Взгляд научного сообщества.
Научное психологическое сообщество отказывается их признавать, объясняя противоречивостью их теоретических основ. НЛП определяют как набор психотехник, мерилом ценности которых является их действенность. Заметим, что действенность – не обязательно нужность и полезность, но только эффективность. Видимо, научное сообщество пытается дистанцироваться от некоторых сомнительных в нравственном отношении техник НЛП, особенно связанных с гипнозом и манипуляцией сознанием. И все же отношение к НЛП международного научного сообщества неоднородно - от полного отрицания до восторженного приятия. Например, Британское психологическое общество наградило одну из компаний по стратегическим коммуникациям своей престижной аккредитацией за их психометрические тесты, основанные на метапрограммах НЛП. Другие научные обзоры показывают, что НЛП содержит ряд фактических ошибок и не даёт тех результатов, о которых заявляют сторонники данного направления.[12] При этом критики обращают внимание не только на отсутствие достоверных экспериментальных подтверждений эффективности НЛП, но и на характерные псевдонаучные черты, присутствующие в концепциях данного направления, его названии и применяемой терминологии. Ряд исследователей, анализировавших факторы мошенничества в областях медицины, психологии и психиатрии, перечисляют НЛП среди наиболее дискредитированных терапевтических практик.[13] Ажиотаж, который складывался вокруг НЛП на западе в конце прошлого века, в научных кругах объясняли некоей психологической модой, увлечением и даже культом. При этом многие психотерапевты выступали в поддержку его эффективности в практике консультирования, хотя НЛП так и не подтвердила своей значимости в качестве самостоятельной научной теории.
В 1983г по запросу американской армии Национальная Исследовательская Комиссия США исследовала НЛП и пришла к двум выводам: - во-первых, не найдено свидетельств в пользу НЛП как инструмента влияния на поведение человека; - во-вторых, комиссия была поражена подходом, который использовался для разработки техники моделирования экспертов. Метод был разработан путем наблюдений всего за тремя психотерапевтами во время их сеансов, с последующим копированием их вербального и невербального поведения. Вследствие этого комиссия отказалось от дальнейших исследований НЛП. Но выводы даже столь компетентного органа ничего не говорит об эффекте популярности НЛП. Думается, что его надо искать в другой плоскости: для определенной части общества эта дисциплина стала играть роль псевдорелигиозного культа. Ведь она сулила жизненный успех и власть над людьми.
Цели создателей движения Специалисты формулируют своей целью обретение и применение эффективных способов изменения поведения, психоэмоционального состояния и мировосприятия в целом. По замыслу его создателей, нейролингвистическое программирование дает «комплекс убеждений и практические приёмы работы над собой и другими людьми для наиболее оптимального и эффективного выполнения задач самого разного масштаба и индивидуальной значимости»[14] Фактически НЛП претендует на изменение не более и не менее как души человека, которая низводится там до понятия нейросистемы, описываемая как карта ٭ - модель внутреннего устройства психики, наподобие компьютерной программы.
В христианской антропологии существует учение о человеке как высшем, совершеннейшем творении Божием, имеющим особое предназначение в мире. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт1.26). Это свидетельствует: - как об отражении в его природе самих свойств Божиих – бессмертия, разума, свободной воли, власти над материальным; - так и предназначение ее - стать небесным существом, орудием славы Божией в блаженной вечности. Вследствие первородного греха все силы души находятся в расстроенном состоянии, т.к. направлены они на самость - игру плотских низменных страстей. Падший человек пребывает в рабском подчинении своей души злым бесовским силам. Христианство ставит задачу собрать воедино все силы души и перенаправить их с земного к небесному, с плотского на духовное, от самоугождения - к служению своему Создателю. Только сам человек это сделать не способен, т.к. пребывает в духовно ослабленном состоянии. От человека Бог ждет решимости, и тогда ему подается энергия для преображения (греч. Θέωσις - обожение) своей души. Разумеется, при определенных усилиях и исканиях со стороны человека. Такие усилия христианин ведет в двух направлениях: 1) во внутренней работе над своей душой (то что называется аскетикой). 2) Во взаимоотношениях с себе подобными (этика или нравственность). В христианстве планка аскетики и этики поднята выше, чем в какой-либо другой религии, не говоря уж об атеистическом мировосприятии. Она выражена в Нагорной проповеди Спасителя(Мф 5.1-7.29). Насколько же резко контрастируют заповеди блаженства с обещаниями НЛП сделать людей счастливыми: А) в достижении земных благ (успешной работы, профессионального мастерства, достижении своих целей, взаимоотношений с людьми и др.); Б) научившись управлять своим психофизическим состоянием (разума, чувств и тела). У них есть довольно верное утверждение: «если вы не управляете своими мыслями и чувствами, то они управляют вами»[15]. И с пафосом добавляют: НЛП – это технология достижения совершенства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|