Перфекционизм/ оптимизация/ скептицизм
№ 26. Ориентиры при покупке Стоимость/удобство/ качество/время
№ 27. Ответственность Повышенная/ пониженная
№ 28. Степень доверия к людям Недоверчивость/ доверчивость
Скептики: в модусе «даунтайм» (№ 4). Оптимисты: чередуют «аптайм» и «даунтайм», делая это с легкостью.
Стоимость: Ad> «во времени». Качество: Ad, «во времени». Удобство: К иV глазные паттерны. Время: суждения (№ 22).
Повышенная ответственность: иногда опущенные плечи, как будто человек несет тяжесть. Пониженная ответственность: обвинения и упреки, вытянутый указательный палец.
Недоверчивость: жесты, указывающие на дистанцию, границы, напряжение. Доверчивость: расслабленность на лице и в мышцах, руки вытянуты вперед, прикосновения.
Коммуникация/реагирование
№ 29. Восстановление энергии Экстраверт/ амбиверт/интроверт
№ 30. Сотрудничество/ руководство Независимый/командный игрок/ руководитель
№ 31. Коммуникативная категория
Метапрограмма в «контексте стресса» или «подавленных» чувств. Экстраверт: в модусе «аптайм», как будто смотрит вокруг и вовне. Интроверт: преимущественно в состоянии «даунтайм», как будто смотрит внутрь себя. Амбиверт: гибкое чередование обоих стилей.
Независимый: Ad глазной паттерн, «во времени». Командный игрок: V и К глазные паттерны, аптайм. Руководитель: использует комбинацию всех паттернов глазного доступа, при этом выглядит расслабленным.
Физиологическое описание каждой из этих установок
Метапрограммы
Внешние признаки
Обвиняющий/ заискивающий/ отвлекающийся/ расчетливый/ уравновешенный
№ 32. Общая реакция Конгруэнтная/ неконгруэнтная', соперничество/ сотрудничество; полярность/ метапозиция
№ 33. Тип соматической реакции Активная/рефлективная/обе/ инертная
№ 34. Предпочтения в работе Объекты/системы/ люди/информация
см. у Сатир. Использование рук и пальцев при разговоре!
Конгруэнтная: согласованность поведения. Неконгруэнтная: невербальные действия не согласованы, не синхронизированы. Полярность: больше движений, возбуждение. Метапозиция: большее спокойствие, меньше движений тела.
Аналогично № 13.
Люди: употребляет личные местоимения, имена собственные. Системы: употребляет личные местоимения во множественном числе. Информация: Ad глазные паттерны, неконкретные предикаты. Объекты: навстречу (№ 20), голова и туловище движутся вперед.
Семантика/концепции: отношение к категориям -«я»-, времени, нравственности
№ 35. Способ сравнения Количественный/ качественный
Количественный: обратите внимание на цифры, статистику и т. д. Качественный: обратите внимание на сравнительные допущения («хорошо», «лучше»), которые указывают на определенное качество или свойство.
№ 48. Доступ ко «времени* Последовательный/ случайный
№ 49. Сила эго
Устойчивое/
неустойчивое
Высокая: голова высоко поднята. Низкая: голова опущена, кивание головой, говорит тихим голосом.
Контекст навыка, в котором уверен. Составьте перечень конкретных навыков человека; компетентен в чем?
Тело: К глазные паттерны. Мышление: Ad глазные паттерны. Эмоции: К глазные паттерны. Роли: какие роли человек у себя идентифицировал?
Конфликтующая: аспекты поведения (слова, тон, жесты) не согласованы. •Конгруэнтная: тело расслаблено и спокойно, все движения и жесты кажутся «едиными» и скоординированными. Неконгруэнтная: аспекты поведения человека кажутся несогласованными.
Показывает жестами туда, где кодирует «прошлое», «настоящее» и «будущее», у праворукого человека «прошлое» обычно слева, а «будущее» — справа. Прислушайтесь к предикатам времени.
«Сквозь время»: меньше движений,
возбуждения и т. д.
«Во времени»: больше движений,
возбуждения.
Последовательный: рубящие движения руками, как бы упорядочивающие пространство. Случайный: более хаотичные жесты, как бы «охватывающие все», без определенного паттерна.
Слабое суперэго: обратите внимание на язык, указывающий на безразличие к происходящему, людям, правилам и т. д. Также исключительное отнесение к себе (см. № 14). Сильное суперэго: обратите внимание на номинализации, относящиеся к справедливости, честности, добру/злу, духовности и т. д.
Беспричинность: жесты, напоминающие «вскидывание рук» и указывающие на эффекты, которые возникли сами по себе. Линейная ПСС: жестикуляция в последовательной манере. Множественная ПСС: круговые или спиральные движения руками, указывающие на различные действия, которые за счет обратной связи образуют систему реакций. Личностная ПСС: жесты, указывающие на «я», руки движутся к груди. Магическая ПСС: параллельные движения руками, как бы идентифицирующие два одновременных, но не взаимосвязанных феномена.