Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему «личность» кажется такой устойчивой и реальной




«Личность» кажется и ощущается постоянной, стабильной и унаследованной данностью, потому что указанная концепция («я») существует на метауровне. Это также объясняет, почему изменить «личность», по-видимому, труднее, чем изменить какое-то специ­фическое поведение, мысль, предпочтение или чувство на первич­ном уровне.

Какие же механизмы обусловливают эту стабильность и чув­ство постоянства? Механизм, выделенный Уильямом Джемсом Games, 1890), — привычка. Повторение того или иного поведения Делает его более устойчивым, застывшим, «реально» ощущаемым и бессознательным. В этой модели повторение делает процесс при-



Часть I. Понимание паттернов сознания


Рис. 1.2. Структурирование восприятия мира у человека

вычным, в результате чего он переходит на более высокий логи­ческий уровень и оттуда организует и направляет функциониро­вание низшего уровня.

Вдобавок стабильность также обусловлена языком. Посколь­ку язык сам является феноменом метауровня, он позволяет нам закодировать абстракции высшего уровня, в результате чего аб­страктный язык (подобно номинализациям, о которых мы гово­рили ранее) кажется (и, следовательно, ощущается) более устой­чивым, постоянным, «реальным» и неизменным.

С помощью каких же конкретных языковых средств мы осуще­ствляем фиксирование нашей «личности»; так что она восприни­мается все более статичной, постоянной, врожденной и детермини­рованной? Коварные номинализации, которые порождаются (под­разумеваемым) глаголом «есть» идентичности:

«Я — неудачник».


Глава i. Что мы понимаем под метапрограммами?__________ 43

«Просто я — человек, который...»

«Я — ирландец, вот почему я так легко раздражаюсь».

«У меня не слишком высокая самооценка, и всегда была».

«Просто ты — эгоист».

Рассмотрим эти языковые средства с точки зрения того, как они создают карту опыта, а следовательно, и «реальности». Мы берем какой-то элемент поведения (невезение, раздражительность, принижение своего «я» и т. д.) и идентифицируем наше «я» с дан­ным поведением. Такая комплексная эквивалентность феноменов, существующих на разных логических уровнях (поведение и не­которые внутренние мысли и чувства в отношении его), затем обус­ловливает ту номинализацию «я», которая кажется столь статич­ной и неизменной.

Некоторые из этих языковых средств принимают оценочное качество («эгоист», «хороший», «очаровательный» и т.д.) и, не­верно используя глагол «есть» предикации, утверждают, что дан­ное оценочное качество является («есть») сущностью человека! Здесь мы потеряли того, кто осуществлял оценивание, стандарт, посредством которого он вынес суждение, и время, когда этот про­цесс произошел. Зато у нас здесь имеется некто, затем идентифи­цирующий свое «я» с конечными результатами этого процесса.

Мы затрагиваем здесь эти проблемы потому, что даже в пуб­ликациях авторов, работающих в области НЛП, мы обнаружива­ем подобные лингвистические нарушения. Так, из работ, посвя­щенных метапрограммам, вы узнаете, что одни люди являются Присоединителями, а другие — Отсоединителями; что-то является Возможностью, а что-то — Процедурой. Если на территории не существует глагола «есть» («являться»), тогда подобные рассуж­дения указывают на картирование, противоречащее фактам. (См. Приложение VII — «Глагола "есть" не существует».)

В этой работе мы хотим избавиться от подобного языка. Мы стараемся постоянно практиковать деноминализацию и исполь­зовать такой принцип общей семантики, как E-Priming, избегая «есть» идентичности и «есть» предикации. Мы будем использо­вать, насколько это возможно, поведенческий, функциональный и процессуальный язык, рассуждая о присоединяющих и отсоеди­няющих людях, которые, прибегая к своему излюбленному сти­лю, предпочитают сортировать возможности или находить пра­вильные процедуры, когда они приспосабливаются к окружающе­му миру.


44_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...