Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи
14. 4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы.
2 вариант 1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложени й.
1) Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное. 2) Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира. 3) В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества. 4) Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли. 5) Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.
Пояснение. ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте, наиболее полно передана в предложениях №3 и №5, так как в них говорится об отличиях художественного сочинения от научного и о влиянии художественного произведения на человека. Правильный ответ: 3, 5. Ответ: 35|53 35|53 Источник: И. П. Цыбулько. ЕГЭ 2015. Русский язык. — М.: Экзамен, 2015. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Однако Например Иными словами Во-первых Даже
Пояснение. На месте пропуска в предложении следует употребить слово ОДНАКО, Корректно: Искусство, как и наука, изучает окружающий мир. (2)<ОДНАКО>, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение и душевное состояние. Ответ: однако однако Источник: И. П. Цыбулько. ЕГЭ 2015. Русский язык. — М.: Экзамен, 2015.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СОЧИНЕНИЕ, -я, ср. 1) То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с. 2) Вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с. 3) В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.
Пояснение. В предложении текста слово СОЧИНЕНИЕ употреблено в значении «1) То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.»
Ответ:1. Ответ: 1 Источник: И. П. Цыбулько. ЕГЭ 2015. Русский язык. — М.: Экзамен, 2015. 4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
граждАнство дефИс дешевИзна диспАнсер досУг Правило: Постановка ударения 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером. ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности. Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы. Глинистый кувшин стоял в самом тёмном месте. 7.1.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правило
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 7. Цитата, вставленная таким образом, ломает предложение, указательное слово о том здесь неуместно. Всё предложения нужно переделать.
Приведём верное (примерное) написание: Когда отец геометрии Евклид заканчивал каждый свой математический вывод, он произносил фразу: «Что и требовалось доказать». Пункт правила 7.9.1 7.9.НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ ВВЕДЕНИЕ. Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации. Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли. Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов. Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.). Это прямая речь. Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости. Это косвенная речь. Предложения с косвенной речью используются очень часто, например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.) П Р И М Е Ч А Н И Е: В сборнике И.П. Цыбулько (2016 год) преобладающее большинство предложений на ошибку при передаче косвенной речи имеет КАВЫЧКИ, например: Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить. Эта идея будет положена и в основу заданий на РЕШУЕГЭ. Среди типов ошибок в задании 7 есть и тип Ошибка в сложноподчинённом предложении.. При этом предложение с ошибкой при передаче косвенной речи— ТОЖЕ сложноподчинённое. ПОЭТОМУ кавычки могут быть небольшим ориентиром. (Напомним, что кавычки ещё могут быть и при несогласованном приложении и в предложении без ошибок). При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.
Рассмотрим детально все случаи замены прямой речи на косвенную, как это правильно оформить. Это очень важно для выполнения письменной работы. 7.9.1 Неправильное построение предложений при цитировании: Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение «Я»: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Правильный вариант построения этого предложения: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Заметим при этом, что смысл самой цитаты не изменился, мы вынесли за её пределы только местоимение, заменив его. 7.9.2. Если прямая речь – повествовательное предложение, то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено! 7.9.3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» - спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено! 7.9.4. Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы, при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» - с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст. Местоимение заменено! 7.9.5. Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию, то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» - Отец закричал сыну, чтобы он вернулся. Местоимение добавлено! 7.9.6. Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», - попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал. Эмоционально насыщенную прямую речь можно заменить косвенной лишь приблизительно. Пример: Она, опустив глаза, шепчет: «Всегда… Везде… Не бойся… и будь сильным… Будь смелым… Соколик мой… До последнего дыхания…» - Она, опустив глаза, шепчет, чтобы он никогда не боялся, был сильным и смелым, до последнего дыхания… Правило
Д) ошибка в употреблении имени числительного в предложении 9. Числительное «оба, обе» употребляются в заисимости от рода существительного, «котёнок» мужской род, поэтому нужно говорить оба Приведём верное написание: Оба маленьких, беззащитных котёнка, сидели, дрожа всеми своими крохотными тельцами, несмотря на то, что их поместили в самое тёплое место в квартире. Пункт правила 7.10.2 7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО ВВЕДЕНИЕ Слова, предназначенные для обозначения чисел, как известно, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные. При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными. 7.10.1. Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только 1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола: четверо школьников, двое преподавателей,трое друзей, двое сирот; 2) с названиями детёнышей животных: пятеро котят, двое щенят, трое медвежат; 3) с существительными дети, ребята, люди, лица 4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк; 5) с личными местоимениями: Нас, их, вас было семеро. 6) С субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной. Иногда употребление собирательных числительных н е ж е л а т е л ь н о: лучше сказать три профессора, чем трое профессоров, так как чувствуется пренебрежительный оттенок. Также не рекомендуется употреблять собирательные числительные в косвенных падежах: лучше сказать на двух санях, с двумя друзьями, чем на двоих санях, с двоими друзьями 7.10.2. Собирательные числительные ОБА и ОБЕ имеют в отличие от других собирательных числительных РОД. Поэтому верно говорить: оба посёлка, оба села, но обе станицы. Это же различие в роде проявляется и при склонении: обоих мальчиков, но обеих девочек; обоим мальчикам, но обеим девочкам; обоими мальчиками, но обеими девочками. 7.10.3. В связи с тем, что простые числительные два, три и четыре (а также составные, заканчивающиеся на них), в именительном и винительном падежах не могут сочетаться с существительными во множественном числе, грубой грамматической ошибкой будет их употребление с существительными, не имеющими формы множественного числа. Поэтому такая, например, запись, привычная нам, будет неверна: Отсутствовали 22 суток. Необходимо купить 33 ножниц. В упаковке 24 рукавиц. Следует: Отсутствовали в течение 22 суток (дней). Необходимо купить 33 штуки ножниц. В упаковке 24 пары (две дюжины) рукавиц. 7.10.4. В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты, числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме. Поэтому ошибочными будут следующие, широко распространённые в устной речи сочетания слов: поздравить с Восьмым мартом (вместо с Восьмым мартА), подготовить презентацию к первому апрелю (следовало бы к: первому апрелЯ). 7.10.5. Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста имеют некоторые особенности при сочетании с именами существительными: полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. На что нужно обращать внимание? Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам. Имен. и Винит. падежи: полтора, полтораста (для мужского и ср. рода), полторы (для женского); Род., Дат., Твор., Предл. только полутора, полутораста. Полтораста — это 150, полтора — один с половиной. Правило
Ответ: 13479 Ответ: 13479 Источник: РЕШУ ЕГЭ Актуальность: Используется в 2015—2016 году Сложность: высокая Раздел кодификатора: 9.4Синтаксические нормы согласования и управления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|