выполнять, что, если этот человек предпринимает какое-либо действие с помощью

какого-либо органа, то выполняет его с легкостью; уметь от природы отлично понимать и

представлять себе все, что ему говорится, осмысливая сказанное ему в соответствии с

тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дела сами по себе; хорошо

сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит и воспринимает, не забывая из

всего этого почти ничего; обладать умом проницательным и прозорливым, так, чтобы,

заметив малейший признак какой-либо вещи, он мог быстро решить что с ней делать.

Кроме того, он должен обладать выразительным слогом и уметь излагать с полной

ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию, достигать

это легко,не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим

3труда; быть воздержанным в еде, в употреблении напитков и в совокуплении. От

природы избегать азартных игр, и испытывать отвращение к возникающим из нее

удовольствиям. Любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к

ней; обладать гордой душой и дорожить честью: его душа от природы должна быть выше

всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным; презирать

дирхемы, динары и прочие атрибуты мирской жизни; любить от природы справедливость

и ее поборников, ненавидеть несправедливость и тиранию и тех, от кого они исходят;

быть справедливым по отношению как своим людям так и к чужим, побуждать - к

справедливости и возмещать убытки жертве несправедливости.

Совмещение всего этого в одном человеке - вещь трудная, и вот почему люди,

одаренные подобной природой, встречаются очень редко и составляют лишь

меньшинство. Так что если подобный человек обнаружится в добродетельном городе, что

подобного человека не окажется в тот или иной момент, то он должен вырастить

преемника, отвечающего этим качествам. Качеств всего шесть:

Первое - быть мудрым.

Второе - быть знающим, хранящим в памяти законы, правила и обычаи,

установленные для города первыми имамами, и следовать им во всех своих действиях.

Третье - проявлять изобретательность в том, относительно чего не сохранилось от его

предшественников соответствующего закона, следуя при этом примеру первых имамов.

Четвертое - обладать проницательностью и догадливостью, позволяющими ему

познавать в любое время, как существующее положение вещей, так и будущие события,

каковые не могли быть угаданы первыми имамами; в действиях же этих своих он должен

ставить своей целью улучшение благосостояния города.

Пятое - уметь словом своим направлять людей к исполнению законов первых имамов

и тех законов, которые он создал: после них, следуя их примеру.

Шестое - обладать телесной силой, необходимой для «ведения военных дел», знать

при этом военное искусство - как искусство служебное и как управляющее искусство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...