Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX . Оккультное учение Карлоса Кастанеды.




        К.Кастанеда (1925-1998) - американский писатель из Перу; этнограф, автор книг-бестселлеров, посвящённых изложению необычного для западного человека эзотерического мировоззрения индейских шаманов. Так же, как и другие зачинатели НЛП, Кастанеда закончил Калифорнийский университет.

 Мир индейских шаманов (и примкнувшего к ним Кастанеды) основан на галлюциногенах (главным образом, наркотических веществ из мексиканского кактуса пейота), которые они применяли вовсе не ради наркотического «кайфа». Цель была куда выше – «расширение сознания»  за счет изменения восприятия, а затем «энергетическая  трансформация индивида и достижение бесконечного осознания».

 Изучение этой странной наркотической реальности выдавалось на Западе за серьезные антропологические изыскания, при лукавом названии наркотиков «катализаторами расширения сознания».

        Конечной же целью такого «расширения сознания» является уход из этого мира путем «сгорания в огне изнутри» - т.е. достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Какова природа этого «внутреннего огня» - можно только догадываться.                                                                                                                   Первая же его книга стала бестселлером и сделала Кастанеду миллионером.   За свои книги и 13-летние «полевые исследования» в мире измененного сознания толтеков (мексиканских шаманов) в 1973 г университет удостаивает Кастанеду ученой степени доктора философии по антропологии. Впервые в истории науки опыт наркотических состояний был признан как научно-исследовательское открытие!

       В настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает эти изыскания как художественную литературу. Т.о. претензия на научность оказалась несостоятельной.

До конца жизни Карлос Кастанеда вёл активную магическую практику со своей группой.  К его разработкам относится:

- искусство сновидения (тренировка осознанных действий во время сна, «астральные путешествия»);

- так наз. сталкинг (отсюда впоследствии наши сталкеры)- техника наблюдения за своими чувствами и мыслями с целью контроля над собой. Это напоминает аскетическую практику трезвения в христианстве, только цели прямо противоположны: в учении Кастанеды это нужно для «более эффективного взаимодействия с миром» (т.е. подчинение мира себе), а трезвение есть духовное средство для очищения сердца от страстных помыслов.  

Плоды «научных антропологических исследований» Кастанеды:

1. популяризация психоделиков (психоактивных наркотиков, способствующих изменению восприятия и мышления, т.е. измененных состояний сознания).

2. Пополнение хлынувшего на западное общества с 60-х гг прошлого века мощного мутного потока эзотерических знаний древних восточных учений (буддизм, кришнаизм, даосизм, йога и проч.) «открытием» мистики индейских шаманов. Лет через 10 этот поток накрыл и нашу страну, где духовно изголодавшийся советский человек стал жадно поглощать без разбору всю эту эзотерическую канализацию.

3. Учение Кастанеды оказало сильнейшее влияние на западное и российское общество и культуру: множество курсов, семинаров и литературы обучают людей по всему миру практикам индейских шаманов. В творчестве Виктора Пелевина, Бориса Гребенщикова и Гарика Сукачева весьма заметны идеи Кастанеды, впрочем, как и других наших музыкальных групп с говорящими названиями «Сплин», «Чёрт», «Крематорий».

4. Именно кастанедовские психотехники и заимствовали НЛПеры для самосовершенствования личности, только вместо психоделиков они применяли гипноз и самогипноз. Работа со сновидениями стала одной из основных психотехник НЛП.

 

Метафизические корни

       Духовные корни НЛП лежат в трансгумани́зме (от лат. trans - сквозь, через, homo - человек). Это международное движение, которое стремится, используя достижения науки и техники, к улучшению умственных и физических возможностей человека. Конечной своей целью трансгуманисты считают победу над страданиями, болезнями, старением и даже смертью.

Фактически это последняя фаза развития гуманизма, появившаяся как идеология Возрождения и протестантизма в виде просветительства (рационализма, позитивизма). Только просветительство было для широких масс, а скрытым ядром гуманизма являлось масонство, возродившее древний гностицизм и сформировавшее первые проекты глобального управления.

Позитивизм и рационализм постепенно вели народные массы к атеизму, но масонство вело к откровенному богоборчеству: это был совместный проект с дьяволом по созданию человекобога, занимающего место Вседержителя. Для этого нужно, чтобы человек сначала отказался от Богочеловека, а потом уже и сам расчеловечился. Что постепенно и происходило в бесчисленных революциях и войнах, техническом прогрессе, гонке вооружений и проч. Над человечеством ставятся эксперименты в виде марксизма, интернационализма, нацизма, нигилизма, либерализма…

И, наконец, глобализм, стирающий все и вся в культурах народов и сами границы национальных государств. Деструктивные процессы идут по всему миру. На уровне человеческого сознания это началось весьма незаметно: со скромного желания протестантов самим толковать Священное Писание.    В результате сам протестантизм  разделился более чем на сотни еретических течений.

Потом французские просветители объяснили, что научная картина мира в идее Творца не нуждается.  Вскоре и Дарвин все разложил по полочкам в мире живого, показав механизм образования видов, заодно унизив достоинство человека происхождением его из обезьяны. Появился социальный дарвинизм (идея Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе оправдала мировую колониальную систему, марксизм, фашизм, фрейдизм и др). Это была уже эпоха постгуманизма, идеей которого было эволюционное развитие человеческого вида, совершенствование человеческих возможностей (физиологических, интеллектуальных и т.п.) и достижение физического бессмертия.

И вот теперь докатилось до трансгуманизма, который уже провозглашает преодоление самой человеческой природы как несовершенной, в силу уязвимости плоти и слабости ума. Целью трансгуманизма является создание пост- или сверхчеловека – наполненного имплантантами киборга, бесполого и бессмертного, живущего в разных телах (в биологическом и цифровом). Для этой цели трансгуманизм использует нано-, био-, когнитивные и информационные технологии, создание искусственного интеллекта, крионику (заморозка тела или его частей), загрузку сознания в память компьютера.  

В результате трансгуманизма человеческое сообщество разделится:

- на управляющий класс киборгов, потенциально бессмертных и обладающих сверхспособностями и сверхразумом;

- и все остальное человечество, рассматриваемое в качестве человеческого ресурса (доноры органов и обслуживающий персонал).

НЛП в этом проекте используется как одна из технологий социального инженеринга. Человек «отцифровывается» и собирается как конструктор с заранее заданными психофизиологическими свойствами. Недаром же при создании метамодели занимались изучением особых способностей талантливых людей в разных сферах деятельности.

Чтобы подобные безумные, и по сути своей, античеловеческие идеи стали доступными и приемлемыми в человеческом сообществе, необходимо было их провозгласить на международном уровне. И вот в 1995 г международная ассамблея ЮНЕСКО приняла «Декларацию о толерантности». В ней возвещалось о том, что теперь нормой является отсутствие всякой нормы: отказ от догматизма и абсолютизации истины. Теперь важны только права: на эвтаназию, однополые браки, гомосексуализм, педофилию.

Сейчас широкий проект трансгуманизма (от атеистов до оккультистов, мормонов и буддистов) постепенно раскрывается в открытом богоборчестве, примером чего является нашумевший фильм «Матрица», идеей которого является выход человека из своей несовершенной человеческой природы.

Не случайно один из виднейших «трансгуманистов» Макс Мор назвал одну из своих программных статей «Во славу Дьявола». В ней изложена старая теософско-гностическая идея о борьбе «носителя света» Люцифера против демиурга, создавшего несовершенный мир и погрузившего человека в мрак невежества [5].

Для полноты картины необходимо сказать о движении Нью Эйдж (англ. New Age - новая эра) - совокупность различных мистических течений и движений, в основном оккультного характера, с мешаниной из различных философских и теософских идей. Их идеологи часто оперируют понятиями «Эра Водолея» и «Новый век». Любопытно, что зародились и сформировались движения Нью-Эйдж и НЛП в одно время и в одном месте:  60-70-е гг прошлого столетия в Калифорнийском университете. Думается, такое совпадение не случайно. Адепты обоих движений возвещают «великое преобразование», наступление новой эпохи на смену современной культуре, гораздо более совершенной, которая ознаменуется грандиозным скачком в духовном, мыслительном и технологическом развитии человечества. При этом все эти разнородные эзотерические образования сходятся в одном: эра христианства в прошлом, т.к. она связана была с эрой Рыб (поэтому, как они считают, символом Христа была рыба). С приходом новой астрологической эры Водолея общество станет постхристианским.

Кроме православной Церкви, многие исследователи рассматривают группы движения Нью эйдж как разновидность деструктивных культов.

 

        Глава 2. Теоретические аспекты НЛП

Значение названия

        Громоздкое словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» подразумевает под собой 3 простых идеи:

- часть «нейро» означает, что поведение берет начало в неврологических процессах пяти органов чувств, благодаря которым мозг извлекает информацию из внешнего мира и придает ей смысл. Для описания опыта человека необходимо знать и понимать «язык мозга» - те неврологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

- "Лингвистическая" часть названия подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления, поведения и процессов коммуникации.

- "Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты. Программирование определяет системность мыслительных и поведенческих процессов (греч. προγραμμα - четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата).

          Таким образом, это название указывает на отношение к субъективному опыту людей как системным процессам, имеющим собственную структуру, которую можно формализовать. Именно это делает возможным изучение того, что мы называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д.

 

Теоретические предпосылки

       Как компьютерный программист, Р.Бендлер рассматривал поведение человека как очень сложную программу, а человеческий мозг – как сложный компьютер. Поэтому он полагал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание», нужно разбить поведение на компо­ненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы. Таким компонентами они объявили паттерны - регулярно повторяющиеся элементы мышления и поведения, независимые от контекста (времени, обстоятельств, окружения). Это может быть как спонтанное поведение - вроде покусывания губ или покраснения кожи, - так и сознательно контролируемое.                     

Поначалу лингвистические паттерны, которые они исследовали, находились в контексте гештальт-терапии. К этому лингвист Д.Гриндер добавил позаимствованные из трансформационной грам­матики понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют зна­ния в человеческом мозге. Эти разработки стали применять в терапии, бизнесе и образовании.                                                                                   

Занятия со студентами проходили в парах: один человек излагал свою проблему, а другой - пытался помочь ему в ее решении, используя метамодель, или занимался сбором информации о проблеме. В результате студенты стали составлять индивидуальную модель мира человека. Так был создан особый инструмент НЛП - техника по сбору информации об актуальном состоянии человека. Этому была посвящена первая книга «Структура магии»,  написанная еще в 1973 году.

Так они начали строить свою модель «программирования» людей. Вот цитата Вирджинии Сатир: «зная, что это за элементы, мы сможем сознательно их использовать и, таким образом, получим эффективный метод для вызова изменений» [6].

         Такие выделенные паттерны можно рассматривать как комбинации клавиш на клавиатуре, которыми в любой момент и в любом месте можно воспользоваться для активации определенных функций системы. Например, чтобы изменить состояние человека, избавить его от фобий, пробудить уверенность, решить те или иные психологические проблемы и проч. Но тут недалеко и до соблазна скрытого управления человеком. Что, в конечном итоге, и произошло, хотя нигде откровенно такая цель не афишировалась. 

При общении человек использует 2 языка: один вербальный (лингвистический, словесный) и другой сенсорный - в виде позы, мимики, жеста, интонации и других чувственных знаков. На основе своего исследования Бэндлер и Гриндер раз­работали свою первую модель коммуникации, отра­жающую теоретическое понимание того, каким обра­зом мы «запрограммированы» посредством двух этих языков так, что у нас возни­кают регулярные и систематичные действия, реак­ции, психосоматические эффекты и т. д. Когда модель понята и формализована, ее можно применять для психологических (мен­тально-эмоциональных) изменений поведения чело­века. Особенно их интересовало поведение людей выдающихся, добившихся успеха на своем поприще. Они хотели, как сказал бы Пушкин, «алгеброй гармоний поверить» - т.е. выяснить, как у них так замечательно получалось, чтобы повторить самим.

Опыт выдающихся людей изучался по их запискам, аудио- и видеозаписям их выступлений, личном общении, наблюдении за их работой – Бендлер и Гриндер пытались в поведении и мышлении исследуемого человека выявить и формализовать то, что тот  даже  сам не осознавал.       

Фактически, они таким образом исследовали опыт 3-х выдающихся деятелей своего времени: Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (специалиста по семейной психотерапии) и Милтона Эриксона, разработчика недирективного гипноза. Цель исследования была понятна: научиться стать успешным. Это ведь один из главных критериев жизненного благополучия современной западной цивилизации, основанной на протестантизме. Протестант полагает, что если он богат, здоров, успешен (ряд можно продолжить) – значит, Бог его благословил за честные труды на благо себя, любимого. А поскольку современный западный атеист утратил саму идею и потребность в Боге – то идол успеха (т.е. земного благополучия) стал доминирующим в его системе ценностей.   

Православие относит стремление к успеху как к высшим духовным страстям – гордости и сребролюбию. Ведь Господь сказал нам: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей”(1Ин 2.15.)

 Да, и православный человек часто поддается соблазнам мира сего, но при этом наш менталитет, даже сильно поврежденный атеизмом, социализмом и еще больше капитализмом, с детских лет все-таки приучает человека к нестяжательности, скромности, не выпячиванию своих заслуг и достоинств. Что выражается и в русских поговорках: «дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть»; «пусти душу в ад – будешь богат»; «деньги, что каменья – тяжело на душу ложатся»; «богатый совести не купит, а свою погубляет» [7].

Поэтому только надежда на генетическую память тысячелетнего Православия нашего народа вселяет уверенность, что мы перемелем все чуждые богоборческие тенденции и учения, победив в себе сухой практицизм и установку на внешний успех.

§ 3. Научна ли нейролингвистическая теория?

 

Для ответа на данный вопрос необходимо ответить на другой вопрос, весьма неоднозначный: является ли вообще психология наукой? Человек в психологии  рассматривается как объект, так и субъект познания. Отсюда происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием. К тому же так и не решен до конца вопрос – является ли вообще психология объективной научной дисциплиной, т.к. субъективный внутренний мир человека открыт для познания только ему одному. Слишком уж остро встает вопрос о критерии объективности психологических знаний. Определенная часть научного сообщества считает, что психология – это набор достаточно противоречивых моделей, описывающих поведение, мышление, чувства и проч. стороны человеческой личности. Тем не менее сами психологи считают свою деятельность научной, хотя никак не могут определиться, является ли психология наукой естественной или гуманитарной.[8]

Можно ли с этих позиций рассматривать основателей НЛП как ученых? Безусловно, Д.Гриндер и Р.Бэндлер являются серьезными учеными, круг научных интересов которых при создании «Метамодели» был необычайно широк. НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучавших опыт работы великих психотерапевтов. При этом они опирались на серьезную философскую и научную базу, вели наблюдения, проводили эксперименты, разрабатывали свой научный лексикон и внятный понятийный аппарат. Сейчас НЛП имеет четкую структуру, хорошую аксиоматическую базу, системный подход к разрешению многих психологических, и даже психиатрических, задач.

При этом практически всеми признается, что в настоящее время НЛП – это прежде всего методология [9], т.е. инструмент, такой же как, например, математика, который может успешно обслуживать самые различные области современного общества. А любым инструментом можно воспользоваться как в созидательных, так и в разрушительных целях.

 

Взгляд сторонников НЛП

Сами адепты НЛП зачастую занимают позицию вне научной парадигмы и считают свою дисциплину прежде всего искусством, т.к. в его поле можно «творить в свободном поиске своего совершенства»[10]. Они утверждают, что создали эмпирически работающую модель поведения, описывающую субъективный опыт, что ближе к технологии, чем к науке, и  относят его к некоему подобию инженерии, поскольку НЛП пытается ответить на вопрос «что и как это работает?», а не на вопрос «истинно ли это?». Поэтому сторонники данного подхода всегда говорили, что стремятся создавать практические модели и удобные подходы. Для этого они приводят  некое подобие экспериментальных данных для своих постулатов. По утверждению самого Бэндлера, «основатели НЛП не проводили глубоких исследований, и концепции НЛП основаны лишь на особом способе моделирования методов успешно практикующих психологов»[11].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...