Как исследовать собственное прошлое е поиске истоков своих метапрограмм
В каких контекстах научения вы выросли? Какую роль ваше кон Для выявления подобных контекстов обратитесь к обстоятельствам собственной жизни. В НЛП мы говорим о том, что все мы, стараясь извлечь смысл из языка, опыта, событий и т. д., неизбежным образом осуществляем трансдеривационный поиск с помощью нашего референтного индекса. Другими словами, мы «погружаемся внутрь» и используем свою «библиотеку ссылок» — свои воспоминания, переживания и отнесения. Затем эти внутренние контексты обеспечивают нас «смыслом», «значением», ассоциациями и т. д. Неудивительно, что они играют столь важную роль в создании наших метапрограмм! Инициируйте свою библиотеку ссылок, поведав собственную историю верному другу, магнитофону, терапевту или журналу. Мы рекомендуем вам изложить эту историю в письменной форме в том или ином виде, с тем чтобы вы могли затем неоднократно возвращаться к ней. После этого вы можете исследовать ее со второй позиции (в качестве наблюдателя, оценивающего себя со стороны) вместо первой. Вы можете исследовать ее как некий «текст» или рассказ. Отстранившись от нее, вы можете более объективно изучить метапрограммы, на которые она указывает. Создание новых контекстов Какой контекст вам никогда не встречался... пока? Какой контекст вам еще не встречался, но, если бы это случилось — и вы им полностью прониклись, — он сформировал бы внутри вас совер* шенно новый образ мыслей и чувств? Предположим, что вы выросли в другом веке, другой культуре, другом социальном классе, внутри иной расы... Предположим, что вы получали всю ту любовь и заботу, в которых вы нуждались. Предположим, что родители, учителя и другие люди оценивали вас безусловным образом. Лишь предположим...
Глава 8. Контекст и метапрограммы____________________ 243 Если мы привыкли интернализовывать контексты, значит, мы не перестаем делать это и в возрасте 18 лет, и вообще всякий раз, когда выходим из дому. Мы продолжаем поступать так снова и снова. Поэтому, учитывая это свойство человеческой природы, проявите заботу о своих мыслях-эмоциях, о самой своей душе — пусть они получат в вашем воображении несколько приятных, необычных и ресурсных контекстов. Вы можете сконструировать такие контексты, которые позволят вам интернализовывать новые контексты для новых метапрограмм. Сконструируйте позитивный и обогащающий контекст мышления, смоделировав тот, о котором вы прочитали (возможно, в биографии какого-то гениального человека, которым вы по-настоящему восхищаетесь) или который вы только вообразили. Другим эффективным средством трансформации ваших контекстов мышления (то есть метапрограмм) является рассказ историй. Когда мы рассказываем какие-то личные, семейные, культурные и национальные истории, то, в сущности, повествуем о контекстах, которые нас сформировали. Истории, рассказываемые в человеческом сообществе, содержат информацию о том, что и как следует воспринимать. Они снабжают нас первичными и метауров-невыми ценностями и паттернами сортировки. Зная, как велика роль историй (историй, которыми делятся, реальных и выдуманных историй), подумайте, как была рассказана история о вас? Кто ее рассказал? Какие истории вам рассказывали? Насколько обогащающим вы сочли эти истории? В какую историю вы могли бы погрузиться, какую могли бы рассказать себе и другим и использовать в качестве контекста мышления так, чтобы она придавала вам новые жизненные силы?
Заключение Смысл всегда произрастает из контекстов — личных и внутренних — или предлагается культурой либо средой. Не зная контекстов, мы не можем понять смысл чего бы то ни было. Чтобы понять другого человека, нам необходимо научиться понимать контексты, из которых человек вышел, которые он встроил в свое сознание и в которых он живет. Когда мы имеем дело с любым человеком (даже с самим собой), только приняв во внимание его контекст, мы можем прийти к рабочему пониманию того, какие контексты нам необходимо пРоанализировать и трансформировать, для того чтобы изменить ^му личность. Глава 9 Изменение метапрограмм Как стать другим человеком Модель НЛП демонстрирует прежде всего пластичность человеческой природы и сознания. У нас имеются «программы», но они не вырезаны в камне — что не позволило бы их изменять. Мы можем их корректировать. Фактически, в случае нормального процесса роста, мы это и делаем. То, что предлагает модель НЛП и что мы пытаемся здесь разъяснить, касается процессов, посредством которых мы можем сознательно, намеренно и эффективно трансформировать свой образ мыслей и чувств и, следовательно, сами структуры того, что мы называем «личностью». Другими словами, у нас всегда имеется выбор в отношении того, какую операционную систему запустить в своем мыслительном, аппарате в качестве программного обеспечения своих мыслей, чувств и реакций. У нас всегда имеется несколько возможностей —если мы знаем, как их увидеть. Само собой, мы будем лишены выбора, если у нас не будет знаний о том, как осмыслять варианты, альтернативные метапрограммы, различные паттерны и контексты мышления, различную психо-логику. Использование процессов метауровня для осуществления изменения Роберт Дилтс (Dilts, 1990) предложил использовать метапо-зицию, чтобы продемонстрировать, как мы можем подвести человека к метауровню его линии времени с целью изменения метапрограммы. В метапознции мы можем получить доступ к ресуР" сам и превратить их обратно в воспоминания, с тем чтобы изменить контекст мышления, который мы инкорпорировали. Метапозииия обеспечивает нам пространство, которое отличается от «простран*
Г лава 9. Изменение метапрограмм______________________ 245 ства проблемы» и позволяет менять субмодальности, встраивать убеждения, обогащающие идентичность, осуществлять реимприн-тинг, изменять предысторию и т. д. А эти операции позволяют нам изменять свои метапрограммы. Дилтс пишет: Некоторым образом контекстреимпринтинга снабжает вас средством для изменения паттернов метапрограмм и стилей сортировки. Например, вы можете легко повлиять на человека, так чтобы он оказался в режиме «во времени* или «сквозь время*, в движении ют* или «навстречу» или сортировал из настоящего времени к прошлому, из прошлого к будущему либо из настоящего к будущему. Выможете побудить человека сортировать посредством его «я*, другихлюдей или контекста (Dilts, 1990, р. 137).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|