Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.




12.3. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

Толь­ко через семь­де­сят лет будут об­на­ру­же­ны (не)опуб­ли­ко­ван­ные ре­дак­то­ром бу­ма­ги деда.

Ещё (не)рас­пу­стив­ши­е­ся цвет­ки по­би­ло мо­ро­зом.

Ан­дрей, (не)до­уме­вая, вер­тел пакет в руках.

(Не)го­во­ря ни слова, лес­ни­чий взва­лил на себя тя­же­лую кор­зи­ну.

Ино­гда его (не)от­ли­чишь от хо­зя­и­на дома.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние:

 

Толь­ко через семь­де­сят лет будут об­на­ру­же­ны не опуб­ли­ко­ван­ные ре­дак­то­ром бу­ма­ги деда.

Ещё не рас­пу­стив­ши­е­ся цвет­ки по­би­ло мо­ро­зом.

Ан­дрей, не­до­уме­вая, вер­тел пакет в руках.

Не го­во­ря ни слова, лес­ни­чий взва­лил на себя тя­же­лую кор­зи­ну.

Ино­гда его не от­ли­чишь от хо­зя­и­на дома.

 

Ответ: НЕ­ДО­УМЕ­ВАЯ.

Ответ: недоумевая

недоумевая

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

12.4. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

Еще (не)ви­ди­мое гла­зом солн­це рас­ки­ну­ло по небу про­зрач­ный веер сол­неч­ных лучей.

И ведь (не)кому по­жа­ло­вать­ся!

Мы бре­дем по до­рож­кам, где (не)ко­ше­на трава.

(Не)с кого спра­ши­вать, когда сам ви­но­ват.

Голос Пуш­ки­на ни­ко­гда (не)пе­ре­ста­вал зву­чать в рус­ской по­э­зии.

14.1. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Вдоль стен, вы­ма­за(1)ых синей извёсткой, сто­я­ли ска­мей­ки, в пе­ред­ней ком­на­те не­сколь­ко сту­льев и стол для му­зы­кан­тов, в зад­ней — де­ся­ток сто­лов, со­став­ле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся об­ста­нов­ка.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

 

Вдоль стен, вы­ма­заН­Ных синей извёсткой, сто­я­ли ска­мей­ки, в пе­ред­ней ком­на­те не­сколь­ко сту­льев и стол для му­зы­кан­тов, в зад­ней — де­ся­ток сто­лов, со­став­леН­Ных в длиН­Ный ряд для ужина, — вот вся об­ста­нов­ка.

 

В этом пред­ло­же­нии:

вы­ма­заН­Ных — пол­ное при­ча­стие с при­став­кой;

со­став­леН­Ных — пол­ное при­ча­стие с при­став­кой;

длиН­Ный — при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от су­ще­стви­тель­но­го с ос­но­вой на Н при по­мо­щи суф­фик­са Н.

 

Ответ:123

Ответ: 123

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи

14.2. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

 

Шум при­боя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер взды­ма­ет и беше(3)о сры­ва­ет волны, раз­но­ся по воз­ду­ху брыз­ги и рез­кий запах моря.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

 

Шум при­боя растёт, осеН­Ний ле­дя­Ной ветер взды­ма­ет и бе­ше­Но сры­ва­ет волны, раз­но­ся по воз­ду­ху брыз­ги и рез­кий запах моря.

 

В этом пред­ло­же­нии:

осеН­Ний — при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от су­ще­стви­тель­но­го с ос­но­вой на Н при по­мо­щи суф­фик­са Н;

ле­дя­Ной — при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от су­ще­стви­тель­но­го при по­мо­щи суф­фик­са ЯН;

бе­ше­Но — на­ре­чие, об­ра­зо­ван­ное от от­гла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го БЕ­ШЕ­НЫЙ, ко­то­рое пи­шет­ся с Н.

 

Ответ: 23.

Ответ: 23|32

23|32

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи

14.3. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

На хо­зя­и­не была тка(1)ая ру­ба­ха, под­по­я­са(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

 

На хо­зя­и­не была тка­Ная ру­ба­ха, под­по­я­саН­Ная ко­жа­Ным ремнём, и давно не гла­жеН­Ные штаны.

 

В этом пред­ло­же­нии:

тка­Ная — от­гла­голь­ное при­ла­га­тель­ное без за­ви­си­мых слов и при­став­ки;

под­по­я­саН­Ная — пол­ное при­ча­стие с при­став­кой;

ко­жа­Ным — при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от су­ще­стви­тель­но­го при по­мо­щи суф­фик­са АН;

гла­жеН­Ные — пол­ное при­ча­стие с за­ви­си­мым сло­вом.

 

Ответ: 13.

Ответ: 13|31

13|31

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи

14.4. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

 

Когда льня(1)ые вещи в доме ста­ре­ли, их за­ме­ня­ли све­жи­ми, вновь вытка(2)ыми сель­ски­ми тка­чи­ха­ми на стари(3)ых стан­ках.

 

 

Вариант 3.

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) По­сколь­ку рас­ти­тель­ный планк­тон — ос­но­ва пи­ще­вой цепи мор­ских жи­вот­ных и глу­бо­ко­вод­ных ор­га­низ­мов — су­ще­ству­ет в верх­нем слое воды, то до­ста­точ­но за­гряз­нить лишь часть верх­не­го слоя, чтобы вся жизнь в оке­а­не по­гиб­ла.

2) Жизнь мор­ских жи­вот­ных и глу­бо­ко­вод­ных ор­га­низ­мов в оке­а­не во мно­гом за­ви­сит от рас­ти­тель­но­го планк­то­на, ко­то­рый на­хо­дит­ся в верх­нем слое воды.

3) За­гряз­не­ние толь­ко части глу­бин­но­го слоя оке­а­на не может при­ве­сти к ги­бе­ли всей жизни в оке­а­не.

4) По­сколь­ку глу­бо­ко­вод­ные ор­га­низ­мы за­ви­сят от жи­вот­ных, жи­ву­щих на по­верх­но­сти оке­а­на, жизнь со­сре­до­то­че­на толь­ко в верх­них его слоях.

5) Ос­но­вой пи­ще­вой цепи мор­ских жи­вот­ных и глу­бо­ко­вод­ных ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся рас­ти­тель­ный планк­тон, рас­по­ла­га­ю­щий­ся толь­ко в верх­нем слое воды, по­это­му если за­гряз­нить хотя бы часть верх­не­го слоя, то вся жизнь в оке­а­не по­гиб­нет.

 

(1)Все мор­ские жи­вот­ные прямо или кос­вен­но за­ви­сят от рас­ти­тель­но­го планк­то­на, ле­жа­ще­го в ос­но­ве пи­ще­вой цепи, а рас­ти­тель­ный планк­тон может су­ще­ство­вать лишь там, где в толщу воды про­ни­ка­ет до­ста­точ­ное для фо­то­син­те­за ко­ли­че­ство сол­неч­но­го света. (2)Ниже этого слоя жизнь быст­ро ску­де­ет, так как глу­бо­ко­вод­ные ор­га­низ­мы все­це­ло за­ви­сят от по­сту­па­ю­щих свер­ху остан­ков рас­те­ний и жи­вот­ных. (3)<...> до­ста­точ­но за­гряз­нить толь­ко малую часть верх­не­го слоя, чтобы по­гиб­ла вся жизнь в оке­а­не.

2. Какое слово (со­че­та­ние слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Пре­жде всего

Кроме того,

По­это­му

Имен­но

Как видим,

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СВЕТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

СВЕТ, -а (-у), муж.

1. Лу­чи­стая энер­гия, де­ла­ю­щая окру­жа­ю­щий мир ви­ди­мым; элек­тро­маг­нит­ные волны в ин­тер­ва­ле ча­стот, вос­при­ни­ма­е­мых гла­зом. Сол­неч­ный с. Элек­три­че­ский с. С. от фо­на­ря. С. прав­ды (перен.). Лицо осве­ти­лось внут­рен­ним све­том (перен.: стало оду­хо­творённым).

2. Тот или иной ис­точ­ник осве­ще­ния. За­жечь с. При­не­сти с. (лампу, свечу). По­дой­ти по­бли­же к свету. Стать про­тив света. По­смот­реть что-н. на с. (так, чтобы про­све­чи­ва­ло). При днев­ном свете.

3. Освещённость, со­сто­я­ние, когда свет­ло. На свету (при свете, при осве­ще­нии). В окнах с.

4. В нек-рых вы­ра­же­ни­ях: рас­свет, вос­ход солн­ца (разг.). До свету и до свету (перед рас­све­том). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва на­ча­ло рас­све­тать).

5. Употр. как лас­ка­тель­ное об­ра­ще­ние (устар. и в на­род­ной сло­вес­но­сти). С. ты мой ясный!

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 

еретИк

жалюзИ

знАчимость

иксы

катАлог

5. За­да­ние 5 № 116. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

Уси­ли­я­ми ребят и учи­те­лей был ор­га­ни­зо­ван БЛА­ГО­ТВОР­НЫЙ кон­церт.

ВЫ­ГОД­НОСТЬ сдел­ки была оче­вид­на.

Сюжет пьесы был ДРА­МА­ТИ­ЧЕН.

Ана­то­лий все­гда был ИС­ПОЛ­НИ­ТЕЛЬ­НЫМ со­труд­ни­ком?

Спе­ци­аль­ный фонд на­зва­ли имен­но БЛА­ГО­ТВО­РИ­ТЕЛЬ­НЫМ, и он оправ­ды­вал своё на­зва­ние.

По­яс­не­ние.

 

Уси­ли­я­ми ребят и учи­те­лей был ор­га­ни­зо­ван БЛА­ГО­ТВОР­НЫЙ кон­церт. «Бла­го­твор­ный» озна­ча­ет дей­ству­ю­щий с бла­гом; а нам нужно слово «бла­го­тво­ри­тель­ный», то есть при­зван­ный тво­рить благо.

 

Ответ: бла­го­тво­ри­тель­ный

Ответ: благотворительный

благотворительный

Источник: РЕШУ ЕГЭ
7.1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ предложения
А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том Г) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го   1) Каж­дый день я по­ли­вал и лю­бо­вал­ся этими не­обыч­ны­ми цве­та­ми. 2) Линг­вист Ф.И. Бу­сла­ев часто го­во­рил, что убеждён в не­об­хо­ди­мо­сти ос­но­ва­тель­но­го пре­по­да­ва­ния род­но­го языка. 3) Пишу вам из де­рев­ни, куда за­ехал вслед­ствие пе­чаль­ным об­сто­я­тель­ствам. 4) От­ды­хая в крес­ле, пе­ре­до мной висит кар­ти­на "Март". 5) Вы­би­рая стиль одеж­ды, ру­ко­вод­ствуй­тесь опре­делёнными пра­ви­ла­ми. 6) Тем, кто иг­ра­ет на фор­те­пи­а­но, из­вест­ны имена ве­ли­ких пи­а­ни­стов. 7) Настя спро­си­ла, что при­едут они к нам. 8) При подлёте к ко­ме­те кос­ми­че­ский ап­па­рат на­по­ми­нал го­то­во­го к сра­же­нию ры­ца­ря, ко­то­рый за­ко­ван в проч­ные латы. 9) Трое дней и ночей не ухо­ди­ли ме­ха­ни­за­то­ры с полей, ра­бо­тая в обе

7.2.

По­яс­не­ние.

Ответ:1

Ответ: 1

Источник: РЕШУ ЕГЭ

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ предложения
А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью Г) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том 1) Слу­ша­те­ли пе­ре­да­чи ожи­да­ли и на­де­я­лись на встре­чу с из­вест­ным те­ле­ве­ду­щим. 2) Идя вдоль бе­ре­га, ока­за­лось, что все удоб­ные для ры­бал­ки места за­ня­ты. 3) Бла­го­да­ря труду ре­став­ра­то­ров мы можем лю­бо­вать­ся фрес­ка­ми Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря. 4) Все, кто рано на­чи­на­ет учить ино­стран­ный язык, овла­де­ва­ет им в со­вер­шен­стве. 5) Одной из черт, свой­ствен­ных Ан­то­ну Пав­ло­ви­чу Че­хо­ву, была его не­по­сред­ствен­ность. 6) Со­вер­шен­ствуя тех­ни­ку чте­ния, не за­бы­вай­те о пра­виль­ной ин­то­на­ции. 7) Сер­гей ска­зал, что я вер­нусь на сле­ду­ю­щей не­де­ле. 8) Все в мире этом, бу­шу­ю­щем стра­стя­ми, взры­ва­ю­щем­ся ка­та­клиз­ма­ми, про­ис­хо­дит не­слу­чай­но и не шло само собой, как порой ду­ма­ют те, кто не хочет нести от­вет­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее. 9) Когда смот­ришь на па­мят­ник Лер­мон­то­ву, скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что поэт огля­ды­ва­ет лю­би­мый город и вспо­ми­на­ет счаст­ли­вые ми­ну­ты жизни.

Актуальность: 2015
7.3.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ предложения
А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм   1) Из холма, ко­то­рый при­ро­да скле­и­ла из гро­мад­ных урод­ли­вых кам­ней, сквозь тру­боч­ку тон­кой струй­кой бе­жа­ла вода. 2) Упо­доб­ляя за­ня­тия на­у­кой игре, пси­хо­ло­ги подчёрки­ва­ют твор­че­ское на­ча­ло в на­уч­ной ра­бо­те. 3) В по­ве­сти ХVII века «На­ча­ло цар­ству­ю­ще­го ве­ли­ко­го града» можно найти одну из ги­по­тез, объ­яс­ня­ю­щих зна­че­ние слова «Москва». 4) Встре­чи с вы­да­ю­щи­ми­ся де­я­те­ля­ми ис­кус­ства и ли­те­ра­ту­ры стали тра­ди­ци­он­ны­ми на ка­на­ле «Куль­ту­ре». 5) Но с де­ре­вом опять про­изо­шло не­сча­стье: его ветви об­ру­би­ли, рас­по­ло­жен­ные низко. 6) Те, кто читал кри­ти­че­скую ста­тью Н. А.Доб­ро­лю­бо­ва, зна­ком с оцен­кой кри­ти­ка «тёмного цар­ства». 7) В жизни слу­ча­ют­ся разо­ча­ро­ва­ния, и не­при­ят­но­сти были – их нужно на­учить­ся пре­одо­ле­вать. 8) Тол­стой очень хо­ро­шо по­ни­мал то, что своей «Ис­по­ве­дью» наживёт себе вра­гов, в том числе и среди свя­щен­ни­ков. 9) Мно­гие из тех, кто читал про­из­ве­де­ния С.Д. До­вла­то­ва, вос­хи­ща­лись тон­ким чув­ством юмора пи­са­те­ля.

 

7.4.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ предложения
А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния   1) Мы об­ра­ща­ем­ся со своей про­бле­мой к Ирине Ива­нов­не, ко­то­рая не может не вол­но­вать всех нас. 2) Одним из рус­ских про­за­и­ков на­ча­ла XX века, де­таль­но опи­сав­шим быт рус­ско­го на­ро­да, был Иван Шмелёв. 3) О жизни и твор­че­стве ху­дож­ни­ка, о его за­губ­лен­ном та­лан­те можно про­чи­тать в по­ве­сти К. Па­у­стов­ско­го «Оре­сте Ки­прен­ском» 4) В.Г. Бе­лин­ский на­пи­сал около 20 ста­тей и ре­цен­зий, спе­ци­аль­но по­свящённые твор­че­ству Н.В. Го­го­ля. 5) Го­ря­чо лю­бя­щим род­ную куль­ту­ру пред­ста­ет перед нами Д.С. Ли­ха­чев в книге «Пись­ма о доб­ром и пре­крас­ном». 6) Те, кто сидел на бе­ре­гу реки, не раз ис­пы­ты­ва­ли ни с чем не срав­ни­мое бла­жен­ство. 7) Ре­ги­стра­ция была про­ве­де­на сразу по при­бы­тию участ­ни­ков сим­по­зи­у­ма в аэро­порт. 8) По­лу­чив на­чаль­ное до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, Гринёва от­пра­ви­ли на служ­бу в Бел­огор­скую кре­пость. 9) При­ез­жий, ви­ди­мо ту­рист, спро­сил у про­хо­же­го, есть ли по­бли­зо­сти магазин.

8.1. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

зак..зать

оз..бо­чен­ный

апл..ди­ро­вать

пол…жать(на ди­ва­не)

пол..гать­ся

По­яс­не­ние.

При­ведём вер­ное на­пи­са­ние:

за­кА­зать—ПГ

озА­бо­чен­ный—НГ

ап­лО­ди­ро­вать—НГ

по­лЕ­жать(на ди­ва­не)—ПГ

по­лА­гать­ся—ЧГ

Слово с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной по­ла­гать­ся под­чи­ня­ет­ся пра­ви­лу пра­во­пи­са­ния кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем ЛАГ/ЛОЖ

При воз­ник­но­ве­нии слож­но­стей при вы­пол­не­нии за­да­ния об­ра­ти­тесь к спра­воч­ным ма­те­ри­а­лам.

Ответ: полагаться

полагаться

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Актуальность: Используется в 2015—2016 году

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: 6.5 Правописание корней

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...