Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К. Маркс «Манифест коммунистической партии».




Философия марксизма создана великими революционными мыслителями Карлом

Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) и творчески развита

Лениным (1870 – 1924).

Философия марксизма как усвоение путем переработки, критического переосмысления

и творческого развития применительно к новым историческим условиям. К середине 19

века буржуазные революции позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной

основе. Буржуазия и пролетариат. Классовые столкновения. Маркс и Энгельс пришли к

выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и

неизбежного революционного перехода от капитализма к социализму. Труды К. Маркса

«Экономическо-философские рукописи», «Капитал». Труды Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» и др. Написанные совместно работы: «Святое семейство»,

«Немецкая идеология», знаменитый «Манифест Коммунистической партии» и др.

«Манифест коммунистической партии» — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Ф. Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата.

«Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства»

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:1.Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.2.Высокий прогрессивный налог.3.Отмена права наследования.4.Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.5.Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.6.Централизация всего транспорта в руках государства.7.Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.8.Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.9.Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

10.Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Некоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы в ряде стран, например:

•бесплатное публичное образование и запрещение детского труда;

•прогрессивная система налогов.В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран.

Ч. Валиханов «Тенгри»

Ш. Уалиханов (1835 – 1865) - одна из замечательных личностей в среде казахского народа в до-революционный период, просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог.

Чокан Чингисович Валиханов — чингизид, правнук знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Псевдоним «Чокан» он получил в детстве, так как его мать(Зейнеп Шорманова) называла его ласково Чоканчик. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним.

На становление Ш. Валиханова как передового ученого и мыслителя повлияли деятели науки и культуры России. Ряд исследований: «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи», открытие эпоса «Манас» и др. Казахский ученый считает, что познание и освоение казахами европейской

культуры – жизненная необходимость, а для этого необходимо Просвещение. Причину

социального несчастья он искал во всеобщей безграмотности и невежестве.

Характеристики Тенгри как безучастного, холодного, незаинтересованого надзирателя взирающего с метафизической дали над теми кто находится внизу объясняется природными свойствами. Начисто лишенный и стоящий далеко от человеческих ценностей, Тенгри у людей вызывает страх и ужас. Он является силой формирующией порядок, гармонию и призванный охранять принципы справедливости. Вера в него требует соблюдения системы ритуалов.

В отличие от природности Тенгри второй божественной сущностью является мать-Умай. Это – индивидуализированная и отличающаяся содержательно от других членов пантеона, персонаж. В литературе ее облик описан достаточно емко. Вместе с тем, ее взаимоотношения с Тенгри и людьми еще недостаточно исследован. Ее персонифицирует «огонь-вода». Она символизирует священность домашнего очага, семьи. В то же время Слово «Умай» имеет еще значение «умме» – утроба матери – место, где располагается плод. Т.е. Умай является Матерью, а люди – рожденные ею дети. Тенгри распоряжается в мире и предопределяет судьбы людей. Тенгри «распределяет сроки (жизни)»; однако при этом рождением «сынов человеческих» ведает Умай» (С.Г. Кляшторный). По древним представлениям кочевников человек рождается между небесными и земными стихиями: тогда когда с небес нисходит «кут» благость и когда он получает земное благословение от Умай-Ана.

Если содержанием Тенгри является – справедливость, то Умай-Ана – исток духа, начало нравственности. В момент рождения в тело дитяти Умай-Ана вкладывает часть своего духа. С этого мгновения главной задачей человека является человечность. Он должен не сходить с нравственного пути и сохранять данную ему в кредит вечную структуру – индивидуальную душу, с упорным постоянством как святыню. Любовь человека к своей Матери (Умай) – есть его второе, истинное рождение. Ведь рождение человека не случайность, а закономерное явление. Во взаимоотношениях человека и Бога (Умай) имеет место любовь. Умай любит людей искренне, безусловно невзирая на их несовешенство и недостатки. Эта любвь есть высший образец, соотнося с которой, люди могут сформировать внутреннее «Я». Благодаря этому кочевник действует как бытие волящее конструировать священную среду и стремящееся путем совершенствования себя войти в нее.

Взаимоотношения Умай и людей описываются в этических терминах. Это нашло место в текстах древнетюркских рунических памятников. Обращения его героев к Умай – свидетельство ее высокого авторитета в срединном мире (на Земле). В понимании кочевников индивидуальная свобода является главной ценностью и смыслом жизни. Судя приведенным высказываниям, жизненная сила и дух Умай намного также весомей, как и мощь Тенгри. Если Тенгри создает материальный каркас кочевника – тело, то Умай рождает ткань их внутреннего мира – душу.

А вера в Тенгри показывает как священный порядок определяет повседневную жизнь степняков. Для степняков следование порядку является сознательно и свободно выполняемым долгом. Служение – не противоречит индивидуальным или коллективным представлениям насельников Степи. Оно является законом бытия конструирующий структуру обязанностей в традиционном обществе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...