Тип эмоциональной направленности
иаправленностъ/диффузностъ Концепт. Данная метапрограмма относится к фокусировке и диффузии эмоций. Она связана с таким качеством, как направленность сознания человека в процессе переживания эмоций. Одни люди проявляют эмоции однонаправленно, другие — многонаправленно. Извлечение. «Если вы вспомните случай, когда вы находились в определенном эмоциональном состоянии (позитивном или негативном), то оно распространялось и влияло на некоторые (возможно, на все) ваши прочие эмоциональные состояния или оставалось достаточно сфокусированным, относясь к своему объекту?» Идентификация Х.Диффузность. Когда у некоторых индивидуумов бывает «плохой» день на работе, их «плохие» эмоции сразу же и решительно (ассоциированно — № 15) начинают влиять на все остальные области жизни. Эмоциональное состояние, относящееся к одному аспекту жизни, характеризуется широким распространением действия. Когда этот паттерн выражен слишком сильно, он ведет к переменам настроения, неустойчивости, смещенным эмоциям и другим формам эмоциональной нестабильности. Человек кажется не способным сохранить эмоции по поводу некоторого одиночного аспекта жизни в пределах данной области. п 2. Направленность. Другим индивидуумам удается сдерживать свои эмоции так, что они проявляются фокусированно и изолированно (направленно). Если такой человек чувствует себя на работе расстроенным, подавленным, сердитым, радостным, удовлетворенным и т. д., эти его чувства остаются привязанными к данному референту и не распространяются на другие отношения. Человек будет испытывать свои эмоции и ассоциироваться с ними в референтной области своих мыслей и чувств, но не станет переносить их на другие области.
Когда данный паттерн сбалансирован, он позволяет человеку ограничивать свои эмоции адекватным контекстом. Когда он за-ходит слишком далеко, это ведет к ригидным границам эго и даже к Расстройствам «множественной личности». Язык и эмоции. Человек, сортирующий диффузно, обычно пе- Реносит эмоции из контекста в контекст и позволяет интенсивно- У негативному (или позитивному) эмоциональному состоянию 140______________________________ Часть II. Метапрограммы «обрушиться» на другие состояния. Его эмоциональный стиль функционирует размыто, без каких бы то ни было рамок или ограничений. Человек, сортирующий направленно, сегментирует и упорядочивает свои эмоциональные состояния так, что эмоция, относящаяся к определенной ситуации, остается в определенных рамках. Казалось, что Джейн совершенно не знает, что она чувствует в отношении чего бы то ни было конкретного. Ее чувства относи-, тельно работы, детей, подруги, мужа, ее стареющих родителей, ее здоровья и т. д., по-видимому, полностью зависели от эмоции дня. И она окрашивала все остальное этой эмоцией. Напротив, ее муж Билл никогда не переживал свои эмоции диффузно. Он мог легко и быстро сказать вам, какие чувства он испытывает в отношении своей работы, брака, своих увлечений, детей и т. д. Поэтому если у него был неудачный день на работе, он испытывал чувства раздражения, фрустрации, гнева, озадаченности или любые иные чувства в отношении работы, но затем он оставлял их там и, вернувшись домой, проводил время в свое удовольствие. Джейн не знала, что ей думать или чувствовать о подобной направленности эмоций Билла и диффузии собственных эмоций. «Как это может быть: между нами происходит размолвка, а затем он идет на улицу и наслаждается тем, как дети катаются на велосипедах? Он ведет себя так, будто его ничего не трогает». Билл также не понимал Джейн. «Как может она так плохо обращаться со мной и детьми, поссорившись со своей матерью? Разве нельзя хотя бы на время забыть о ссоре, перестать дуться и раздражаться?»
Первичные контексты. Обусловлены разрешением (или запретом) переживать и фиксировать эмоции в тех областях, которые мы считаем допустимыми или запрещенными. Ребенок может ощущать домашний контекст как «место», где родители приемлют его страх, но отрицают гнев, и т. д. Моделирование и идентификация с тем, как родители и другие люди разграничивают или оказываются не в состоянии разграничить аспекты своих эмоций, сохраняя их обособленными. Самоанализ • Направленность/диффузность/сбалансированность Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения V 4. «Эмоциональные» метапрограммы_______________ 141 • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: дг<? 79. Эмоциональная интенсивность/ насыщенность Скудость/'изобилие;робость/смелость Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) описывает данный паттерн как фактор смелости/робости в проявлении эмоций и отмечает, что он имеет скорее конституционную обусловленность. Он проявляется в изобилии или скудости эмоций человека и отражает эмоциональную насыщенность, простирающуюся от застенчивости, робости, сдержанности, чувствительности к угрозам до предприимчивости, невозмутимости и социальной напористости. Извлечение. «Когда вы думаете о какой-то ситуации на работе или в личной жизни, которая кажется вам рискованной или предполагающей публичную огласку, какие мысли и чувства тотчас же приходят на ум?» Идентификация. На континууме между низкой и высокой насыщенностью и эмоциональной интенсивностью люди могут выделять и ценить либо высокие, либо низкие уровни. 1. Изобилие. Люди, которые производят сортировку на высокую эмоциональную интенсивность, ищут и получают удовольствие от опасных переживаний (американских гор, домов с привидениями, фильмов ужасов и т. д.). Нередко они просто любят испытывать страх. Им нравятся софиты, публичные выступления, внимание и признание, и поэтому они готовы идти на еще больший риск. Они часто мыслят и действуют в весьма творческой манере. Кэттелл пишет:
Их неиспользованная физическая активность обеспечивает иммунитет к физическим и социальным угрозам, которые оказываются пагубными для других (Cattell, 1989,р. 136). Когда этот паттерн становится чересчур выраженным, он мо-Жет вести к антисоциальному поведению. Многие из тех, у кого °н сочетается с конкретным мышлением, ведут себя как «глупцы, к°торые устремляются туда, куда опасаются заглядывать ангелы». 142__________________________________ Часть II. Метапрограммы Их смелость и безразличие к сигналам опасности и потребность в возбуждении, в сочетании с низким интеллектом, неизбежно приводит к неточным и поспешным суждениям. Такое сочетание часто обнаруживаюту заключенных (Cattett, 1989, р. 141). 2. Скудость. Люди, которые производят сортировку на низкую Язык и эмоции. Робкие и пугливые люди общаются и испь£ Первичные контексты. Вероятно, связаны с физиологическими факторами и функционированием нервной системы. Кроме того, обусловлены опытом, который подкрепляет изобилие или не подкрепляет. Хронический травматический опыт может менять мышление-эмоции, поведение, «химию»' крови и привычный способ восприятия жизни.
Самоанализ • Скудость/изобилие/сбалансированность Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Глава 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 143 Заключение В жизни все мы используем свой «телесный материал» кинестетических ощущений и оценочных эмоций. Мы «идем навстре-чу» переживаниям, информации и людям или сторонимся их. Совершая эти действия, мы испытываем уверенность или неуверенность в их отношении, ориентируемся на собственные мысли и чувства или нас больше беспокоит, что думают и чувствуют другие. Нам присущ стиль действий, характеризующийся активностью от низкой до высокой. Нам свойственна стратегия доверия или недоверия. А когда мы проявляем эмоции, то они оказываются либо сфокусированными и однонаправленными, либо рассеянными повсюду! При этом проявление наших эмоций различается базовым стилем насыщенности или отсутствием такового. Теперь посвятите некоторое время обзору и осмыслению своих «эмоциональных» метапрограмм. Какие функционируют у вас в качестве ведущих? Какие «ведут» вас в такой степени, что у вас не хватает гибкости сознания сместиться к другой стороне континуума? Какие мысли, убеждения или ценности приводят в движение ваши «эмоциональные метапрограммы»? Когда вы занимаете вторую позицию по отношению к человеку с другой «эмоциональной» метапрограммой, постарайтесь полностью проникнуться ею и обратите внимание на другой мир, который она создает. Что бы вы ощутили, если бы использовали эту метапрограмму чаще? Наконец, поразмышляйте над тем, что вы существуете как нечто намного большее, чем ваши эмоции. У вас имеются эмоции и вы проявляете их, но вы не тождественны вашим эмоциям. Эти телесные корреляции ваших мыслей и ценностей всего лишь показывают, какое значение вы придаете происходящему — позитивное или негативное. Однако в какой степени вы идентифицировали себя со своими эмоциями? Позволительно ли вам теперь узнать себя как человека, который представляет собой нечто большее, чем его эмоции? Что мешает вам дать себе такое разрешение даже сейчас? № 13. Стиль эмоционального совладения, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность № 14. Система отсчета, или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим 144______________________________ Часть II. Метащ № 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мыгиление
№ 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлек-сивная/активпая № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл № 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленпость/диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие Глава 5 «Волевые» метапрограммы Метапрограммы, связанные с желанием, выбором, волей (№ 20-28) Теперь мы переходим к тем метапрограммам, которые относятся к еще одному фокусу сознательного внимания — воле. Данный термин характеризует выбор, желание и направленность нашего намерения. Обычно мы говорим об этом в терминологии нашей «воли» — что мы намерены обдумать, воспринять, почувствовать и сделать и на что мы затем направляем наше внимание. Процесс мышления и проявления эмоций включает в себя не только наши репрезентации («ментальное», «когнитивное») и соматические телесные ощущения («эмоциональное»), но и производимый нами выбор. Как мы направляем свои мысли и чувства? На что мы привыкли нацеливать свое сознание? Как мы привыкли адаптироваться с точки зрения наших жизненных контекстов (семья, взаимоотношения, работа, карьера, отдых и т. д.)? По каким «правилам» мы предпочитаем жить? Считаем ли мы, что мир приводится в движение непреодолимым влечением (ком-пульсией) или желанием? Какие аспекты жизни доставляют нам наибольшее удовольствие? Как мы стараемся добиться желаемых результатов (целей)? Как мы подходим к своему выбору? Почему мы предпочитаем доверять или не доверять людям? То, как мы «управляем своим мышлением» с точки зрения нашего выбора, характеризует действия нашей операционной системы в процессе принятия решения, перебора вариантов, определения предпочтений и фокусировки внимания. № 20. Тип мотивирующей направленности: навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание № 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/ процедуры 146______________________________________ Часть II. Метапрог рамма № 22. Тип адаптации: суждение/восприятие;управление/подстройка № 23. Модальные операторы обоснования: необходимость/возможность (желание); кнут/пряник № 24. Тип предпочтения: первичный интерес:люди/ места/объеюпы/деятельность/информация № 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям: перфекщонизм/оптимизация/скегтги-цизм № 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удобство/качество/время № 27. Тип ответственности: повышенная/пониженная/сбалансированная № 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/доверчивость (паранойя/наивность) № 20. Тип мотивирующей направленности Навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание Концепт. Что касается направления движения относительно ценимых нами объектов, то человек может, в целом, придерживаться одной из двух основных ориентации: некоторые люди движутся навстречу ценностям, являющимся для них желательными, в то время как другие уходят от нежелательных ценностей. Таким образом, некоторых людей мотивируют притягательные ценности, а других — отталкивающие ценности. Притягательные ценности включают в себя конечные позитивные выгоды, и поэтому они манят человека в будущее. Отталкивающие ценности содержат негативные моменты, которых человек избегает. Они порождают чувство отвращения от нежелательного. Извлечение. Спросите: «Чего вы хотите?», «Чего вы ждете от взаимоотношений, работы и т. д.?», «Что вам принесет обладание тем-то и тем-то?», «Что вы цените и считаете важным?» После получения ответа (обычно в форме номинализации, например: любовь, покой, счастье и т. д.) переходите к метауровню и задавайте вопрос о метарезультате: «Когда вы добьетесь любви, мира и счастья, что это будет для вас означать?» (С помощью этого во- гуд я 5. «Волевые» метапрограммы ________________________ 147 проса мы стараемся выявить сложную взаимосвязь между поведением и ценностями.) Прислушайтесь к притягательным и отталкивающим ценностям. «Это означает взаимоуважение и взаимную заботу». «Это означает отсутствие ссор и споров друг с другом, отсутствие неприятных чувств». Идентификация. В сознании людей, которые движутся навстречу тому, чего они хотят, заложена мотивационная стратегия притяжения. Они движутся к желаемым результатам, так что их ценности манят их в будущее. Другими словами, им присущ стиль реагирования, приближающий их к целям и ценностям. Они мотивированы на то, чтобы достичь, приобрести и получить что-то. Хотя у них могут быть приоритеты в отношении желаемых ценностей, им труднее понять, чего они должны избегать. Их мотивируют «пряники» и различные инициативы, а не объекты, вызывающие отвращение. С другой стороны, людям, которые движутся прочь от того, что имеет для них отрицательную ценность, присуща стратегия отталкивания, которая побуждает их избегать нежелательных объектов. Они придерживаются фокусировки и сознательной ориентации на то, чего они хотят избежать, а не к чему хотят приблизиться. Они используют главным образом избегающий стиль реагирования. Они стремятся отдалиться от всего того, что вызывает у них неприязнь и отвращение. Соответственно, они испытывают больше трудностей с целями и определением приоритетов. Их отталкивают негативные ситуации. Более всего их мотивирует «кнут»: угрозы, негативные моменты, давление. То, навстречу чему мы движемся или от чего мы уходим, формирует наши ценности. Соответственно, у всех нас имеются и притягательные, и отталкивающие ценности. У некоторых людей доминирует одна из этих двух ориентации. Язык. Те, кто движется к ценностям, будут говорить о целях и конкретных желаниях. В речи тех, кто уходит от чего-то, мы Услышим слова «нежелание», «отвращение», «ничтожность» и т. д. Люди будут сообщать о том, что они ценят или обесценивают, в форме номинализаций (процессуальных слов, которые они пре-вРатили в статичные существительные). Прислушайтесь и распознайте включающий и исключающий язык. Язык притяжения обыч-Но включает что-то (приобретать, иметь, получать, достигать), а язык отталкивания — исключает (держаться в стороне, избавиться, избегать и не нуждаться). 148______________________________________ Часть П. Метапрограмма В ответ на вопрос: «Чего вы ждете от хороших взаимоотноше-! Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку, который движется навстречу ценностям, и осуществить с ним коммуникацию (например, при переговорах, в деловых и личных отношениях^ скажите о том, как вы можете помочь ему добиться определеШ ных результатов. Упомяните о «пряниках», наградах и инициа^ тивах, присутствующих в вашем плане или идее. С теми, кто движется от ценностей, говорите о том, чего и каким образом вы можете помочь им избежать, о проблемах, которые они могут минимизировать или устранить, и о действиях, которые не принесут им вреда. Подчеркните, насколько ваша идея или план облегчат им жизнь. Эмоции. Те, кто движется от чего-то, обычно сортируют в по*| иске прошлых достижений и стремятся к надежности, безопас* сти и защите. Предоставьте им факты в исторической последо тельности, поскольку им нужно быть уверенными в том, что их выбор уже оказывался правильным. Они прежде всего стараются разрешить проблемы, а не приблизиться к целям. Их мотивируют не столько награды и результаты, сколько избежание неудач.. Те, кто движется навстречу ценностям, сортируют в поиске будущих возможностей и поэтому будут мыслить и чувствовать скорее с позиции возможностей, впечатлений, страсти, мечтаний и т. д. Их привлекают потенциальные возможности. Их манят более рискованные ситуации, которые могут принести дополнительны^ выгоды. Категория «приближение/избегание» позволяет нам опреде-. лить, на что человек будет ориентироваться при совершении покупки. Те, кто «движется от», захотят узнать, какие проблемы товар устраняет. Целеустремленные люди расценят подобный подход как негативный. Они захотят узнать, каким образом товар поможет им добиться своих целей. ). «Волевые» метапрограммы_______________________ 149 Поскольку все люди сторонятся одних объектов и устремлены к flpyraM» каждому из нас присуща некоторая поступательная система, позволяющая избежать «боли» и получить «удовольствие». qt чего именно вы (или кто-то другой) отстраняетесь? Что означает для вас «боль» с нейросемантической точки зрения? А «удовольствие»? Тот факт, что ваша «боль» может являться чьим-то «удовольствием», говорит нам о том, что человеческой природе свойственна большая пластичность в отношении того, что мы определяем внутри себя как боль и удовольствие. Статистика. В США 40% населения придерживаются ориентации притяжения и 40% — ориентации отталкивания, у 20% одинаково выражены обе направленности. Первичные контексты. Эта волевая метапрограмма движения навстречу чему-то и от чего-то тесно связана с эмоциональной метапрограммой преодоления и избегания стресса (№ 13), однако она отличается с точки зрения своего референта. В той метапрограмме энергия была направлена в сторону опасности и угрозы или от них, здесь же — в сторону ценностей или от них. На нее оказывает сильное влияние подражание значимым людям, а также одобрение или запрещение подобных действий. Полученный травматический опыт может переориентировать человека на модус избегания. Самоанализ • Навстречу/от (приближение/избегание) • «Навстречу» и «от» в равной степени • «Навстречу» с определенной долей «от» • «От» с определенной долей «навстречу» Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: 150______________________________ Часть II. Метапрог рамм^ №21. Волевой выбор при адаптации Возможности/процедуры Концепт. Когда дело касается исполнения инструкций или выполнения определенного задания, человек может придерживаться одной из двух общих стратегий: ориентации на процедуры или ориентации на возможности. Извлечение. Задавайте вопросы «почему»: «Почему вы выбрали этот автомобиль (работу, город, банк и т. д.)?» Идентификация 1. Процедуры. Людям, ориентирующим себя посредством про 2. Возможности. С другой стороны, тем, кто ориентирует себя Язык. Задав вопрос «почему», прислушайтесь к предлагаемым обоснованиям. Если человек говорит о выборе и нахождении новых вариантов, значит, он ориентирован на возможности. Отметьте слова «возможности, выбор, основания, другие способы, альтернативы, причины». Если человек рассказывает вам какук?-то историю и/или приводит множество фактов,.но не говорит о выборе, значит, он ориентирован на процедуры. Он начнет отвечать на вопрос «почему» так, будто вы задали ему вопрос «как». История, которую он изложит, объяснит, «как» он оказался в этой ситуации. Прислушайтесь к таким лингвистическим маркерам, как «правильный путь, проверенный способ, точная методика выполнения того-то и того-то». Подстройка. Осуществляя подстройку к человеку, который использует программу возможностей, говорите о перспективах, . «Волевые* метапрограммы_____________________ 151 ариантах и новшествах. «Мы изменим правила, чтобы вы смог Осуществляя подстройку к человеку, который использует программу процедур, укажите конкретную процедуру, которая определенно позволит ему перейти от его нынешнего состояния к же-даемому. Подскажите ему, что нужно делать в случае нарушения процедур. Используйте пронумерованные инструкции: «пять шагов к эффективным взаимоотношениям». Первичные контексты. Возможно, что физиология мозга, связанная со специализацией правого или левого полушария, может предрасполагать человека либо к последовательным заданиям, контролируемым левой стороной мозга, либо к холистическим и визуальным процессам, координируемым правым полушарием. Моделирование и идентификация с кем-то, кто эффективно использует тот или иной стиль, бесспорно, играют свою роль, так же как и неприятие тех людей, кто исповедует стиль, причиняющий обиду и боль. Самоанализ • Процедуры/возможности/одновременно и процедуры и воз Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Тип адаптации Концепт. Адаптируясь к жизни и к информации, которая вли-67 на наш персональный мир, мы можем делать это одним из двух "Щих способов. Мы идем по жизни, принимая ее такой, какая она СТь. Или мы можем строить планы по упорядочению, регулиро-аНию и контролированию жизненных событий. В первом случае 152______________________________ Часть П. Метапрог рамм^ мы просто воспринимаем происходящее и плывем по течению, во втором — мы выносим суждения о том, что нам нравится или не нравится, что мы хотели бы улучшить и как нам эффективнее уц. равлять событиями. Извлечение. «Вам нравится жить спонтанно, по велению душ^ или в соответствии с определенным планом?», «Легко или трудно вам собраться с мыслями?», «Если бы мы вместе разрабатывав ли какой-то проект, вы бы предпочли, чтобы мы сначала обрисо-, вали и спланировали его упорядоченным образом или чтобы мы сразу же принялись за дело и гибко приспосабливались к обстоятельствам по ходу событий?», «Имеется ли у вас календарь-еже-^ дневник? Пользуетесь ли вы им? Вам нравится им пользоваться?» Идентификация. Стараемся ли мы адаптироваться к среде, в которой оказываемся, или стремимся приспособить среду под себя? Те, кто рассуждает и контролирует, хотят (и пытаются) адаптировать жизнь к себе. Они живут согласно своим планам, идеям, убеждениям, надеждам и желаниям, стараясь согласовать обстоятельства и внести порядок в свой мир (№ 25). Им нравится завер^ шенность, ясно обозначенные границы (правила, законы, процедуры и т. д.), четкие категории (№ 37). Те, кто воспринимает происходящее, находясь в свободном плавании, адаптируются к жизни и реальности посредством восприятия, наблюдения за событиями и примирения с ними. Они двигаются по жизни легко и непринужденно, редко рассуждая о правильном и неправильном и редко испытывая чувство, что их планы нарушаются. Как правило, они делают то, что им хочется в данный момент, и занимают более философскую позицию в отношении трудностей. Им нравится, чтобы перед ними лежали открытые пути, и они могут избегать завершенности. Им может быть трудно принимать решения, выносить оценки и сохранять определенную позицию. В книге «Двери восприятия» {The Doors of Perception, Huxley, 1954) Хаксли описывает изменение сознания, которое он испытал, экспериментируя с мескалином. Ему показалось, что его нормальное повседневное мышление и стиль сортировки уступили место тому, что он охарактеризовал как «божественный умственный настрой». Согласно его интерпретации, этот настрой был связан, со «всеобщим Умом», в результате чего «редукционный клапан мозга и нервной системы» раскрылся, и он испытал своего роДа внетелесное ощущение, сводившееся к одному восприятию. 5- «Волевые» метапр ограммы 153 Я продолжал наблюдать, и эта чисто аскетическая, кубистская панорама уступила место тому, что я могу описать только как сакраментальный взгляд на действительность. Я смотрел на эти бамбуковые ножки, но не просто созерцал их, а фактически стал ими — или, скорее, очутился внутри них... Человек, принимающий мескалин, не видит смысла делать что бы то ни было, находя большую часть причин, по которым он, в обычных случаях, готов действовать и страдать, совершенно неинтересными. Язык. Прислушайтесь к многочисленным планам и перечням в речи тех, кто оценивает и действует. Зачастую эти люди также функционируют в последовательной манере — двигаясь «сквозь время». Они изменяют свое мнение только в том случае, если новые данные полностью опровергают его. Прислушайтесь к идеям и терминам, указывающим на спонтанность, свободу, понимание, признание и т. д., в речи тех, кто лишь воспринимает происходящее, находясь в свободном плавании. Подстройка. Чтобы осуществить подстройку при коммуникации с теми, кто оценивает и действует, общайтесь с ними в энергичной, деловой и решительной манере и фокусируйтесь на результате. Говорите о порядке, организованности, определенности, решениях, структурированности и выполнении намеченного. При подстройке к людям, которые воспринимают происходящее и свободно плывут по течению, осуществляйте коммуникацию в спонтанной манере, не акцентируя внимания на временных графиках. Структурируйте решения как «вариативные» и старайтесь не делать поспешных заключений. Говорите о таких ценностях, как свобода чувств, открытость, гибкость, ожидание и наблюдение, возможность внесения изменений и экспериментирование. Статистика. Эти паттерны распределяются среди населения примерно поровну — по 50%. Те, кто судит и контролирует, обычно Действуют решительно, мыслят последовательно, составляют планы и графики своих дальнейших действий, функционируют За счет левого полушария мозга и т. д. Те, кто воспринимает происходящее и свободно адаптируется к ситуации, оценивают и Действуют спонтанно. Они любят изменения, импульсивные Действия, нуждаются в автономии, не боятся осложнений, функционируют за счет правого полушария и являются противниками дисциплины. 154______________________________ Часть II. Метапрограмму Первичные контексты. Соответствуют тому, как человек ощущает «время» (№ 46-48). Убеждения и ценности, связанные с руководством и контролем над своим окружением или же с примирением со средой и адаптацией к ней, оказывают большое влияние на то, какие чувства человек будет испытывать в отношении этих вопросов. Антропологи обнаружили культуры, которые соответствуют одной или другой крайности. Контексты бывают также^ обусловлены религией, политической философией и т. д. Длительг^ ный травматический опыт, порождающий чувство, которое Селиг-ман (Seligman, 1975) охарактеризовал как «приобретенную беспомощность», может подталкивать человека к предпочтению свободного восприятия. Самоанализ • Суждение-управление/восприятие-подстройка Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: № 23. Модальные операторы обоснования Необходимость/возможность (желание); кнут/прянЩ Концепт. Языковые средства, используемые человеком для самовыражения, обусловливают отличительные особенности его модели мира и опыт, который он приобретает, пользуясь данной картой. В лингвистике модальными операторами называют такие специфические слова, которые отражают модус отношений и действий, характеризующих человека. Подобные слова описывают кон* цептуальный мир, в котором человек живет и который он нанес на карту. Они отражают причины (необходимость или желание), исходя из которых человек действует (например, модальность его поведения). Эти термины также указывают на ограничения, содержащиеся в карте человека, — то, что он нанес на карту как требуемое («необходимо»), невозможное («нельзя») или непозволительное. 5. «Волевые» метапрограммы _______________________ 155 Б мотивационной стратегии человека данные лингвистические термины проявляются в аудиально-дигитальном компоненте. Они образуют слова, которые мы используем для приведения себя в движение. Общая категория модальных операторов включает необходимость, желание, возможность и невозможность. Эти слова проливают свет на такие более абстрактные концептуальные состояния, как выбор, свобода, способность, жертвенность, обязанности и возможности. Извлечение. Спросите: «Как вы мотивировали себя, когда отправлялись сегодня на работу? Какие слова вы сказали себе, чтобы привести себя в движение?» Задайте вопросы, которые предполагают мотивацию, затем прислушайтесь к словам, являющимся модальными операторами, и вы выявите действующие операционные метапрограммы. «Почему вы выбрали свою нынешнюю работу?», «Почему вы выбрали тот или иной факультет или тот или иной план действий?» Обратите внимание, указывает ли человек в своем ответе причину. Если он не приводит причин, значит, он, скорее всего, исходит из модуса необходимости — он должен сделать то-то и то-то! Этого требует «закон» в его сознании! Если вам указывают причину, это говорит о возможностях, обязанностях или желаниях. Идентификация и язык. К словам необходимости относятся «должен», «приходится», «следует» и т. д. Они показывают, что человек действует исходя из модели принужденности, контроля, закона: «Я знаю, что должен идти на работу». К словам невозможности относятся «нельзя», «не следует», «запрещено» и т. д.: «Нельзя не ходить на работу или опаздывать на нее!» Они говорят о том, что человек нанес на свою карту мира закон, запрещающий различные возможные действия. Слова возможности включают в себя «можно», «буду», «могу», «готов» и т. д. Они свидетельствуют об оптимистической модели, в которой предусматриваются различные варианты и альтернативы: «Лишний Рабочий день — лишние доллары», «Когда я приду сегодня на работу, то займусь...» Слова желания включают «хочу», «нравится», «рад» и т. д. Они обусловлены моделью мира, содержащей потребности, желания и влечения: «Я рад, что имею возможность Работать!» К словам выбора относятся «предпочитаю», «выбираю», «склоняюсь» и т. д. Они указывают на ментальную карту, кото-Рая включает волю, намерение и предпочтения человека. «Я предпочитаю ходить на работу». 156______________________________ Часть II. Метапрог рамму Предпочтение тех или иных слов проистекает из различных моделей мира. Разные слова также вызывают несхожие эмоциональные и поведенческие реакции. Люди, исходящие из модуса возможности, делают то, что хотят, и поэтому находят для себя причины. Они изыскивают новые возможности для расширения имеющихся у них вариантов выбора. Такие люди, как правило, убеждены, что обладают определенным (или значительным) котч ролем над жизнью, и поэтому испытывают мотивацию к тому, чтобы сделать выбор и совершить действие. Люди, опирающиеся на модус необходимости, обычно взирают на жизнь как на тяжелую ношу и рутину, которую они не могут или почти не могут изменить. Зачастую они полагают, что должны примириться со своим жизненным жребием и, учитывая свою модель ограничений, действуют так, как подсказывает им восприятие. Тех, кто употребляет как слова необходимости, так и слова возможности и действует исходя из обеих моделей, мотивируют и возможности, и обязанности. Вспомните какую-то задачу, которую вам предстоит выполнить в ближайшем будущем. А теперь скажите себе: 1) «Я должен выполнить...», а затем: 2) «Я могу выполнить...» и, наконец: 3) «Я хочу выполнить...» Что помогает вам более всего с точки зрения усиления вашей мотивации? Слова невозможности (например, «нельзя», «не следует») формируют личностные ограничения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|