Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: высокая Раздел кодификатора: 9.4Синтаксические нормы согласования и управления Правило: Правила выполнения задания 7 7 Пояснение. А) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 5 вызвана тем, что к двум сказуемым «любила» и «восхищалась» относится одно дополнение «матерью». Если восхищаться матерью можно, то любить матерью нельзя никак. Приведём верное написание: Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила свою мать и восхищалась ею. Пункт правила 7.6.1 7.6. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ВВЕДЕНИЕ. Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали». ОШИБКИ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 7.6.1. Чаще всего в заданиях ЕГЭ встречаются предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение. В таких предложениях сказуемые по правилу должны требовать одинаковой падежной формы от зависимого слова, но это не соблюдается: Я люблю и восхищаюсь своим отцом.
Сказуемые «люблю» и «восхищаюсь» имеют одно зависимое слово «отцом», которое стоит в творительном падеже. Но глагол «люблю» требует от дополнения винительного (люблю кого? что?), следовательно, данное предложение по- строено неверно, его легко исправить, добавив ко второму сказуемому местоимение в необходимом падеже: Я люблю своего отца и восхищаюсь им. 7.6.2 Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только..., но и...; если не..., то... и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. В первом предложении союз соединяет слова «не только главным.»..,«но и для читателей», а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: «не только для создателя»..., «но и для читателей». 7.6.3.Необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях, так как союза не только.., а также... нет. У союза «не только» вторая часть «но и», а не «также». 7.6.4.Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, со-
боля и украшения. В данном предложении обобщающее слово даров стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены:«луки самострелы, соболя и украшения»— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луков-самострелов, соболей и украшений. 7.6.5. Пропуск предлога при однородных членах. Пример: Толпы, людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в,» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. 7.6.6.Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения. Объединение отношениями однородности - имени существительного и неопределённой формы глагола (люблю шахматы и плавать); - разных форм именной части сказуемого (сестра была огорчена и встревоженной); - причастного оборота и придаточного предложения (Главные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову); -причастного и деепричастного оборотов (Любящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов) является грамматической ошибкой. 7.6.7. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий. Например: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты:бананы, апельсины.
7.6.8. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. Например: Провожающие шли с сумками и печальными лицами. Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма: Не спали только Маша, отопление и зима (К. Г. Паустовский). Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один (А.Н. Толстой). Только если для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 7 такой юмор не будет оценен. Правило Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 4. Подлежащее ВСЕ требует сказуемого во множественном числе. Приведём верное написание: Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднялИ голову. Пункт правила 7.3.1 7.3. Согласование сказуемого с подлежащим ВВЕДЕНИЕ. Подлежащее — главный член предложения, согласуется со своим сказуемым по законам грамматики. В зависимости от типов сказуемого и подлежащего, от того, простое предложение или сложное, есть ли в нём осложняющие элементы, работают правила, регулирующие нормы связи между ними. Это, пожалуй, самый разнообразный тип ошибки, встречающийся в пособиях и реальных КИМах прошлых лет. 7.3.1. На первое место (по частотности) среди всех заданий этого типа выходят сложные предложения с нормами координации подлежащего и сказуемого модели подлежащее-местоимение+ сказуемое в главном и подлежащее-местоимение+ сказуемое в придаточном. Общая идея: Если подлежащее выражено местоимениями кто, что, никто, ничто, кое-кто, некто, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто не поедет на экскурсию, должен сообщить об этом завтра; Никто не знает, что может произойти на собрании. В главном предложении сказуемое ставится в том же числе, что и подлежащее.
Приведём модели, указанные в "Методических указаниях" ФИПИ, и пояснения к ним. 1) [Те, (кто+ сказуемое в ед. числе)....сказуемое во множ. числе]; В предложении это выглядит так: [Те, (кто закончил школу с отличием), имеют больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе]. Обращаем внимание: перед нами сложное предложение. ТЕ—подлежащее главного, ИМЕЮТ—сказуемое главного. Совершенно логично, что сказуемое стоит во множественном числе, так как подлежащее, местоимение ТЕ стоит во множественном числе. Теперь внимание на придаточное предложение: КТО—подлежащее, ЗАКОНЧИЛ— сказуемое. Специалисты ФИПИ, а вслед за ними и авторы практически всех пособий настоятельно рекомендуют при подлежащем КТО ставить сказуемое ТОЛЬКО в единственном числе. 2) (Кто бы ни+сказуемое в ед. числе), [все+ сказуемое во множ.числе); В главном местоимение ВСЕ, оно множественного числа, значит, и сказуемое должно быть во множ. числе. Предложение: [КТО бы ни ПРИШЁЛ (ед. число)], (ВСЕ УЗНАЮТ (мн. число)). 3) одна из…; один из...; каждый (каждая из) При таких подлежащих требуется сказуемое в единственном числе. Предложение: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуЕт на установление истины. 4) [никто из тех, (кто+ сказуемое в ед. числе)...+ сказуемое в ед. числе]; В главном: подлежащее никто из — это единственное число, значит, и сказуемое должно стоять в ед. числе. Пример предложения: [Никто из тех, (кто занял призовое место), не захотел ехать на республиканский конкурс]. 5) [многие из тех…, (кто+ сказуемое в ед. числе)+ сказуемое во мн. числе] В главном: подлежащее многие из это множественное число, значит, и сказуемое должно стоять во мн. числе. [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев]. 6) [кто, (как не +любое существительное в любом роде-числе) сказуемое в ед. числе муж. рода. Действует общее правило: что бы ни было после слов КАК НЕ, сказуемое при местоимении КТО будет стоять в ед. числе и мужском роде.
Пример предложения: КТО, как не повара высшей квалификации, ДОЛЖЕН показывать пример молодым? Хотя повара — множ.число! КТО, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться? Хотя родители — множ.число! 7.3.2 Координация подлежащего, выраженного сочетанием «ряд (и аналогичные) + сущ.», и сказуемого Подлежащее, имеющее в своём составе слова большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, не меньше чем, требует постановки сказуемого в форме единственного числа: Большинство учащихся отсутствовало на уроке; Много молодых людей пришло на концерт. Если необходимо подчеркнуть активность действующих лиц, то возможно употребить сказуемое в форме единственного числа: Несколько учащихся устроилИсь на работу. Можно употребить сказуемое в форме множественного числа при наличии причастного оборота или придаточной части сложноподчинённого предложения, согласуемых с подлежащим в форме множественного числа: Ряд депутатов, присутствующих на заседании, были против реформы; Большинство юношей и девушек, получивших дипломы, уехали на стажировку за границу. Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. 7.3.3 Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»Отметим, что здесь возможны два варианта: в простом предложении и в сложноподчинённом. Такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии "Как получить 100 баллов ЕГЭ" (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в "Справочнике по правописанию и литературной правке" Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении. Ошибка находит своё выражение в том, что главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например: «Главное, чему необходимо уделить внимание, это идейной стороне произведения» (вместо: Главное, чему необходимо уделить внимание, – это идейная сторона произведения); «Последнее, на чём следует остановиться, это на композиции книги» (вместо: Последнее, на чём следует остановиться, – это композиция книги). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие конструкции имеют разговорный характер. Для исправления ошибки нужно поставить именную часть в именительный падеж. Следующие модели заданий взяты из последнего сборника И.П. Цыбулько (2016 год), и они также могут быть включены в КИМы: 7.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, определить род которого (мужской женский или средний) сложно. Нужно помнить: род несклоняемых слов (кофе, метро, авеню и т.п.), слов-сокращений (ВУЗ, ЮНЕСКО). 7.3.5 Если при подлежащем находится приложение (определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: музей-квартира, озеро Байкал), то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином числе. Подлежащим обычно считается слово, выражающее более общее понятие, которое в сочетании обычно находится на первом месте, с ним согласуется сказуемое. Например: Озеро Байкал долгое время считалось самым чистым. При сочетании нарицательного существительного с именем собственным в роли подлежащего выступает имя собственное, и с ним согласуется сказуемое: Начальник отдела Синицына освобождена от занимаемой должности по собственному желанию. При согласовании сказуемого с существительными, носящими терминологический характер, учитываются отношения между частями слова: ведущим является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет, с ним и согласуется сказуемое. Причём ведущее слово чаще всего находится на первом месте, но может располагаться и на втором. Например: Женщина – хирург выразила надежду на благоприятный исход операции; Диван-кровать стоял в бабушкиной комнате; Кафе-столовая вновь открыта для посетителей (в данном предложении слово столовая является более широким понятием, поэтому сказуемое согласуется с ним). Если приложение стоит на первом месте, то оно, как правило, не склоняется, и сказуемое согласуется со вторым словом: Плащ-палатка была свернута; Роман-газета в прошлом пользовалась большой популярностью. 7.3.6 Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены. В предложениях типа "Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя" выделенный оборот является уточняющим и его наличие в предложении не оказывает влияние на число сказуемого: жюри не смогло согласуются в роде и числе. 7.3.7 Подлежащее, оторванное от сказуемого придаточным предложением, обособленным оборотом, требует от своего сказуемого того же числа (рода). Это совершенно обычно и, как правило, соблюдается в письменных работах. Но в заданиях ЕГЭ из-за удалённости подлежащего от сказуемого ошибка находится небыстро. Участок цеха, где установлены сделанные по последнему слову техники станки, привлекают большое внимание практикантов. Ошибка в сказуемом «привлекают», его нужно поставить в единственное число. Участок, следовательно, привлекает. 7.3.8 Подлежащее, имеющее в своём составе количественное числительное, -которое оканчивается на один, требует постановки сказуемого в единственном числе: Тридцать один сотрудник прошёл переподготовку. - Подлежащее, имеющее в своём составе числительные два, три, четыре, требует постановки сказуемого в форме множественного числа: Тридцать четыре сотрудника прошли переподготовку. Правило В) неправильное построение предложения с косвенной речью —в предложении 7. Нельзя при косвенной речи оставлять местоимения 1 и 2 лица. Их нужно менять на 3 лицо. Приведём верное написание: Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, обращаясь к друзьям, что он потерял день. Пункт правила 7.9.2 7.9.НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ ВВЕДЕНИЕ. Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации. Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли. Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов. Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.). Это прямая речь. Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости. Это косвенная речь. Предложения с косвенной речью используются очень часто, например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.) П Р И М Е Ч А Н И Е: В сборнике И.П. Цыбулько (2016 год) преобладающее большинство предложений на ошибку при передаче косвенной речи имеет КАВЫЧКИ, например: Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить. Эта идея будет положена и в основу заданий на РЕШУЕГЭ. Среди типов ошибок в задании 7 есть и тип Ошибка в сложноподчинённом предложении.. При этом предложение с ошибкой при передаче косвенной речи— ТОЖЕ сложноподчинённое. ПОЭТОМУ кавычки могут быть небольшим ориентиром. (Напомним, что кавычки ещё могут быть и при несогласованном приложении и в предложении без ошибок). При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной. Рассмотрим детально все случаи замены прямой речи на косвенную, как это правильно оформить. Это очень важно для выполнения письменной работы. 7.9.1 Неправильное построение предложений при цитировании: Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение «Я»: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Правильный вариант построения этого предложения: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Заметим при этом, что смысл самой цитаты не изменился, мы вынесли за её пределы только местоимение, заменив его. 7.9.2. Если прямая речь – повествовательное предложение, то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено! 7.9.3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» - спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено! 7.9.4. Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы, при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» - с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст. Местоимение заменено! 7.9.5. Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию, то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» - Отец закричал сыну, чтобы он вернулся. Местоимение добавлено! 7.9.6. Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», - попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал. Эмоционально насыщенную прямую речь можно заменить косвенной лишь приблизительно. Пример: Она, опустив глаза, шепчет: «Всегда… Везде… Не бойся… и будь сильным… Будь смелым… Соколик мой… До последнего дыхания…» - Она, опустив глаза, шепчет, чтобы он никогда не боялся, был сильным и смелым, до последнего дыхания… Правило Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 8 вызвана тем, что из трёх сказуемых одно стоит в настоящем времени и имеет несовершенный вид, а два—в прошедшем, совершенного вида. Сказуемые должны соотноситься с друг другом по времени и виду. Приведём верное написание: Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть. Пункт правила 7.5.1 7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ ВВЕДЕНИЕ Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи. Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем? Все формы глагола имеют категорию ВИДА: -несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая; -совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав. Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ: -настоящее (у всех форм); -будущее (только у глаголов); -прошедшее (у всех форм). Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён. 7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ. Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ. Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно. Обратимся к примерам. Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время. Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь. Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время. Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом. Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время. 7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД. Для однородных сказуемых действует правило: Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый. Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид: Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга. В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение. 7.5.3 В предложении несколько однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД и ВРЕМЯ. К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения. Примеры: Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.). Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.). Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.). При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка: Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю. Правильные варианты: Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю. Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю. Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю. 7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость. Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием. Рассмотрим на простейших примерах. Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых. Так будет верно: Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи. Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи. Ещё пример с ошибкой: Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее. Так будет верно: Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ. Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается. 7.5.4 Ошибки в предложениях с деепричастиями, связанные с нарушением видовременной соотнесённости также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет. Здесь условие таково: время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому. Пример с ошибкой: Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный. Готовя омлет, положите вначале яйца
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|