Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От простых метапрограмм к сложным





Я (ББ) писал свое руководство по метапрограммам на основа­нии модели, предложенной Джеймсом и Вудсмоллом в их книге «Те­рапия на линии времени и основы личности» {TimeLine Therapy and the Basis of Personality). Уайатт включил эти метапрограммы в НЛП, опираясь на работу Юнга (Jun& 1923). Юнг стремился типизиро­вать людей таким образом, чтобы можно было спрогнозировать лич­ность человека и, следовательно, его поведение. Между 1942 и 1944 гг. Изабел Бриггс-Майерс и ее мать Катрин Бриггс создали Индикатор типов Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicators) — инструмент, также основанный на работе Юнга и в настоящее время широко ис­пользуемый при определении психологических характеристик в го­сударственных учреждениях и бизнесе.

Уайатт и Тэд выдвинули гипотезу, согласно которой метапро* граммы, следуя от Юнга к Майерс-Бриггс и, наконец, к НЛП, на-


чинаются с простых форм, из которых возникают более сложные программы (Wyatt & Tad, 1988, p. 95). Три элемента человеческо­го опыта, а именно: внутренние состояния (IS), внутренняя обра­ботка информации (IP) и внешнее поведение (ЕВ) примечатель­ным образом соответствуют категориям Юнга: интроверт/экст­раверт, сенсор/интуитивист и мыслящий/чувствующий. Изабел Бриггс-Майерс и Катрин Бриггс добавили четвертую категорию — рассуждающий/воспринимающий (там же, р. 91).

Предполагая, что эти четыре психологические особенности об­разуют четыре простые метапрограммы, Уайатт и Тэд идентифи­цировали четыре базовые метапрограммы и другие сложные ме­тапрограммы, которые возникают на их основе. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо экспериментальные или исследова­тельские данные, подтверждающие эту гипотезу. Но она остается жизнеспособной конструкцией, с которой вы, возможно, захоти­те поработать в процессе изучения и использования данной моде­ли. Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) полагают/что метапрограммы отношения, направленности, направления внима­ния и системы отсчета являются «наиболее важными метапрог­раммами при прогнозировании того, как человек будет действо­вать и реагировать» (Bodenhamer, 1995, р. 16).



Три классификации

Сид Джейкобсон (Jacobson, 1996) в работе, посвященной пе­реходу от проблемных состояний к состояниям, обеспечивающим решения, разбил 15 метапрограмм на три категории: убеждения, мотивация и стиль мышления. Разработанная совершенно неза­висимо, эта классификация соответствует нашей модели, которая начинается со стиля мышления, переходит к эмоциональному стилю или мотивациям и далее к волевому стилю или убеждениям.


to

oo


Приложение II Извлечение метапрограмм


 

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы • Внешние признаки Ответы
«МЕНТАЛЬНЫЕ* МЕТАПРОГРАММЫ: 1-12      
1. Размер чанка/стиль рассуждений: Если бы мы решили Размашистые или _ Общее/глобальность/
предпочитаемый объем информации, который работать вместе над мелкие движения дедукция
человек обычно использует в процессе размыш- каким-то проектом, вы руками, вблизи или на _ Конкретное/детали/
ления, коммуникации, научении и т. д. бы сначала захотели расстоянии. индукция
Приступая к новому проекту, вы сначала узнать, чем мы будем Голова/верхняя часть _ Латеральное/
рассматриваете общую картину (глобаль- заниматься в целом, тела движутся вперед — абдукция
ность) или изучаете детали (детализация)? или предпочли услы- детали, назад —  
  шать о различных глобальность  
  подробностях?    
2. Тип связи:предпочитаемый способ работы Когда вы впервые Тождество: жесты _ Тождество
с данными и их сравнения. пытаетесь понять что-то обеими руками одно- _ Различия
Стараетесь ли вы определить, насколько новое для вас, то временно _ Тождество с исключе-
данные схожи (тождество) с тем, сначала ищете подобия и вблизи. нием
что вам уже известно, или насколько они и сравниваете новое Различия', руки движут- _ Различия с исключе-
отличаются (различия)? с тем, что вам уже ся врозь, на расстоянии, нием
  известно? Или вы под разными углами  
  сначала обращаете    
  внимание на различия?    
13. Репрезентативная система: предпочитае-   Паттерны глазного Визуальные, аудиаль-
\мый способ репрезентащш внешних данных на   доступа: J ные и кинестетические
\ экране нашего сознания. Когда вы думаете   визуальная: вверх, / предикаты. t

кг

Оо «О


 

 

чем-то или изучаете что-то новое, то   аудиальная: на том же \ _ Визуальная, \
{предпочитаетеработать с образами (визуаль-   уровне, кинестетиче- 1 Аудиальная \
/ пая система), со звуками (аудиальная),   екая: вниз _ Кинестетическая, 1
1 с ощущениями (кинестетическая) или     _ЯзыкЛ</ I
1 предпочитаете словесные описания (аудиаль-      
но-дигитальная)? 4. Стиль сбора информации: предпочитае-      
  Аптайм: глаза сканируют _ Аптайм
мый способ и источник обработки данных —   непосредственное _ Даунтайм
либо из внешних, либо из внутренних источни-   окружение. и
ков.   Даунтайм: глаза  
При обработке внешних сигналов вы предпо-   расфокусированы,  
читаете обращать внимание на конкретные   остановившийся взгляд  
сенсорные данные (внешние      
образы, звуки, ощущения — аптайм) или на      
то, как протекают ваши мыслительные      
процессы (даунтайм)?      
5. Эпистемологическая сортировка: предпо-   Интуитивист: даунтайм _ Сенсоры
читаемый способ сбора информации   (№4). _ Интуитивисты
об объектах (аналогично № 4).   Сенсор: аптайм (№ 4)  
Вы предпочитаете собирать информацию      
с помощью пяти своих органов чувств      
(сенсор) или погружаетесь «внутрь»      
и собираете информацию с помощью своей      
интуиции (интуитивист)?      
6. Перцептивные категории: предпочитае-   Полярности: демонстра- _ Полярности (черное
мый способ разграничения общих категорий.   ция руками «того или и белое)
Вы предпочитаете ясность и определенные   этого», рубящие движе- ^ Континуум
признаки, сосредоточиваясь на обоих   ния руками.  

N9

«О О


 

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
полюсах континуума (полярности), или   Континуум: демонстрация  
предпочитаете более сложный анализ серых   руками множества .  
промежуточных областей (континуум)?   промежуточных вариан-  
    тов, шагов, стадий  
7. Стиль атрибуции: предпочитаемый способ   Сценарий с худшим _ Сценарий с лучшим
рассмотрения проблем, трудностей, задач   случаем: отрицательное случаем/оптимист/
и т. д. как испытаний, полных возможностей   качание головой, глаза преисполнен сил
(сценарий с лучшим случаем), или как нежела-   в кинестетической _ Сценарий с худшим
тельных и таящих в себе угрозу (сценарий   позиции, взгляд направ- случаем/пессимист/
с худшим случаем).   лен вниз и направо. беспомощный
Когда вы оцениваете проблему, то сначала   Сценарий с лучшим  
рассматриваете лучший случай (возмож-   случаем: утвердительное  
ности/позитивные задачи) или худший слу-   покачивание  
чай (проблемы и трудности)?   головой, на лице улыбка,  
    тело движется вперед.  
    Взгляд направлен вверх  
    в преимущественно  
    визуальной модальности  
8. Перцептивная устойчивость: качество   Непроницаемость: _ Проницаемый/
ментальных конструктов, которые вы   сфокусированный сговорчивый/воспри-
выстраиваете, с точки зрения их проницае-   взгляд и неподвижное имчивый
1 мости (податливые границы эго) или непро-   тело. _ Непроницаемый/
1 ницаемости (жесткие границы эго).   Проницаемость: упрямый/невосприим-
\ Вам присущи твердые идеи, убеждения,   колебательные движе- чивый (
1 ценности и т. д. (непроницаемость) или ваши   ния, подвижность  
\ идеи, убеждения, ценности могут меняться     /
\ (проницаемость)? В каких контекстах?     /

 


to

«о


 

/ 9. Качество фокусировки: предпочитаемый Легко ли вы обычно Помехоустойчивые: _ Помехоустойчивость '
1 способ фильтрации внешних сигналов: больший- отвлекаетесь? фокус, теплые руки. _ Непомехоустойчи-
\ ство сигналов отсеивается или почти все   Непомехоустойчивые: вость
\ принимаются во внимание. Когда вы хотите   пугливость, холодные  
I обдумать какую-то идею или позаниматься, вам   руки  
необходимо найти спокойное место (непомехо-      
устойчивый) или обстановка не имеет значения      
и вы можете делать это почти где угодно      
(помехоустойчивый)? Можете ли вы не      
замечать посторонние звуки (помехоустойчи-      
вый) или нет (непомехоустойчивый)?      
10. Философская направленность: предпочи-   Почему: преимуществен- _ Почему/причины/
таемый способ осмысления происходящего:   но АЛ модальность. Тело мотивы
^почему*, причины или «как», цели.   более расслаблено, _ Как/решения/
Когда вы думаете о чем-то, то вас больше   созерцание. функция
интересует вопрос «почему» (теоретический)   Как: преимущественно  
или «как» (практический) это можно исполь-   VAK модальности,  
зовать?   большая активность  
    тела, рук и т. д.  
11. Структурирование реальности: предпочи-   Аристотелевский: _ Аристотелевский/
таемый способ размышлений   логические объяснения, статика/номинализа-
о том, что вы считаете ^реальностью*.   номинализации, «черно- ции
Когда вы думаете о реальности, то восприни-   белая терминология,  
маете ее как нечто постоянное, устойчивое   более скованное тело.  
и «такой, какая она есть» (аристотелевский   Неаристотелевский:  
тип) или как нечто текучее, изменяющееся   процессуальный язык,  
и зависящее от того, как мы ее называем,   термины, соответствую-  
классифицируем, от нашей точки зрения   щие «континууму»,  
и языка (неаристотелевский тип)?   более плавные жесты  

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
12. Коммуникативный канал: предпочитае­мый канал коммуникации с людьми: невер­бальный или вербальный. Когда вы общаетесь с кем-то, то обычно придаете большее значение тому, что человек говорит (вербальный), как он говорит (невербальный) или тому и другому в равной степени? «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ* МЕТАПРОГйШМЫ: 13-19   Вербальный: канал Af язык, слова, истории» Преимущественно в напоминающем транс состоянии «даунтайм». Невербальный: преиму­щественно в «аптайм». Обратите внимание на все невербальные пара­метры: дыхание, позу, мышечный тонус, дви­жения глаз, жесты и т. д. Посмотрите, какой канал человек предпочитает при передаче информа­ции и на какой он пола­гается при ее приеме _ Неаристотелевский/ процесс/глаголы _ Вербальный/ дигитальный _ Невербальный/ аналоговый _ Сбалансированный
13. Стиль эмоционального совладания/ реакция на стресс: способ, которым человек предпочитает реагировать на -«стрессоры*. Когда вы чувствуете угрозу или сталкивае­тесь с трудностью, то у вас возникает желание «избежать» (пассивный) стрессора, «идти навстречу» (агрессивный) ему или вы реагируете в соответствии с ситуацией, исходя из осознанного ощущения своих возможностей (уверенность)? Предложите человеку рассказать вам несколь­ко случаев, когда он попадал в стрессовую ситуацию. Какую реак­цию вы обнаруживаете: «навстречу» стрессору или «от» него? Пассивный: движение тела в сторону и назад, заискивающие жесты (категория Сатир). Агрессивный: тело движется вперед, более стремительные и опреде­ленные движения. Уверенный: меньше признаков внешнего возбуждения (эмоций), больший доступ к навы­кам мышления и речи | _ Пассивность _ Агрессия _ Уверенность (сбалан­сированность/диссо­циация)
/ 14. Система отсчета/авторитеты: способ, 1 которым человек предпочитает оценивать 1 другого человека, ситуацию, переживание [ или идею. 1 Кто или что является для вас авторитетом: вы сами (отнесение к себе) или другие (отнесение к другим, внешнее)?   Внутренняя: сначала смотрит вниз или внутрь себя, затем вовне. Внешняя: остается в модусе «аптайм», смотрит вовне _Внугренняя/отнесе- \ ние к себе \ _ Внешняя/отнесение | к другим
15. Эмоциональное состояние: способ, которым человек предпочитает обрабаты­вать данные (особенно в стрессовой ситуа­ции): погружается в нее и переживает ее или отстраняется и дистанцируется от нее. Когда вы вспоминаете какой-то стрессовый случай на работе, то мысленно переживаете его снова (ассоциированное состояние) или видите себя участвующим в событии, но ощущаете себя вне его (диссоциированное)? В случае диссоциации с каким другим состоянием вы были ассоциированы (наблю­дение, оцепенение, сочувствие и т. д.)?   Ассоциированное: тело более активно, подвиж­но, возбуждено, «эмоци­онально», глаза в модусе К. Диссоциированное: тело более спокойно, непо­движно. Глаза в модусе Ad _ Ассоциированное/ чувства _ Диссоциированное/ мышление _ Сбалансированное
16. Соматическая (телесная) реакция: предпочитаемый способ обработки данных: очень быстро или медленнее и рефлексивно. Когда вы попадаете в незнакомую ситуацию, то обычно быстро оцениваете ее и действуете (активная реакция), подробно анализируете все последствия, прежде чем действовать (рефлексивная), или воздерживаетесь от любых действий (инертная)?   Аналогично № 13 _ Активная _ Рефлексивная _ Инертная

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
17. Убедительность или правдоподобие — две категории: а) Убеждающая репрезента­ция: предпочитаемая сенсорная система (VAK), используемая при оценке качества опыта. Когда вы обдумываете крупную покупку или как вам провести отпуск, как вы это делаете? Вы производите оценку на основании того, как объект выглядит (визуальная репрезентация), звучит (ауди-альная), ощущается (кинестетическая) или того, что вы о нем говорите (аудиально-дигитальная)?   Ключи глазного доступа, указывающие на ш определенную репрезен­тативную систему Убеждающая репрезента­ция: _ Выглядит правильно _ Звучит правильно _ Ощущается правильной _ Дает смысл
б) Убеждающая демонстрация: процесс перехода от одной лишь мысли к фактическому чувству убежденности и совершению действия. Сколько раз кто-то должен продемонстриро­вать свою компетентность (надежность, ум и т. д.), прежде чем вы будете действительно убеждены в компетентности этого человека? 1) Незамедлительно (автоматическая)? 1 2) Определенное количество раз (повторе-1 ние)? 3) Через определенный период 1 времени (период времени)? 4) Никогда, или I вас нужно убеждать снова и снова (последо-\ вательная)?     Убеждающая демонстра­ция: __ Незамедлительно (автоматическая) __ Количество раз (повто­рение) _ Определенный период времени (период времени) _ Никогда (последо­вательная) I
18. Эмоциональная направленность: предпочитаемый стиль, выражающийся либо в контекстуализации эмоций, либо в позволе­нии эмоциям распространяться на другие области жизни. Если вы вспомните какой-то случай, когда вы находились в определенном эмоциональ­ном состоянии (позитивном или негатив­ном), эти эмоции тогда распространялись (диффузность) и влияли на другие состоя­ния или вы ограничивали их данной ситуа­цией (направленность) и не позволяли им влиять на другие аспекты вашей жизни?   Диффузность: большее телесное возбуждение, жесты более плавные и обобщающие, как бы указывающие на распро­странение эмоции. Направленность: тело более расслабленно и спокойно, жесты определенно указывают на объект эмоции _ Диффузность/ | распространение _ Направленность/ контекстуализация
19. Эмоциональная интенсивность / насыщенность: оценка эмоциональной насыщенности человека — от застенчивости, робости, сдержанности, чувствительности к опасности до предприимчивости, бесчувст­венности и развязности. Когда вы вспоминаете какую-то ситуацию, на работе или в личной жизни, которая казалась рискованной или носила публичный характер, какие мысли и чувства тотчас же вас посещают? Вы смело идете на риск (изобилие — смелость) или нуждаетесь в определенности и предсказуемом опыте, который не представляет для вас опасности (скудость — робость)? Вы обычно выплески­ваете много энергии и переживаний или более спокойны и уравновешенны?   Аналогично № 13 _ Скудость/робость _ Изобилие/смелость

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
«ВОЛЕВЫЕ» МЕТАПРОГРАММЫ: 20-28      
20. Направление мотивации: направление, которое вы предпочитаете избирать в мотивационной стратегии, либо на­встречу тому, что вы желаете, либо прочь от того, чего вы хотите избежать. Если вы вспомните случай, когда испытыва­ли сильную мотивацию и вам удалось добиться желаемого, то что мотивировало вас более всего: то, чего вы избегали (от — избегание) при выполнении задачи, или то, что вы получали (навстречу — приближение) в результате ее выполнения?   Навстречу, голова и туловище движутся вперед, глаза в Vе (видение цели). От: голова и туловище движутся назад, напряжен­ное выражение лица, как будто человек хочет «избежать» чего-то _ Навстречу/приближе­ние _ От/избегание
21. Волевой выбор при адаптации: предпо­читаемый стиль получения инструкций или выполнения задания. Получая инструкции или выполняя задачу, вы предпочитаете иметь в своем распоряже­нии множество вариантов и действовать в том порядке, который кажется правильным 1 в данный момент (возможности), или 1 предпочитаете следовать четким указаниям \ в пошаговом формате (процедуры)?   Возможности: движения рук, как бы пересчитыва­ющие различные альтернативы. Процедуры: движения рук, как бы упорядочи­вающие объекты в пространстве _ Возможности _ Процедуры
22. Адаптация: споюоб, которым мы предпо­читаем контактировать со своей средой. Вы стараетесь адаптироваться к среде, в которой живете (воспринимающий — подстройка), или стараетесь приспособить среду к себе (рассуждающий — управление)? Если бы мы работали над совместным проектом, вы бы хотели, чтобы мы сначала обрисовали и четко спланировали его, или предпочли сразу же приступить к работе над ним и гибко приспосабли­ваться к обстоятельствам по мере нашего продвиже­ния? Суждение: «сравниваю­щие» движения рук и тела, «это или то». Восприятие: плавные, «скользящие» движения рук _ Суждение/управление1 _ Восприятие/ подстройка
23. Модальные операторы обоснования: предпочитаемый стиль функционирования в окружающем мире, образ действий. Как вы оцениваете себя с точки зрения того, имеется или нет у вас выбор в жизни? Вы убеждены, что у вас есть выбор в жизни и вы можете использовать имеющиеся у вас ва­рианты (возможность) или что существуют правила, которым надо следовать и подчи­няться и поэтому ваш выбор намного меньше (необходимость)? Вы убеждены, что жизнь предлагает самые разные возможности (возможность) или что преобладают ограничения и препятствия (отсутствие возможностей)? Как вы встали с постели сегодня утром? Что вы сказали себе, перед тем как встать, чтобы привести себя в движе­ние? Необходимость: напря­жение в голосе, повыше­ние голоса, большая скованность в теле. Возможность: движения рук, как бы пересчитыва­ющие многочисленные варианты, тело более подвижно и расслаблено. Желание: голос повыша­ется и звучит более «приподнято» и «взвол­нованно» _ Необходимость/кнут _ Возможность/пряник _ И то и другое

oo


 

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
24.Основной интерес (предпочтение): Расскажите мне о своем Люди: кинестетические _ Люди
направленность ваших интересов. любимом ресторане предикаты. _ Место
Если вы бы уезжали в отпуск на две недели,   Место: движения рук, как _ Объекты
какой пункт(ы) вы учли бы прежде всего,   бы указывающие на _ Деятельность
определяя, куда вам ехать: 1) люди; 2) само   определенное место. • _ Информация
место; 3) объекты, которые вы увидите или   Объекты: навстречу _ Время
ощутите; 4) виды деятельности, в которых вы   (Ms 20), голова и тулови-  
примете участие; или 5) новая информация,   ще движутся вперед.  
которую вы получите?   Деятельность: обилие  
    жестов, кинестетические  
    предикаты.  
    Информация: At глазные  
    паттерны. Движения рук  
    в сторону головы  
    (в особенности лба)  
25. Планирование и достижение цели: Расскажите мне о каком- Перфекционист: _ Перфекционист
предпочитаемый подход к целям. то проекте, над которым в модусе «аптайм» _ Оптимизатор
Если вы сегодня поставите перед собой цель вы работали, и о том, (№4). _ Скептик
достичь чего-то важного, как вы начнете ее каким он получился Оптимизатор: чередует _ Капитулянт
осуществлять? Будете стремиться к совер-   «аптайм» и «даунтайм», _ Реалист
шенству (перфекционизм), проникнетесь   делая это с легкостью.  
таким же интересом к процессу достижения   Скептик в модусе  
1 цели, как и к самой цели (оптимизация),   «даунтайм» (Мз 4)  
1 будете избегать постановки любых целей      
1 (пораженчество) или изберете реалистичный      
1 подход к постижению своей цели?      

 


КЗ

«о


 

26. Ориентиры при покупке: предпочитав'   Стоимость: А# «во _ Стоимость
мые критерии при совершении покупки.   времени». _ Удобство
Когда вы совершаете крупную покупку, что   Удобство: глазные _ Качество
прежде всего вас интересует: стоимость,   паттерны К и V. __ Время
удобство, качество или время?   Качество: А^ «во  
    времени».  
    Время: рассуждающий  
    (№22)  
27. Ответственность: предпочитаемый Вспомните что-то, что Повышенная ответст- _ Повышенная ответ-
подход к концепту ответственности. у вас не получилось, венность: иногда ственность
Когда вы размышляете о серьезном задании, и расскажите мне об опущенные плечи, как _ Пониженная ответ-
в котором вы участвуете или за которое вы этом будто человек несет ственность
отвечаете, какие чувства вы испытываете   тяжесть.  
в отношении его выполнения? Повышенную ответственность, пониженную ответствен-   Пониженная ответст­венность: обвинения М VTTTIPK*M П1чТТО"ЦЛГП.|й  
ность или сбалансированные промежуточные чувства?   и jfпрски^ вы\У\п.улъм\ указательный палец  
28. Степень доверия к людям: предпочитае-   Недоверчивость: жесты, _ Недоверчивость/
мый стиль отношения к людям — сильная   указывающие на параноик
доверчивость или недоверчивость. Когда вы   дистанцию, границы, _ Доверчивость/
встречаете незнакомого человека, то обычно   напряжение. наивный
считаете, что ему можно доверять, пока не   Доверчивость: расслаб-  
доказано обратное, или вы сначала испытыва-   ленность на лице  
ете недоверие и можете поверить ему, только когда он докажет свою надежность?   и в мышцах, руки вытянуты вперед, прикосновения  

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
МЕТАПРОГРАММЫ «РЕАКЦИЙ*: 29-39 29. Восстановление энергии: способ, которым вы предпочитаете обновлять свою энергию, с точки зрения общения с другими людьми и участия в социальной жизни. Когда вам необходимо «перезарядить свои батареи», вам хочется быть вместе с людьми (экстраверт), уединиться (интроверт) или вы можете делать это в любой ситуации (амбиверт)?   Эта метапрограмма действует в «контекстах стресса» или «подавлен­ных» чувств. Экстраверт: в модусе «аптайм», как будто смотрит вокруг и вовне. Амбиверт: гибкое чере­дование обоих стилей. Интроверт: преимуще­ственно в состоянии «даунтайм», как будто смотрит внутрь себя _ Экстраверт _ Амбиверт _ Интроверт
30. Сотрудничество и руководство: предпо­читаемый стиль работы с другими людьми при выполнении задания. Данный сортирующий паттерн будет определен тем, как вы ответите на следую­щие три вопроса, в зависимости от порядка ваших ответов «да/нет». 1. Знаете ли вы, что вам необходимо для более успешного функционирования на работе (или при выполнении этого задания)? [ 2. Знаете ли вы, что необходимо другим 1 людям для более успешного функционирова- \НИЯ? *.:.-л,*Э«   Независимый: Ad глазной паттерн, «во времени». Командный игрок. VnK глазные паттерны, «аптайм». Руководитель: использу­ет комбинацию всех паттернов глазного доступа, при этом выглядит расслаблен­ным _ Руководитель _ Независимый работ­ник _ Зависимый работник _ Потенциальный руководитель _ Командный игрок
3. Легко ли вам сказать человеку, что ему необходимо для достижения успеха? а) Я и другие (руководитель): ответ ада» на все три вопроса. б) Только я (независимый работник): да, нет, нет. в) Только другие (зависимый работник): нет, да, да или нет г) Я, но не другие (потенциальный руководи­тель): да, да или нет, нет. д) Командный игрок: иногда, иногда, иногда.      
31. Коммуникативная категория: пять стилей/модусов коммуникации по Вирджинии Сатир. Когда вы испытываете стресс, то обычно: 1) упрекаете других, в особенности властные фигуры; 2) успокаиваете других, в особенно­сти властные фигуры; 3) отвлекаете других; 4) становитесь очень рассудительным или исключительно объективным; 5) говорите уверенно и убедительно?   Физиологическое описание каждой из этих установок см. у Сатир. Использование рук и пальцев при разговоре! _ Обвиняющий _ Заискивающий _ Отвлекающийся _ Расчетливый _ Уравновешенный
32а. Общая реакция: как мы реагируем на людей, объекты, информацию и события, в зависимости от стиля и расходуемой энергии. Когда вы попадаете в ту или иную ситуацию, то обычно реагируете конгруэнтно с самим собой (синхронизированно) или неконгруэн­тно (несинхронизированно)? * Конгруэнтная: различ­ные параметры движе­ний головы, рук, глаз, характеристики голоса, в том числе громкость — согласованы. Неконгруэнтная: эти невербальные действия не согласованы, не синхронизированы _ Конгруэнтная _ Неконгруэнтная

to


 

Новое — резюме МП (вопросы/описания) Дополнительные вопросы Внешние признаки Ответы
32b. Общая реакция: как мы реагируем на людей, объекты, информацию и события, в зависимости от стиля и расходуемой энергии. Когда вы попадаете в ту или иную ситуацию, то реагируете в духе соперничества, сотруд­ничества, занимая противоположную позицию (полярность) или мысленно приподнимаетесь над всей ситуацией и обдумываете ее (метапозиция)? 33. Реакция на социальную ситуацию: предпочитаемая реакция на социальную обстановку. Когда вы попадаете в социальную ситуацию (команда, группа и т. д.), то обычно быстро оцениваете ее и действуете (активная/ реактивная) или проводите детальное изучение всех послед­ствий (рефлексивная/инертная), а затем действуете? 34. Рабочие/социальные предпочтения (социальная обстановка): с чем мы предпо­читаем работать. Когда вы участвуете в выполнении важной работы, то предпочитаете работать с: 1) объ­ектами; 2) системами; 3) людьми или 1 4) информацией? V ... ,» , -.-. v< - Расскажите мне о си­туации на работе (или окружающей обстанов­ке), в которой вы испы­тывали наибольшее воодушевление, о каком-то исключительном событии Полярность: больше движений, возбуждения. Метапозиция: большее спокойствие, меньше* движений тела Аналогично М° 13 Люди: употребляет личные местоимения, имена собственные. Объекты: навстречу (М° 20), голова и туловище движутся вперед. _ Соперничество _^ Сотрудничество _ Полярность _ Метапозиция _ Активная/реактивная _ Рефлексивная/ инертная _ Сбалансированная _Люди _ Объекты _ Системы _ Информация

 


со


35. Способ сравнения: предпочитаемый стиль проведения сравнений. Вы цените и уделяете больше внимания количественным показателям выполняемой вами работы (количество) или качеству вашего опыта?

36. Источник знаний: предпочитаемый способ сбора информации. Какой источник знаний вы считаете автори­тетным и наиболее надежным: 1) от других (моделирование); 2) путем изучения и исследования (концептуализация); 3) наблюдение за чьими-то действиями (демонстрация); 4) самостоятельные действия (опыт); 5) обращение к авторитет­ной личности (авторитетное мнение)?


Где вы будете собирать надежную информа­цию, которой можете доверять? Когда вы решаете, что вам необходимо что-то сделать, откуда вы получаете информа­цию для выполнения намеченного?


Системы, употребляет личные местоимения во множественном числе. Информация: Ad глазные паттер-ны, неконкретные предикаты

Количественный: обратите внимание на цифры, статистику и т. д. Качественный: обратите внима-ние на сравнитель­ные допущения («хоро­шо», «лучше»), которые указывают на определен­ное качество или свойство

Моделирование: в модусе «аптайм», внешняя фокусировка. Концептуализация: в «даунтайм», употреб­ление более абстрактных и неконкретных преди­катов, обратите внима­ние на номинализащш — злоупотребление ярлыками!

Опыт: обратите внима­ние на активизацию «моторных» программ человека, в кинестети­ческой модальности.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.