Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уникальность немецкой философии XIX века




 

Немецкая философия XIX века – это уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

· глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

· совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления – от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

· открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие четыре основные направления:

1) немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

2) материализм (середина и вторая половина XIX в.);

3) иррационализм (вторая половина и конец XIX в.);

4) «филосо­фия жизни» (вторая половина и конец XIX в.)..

Немецкая классическая философия стала реакцией на изменения, происходившие в европейском обществе.Можно отметить три основных направления, по которым происходили эти перемены.

Во-первых, с приходом века Просвещения произошла духовная революция, изменился сам способ мышления человека. Следствием этого явилась Великая французская революция (1789 – 1794), которая имела огромный ми­ровой резонанс.Она затронула соседние государства не только идеологически, но и реально, в виде войн, которые с 1792 по 1815 г. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция против коалиций противостоящих ей государств. Последовавший за этим период относи­тельного спокойствия, когда феодально-монархические режимы смогли восстановить свои силы, был лишь временным «затишьем перед бурей» – целой серией буржуазно-демократических революций, которые в 1848-1849 гг. прокатились по ряду европейских стран. Причем в некоторых странах имели место первые выступления революционного пролетариата. Французская революция создала иллюзию реализации на практи­ке идей Просвещения. Однако это была именно иллюзия, поскольку прогрессивные идеи неожиданно обернулись жесточайшим террором. Естественно, философы не могли не заметить этого и не пересмотреть те основы, на которых они строили свои системы.

Во-вторых, в XVIII в. усилилась борьба свободомыслия с ре­лигией, которая в период после Великой французской революции пы­талась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободи­тельной борьбы.

Наконец, в-третьих, произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания. Механика, господствовавшая в физике с начала Нового времени, постепенно утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. На смену ей пришла химия как наука о качественных превращениях природных веществ, а также новые разделы физики (учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления). Наконец, быстро прогрессировали биологические дисциплины, которые все больше продвигались к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения.

Важной чертой немецкой классической философии является возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания. В этом состоит ее существенное отличие от философии Просвещения, которая в целом базировалась на метафизике. Философы Просвещения исходили из предположения, что все явления мира статичны и неизменны. Диалектика как новый для европейской философии метод предполагала рассмотрение явления во всех его сложных связях, не довольствовалась случайными наблюдениями и ориентировалась на целостный взгляд на явления. Основная заслуга в разработке нового метода принадлежит Гегелю, хотя все возможности для этого подготовил его предшественник И. Кант.

Немецкая классическая философияполучила особое распро­странение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени: Иммануила Канта (1724 – 1804), Иоганна Фихте (1762 – 1814), Фридриха Шеллинга (1775 – 1854), Георга Гегеля (1770 – 1831) и Людвига Фейербаха (1804 – 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель), субъективный идеализм (Фихте) и материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философияразработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении: она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии и взглянула на историю как целостный процесс.

Философия И. Канта. 62

 

Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор (а также ректор) Кенигсбергского университета. На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, немецкий писатель и поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) ответил: «Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и, впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его» (Лихтенштадт В.О., 1920, С. 464). Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (1797 – 1856) писал о Канте: «Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного го­рода на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на та­мошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лек­ций, обед, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершен­но точно, что на часах – половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Во­семь раз проходил он ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком подмышкой, как символ провидения» (Гейне Г., 1934, С. 102).

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) и критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы. Важнейшими проблемами философских исследований Канта данного периодабыли проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи. Он пришел к выводу о том, что:

1) Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц (данная гипотеза, изложенная Кантом в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в настоящее время известна как гипотеза Канта–Лапласа);

2) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; она находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны;

3) все живое на земле, в том числе и человек, является результатом есте­ственной биологической эволюции.

В работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога» (1762) Кант отвергает все существующие доказательства бытия Бога. В частности, он указывает: то, что «природа даже в состоянии хаоса может действовать только правильно и слаженно», в конечном счете, не говорит о том, что ее первопричиной «должен быть бог», и «приводит... к более высокому понятию о бесконечной мудрости бога». В качестве альтернативы двум перечисленным дока­зательствам Кант предложил рассматривать Бога как абсолютно не­обходимое бытие. Однако, по мнению Канта, такая гипотеза является лишь «основанием для доказательства», способным породить только своего рода психологическую, но вовсе не логическую убежденность в бытии Бога.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический периодполучил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

В работе «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действи­тельности. Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность – объект, а субъект познавательной деятельности – чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия – ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия – ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых.. В мире нет ничего простого.
Третья антиномия – СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
 
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.
Четвертая антиномия – НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

 

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, является доказательством наличия границ познавательных способностей разума.

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

1) апостериорное знание – это то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность;

2) априорное знание – доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости. Следует отметить, что теория Канта об априорном знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая Альбертом Энштейном (1879 – 1955) в середине ХХ века теория отно­сительности поставила ее под сомнение;

3) «вещь в себе» – одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. «Вещью в себе» является внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аф­фицирование») на органы чувств человека. Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира. Но данная картина, возникающая вразу­ме на основании ощущений, является всего лишь видимым разу­мом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе», т.е. субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом.Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «ве­щей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

а) собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии;

б) внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окру­жающего мира (образы от непознаваемых «вещей в себе»), также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

1) чувственность – первый уровень сознания. Ее формами является пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

2) рассудок – следующий уровень сознания, формами которого являются категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в «системе координат» про­странства и времени (например, количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.);

3) разум – высший уровень сознания, формами которогоявляют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.

В каждом из этих классов он выделять по три категории:

· в классе количества– единство, множество, цельность;

· в классе качества– реальность, отрицание, ограничение;

· в классе отношения– субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

· в классе модальности– возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противопо­ложными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом – цельность; качества – реальность и отрицание (нереальность), их синтез – ограничение и т. д. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

Наряду с «чистым разумом» – сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «прак­тический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении под названием «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»:

а) « Какой должна быть мораль?»

б) «Что есть моральное (нравственное) поведение человека?»

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует так называемая чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие. Поэтому мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: во-первых, человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; во-вторых, человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Кроме того, говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» (Кант И., 1965, С. 434).

В своей третьей книге критического периода – «Критика спо­собности суждения» – Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры), в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии), а также целесообразности духа (наличие Бога).

Что касается социально-политических взглядов И. Канта, то он считал, что человек наделен изначально злой природой, поэтому видел его спасение в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву). Кант был сторонником распространения демократии и правового порядка – во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами. Он осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества и считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

Историческое значение философии Кантав том, что им было:

· дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

· выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

· выведено двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

· сформулирован категорический императив – моральный закон;

· выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

· осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия И.Г. Фихте. 69

В отличие от объективных идеалистов, кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма бы­ли убеждены в том, что, во-первых, единственной реальностью является идея, а, во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует. Видными представителями субъективного идеализма явля­лись еще английские философы Нового времени Джордж Беркли(1685 – 1753) и Дэвид Юм (1711 – 1776). Но особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, профессор (в последние годы жизни – ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». Поводом к ее выдвижению стали, по мнению Фихте, про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником кото­рого он был. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта. Он отвергает саму идею «вещей в себе» – непознаваемой разу­мом внешней реальности. Единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в объект). Фихте полагает, что, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», а вне мышления, вне «Я», по его мнению, самостоятельной окружающей дейст­вительности нет. Причем само «Я» – это не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы). «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром: «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным нача­лом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции). При этом взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружаю­щим миром внутри «Абсолютного Я» – мо­жет быть как практическим (от «Я» – к «не-Я»), так и теоретическим (от «не-Я» к «Я»).

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (так называемого солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма. Он начал признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания, объективную реальность – воплощение духа. Но преждевременная смерть в расцвете сил помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что она осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.


Философия В. Шеллинга. 70

Вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философиибыл Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854). Он был сначала другом, затем оппонентом Георга Гегеля. Он пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX века до появления Гегеля. Но, проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е годы XIX века, он потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Главная цель философии Шеллинга состояла в том, чтобы понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию и иррационализм.

В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга можно свести к следующим основным положениям:

1) прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);

2) природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; она есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;природа есть целостный организм, обладающий одушевленно­стью(едины живая и неживая природа, материя, поле, элек­тричество, свет);

3) материя и дух едины и являются свойствами природы, раз­личными состояниями абсолютного разума;

4) движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

Практическая философия Шеллингарешает вопросы соци­ально-политического характера, хода истории:

а) главной проблемой человечества в целом и главным предме­том философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй. В дальнейшем правовой строй дол­жен распространяться от государства к государству, и человече­ство должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств;

б) другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема от­чуждения. Отчуждение представляет собой противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Например, высокие идеалы Великой Французской революции переродились в противо­положную реальность – насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних, обеднение других и подавление свободы;

в) из второй проблемы практической философии Шеллинга следует третья – размышления о ходе истории. Философ приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол. И случайные события истории, и целенаправленная деятель­ность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить. Теория (замыслы человека) и история (реальная действитель­ность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего, а в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму – отри­цанию какой-либо логики закономерности в истории и воспри­ятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Философия Г.В.Ф. Гегеля. 66

Од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831)– профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов. Вот что о Гегеле пишет известный отечественный философ Александр Спиркин (1918 – 2004): «Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философ­ским центром. Гегель читал там множество курсов: историю философии, эстетику, ло­гику, философию права, философию истории, философию религии, философию при­роды, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля по эстетике – Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспек­том. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя пред­ложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвы­чайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил сам их создатель, основоположник великой философской системы» (Спиркин А.Г., 2001, С.159).

К важнейшим философским трудам Гегеляотносятся: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812– 1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Философия религии» в 2-х томах (посм.), «Философия права» (1821), лекции по истории философии, философии истории, лекции по эстетике (посм.). Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея – Мировой дух) и диалектика как всеобщий философский метод.

Главная идея онтологии Гегеля заключается в отождест­влении бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собойединственно существующую подлинную реальность, но в то же время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей является Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружаю­щий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Человек в онтологии Гегеля играет особую роль, поскольку является носителем абсолютной идеи. Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через человека Мировой дух:

а) проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

б) целенаправленно и закономерно движется – действия, по­ступки человека, ход истории;

в) познает себя через познавательную деятельность человека;

г) творит – в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что:

· все (Мировой дух, человек, предметы, явле­ния и процессы) окружающего мира) содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

· данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

· единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1) существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

2) данному тезису всегда находится антитезис – его противопо­ложность;

3) в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

4) данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезисом является «небытие» («абсолютное ни­что»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме. Поэтому противоречие, по Гегелю, – это не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Гегель считал, что развитие Абсолютного духа, а значит и всей истории происходит в сторону завоевания все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

1) восточную (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.), когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами;

2) антично-средневековую, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей;

3) германскую, т.е.современную Гегелю эпоху, когда, как он считал, себя осознают и свободны все.

Гегель считал, чтогосударство является формой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие (воплощение) свободы. Он полагал, что общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, е его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться. Тем более, что противоречия, конфликты в обществе, а также между государствами являются не злом, а благом, двига­телем прогресса во всемирно-историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, приведет к загниванию и моральному разло­жению. Регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Философия Л. Фейербаха

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...