Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ибн Сина «Книга исцеления».




Абу Али ибн Сина (980 – 1037) является основателем арабского перипатетизма, его

учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама. Делил

философию на теоретическую – метафизика, математика и физика и практическую –

политика, этика и экономика. Теоретическая философия занимается постижением истины,

практическая стремится к достижению блага. Логика – инструмент познания мира, дает

метод познания.

Главная философская работа Ибн Сины — энциклопедический труд «Книга исцеления» — состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения» (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в формерубаи).

Творчество Ибн Сины занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул "шейх-ар-раис" (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественно-научные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы,не смотря на то, что основное его философское произведение "Книга исцеления" было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя "Канон врачебной науки" многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и мед. школ арабского Востока.

Из 274 трудов Ибн Сины медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался Ибн Сина, наибольший вклад им внесен в медицину. Прежде всего "Канон врачебной науки" принес ему всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл). ибн сина врачебный наука

В Книге первой излагаются теоретические основы медицины и общие положения практической медицины.

Книга вторая – это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени.

В Книге третьей трактуются "частные" или "местные" болезни органов человека, начиная с головы и кончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии.

В Книге четвертой рассматриваются "общие" болезни тела, не присущие лишь одному органу.

Книга пятая "Канона" представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава.

Через столетие после смерти автора "Канон" становится известен и на Западе. Уже в 12 в. он был переведен с арабского на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187),в 13 в. – на древнееврейский и разошелся во множестве рукописей. После изобретения книгопечатания в 15 в. в числе первых изданий был и "Канон". Примечательно, что его первое издание появилось в 1473 г. в Страсбурге – одном из центров гуманизма эпохи Возрождения.

 

 

Религиозно-философские взгляды Ибн Рушда.

Абу ал-Валид Валид Мухаммед ибн Ахмед ибн Рушд (1126-1198 гг.) — известный арабо-испанский философ, естествоиспытатель и правовед, автор ряда работ по анализу сочинений Аристотеля. В Европе известен под латинизированным именем Аверроэс.

Ибн Рушд, или Аверроэс является автором известных комментариев к

Аристотелю, которого он считал величайшим из людей, подлинным философом. По его

мнению, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог вечен

как и природа. Различал пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с

индивидуальными чувствами и представлениями человека, активный – всеобщий,

единичный интеллект, который вечен. По сути подобен божественному разуму.

Ибн Рушд был убежден, что религия необходима для нормальной жизнедеятельности общества. Критиковал воззрения на Аристотеля Ибн Сины, в то же время воздавая должное его медицинским сочинениям.
В своем произведении «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией» он поставил вопрос о соотношении философии и религии. По его мнению, религиозные личности (улемы) не должны порывать с внешним миром.
Для Ибн Рушда характерна убежденность в том, что религию и философию можно примирить, что разум — это инструмент веры. Отрицал бессмертие души. Выдвинул идею о существовании религии рациональной, доступной людям просвещенным, и образно-аллегорической, доступной всем, что положило начало теории двойственной истины.
Отношение к греческому философу в первую очередь как к логику позволило ему очистить исламскую научную мысль от неоплатонизма. В своем самом знаменитом сочинении Тахафат ат-тахафат («Опровержение опровержения»), ставшем ответом на работу Газали Тахафат ал-фаласифа («Опровержение философов»), он защищает философию от нападок, восстанавливает ее позиции, избавляет от неверных интерпретаций неоплатонизма, говорит о несотворимости первоматерии и праве разума на познание.

Его взгляды подверглись резкой критике богословов, сам он претерпел преследования, и в результате был вынужден бежать из Испании Альмохадов, где все его сочинения были преданы огню. В средневековой Европе Ибн Рушд приобрел более высокую репутацию, нежели среди своих коллег, мусульманских философов.

Мусульманская философская мысль Аверроэса благодаря выполненным в Испании переводам на древнееврейский и латинский языки оказывали и продолжают оказывать сильнейшее влияние на европейскую философию. Написал около 50 сочинений, среди которых видное место занимают комментарии к Аристотелю, за что в Западной Европе его прозвали Великим комментатором.
Известен его энциклопедический медицинский трактат, включающий клинические наблюдения самого Ибн Рушда и других врачей.

 

 

Суфизм К.А. Яссауи.

ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ (1093-1166) - основатель поэзии суфизма, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось выражение «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет».

Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.

Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.

Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную жизнь провел там, объяснив это так: «Достиг возраста пророка, дольше мне и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка». Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным - 73 года, по другим - 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж.Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году).

Немеркнущее в веках драгоценное наследие нашего предка - «Дивани хикмет» («Книга мудрости») - написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень много, многие из них сохранились в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без особого труда могут прочесть «Хикмет» Ахмета Яссауи. Это произведение является духовным достижением тюркских народов. Ахмет Яссауи - первый талантливый тюркский поэт, писавший на огыз-кипчакском диалекте.

Суфизм как течение появился в исламе в VII-VIII веках. «Дивани хикмет» раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат - свод законов ислама, обычаев и традиций. Тарихат - суфийское учение. Хакихат - приближение к богу. Магрипат - познание религии. По Ахмету без шариата, тарихата и магрипата нельзя достичь хакихата, нельзя приблизиться к богу.

А.Яссауи призывает к набожности, терпеливости, покорности, он убеждает всех в истинности слов (хадиса) пророка: «Основа веры - совесть». В загробном мире это «Золотой мост», ведущий души в рай. Таким образом он призывал людей стать честными, добрыми, милосердными.

Проповедники суфизма и ученики А.Яссауи распространили его взгляды по всему миру. Ходжа Ахмет определил направление духовного развития тюркских народов в новой исламской цивилизации. Соединив новую религиозную идеологию с шаманством, с зороастризмом, он много сделал, чтобы эту новую религию внедрить в общественное сознание. Благодаря А.Яссауи суфизм как философская система сыграл решающую роль в духовном миропонимании тюркских народов.

Тюркский народ стал поклоняться лишь Аллаху. Через веру тюрки познали и восточную и мировую религиозные философии.

По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник в честь Святейшего султана. В народе есть такая легенда: «Когда начали строить мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, стены унесло сильным ветром. После этого Темиру во сне явился дух старца Кызыра, возвестивший, что сначала нужно поставить мавзолей наставнику Ахмета - Арыстанбабу. Темир беспрекословно выполнил волю старика и только после этого приступил к своему замыслу».

Все, приезжающие, на паломничество, вначале ночуют на могиле Арыстанбаба и лишь после этого идут на поклон к Ахмету. С 1982 года этот памятник находится под государственной охраной, в 2003 году по решению ЮНЕСКО был внесен в список всемирного культурного наследия. Длина грандиозного сооружения - 65,5 м, ширина - 45,5 м, высота портала ворот - 37,5 м. На территории мавзолея есть около 30 мечетей, библиотека и залы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...