За пределами «темперамента»
Стр 1 из 32Следующая ⇒ OUT PEOPLE Design Engineering with Meta-Programs Crovn House Publishing Limited vvw.crownhouse.co.uk Майкл Холл • Боб Боденхамер 51 МЕТАПРОГРАММА НЛП Прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивов
Оглавление
Предисловие........................................ 9 Введение 13 ЧАСТЬ I ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ СОЗНАНИЯ........................... 25 Глава 1 Что мы понимаем под метапрограммами?.................................. 26 Операционные программы, которые управляют вашими программами................ 26 Глава 2 Метапрограммы для понимания людей............................... 53 ЧАСТЬ II МЕТАПРОГРАММЫ..............................................................79 Перечень метапрограмм................................................. 80 Глава 3 «Ментальные» метапрограммы................................................ 83 Глава 4 «Эмоциональные» метапрограммы......................................... 121 Глава 5 «Волевые» метапрограммы..................................................... 145 Глава 6 Метапрограммы «реакций»................................................ 172 Глава 7 Мета-метапрограммы............................................................. 200 Часть iii Применение, инженерное конструирование с помощью метапрограмм...................................... 235 Глава 8 Контекст и метапрограммы..................................................... 236 Глава 9 Изменение метапрограмм................................................... 244 6______________________________________________ Оглавление Глава 10 Инженерное конструирование при определении профессиональных качеств................................................. 254 Глава 11 Чтение метапрограмм и подстройка под них........... 271 ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................. 285 Приложение I Комментарий к форматированию метапрограмм............ 286 Приложение II Извлечение метапрограмм............................................ 288 Приложение III Схема ключей глазного доступа и предикаты
Приложение IV Иерархия языка на шкале специфики и абстракции 314 Приложение V Пять категорий метапрограмм и мета-метапрограммы.... 315 Приложение VI Метапрограммы в качестве сортирующей решетки......... 318 Приложение VII Глагола «есть» не существует........................................ 334 Приложение VIII Другие метапрограммы............................................ 337 Словарь терминов НЛП...................................................... 339 Под социальной инженерией я понимаю науку и искусство направления энергии и способностей людей на повышение их благополучия (р. 1). Производство — это, в сущности, задача инженеров; оно опирается на открытие и применение естественных законов, включая законы человеческой природы. Социальная инженерия охватывает теорию и практику — науку и искусство — всех инженерных отраслей, объединенных общей целью понимания и благополучия человечества (pp. 6—7). Задача инженерной науки — не только знать, но и знать, как (р. 11). Альфред Кожибски (Korzybski, 1921) Выражение признательности Никто не может дать жизнь новой работе без деятельной помощи множества людей. Хотя эта работа была проделана очень быстро — буквально за пару месяцев в начале 1997 г., — в основу ее легли годы и годы, посвященные теоретическому и практическому изучению метапрограмм. Мы выражаем особую благодарность за поддержку следующим людям: Майкл: • Уайаттпу Вудсмоллу, Тэду Джеймсу и Ричарду Бэндлеру, ко • Черил Энн Буффа, которая самозабвенно прочитала каж • Джессике Холл, моей дочери, за то, что она мирилась с моей • Изобретателю электронной почты — благодаря которой Боб Боб: • Ричарду Спенсеру, который познакомил меня с НЛП.
• Джину Руни, моему первому наставнику в НЛП и вдохно • Ричарду Бэндлеру и Джону Гриндеру, без которых НЛП не • Тэду Джеймсу, открывшему для меня язык и понятие ли • Уайагпту Вудсмоллу, который вместе с Тэдом познакомил • И, более всего, моей жене Линде, чья любовь и непрерывная Предисловие Эта книга восполняет серьезный пробел в литературе по ней-ро-лингвистическому программированию. Метапрограммы позволяют нам понимать поведение людей и различия между ними. Что важнее, они открывают перед нами возможность варьировать наше поведение и способы коммуникации, чтобы более успешно работать с нашим собственным и чужим поведением и моделями мира, а также изменять их. Вероятно, метапрограммы — это величайший вклад, который НЛП внесло в понимание различий между людьми. Только поняв и оценив эти различия, мы можем начать уважать и поддерживать других людей, чьи модели мира резко отличаются от наших. Только поняв различия между людьми, мы можем начать работу по замене враждебности пониманием, а антагонизма — состраданием. Только осознав, что те или иные действия, совершаемые другим человеком, вовсе не имеют целью навредить нам, а являются его фундаментальным паттерном поведения, мы можем приступить к замене конфликта сотрудничеством. К сожалению, до недавнего времени в НЛ П было не так много работ, посвященных этому важному вопросу. Поэтому таким впечатляющим является вклад, который авторы внесли в обсуждение данной проблемы, лежащей в основе НЛП. Когда я в 1981 г. начал свою подготовку в области НЛП, у меня уже имелись определенные знания относительно человеческой типологии. Я получил сертификат по Индикатору типов Майерс-Бриггс и изучил эннеаграммную модель личности в Институте Арика, прежде чем прийти в НЛП. Мне очень хотелось понять, имеются ли в НЛП схожие модели личности, и я был весьма обрадован, когда узнал, что они существуют.
Впервые я услышал о метапрограммах в 1982 г. от моих наставников в НЛП Анне Линден и Фрэнка Стасса. Мне также посчастливилось посещать тренинг Роджера Бейли по Профилю личности IPU. Затем, у Криса Кауэна и Дана Бека, я изучил Мо- 10____________________________________________ Предисловие дель ценностей Клэр Грейвз (1984). Все эти эффективные модели, объясняющие сходства и различия между людьми, произвели на меня глубокое впечатление, и я использовал все имеющиеся у меня возможности, чтобы рассказать о них другим людям. Энтони Роббинс был одним из первых, кого я обучил этим моделям. Я встретил Тони на тренинге по моделированию у Джона Грин-дера в сентябре 1983 г. Я вовлек Тони в программу моделирования, в которой я участвовал и которая была посвящена стрелковой подготовке в рядах американской армии. Когда мы с Тони стали друзьями, я обучил его всем паттернам мастера-практика НЛП, включая метапрограммы и ценности. Позже я помогал Тони проводить его первый сертификационный тренинг по НЛП (февраль 1985 г). Во время второго сертификационного тренинга (сентябрь 1985 г.) мы добавили курс мастера-профессионала. Там, в Колорадо, где я обучал студентов метапрограммам и ценностям, я встретил трех своих самых старших учеников: Марвина Ока, Ричарда Дила и Тэда Джеймса. Затем в Гонолулу, Гавайи, я обучал тренингу практика НЛП и мастера-практика группу, в которую входили Тэд и Арди Джеймс, Марвин Ока и Ричард Дил. Вскоре все эти люди, так же как и я, вдохновились Индикатором Майерс-Бриггс, метапрограммами и моделью ценностей Грейвз. Тэд и Арди начали — с превосходными результатами — использовать метапрограммы в своем бизнесе. Как следствие, между Джеймсами и мной возникло сотрудничество, в итоге которого появился «Перечень метапрограмм и ценностей», а также материал по метапрограммам и ценностям, который был опубликован в книге «Терапия на линии времени и основа личности» (Time Line Therapy and the Basis of Personality). Моя жена Мэрилин и я посвятили последнее десятилетие применению метапрограмм и ценностей в бизнесе, в обучении повышению результативности и психотерапии. Мэрилин и я недавно закончили две книги: первая — «Сила человеческих паттернов» (People Pattern Power) — посвящена применению метапрограмм в бизнесе, а вторая — применению ценностей в обществе.
Мне очень приятно видеть, что Майкл Холл и Боб Боденха-мер — два человека, которым я помогал в процессе учебы, — получили столь же сильное впечатление от метапрограмм, что и я. Мне еще приятнее, что они прислушались к моим предупреждениям: «НЛП не заканчивается на Джоне Гриндере и Ричарде Бэн-длере» и «Дальнейший прогресс в этой области зависит от всех нас». Они доказали это своей превосходной книгой. П редисловие_______________________________________ И Авторы погрузились в изучение НЛП и метапрограмм, а также общей семантики и последних достижений в когнитивной психологии и психотерапии. Отрадно видеть, что они не ограничиваются областью НЛП и активно изучают его истоки в общей семантике, а также в других дисциплинах, которые влияют на НЛП и на его применение в реальном мире. Мне посчастливилось знать обоих авторов на протяжении нескольких лет, и на меня произвели впечатление их честность, способность к сопереживанию и преданность делу применения и распространения НЛП в тех местах земного шара, куда оно еще не проникло. Это дается нелегко. Оба пошли на серьезные жертвы ради своих интересов в НЛП. Читатели очень часто полагают, что книги получаются сами собой, однако они ошибаются. Эта книга также не возникла случайно. Она родилась в результате долгой, многотрудной исследовательской и практической работы и потребовала больших жертв и глубокой преданности НЛП со стороны обоих авторов. За это они заслуживают нашей благодарности и признательности. Эта книга уникальна в нескольких отношениях. Во-первых, она объясняет истоки метапрограмм и помещает их в более широкий контекст человеческого развития и изменений. Во-вторых, она содержит углубленное обсуждение метапрограмм. И в-третьих, она расширяет сферу изучения и применения метапрограмм и вносит значимый новый вклад в данную область. Я кратко коснусь каждого из этих трех моментов. В книге подробно рассматриваются истоки и история развития метапрограмм в НЛП. Авторы также заключают метапрограммы в ряд очень важных рамок (фреймов). В сущности, НЛП предполагает процесс «де-номинализации», и авторы начинают свое исследование, деноминализируя как понятие «личность», так и понятие «метапрограмма». Они выдвигают важнейшее положение: метапрограммы относятся не к тому, кем являются люди, а к тому, как они функционируют. В книге дается превосходная типология метапрограмм. Людей можно классифицировать по самым разным показателям. Но сохраняется решающий вопрос: «Полезна ли данная классификация?» У человека имеется от пяти до девяти блоков внимания, и при наличии 51 рассматриваемой метапрограммы легко растеряться. Авторы помогают нам избежать перегрузки, разделяя метапрограммы на пять категорий (ментальную, эмоциональную, волевую, категорию внешней реакции и метакатегорию). Такой подход вносит
12________________________________________ Предисловие ценный вклад в типологию самих метапрограмм и создает карту, помогающую нам сортировать эти эффективные паттерны. Авторы также приводят важную информацию о том, как извлекать и использовать каждую из описанной 51 метапрограммы. Крайне полезны приложения к книге, и я предлагаю читателю начать именно с них, поскольку они служат прекрасным руководством к тексту. Кроме того, они бесценны в качестве справочника по извлечению и использованию метапрограмм. Возможно, наиболее впечатляющая часть книги — вклад, который она делает в развитие и распространение метапрограмм. Я уже упомянул о том значимом вкладе, который авторы внесли в данную область своей новой типологией метапрограмм; кроме того, данная книга рассматривает больше метапрограмм и делает это глубже, чем любая другая книга по НЛП. Однако ее ценность этим не ограничивается. К положительным сторонам книги относятся не только широта и глубина. Возможно, ее наиболее важное отличие заключается в творческом проникновении авторов в вопрос метапрограмм в целом и в каждую из метапрограмм в частности. Авторы подталкивают нас и к пониманию, и к применению понятого на практике. И они постоянно предлагают новые пути для дальнейшего исследования и изучения вопроса. Это и делает данную книгу столь ценной. Она по-настоящему генеративна и побуждает к дальнейшему развитию, истолкованию и использованию еще большего количества паттернов, когда мы стараемся понять и реализовать изложенные в ней идеи. Возможно, это и есть ее наибольшее достоинство. Уайатт Л. Вудсмолл, доктор философии Введение Люди — не существительные, а процессы. Ричард Саймоне, 1997 «Я сдаюсь, я просто не могу его понять!" «Почему она ведет себя подобным образом? Нужно быть психологом, чтобы это понять». «Почему мой начальник так скрытничает по поводу новых распоряжений? В эти дни он ведет себя как параноик. Я его не понимаю». «Поди пойми ее. Когда она находится в подобном настроении, не знаешь, чего и ждать...» «Вы поступаете так потому, что хотите на мне отыграться!» Понять людей... мы все пытаемся это сделать. Жизнь в человеческом обществе настоятельно требует этого, не так ли? Поэтому каждый день мы тратим массу времени, пытаясь прогнозировать действия других людей, угадывая их мотивы и намерения, осуществляя нелицензированный психоанализ тех, с кем мы живем. Мы выискиваем у них устойчивые особенности темперамента. Мы читаем книги о том, как «прочитать мысли людей». Мы посещаем семинары, посвященные вопросам взаимоотношений. Мы делаем все, чтобы понять людей. Но какую пользу нам это приносит? Насколько эффективно мы в действительности научились понимать странный и загадочный мир, в котором живет тот или иной человек и которому он принадлежит? Понимаете ли вы хотя бы себя? Знаю ли я собственные паттерны и процессы? За пределами «темперамента» Из этой работы вы узнаете, что мы вышли далеко за пределы всех моделей и инструментов, которые предназначены для понимания людей путем классификации их в соответствии с типами и темпераментом. Начиная с древних греков и их модели «четырех 14_______________________________________________ Введение основных темпераментов» (они называли их «соками») появились сотни моделей типов личности. Многие авторы основывают выделение этих типов на предположении, что каждому человеку присущи постоянные внутренние черты, которые объясняют, «почему он такой-то и такой-то». Здесь вы не найдете ничего подобного. Вместо того чтобы начать с допущений о постоянных неотъемлемых чертах, мы выбрали другую посылку. Мы предпочли допущение, которое Ричард Саймоне, редактор The Family Therapy Networker (март/апрель 1997), подытожил, сказав: «Люди — не существительные, а процессы». Здесь мы рассматриваем не то, чем люди «являются» в некотором абсолютном, неизменном смысле, связанном с чертами, а то, как люди функционируют. • Как этот человек мыслит и проявляет эмоции? • Как этот человек разговаривает, действует, ведет себя и об • Какие процессы и паттерны описывают стиль сортировки (от • Какую ментальную операционную систему этот человек ис • Какое присущее людям операционное обеспечение (идеи, Фокусируя свое внимание на том, как человек функционирует с точки зрения когнитивной обработки (мышление), проявления эмоций (телесная соматизация идей), языка (выражение в речи себя и других) и поведения (реакции, жесты, общение и т. д.), мы определяем не то, чем он «является», а то, как он фактически действует в данном контексте или ситуации. В чем ценность этого фокуса? Распознавая, как человек действует, мы получаем возможность понять его модель мира (его ментальную парадигму), которая описывает его внутреннюю «реальность». Это обогащает наше понимание и проясняет вопрос «откуда взялся данный человек». Это также придает нам дополнительные силы. Почему? Потому что, зная, как функционирую я сам и как это делает кто-то другой, я могу оценить и сравнить наши способы функционирования: • Насколько эффективно работает данный метод мышления? • Насколько мне нравится данный способ проявления эмо- Введение__________________________________________ 15 • Насколько желателен для меня данный стиль разговора и • Какие ресурсы предоставляет данный способ сортирующе Анализ подобных процессов (то есть способов сортировки информации по релевантности) дает нам возможность заменить или трансформировать любой процесс, который плохо работает. Когда вы (мысленно) анализируете черты, объекты, то, чем «являются» люди, вы мыслите и чувствуете, скорее находясь на позиции «ладно, такой уж я есть» и «я должен мириться с его поведением, поскольку такой уж он есть». Это неправильно. Здесь мы исходим из пресуппозиции, открывающей гораздо больше возможностей: «Люди — не существительные, а процессы». Граф Альфред Кожибски сказал, что когда вы навешиваете на человека какой-то словесный ярлык, а затем используете обманчиво соблазнительный, но коварный глагол «есть», то создаете зачаточную форму безумия. С лингвистической точки зрения вы используете глагол «есть» для идентификации: «Я — неудачник»; «Она высокомерна»; «Чего можно ожидать от сострадательного либерала?»; «Коммунисты — такие-то и такие-то»; «Она бессердечна, поскольку симпатизирует республиканцам»; «Он — сангвиник»; «Они — садомазохисты». И так далее. Конечно, принятый нами подход противоречит исторически сложившимся философским ярлыкам, психиатрическим диагнозам (в настоящее время охватываемым DSM-IV — Диагностическим и статистическим справочником психических расстройств) и психологическим типам. Однако нам кажется, что низведение людей до категории типа, черты или расстройства личности лишь мешает увидеть богатство проявлений и уникальность личности. Люди демонстрируют слишком сложное поведение, чтобы мы могли так легко его категори-зировать, классифицировать и навесить на него ярлык. Кроме того, люди обычно не склонны оставаться неизменными после того, как мы облекаем их в какую-то словесную форму. Они меняются. Они растут. Они усваивают новые, иные модели функционирования — или «бытия». Люди склонны действовать по-разному в разных контекстах. Фактически большинство людей ощущают себя в разных контек- 16_______________________________________________ Введение стах совершенно по-разному. Таким образом, мы играем различные роли, надеваем на себя разные маски, мыслим и чувствуем в соответствии с контекстом или системой отсчета. Какая же модель позволяет нам принять во внимание сам контекст? Какая модель функционирования людей позволяет нам принять во внимание научение, развитие, рост и увеличение возможностей? Некоторое время назад (в 1979 г.) в Psychology Today была напечатана обзорная статья, посвященная нейро-лингвистическому программированию (НЛП). Статья называлась «Люди, которые читают людей», и в ней описывалась совершенно новая отрасль внутри когнитивно-поведенческой психологии, а также некоторые модели и технологии, которые Бэндлер и Гриндер разработали для «прочтения» людей. Позже в эту область вступили мы (MX и Б Б). Мы прошли экстенсивный тренинг и начали писать о нем. Когда позже нам попались на глаза труды друг друга, мы решили объединить работы, касавшиеся метапрограмм как способа понимания людей. Исследования метапрограмм (операционных ментальных программ, определяющих, каким образом данный человек мыслит, проявляет эмоции и т. д.) берут начало в работах Лесли Камерон Бэндлер, которая стала сотрудничать с Ричардом. Метапрограммы появились, когда Лесли подготовила «учебник НЛП» (Wood-small, 1988, р. 63) и обнаружила, что иногда описанные процессы не срабатывают. В конечном итоге они с Ричардом установили, что эти «неудачи» помогают выявить исходный перечень метапрограмм НЛП. Изначально Лесли использовала выделенные категории внутри контекста психотерапии, а затем Роджер Бейли и Росс Стюарт перенесли их в сферу бизнеса (Woodsmall, 1988, р. 3). Далее Вуд-смолл расширил их, объединив с личностным опросником Май-ерс-Бриггс. В результате появилась ставшая теперь классической работа Джеймса и Вудсмолла (James & Woodsmall, 1988) «Терапия на линии времени и основа личности». Затем Риз и Бэгли (Reese & Bagley, 1988) приложили метапрограммы к профилированию людей и к контексту продаж. Шелл Роуз-Шарве (Rose-Charvet, 1995) использовала их для выявления метапрограммного языка, который обеспечивает оптимальное влияние. Базируясь на разработанной в НЛП модели «личности» (а также на категориях общей семантики и на понятии развития в когнитивной психологии и психологии восприятия), мы расширили Введение__________________________________________ 17 и дополнили представления о метапрограммах в этой подробной и исчерпывающей (на данный момент) работе. Здесь мы фокусируем внимание не на том, чем «являются» люди в некоторой статичной, постоянной, предопределенной, неизменяемой среде, а исключительно на том, как люди функционируют. Полученная таким образом модель позволяет нам создавать такой профиль «личности» — и нашей, и других людей, — который обеспечивает возможность роста, развития, изменения и повышения возможностей с учетом данного конкретного контекста. Что же из этого следует? То, что мы можем научиться открывать глаза, уши, обострять свои ощущения и по-настоящему видеть, как функционирует данный человек (то есть распознавать его способ мышления, оценки, убеждения, его воображение, эмоции, соматизацию, речь, реакции и т. д.). Распознавая эти процессы, мы начинаем понимать этого человека в данное время и в данном месте. Обладая подобной информацией, мы можем затем научиться общаться с ним в соответствии с тем, как он действует после того, как структурировал определенным образом свое сознание. Здесь мы сделали акцент на текущем функционировании людей, не углубляясь в излишнее теоретизирование или философствование о «человеческой природе». Многие захотят воспользоваться этой работой для самоанализа, и поэтому мы снабдили каждую представленную метапрограмму контрольным перечнем вопросов. Таким образом, вы можете использовать эту книгу в качестве инструмента для самопознания и самоисследования, опять же с целью определить не то, чем вы «являетесь», а то, как вы действуете. Данная модель описывает, как люди мыслят, чувствуют, действуют, воспринимают, обрабатывают информацию, реагируют, ведут себя и т. д., а затем показывает нам, как мы можем перестать делать то, что не срабатывает, и начать делать то, что помогает получить желаемый результат. Здравомыслие иногда дает нам о себе знать самым простым образом! Для тех, кто-уже знаком с моделью НЛП, мы предлагаем новые понятия: метапрограммы, мета-метапрограммы, сортирующие метапрограммы, соответствующие нашему «состоянию сознания», сортировочную сетку для метапрограмм и многое другое. Добро пожаловать в полное приключений путешествие, где вы сможете открыть для себя и понять, как вы действуете на метауровне, ко-торый влияет на вашу повседневную жизнь! 18______________________________________________ Введение Краткий обзор НЛП Модель нейро-лингвистического программирования (НЛП) обращается прежде всего к «структуре субъективности», то есть описывает, как мы используем свою нервную систему (неврологию и головной мозг) для создания той «модели мира», которую мы затем применяем, идя по жизни. После того как наша нервная система/головной мозг приняли информацию из окружающего мира через наши органы чувств (сенсорные системы), мы используем эти сенсорные модальности для обработки информации («мышление») и ее сохранения («память»). Мы определяем их как репрезентативные системы (RS), с помо-щью которых мы воспроизводим для себя информацию о том, что видели, слышали, ощутили и т. д. Полный список используемых нами репрезентативных систем по сенсорным модальностям (для краткости он называется VAK) выглядит следующим образом: V — для визуальной: виды, картины, образы и т. д.; А — для аудиальной: звуки, шумы, громкость, тона и т. д.; At — аудиальная тональная: (звуки); К — для кинестетической: ощущения, чувства и т. д.; О — для обонятельной (ольфакторной): запахи; G — для вкусовой (густаторной): вкусовые качества; М — для моторной: кинестетические движения. В качестве примера попробуйте определить, какие модальности VAK вы используете, когда «думаете» о клубнике. Что «приходит вам на ум»? Картинки, запахи, вкусовые качества, осязательные ощущения или звуки? В каком порядке? Насколько конкретно вы воспроизводите информацию о клубнике в своем сознании? А как вы мысленно представляете себе тарелку с клубникой? Продолжайте фиксировать свои модальности, думая теперь о большой тарелке с сочной красной клубникой, залитой холодными взбитыми сливками. Две дополнительные характеристики этих репрезентативных систем — внешняя (е) и внутренняя (') — относятся к источнику наших данных. Параметры воспроизведенная из памяти (г) и скон-струированная (с) информация показывают, каким образом получена данная информация: r воспроизведенная из памяти информация c сконструированная информация {VAK); Введение________ 19 i внутренний источник информации (трансдеривационный поиск, TDS); е внешний источник информации (аптайм, сенсорное восприятие). Мгновение назад вы, вероятно, припомнили фактический исторический момент времени, когда увидели тарелку с клубникой. То есть вы ввели данную информацию изнутри. Если перед вами сейчас действительно стоит тарелка с клубникой, тогда вы можете получить сенсорную информацию в реальном времени извне. Таким образом, мы получаем первичные сенсорные системы. Благодаря им у нас имеются модусы (или модальности), посредством которых мы узнаем об объектах. Над этими VAK-системами мы имеем систему метарепрезентации. («Мета» означает нечто находящееся «над» или «за пределами», то есть более высокий логический уровень.) Какая система восприятия существует на этом уровне? Язык. Эта символическая система слов, предложений, фраз и т. д. позволяет нам говорить о зрительных образах, звуках и ощущениях, а также абстрагироваться на более высоком логическом уровне. Мы определяем данную метарепрезентативную систему так: Ad — аудиальная дигитальная (система языка, слова, разговор с самим собой). В предыдущих абзацах, показывая ваши референты для клубники, мы постоянно использовали языковую репрезентативную систему. Само слово «клубника» функционирует в качестве ярлыка для всего сенсорного опыта. Если бы мы воспользовались более абстрактным термином, таким как «ягода», некоторые люди и в этом случае могли бы извлечь из памяти и воспроизвести образы, звуки, запахи, ощущения и вкусовые качества клубники, но этот термин также вызвал бы и множество других воспоминаний. Домен, который находится ниже, или внутри, репрезентативных и метарепрезентативных систем языка, относится к качествам, характеристикам и компонентам модальностей — они называются «субмодальности» (SBMD). Каждой системе присущ собственный перечень субмодальностей. Визуальные субмодальности: Локализация: близко — далеко. Размер: малый — большой. 20 Введение Фокус: ясный — размытый. Структура: 3D (объемная) или 2D (плоская). Цветность: черно-белый — цветной. Внутри/снаружи: ассоциированный — диссоциированный. Движение: прерывистое (слайд) — непрерывное (кино). Очертание: контур — форма. Яркость: низкая — высокая. Контраст: сильный — слабый. Форма: панорамная — ограниченная. Аудиальные субмодальности: Локализация: источник, направление. Громкость: низкая — высокая. Тональность: качество, стиль. Частота: высокая — низкая. Расстояние: близко — далеко. Ритм: быстрый — медленный, плавный — неровный. Темп: медленный — быстрый. Продолжительность: короткая — длинная. Кинестетические субмодальности: Локализация: внутри — снаружи. Природа: тактильная — проприоцептивная. Интенсивность: низкая — высокая. Вес: малый — большой. Продолжительность: короткая — длинная. Размер области: малый — большой. Частота: частые — редкие. Форма: конфигурация. Движение: отсутствие — незначительное — интенсивное. Шероховатость: гладкий — грубый. Ритм: паттерн движения. В приведенном выше примере с клубникой субмодальности играют центральную роль в репрезентации. Чтобы убедиться в этом, попробуйте ответить на следующие вопросы, касающиеся ваших VAK-репрезентаций: • Какова величина образа тарелки с клубникой, который вы • Где вы видите эту картинку (непосредственно перед собой, • Видите ли вы ее в фокусе или нет? • Это объемный образ или плоская «почтовая открытка»? • Видите ли вы клубнику в цвете или в черно-белом изобра Без сомнений, вы уже почувствовали, какие сдвиги происходят, когда вы меняете качество своей репрезентации. У большинства людей черно-белая картинка с клубникой вызывает чувство, отличное от чувства, вызываемого цветной картинкой. Расстояние также играет значимую роль: Если вы представляете себе тарелку с ярко-красной, сочной клубникой на большом расстоянии от вас, это, вероятно, вызывает у вас менее «реальное" или непреодолимое ощущение, чем когда вы помещаете свою картинку на расстоянии сантиметра от вашего рта, не так ли? Когда человек формирует последовательность сильно детализированных репрезентаций чего-либо, это обычно затрагивает все большую и большую часть его нервной системы. Поэтому, когда вы «включаете» все свои репрезентативные системы, так что ясно видите и ощущаете тарелку с клубникой, не начинаете ли вы чувствовать ее запах и даже вкус? По-видимому, субмодальности обеспечивают субструктуру нашей субъективности — место «строительных кирпичиков» человеческого опыта и то место, где мы кодируем «различие, которое дает разницу» (Бейтсон). Но субмодальности делают это только потому, что фактически действуют на метауровне (см. The Structure of Excellence, Hall & Bodenhamer, 1999). Рассмотрим стратегию мотивации. Как вы побуждаете себя прочитать книгу или изучить работу, посвященную человеческой «личности»? Что вы рисуете перед своим мысленным взором, что говорите себе, каким тоном, какие кинестетические ощущения вы испытываете, сколько раз вам приходится повторять один или несколько из этих шагов, что вы делаете во-первых, что — во-вто-рых, в-третьих и т. д.? Когда мы упорядочиваем свои репрезентативные системы с адекватными качествами субмодальностей, так что в результате получаем возможность совершать нечто — вставать утром, создавать что-то, проявлять дружелюбие, приходить в игривое настроение, осуществлять эффективную коммуникацию, заниматься бизнесом, правильно питаться и т. д., — мы используем стратегию. Какую стратегию вы применяете для научения, когда читае-те? Создаете ли вы внутренние образы по мере чтения? Разговариваете ли вы сами с собой — повторяя слова и фразы, задавая 22_______________________________________________ Введение вопросы и разглядывая иллюстрации? Чувствуете ли вы свою руку, когда делаете пометки? В каком порядке вы выполняете эти операции в своем стремлении усвоить как можно больше информации? Кроме сенсорных и языковых модальностей идей, понимания, убеждений, ценностей и решений, а также их качеств НЛП еще идентифицирует и различает синтаксис. Под синтаксисом здесь понимается порядок и последовательность этих качеств, то есть формула, с помощью которой мы объединяем их, чтобы испытать переживание. В НЛП мы называем этот порядок, или структуру, компонентов модальностей стратегией (Dilts et al., 1980). Стоит нам применить стратегию с целью создания ментально-' телесного состояния сознания — и наше научение, память, восприятие, коммуникация и поведение {learning, memory, perception, communication, behavior — LMPCB) будут функционировать в зависимости от данного состояния. Это означает, что, находясь в определенном ментально-телесном состоянии (характеризуемом определенным содержанием и структурой наших внутренних репрезентаций — IR, и особенностями нашей физиологии), мы обыч-но мыслим, научаемся, припоминаем, воспринимаем, разговариваем и ведем себя в соответствии с этим состоянием. Состояние, в котором мы находимся, направляет и расцвечивает нашу обработку информации. Если вы входите в качественное состояние научения, тогда ваши восприятие, память, поведение и чувства будут гармонировать с ней-ро-лингвистическим состоянием. Вы будете видеть мир через это научение. А если вы окажетесь в состоянии с закрытым сознанием, тогда вы заметите, что мыслите, чувствуете, воспринимаете и припоминаете закрытым и ригидным образом. И это сильно затруднит процесс научения, понизит любознательность, открытость и т. д. Что мы можем предпринять в этом случае? Мы можем прервать данное состояние и вызывающие его факторы (наши внутренние репрезентативные системы и субмодальности). Затем мы можем видоизменить сознание, перенаправив нашу ментально-телесную систему на те внутренние репрезентации, которые обогащают наше состояние и, следовательно, жизнь. Для этого мы используем смену модальности и субмодальности, переключая наш головной мозг на желаемые результаты, давая ему специфические VAK-ключи более привлекательных «мыслей», например «я», для которого обучение не будет проблемой; мы реструктурируем смысл (значение) события; изменяя триггеры (якоря), которые «запуе- ________________________________________________________ 23 кают» работу головного мозга в определенном режиме, заякори-вают нас на новые режимы и т. д. (Сверьтесь со словарем терминов, если некоторые из этих понятий кажутся вам незнакомыми.) НЛП специализируется на том, как «управлять собственным мозгом», с тем чтобы мы могли осуществлять руководство когнитивно-поведенческими механизмами, которые контролируют субъективность. Какие же механизмы контролируют субъективность? Это внутренние репрезентации модальностей и субмодальностей, которые кодируют идеи, понимание, убеждения, ценности, решения и физиологию (качество и активность нашего тела и нервной системы). Чтобы помочь работе этих механизмов, в НЛП созданы многочисленные «технологии» и методы, которые обеспечивают специфические паттерны (программы), позволяющие нам управлять нашей субъективностью с большей легкостью и эффективностью. Когда все эти «ментальные», «эмоциональные» и физиологические факторы сочетаются, мы приходим к холистическому ментально-телесному состоянию сознания (рис. В.1). Поэтому хотя мы используем другую, стат
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|