Экстраверт/амбиверт/интроверт
Концепт. Данная метапрограмма определяется тем, как люди обрабатывают собственные мысли и чувства в отношении своих социальных контактов с окружающими, особенно в контексте необходимости «восстановить свою энергию». Некоторые индивиды предпочитают проводить много времени с людьми (экстраверты), другие — в одиночестве (интроверты), третьи демонстрируют сбалансированное сочетание обоих паттернов (амбиверты). Юнг охарактеризовал категорию интроверт/экстраверт как предпочитаемую установку. Она начинается с осознания того, обращаем ли мы внимание прежде всего на себя или на окружающих, направлено ли наше внимание вовнутрь или вовне. «Какой установки, проявляющейся в вашем поведении, вы придерживаетесь в отношении внешнего мира, мира людей?» Извлечение. Экстраверсия и интроверсия связаны с желанием, потребностью человека либо общаться с другими людьми и социальным окружением, получая от этого удовольствие, либо пре- 176______________________________ Часть II. Метапрограммы бывать в одиночестве, когда он находится в подавленном состоянии, обескуражен, испытывает негативные чувства или стресс. Мы можем выявить тот или иной паттерн, задав вопрос: «Когда вы нуждаетесь в подзарядке своих "батареек", то стараетесь быть рядом с людьми или предпочитаете уединиться или вы способны восстановить энергию в любой из этих ситуаций?» Идентификация 1. Когда речь идет о необходимости восстановить свой менталь
2. Другие направляют свое внимание вовнутрь, уходят в себя, 3. Тем, кто может поступать и так и так, с равной вероятнос Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) утверждают, что у интроверта обычно бывает меньше друзей, но его взаимоотношения отличаются большей глубиной; он подолгу раздумывает, прежде чем действовать, любит работать в одиночестве, имеет высокие показатели в тестах способностей, ценит концепты и эстетику, ищет причины в себе. Экстраверт имеет множество друзей и знакомых, но, как правило, глубоко привязан к немногим людям; он ищет причины в других людях и в окружающей среде и может испытывать страх перед одиночеством. Подстройка и язык. Прислушайтесь к ценностям человека и определите, требуются ли ему другие люди, которые могли бы его воодушевлять и поддерживать, или он ценит самостоятельные действия. Прислушайтесь к внутренним и внешним референтам в ситуациях, когда человек находится в подавленном состоянии и нуждается в стимуляции. Эмоции. Данная метапрограмма дает о себе знать, когда человек подавлен и хочет почувствовать себя лучше. Подзаряжает ли общение с окружающими его «батарейки» или, наоборот, разряжает их? Каждый человек чувствует себя наиболее комфортно в определенных условиях. Интроверты наслаждаются покоем, который они находят во внутреннем мире своих мыслей и идей. Они вое- Глава 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 177 принимают его как уединение. Крайним проявлением интроверт-ного стиля является затворничество. Интровертный стиль присущ 25% населения. Поскольку такие люди направляют свое внимание на идеи, концепты, мысли, зачастую они добиваются более глубокой концентрации и интроспекции. Они находят экстраверсию поверхностной и неестественной.
Экстраверты предпочитают общество других людей и поэтому любят собрания, вечеринки, различные мероприятия. Этого стиля придерживаются 75% населения. Поскольку экстраверты тянутся к людям, их отличает открытый, ориентированный на деятельность, импульсивный стиль поведения, предполагающий хорошо развитые навыки социальной адаптации, разговорчивость, непосредственность и т. д. Как правило, такие люди воспринимают одиночество и уединение как источник страданий и боли. Первичные контексты. Некоторые неврологические исследования указывают на врожденные факторы, предрасполагающие человека к выбору стиля, характеризующегося застенчивостью и уединением или общительностью. Однако это не является исчерпывающим объяснением данной программы. Склонность человека к экстраверсии или интроверсии в значительной мере обусловливается тем, как значимые люди моделировали социальные интеракции и навыки, превращали ли они этот процесс в источник радости или в сущий ад. Самоанализ • Экстраверт/амбиверт/интроверт Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: 30. Сотрудничество и руководство Независимый/ командный игрок/руководитель Концепт. Данная метапрограмма связана с тем, как человек воспринимает и осуществляет работу с другими людьми в ситуации, 178______________________________ Часть II. Метапрограммы ориентированной на выполнение задания. Как он хочет позиционировать себя по отношению к группе? Обычно принято выделять следующие типы поведения: можно оставаться 1) независимым, 2) работать в коллективе (играть в команде) или 3) быть руководителем. Описываемая метапрограмма относится прежде всего к контекстам, предполагающим выполнение определенной задачи, и поэтому имеет существенное значение для сферы бизнеса. Она дает ценную информацию, позволяющую определить способность человека управлять собственными действиями, работать в составе команды и/или руководить другими. Она также позволяет оценить гибкость человека в межличностных отношениях. Заинтересован ли он в успехе других людей, желает ли он помогать им и т. д.? *р;*
Извлечение. Задайте в указанном порядке три приведенных ниже вопроса: 1. Знаете ли вы, что вам необходимо для того, чтобы испыты 2. Знаете ли вы, что необходимо другому человеку для более 3. Легко вам или трудно сказать человеку, что ему необходи Когда вы зададите эти вопросы, могут выявиться следующие паттерны: я и другие; только я; только другие; я, но не другие; командные игроки. Идентификация 1. Те, кому присущ паттерн я и другие (руководство), ответят 2. Люди с паттерном только я (независимые работники) отве Гл ава 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 179 гиями, ведущими к успеху, но не любят руководить (согласно оценкам, всего лишь 1-2%). 3. Люди с паттерном только другие (зависимые работники) от
4. Люди с паттерном я, но не другие (потенциальные руково 5. Командные игроки ответят: «Иногда, иногда, иногда». К ним Язык. Если мы зададим следующий открытый вопрос, мы можем выявить потребность человека в опеке, коллективных действиях или в независимости. «Расскажите мне о производственной ситуации, в которой вы испытывали наиболее позитивные чувства. Когда и где она имела место? Какие факторы способствовали вашему чувству состоятельности?» Эмоции. Независимые люди предпочитают действовать само 180______________________________ Часть II. Метапрограммы Подстройка. Подстройте свою коммуникацию в соответствии с паттерном собеседника. Первичные контексты. Не утихают споры о том, являются ли лидерские качества врожденными и наследственными. На данный момент у нас нет доказательств «врожденного» лидерства. По-видимому, такое поведение обусловлено прежде всего стилем социальной активности на раннем этапе жизни, мыслями и чувствами, сопровождающими подобное поведение, стремлением походить или не походить на соответствующие модели. Очевидно, травматический опыт может стать значимым стимулом, побуждающим отказаться от попыток работать с людьми или руководить ими! Данную метапрограмму могут упрочить переживания на раннем этапе профессиональной карьеры. Человек, который испытывает удовлетворение от работы в коллективе или от руководства, несомненно, будет и в дальнейшем получать большое удовольствие от подобной деятельности. То же самое может происходить, если в этой области человек видит перед собой позитивную ролевую модель.
Самоанализ • Руководство/независимость/зависимость/потенциальный Контексты: • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: №31' Коммуникативная категория Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/ отвлекающийся/'уравновешенный Концепт. Вирджиния Сатир заметила, что коммуникация включает в себя и содержание, и стиль. Она выделила пять стилей, или модусов, коммуникации, которые мы теперь называем «коммуникативными категориями Сатир». Основные стилистические модусы коммуникации в ее модели связаны с четырьмя, как прави- pin na 6. Метапрограммы «реакций»_____________________ 181 ло неэффективными и непродуктивными, установками, хотя иногда мы можем извлекать из них определенную пользу. К ним относятся обвинение, заискивание,расчетливостъ и отвлечение. Сатир назвала в целом здоровый модус уравновешенностью. Извлечение. «Как вы обычно осуществляете коммуникацию, если рассматривать ее с точки зрения заискивания, обвинения, расчетливости, отстранения или уравновешенности?» Идентификация 1. Заискивание имеет место в тех случаях, когда человек успокаивает, ублажает, унимает кого-то и идет на уступки. Когда человеку «необходимо» доставлять удовольствие другим, он попадает в зависимость от того, одобрят его действия или нет. В эмоциональном отношении заискивающие опасаются, что другие могут рассердиться и покинуть или отвергнуть их. Поэтому они разговаривают вкрадчивым голосом, все время пытаются угодить, постоянно извиняются и никогда не возражают. Слова, которые они используют, нацелены на согласие и ублажение. Заискивающий всем своим видом показывает: «Я беспомощный и маленький человек». Он будет подлизываться, суетиться, льнуть к вам. Подобно щенку кокер-спаниеля, он изо всех сил старается доставить удовольствие. Чтобы проверить на себе установку заискивания, попробуйте представить, что вы — жалкая личность. Ведите себя как «подхалим». Разговаривайте так, будто вы не способны действовать самостоятельно и вам постоянно требуется одобрение со стороны других. Скажите себе: «Я рад уже тому, что меня кормят», «Я перед всеми в долгу», «Я чувствую себя ответственным за все неудачи», «Я мог бы остановить дождь, если бы только пошевелил мозгами, но у меня их нет». Соглашайтесь с любой критикой в ваш адрес. Ведите себя в максимально елейной, страдальческой, раболепной манере. Представьте, что вы опустились на одно колено, слегка раскачиваясь из стороны в сторону и протянув руку, подобно нищему. При этом ваша голова высоко поднята, так что у вас напрягается Щея и появляется резь в глазах, в результате чего у вас сразу же начинается головная боль. Если вы начнете говорить из такого положения, ваш голос будет звучать плаксиво и пискляво. Вам "Удет не хватать воздуха, чтобы сохранять звучный, выразительный голос. Затем скажите: «Ну вы же знаете, что мне все равно», «Желания других людей для меня закон», «Что я хотел бы предпринять? Не знаю. А чего хотели бы вы?» 182______________________________ Часть II. Метапрограммы Вине потерял отца, когда ему было 12 лет. Затем, увидев, как трудно приходится его «некомпетентной» матери, он взял на себя ответственность за воспитание двух младших братьев. Однажды, когда ему было 15 лет, он провел пару дней вне дома с приятелем. Вернувшись, Вине обнаружил опустевший дом. Его мать уехала, не поставив его в известность, так что он оказался в пустом доме и без еды. В этот сложный момент он решил: «Если я когда-либо женюсь, то, что бы ни случилось, я не порву отношений со своими детьми и не стану для них чужим». Позже, женившись, Вине оставался верен этому решению. Спустя 31 год его жена умерла. В это время к семейному бизнесу подключилась его 22-летняя дочь, которая стала присматривать за офисом его магазина автозапчастей. Вскоре Вине обнаружил, что она растратила 35 тысяч долларов из кассы их предприятия. Дочь уже неоднократно уличали в воровстве и подделке чеков, но Вине всегда брал ее на поруки — так требовали его убеждения и принятое некогда решение в отношении «семьи». Вине использовал метапрограмму заискивания в общении с дочерью. Следуя своему ограниченному убеждению, он готов был сделать все, чтобы угодить ей и сохранить их отношения. Винсу пошло бы на пользу, если бы он научился в нужный момент переходить к модусам расчетливости и уравновешенности — например, когда ему требовалось установить те или иные пределы, решить некую проблему и определить границы ответственности. 2. Под обвиняющим поведением понимают придирки, диктат и привычку распоряжаться. Обвинитель ставит себя выше других, давая им понять: «Если бы не вы, все было бы в порядке». Обвинителям кажется, что их никто не любит. Что касается внутренних ощущений, то их беспокоит постоянное мышечное напряжение, свидетельствующее о повышенном артериальном давлении. Обвинитель обычно разговаривает строгим, напряженным, пронзительным и громким голосом. Чтобы проверить на себе обвинительную установку, начните говорить громким и повелительным голосом, обрывайте всех и вся, указывайте пальцем на то, что вам не нравится. Начинайте предг ложения со слов: «Вы все делаете наоборот, почему это происходит?» Не обращайте внимания на ответ. Расценивайте любой ответ как не имеющий значения. Уделяйте основное внимание тому» как придать себе больший вес в глазах окружающих, вместо того чтобы выяснять что бы то ни было. Гл ава в. Метапрограммы «реакций»_______________________ 183 Обвинители дышат, делая короткие напряженные вдохи, часто задерживая дыхание. Это вызывает напряжение мышц гортани. У типичного обвинителя бывают вытаращены глаза, раздуты мышцы шеи и ноздри, к его лицу приливает кровь, он говорит охрипшим голосом. Встаньте так, чтобы одна рука была у вас на бедре, а другая устремлена вперед с вытянутым указательным пальцем. Сморщите лицо, искривите губы, раздуйте ноздри, ругайтесь и критикуйте. Затем скажите: «Вам наплевать на мои чувства», «Никто здесь не принимает меня в расчет», «Вам обязательно нужно быть впереди всех?», «Почему вы думаете только о себе?» Обвинители часто употребляют «родительские» слова: никогда, ничего, никто, все. 3. Расчетливость предполагает отстраненное отношение к собственным эмоциям. Расчетливый человек старается реагировать в корректной и благоразумной манере, которая не напоминает о чувствах. Он реагирует спокойно, хладнокровно и собранно, подобно мистеру Споку из фильма «Звездный путь» {Star Trek), идеальному примеру расчетливости. Когда вы производите расчеты, ваше тело кажется вам сухим и холодным, ваш голос звучит монотонно, а ваша речь изобилует абстрактными словами. Как правило, люди избирают эту установку из страха перед собственными чувствами. Чтобы проверить на себе расчетливую установку, употребляйте как можно более длинные слова (в любом случае, после первых фраз все перестанут вас слушать). Представьте, что ваш позвоночник — это длинный и тяжелый стальной прут. Стремитесь к тому, чтобы он оставался как можно более неподвижным. Пусть ваш голос станет глухим, а ваше тело, начиная с головы и ниже, — совершенно бесчувственным. «Нет сомнений, что существует простое решение проблемы», «Ясно, что ситуация чрезмерно драматизируется», «Преимущества этих действий были показаны со всей очевидностью», «Подобные предпочтения вполне типичны в этой области». Диссоциация, свойственная расчетливому модусу, может принести пользу в том случае, когда необходимо кого-то одернуть и при этом вам не должны мешать ваши эмоции. Чтобы почувствовать себя в этом состоянии, сыграйте роль «антрополога» или ученого-теоретика и употребляйте при этом множество заумных, туман-Hbix слов. На косвенную критику: «Некоторые люди не знают, когда им следует умолкнуть» отвечайте в ярко выраженном расчетливом стиле: «Интересная мысль, и она, определенно, верна в отношении некоторых людей». 184______________________________ Часть II. Метапрограммы 4. Отвлекающийся человек реагирует в непредсказуемой, пе Чтобы опробовать эту отвлекающуюся установку, представьте, что вы — асимметричный волчок, который постоянно вращается, но при этом остается на месте. Пусть ваш рот, туловище, руки и ноги находятся в постоянном движении. Игнорируйте вопросы и переходите к другой теме. Начните стряхивать пылинки с одежды собеседника. Сведите колени вместе, вывернув их внутрь, так, чтобы стопы были вывернуты наружу. В этом случае ваши ягодицы выпятятся, а голова будет втянута в плечи. 5. Уравновешенность соответствует уверенной коммуникации, Подстройка. За исключением уравновешенности, перечисленные паттерны указывают на несоответствие между внутренними чувствами человека и тем, как он выражает их в разговоре и поведении. Как правило, два человека, использующие одну и ту же категорию Сатир, не достигают взаимопонимания в процессе общения. Поэтому, за обозначенным выше исключением, не присоединяйтесь к модусу Сатир, когда вы с ним сталкиваетесь. Если вы присоединитесь к нему, это лишь усилит его. За информацией относительно расширенного использования этих установок обратитесь к «Структуре магии, том II», где Бэндлер и Гриндер соотносят их с репрезентативными системами и метамоделью. Гла ва 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 185 Первичные контексты. Данные коммуникативные установки, как правило, обусловлены социальным импринтингом под влиянием значимых людей, а также сопутствующими болью и/или удовольствием. Самоанализ • Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/отвлекаю Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:______ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: № 32. Общая реакция Конгруэнтная/неконгруэнтная/соперничество/ сотрудничество/полярность/метапозиция Концепт. Когда мы реагируем на людей, объекты, информацию и события, то можем делать это различными способами, в зависимости от стиля и расходуемой энергии: конгруэнтно или неконгруэнтно, в духе соперничества или сотрудничества, демонстрируя полярную или метапозиционую реакцию. Извлечение. «Когда вы попадаете в определенную ситуацию, как вы обычно реагируете? Вам кажется, что: 1) ваши действия конгруэнтны вашим мыслям и чувствам и гармонируют с ними или что ваши действия не конгруэнтны им? 2) Вы реагируете, ощущая свое единство с предметом обсуждения или испытывая чувство несогласия? 3) Либо вы предпочитаете приподняться над непосредственным контекстом и проанализировать ситуацию?» Идентификация 1. Конгруэнтная реакция означает чувство согласия с чем-то. Конгруэнтная реакция на безмятежную естественную обстановку» например на какое-то тихое место с зеленой травой и журча-Щим ручьем, сводится к чувству расслабленности и спокойствия. *акая реакция соответствует характеру и качеству репрезентаций Внутреннего состояния. 186_________________________________ Часть II. Метапрограммы 2. Напротив, неконгруэнтная реакция предполагает, что мы мыс 3. Реакция соперничества предполагает оценку переживания, 4. Реакция сотрудничества предполагает мышление с точки 5. Полярная реакция характеризует смещение к противополож 6. Метапозиционная реакция характеризует обработку инфор Гл ава 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 187 Чем мы гибче, тем проще нам продемонстрировать любую из перечисленных реакций по своему желанию. Менее гибкие люди часто зацикливаются на одном или двух стилях реагирования. Люди с сильной волей, склоняющиеся к полярным реакциям, также привержены стилю соперничества и противоборства, помогающему им выдерживать конкуренцию (№ 41). Подстройка. Присоединитесь к стилю реагирования, присущему человеку, прежде чем вы попытаетесь подвести его к иной реакции. Язык. Прислушайтесь к словам, характеризующим конгруэнтность, сотрудничество или соперничество, полярность («да, но...») и метапозицию («над, вокруг»). Первичные контексты. Как правило, мы усваиваем определенные реакции в процессе социального обусловливания. В дальнейшем боль и травматический опыт могут способствовать тому, что мы выберем паттерн мышления, характеризуемый неконгруэнтностью, соперничеством и полярностью, — это будет нашей защитной реакцией, помогающей справиться с трудностями. Самоанализ • Конгруэнтность/неконгруэнтность/соперничество/ Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:______ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: 33. Тип соматической реакции Активный (реактивный)/ рефлексивный (инертный)/оба Концепт. Мы уже встречались с этой метапрограммой, когда °на прилагалась к нашим эмоциональным реакциям на окружающий мир (№ 16). Здесь мы прилагаем ее к социальному контек-СЩ, связанному с тем, как мы реагируем на людей и события. Мы делать это по-разному в зависимости от стиля и затрачи- 188__________________________________ Часть II. Метапрограммы ваемой энергии: активно (проактивно и реактивно), рефлексивно (инертно) или сбалансированно. Извлечение. «Когда вы оказываетесь в какой-то социальной ситуации (внутри группы, в учебной аудитории, в составе команды, в кругу родственников и т. д.), то обычно быстро оцениваете обстановку и действуете или тщательно анализируете все возможные последствия и только затем действуете? Какова ваша типичная реакция?» Идентификация 1. Социально активный человек действует незамедлительно. Он 2. Социально рефлексивные люди предпочитают исследовать и 3. Социально сбалансированные люди, использующие оба сти Гл ава 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 189 чем двигаться вперед, они посвящают определенное время анализу обратной связи. (Согласно оценкам, это 50-65% населения США.) Первичные контексты. Очень похожи на контексты для паттерна эмоциональных реакций (№ 16). Та метапрограмма описывала, как человек соматизирует свои реакции, а в фокусе этой находятся реакции на социальную и профессиональную среду. Самоанализ • Активный /рефлексивный/оба Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: № 34. Предпочтения в работе Объекты/системы/люди/информация Концепт. Когда мы заняты в таких «значимых видах деятельности», как работа, выполнение профессиональных обязанностей и т. д., то демонстрируем предпочтения в отношении того, с чем нам работать: с объектами, системами, людьми или информацией (эта метапрограмма тесно связана с метапрограммой сотрудничества и руководства, № 30). Извлечение. Воспользуйтесь тем же набором вопросов, что и при сортировке на сотрудничество (№ 30), или вовлеките человека в рабочую ситуацию, в которой он испытывает наиболее позитивные чувства. Идентификация 1. Объекты. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с объ 2. Системы. Те, кто ориентируется на работу с системами, раз- 190______________________________ Часть II. Метапрограммы волнуют не столько люди или собственные чувства, сколько функционирование системы, работа объектов и т. д. 3. Люди. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с людьми, сфокусированы на мыслях, чувствах и благополучии людей. Они симпатизируют людям, хорошо взаимодействуют с ними, обладают развитыми социальными навыками, разговорчивы, готовы помочь и т. д. Первичные контексты. Данная метапрограмма проявляет себя аналогично эмоциональной сортировке предпочтений (№ 24) и имеет прямое отношение к ситуациям, связанным с работой и выполнением заданий. Самоанализ • Объекты/системы/люди/информация Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____.« • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:. № 35. Способ сравнения Количественный/качественный Концепт. Данная метапрограмма связана с характером сравнений, которые мы и другие люди производим при сопоставлении объектов. Она проявляется всякий раз, когда сознание чело-? века направлено на то, чтобы сделать выбор между двумя или более вариантами. Затем мы производим сравнения, делая это одвдЙ£ из двух общих методов: количественным или качественным. Извлечение. «Как бы вы оценили свою работу?», «Как бы вы оценили особенности своих взаимоотношений?», «Как вы определяете результативность своей работы? На основании чего?*35 Идентификация. Прислушайтесь, говорит ли человек о коли' честве (цифры, сроки, суммы и т. д.) или о качестве. Предпочита-ет ли он исследования и обоснования, опирающиеся на количественные или качественные показатели? 1. Количественная сортировка. Люди с этим стилем, отвечая на вопросы, упоминают цифры, категории, порядок, оценки, стан* 6. Метапрограммы «реакций» дарты и т. д.: «На этой неделе я занял первое место по производственным показателям», «В этом месяце я выполнил свои обычные четыре процента». В данном случае сознание человека направлено на внешние стандарты, эмпирические визуальные, аудиаль-ные и кинестетические индикаторы (сенсоры, № 5), и поскольку он начинает с конкретных деталей, то мыслит и рассуждает индуктивно (№ 1). 2. Качественная сортировка. Люди с этим стилем обработки информации отвечают с использованием слов, указывающих на качество их опыта — хорошо, лучше, неважно, плохо, превосходно и т. д.: «Спасибо, у меня все хорошо», «Мы никогда не были так близки и не испытывали таких нежных чувств друг к другу». Здесь сознание человека направлено на внутренние факторы, значения, принципы и т. д. (интуитивисты, № 5), и поскольку он начинает с глобального уровня, то мыслит и рассуждает дедуктивно или аб-дуктивно (№ 1). Язык. Когда человек производит сравнение, мы можем устранить неопределенность с помощью метамодельного вопроса: «По сравнению с чем, с кем, с каким стандартом или критерием?» В ответ каждый человек приводит свой излюбленный вид сравнения (количественное или качественное) и стандарт, которым он пользуется. В ответе: «Мои дела столь же успешны, как и два года назад» содержится и качественная («успешны»), и количественная («два года назад») оценка, производимая относительно прежних критериев человека. В ответе: «Мои дела успешны настолько, насколько позволяют обстоятельства» содержится только качественное сравнение («успешны»). Ответ: «На следующей неделе я буду чувствовать себя намного лучше» соотносит количество (следующая неделя) с будущим состоянием человека, используя качественный стандарт («лучше»). В высказывании: «Я чувствую себя лучше, чем большинств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|