Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наши представления о себе, других, о мире и Боге есть самореализующееся предсказание.




Это означает, что наши убеждения сами по себе реализуются в нашей жизни. Если, к примеру, женщина считает, что «все мужики сволочи» - то ей такие и будут попадаться. А если кто-то считает, что он пришел в этот мир, чтобы быть здоровым, красивым и богатым – то мир непременно ему все эти блага предложит. По сути, такое самореализующее предсказание есть тоже определенный вид веры (в том числе ложной), но который может запускать некие механизмы жизненных процессов.

  Такие взгляды очень напоминают симпатическую магию. Принципы магического сознания еще в 20-х гг прошлого столетия раскрыл известный антрополог и этнолог Дж.Фрезер:

 - подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину (закон подобия);

 - вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта (закон соприкосновения или заражения). 

Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему – так наз. имитативная магия (лат. imitatio – подражание). На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении – контагиозная магия (лат. contagiosus - заразный).   

 Как писал Дж.Фрезер в своем исследовании, «магия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения; это одновременно и ложная наука, и бесплодное искусство»[28].

Подтверждением этой догадки является название первой книги основателей НЛП Бэндлера и Гриндера, написанная еще в 1975г – «Структура магии».

   

Парадигма и ее развитие

Слово парадигма (греч. παράδειγμα - пример, модель образец) означает совокупность фундаментальных научных установок и представлений, принимаемая и разделяемая научным сообществом. НЛП назвало своей парадигмой мудреным понятием когнитивно-синергетической.
   
Когнитивный обозначает познание того, как информация приобретается, преобразовывается, хранится и воспроизводится.

Синергетика изучает процессы самоорганизации в сложных системах (физико-химических, биологических, экологических, социальных). Базовое положение когнитивного подхода состоит в том, что люди реагируют на собственный опыт, а не на "объективную" реальность, поэтому наша когнитивная карта и является для нас единственной реальной.

При этом парадигма НЛП явно эволюционирует. Сейчас НЛПеры сообщают о том, что идет тенденция создания следующего, третьего, поколения НЛП – «полевого» (по аналогии с электрическим  и др. полями).  

Первое поколение НЛП – это была работа с отдельным человеком (70-гг прошлого века);

 второе - с группами (с конца 80-х: ведение переговоров, психотерапия, бизнес, проблемы здоровья, образования и проч.);

третье поколение начинается с 90-х гг.  Оно акцентирует свое внимание на общесистемных изменениях. Имеется ввиду, что работа ведется с «групповым разумом», «коллективным сознанием», на уровне архетипов Юнга (коллективное бессознательное). Т.е. работа с целыми сообществами и культурами. Предполагается формирование некой коллективной нервной системы – сетей обработки информации. Одна из таких сетей – интернет - уже вполне сформирована.

Идет активная разработка все новых инструментов воздействия на массовое сознание (масс-медия, реклама и PR-технологии). Есть сильное и вполне обоснованное подозрение, что процессы глобализации, цветные революции, смены режимов – это как раз сугубая работа с «коллективным сознанием», «полевым разумом». Создано множество институтов по всему миру, занимающихся разработкой инструментов влияния на убеждения, ценности и поведение больших групп людей. Один из ведущих – это Университет НЛП в США, который организовали его основатели.

Роберт Дилтс, один из главных идеологов развития НЛП[29], говорит уже о смене парадигмы НЛП и достаточно прозрачно намекает, что мы находимся на пороге грядущей духовной революции в мире НЛП. Вполне очевидно, в сторону какой «духовности» будут эволюционировать эти процессы.

Институты НЛП ведут серьезное изучение универсальных архетипов человечества в семантике языков, литературе, мифах, искусстве, сновидениях и проч. Разрабатываются новые модели, форматы, инструменты и техники манипулирования «архетипическими образами и энергиями». Довольно трудно понять, как манипуляторы собираются это делать, только становится жутковато – возникают ассоциации с «князем мира сего», в когтистых руках коего невидимые нити, которые он дергает по своему желанию.

 

Глава 3. Методология и сферы применения

Методы и приемы

 

  Метод (греч. μέθоδος) – способ исследования, руководство к действию, прием, путь или образ действия. Методология НЛП – это тот способ, которым оно разбирает любую проблему. Она длительно разрабатывалась в областях психологии, нейрофизиологии и психиатрии. За последние 30 лет (с 80-х гг прошлого столетия) методы НЛП настолько изменились, что сейчас имеют мало общего с первоначальными.

Есть много любителей психологии, которые, желая придать важность и авторитетность положениям НЛП, приписывают их методикам возможности, которые на практике либо никто не использовал, либо они не имеют рациональных объяснений. Тем более, что большая часть практиков (тренеров) импровизирует на своих занятиях. Поэтому вопрос о том, есть ли на самом деле действенные методики, или они являются вымыслом, остается открытым.

Разработчиками системы НЛП практически не было предложено таких методик, при помощи которых можно достигать эффективного воздействия на человека. Ими были лишь популяризованы сами действия, такие, к примеру, как: внимательное выслушивание собеседника, вежливое обращение, поддержка аналогичной позы собеседника, соответствие его мимике, дыханию в одном ритме (эта манипуляционная техника называется якорение ٭).

Другим широко разрекламированным методом воздействия на человека в НЛП является раппорт ٭. Этот термин еще в конце XIX в. ввел известный русский психиатр В.Бехтерев[30].     Раппорт (фр. rapport - связь, сообщение) - связь между людьми, характеризующаяся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенным взаимопониманием. Наблюдается при свободном, непринужденном, взаимно приемлемом взаимодействии людей.  

В целом, можно сказать что в своей основе НЛП придерживается тех же тактик/ приемов, что и другие психотерапевты: сначала стараются расположить человека к воздействию на него, после чего уже ведут разговор по сути проблемы, которую необходимо решать вместе или получить помощь. Так работает НЛП и в продажах: покупатель склонен приобретать вещи/ продукты у тех людей, к которым он расположен, что эффективно моделируется при помощи выше указанных методик.

Особое внимание в НЛП уделяют языку гипноза и гипнотическим техникам. Прежде всего, это касается духовно небезопасных экспериментов с феноменами глубокого транса, галлюцинациями, искажением времени, амнезией и др.

Церковь категорически отрицательно относится к гипнозу, потому что при нем происходит воздействие на человека, минуя его сознание. Это используют цыганки, гадалки, мошенники и многие сектанты.

        Разве не мог бы Христос в Своих проповедях устроить сеанс массового гипноза, чтобы народ уверовал в Него? Но ведь Спаситель обращался к разуму и свободной воле человека. Господь ждет от человека сознательной веры. А иначе за что же после смерти с нас спросится?

   Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как над телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса ٭, когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (например, острая боль). Транс (лат. transire — переходить границы чего-либо) - состояние пониженного сознания или дрёмы. Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию. Особенно это проявляется, когда человека кодируют, например, от алкоголизма, а он становится наркоманом или одержимым какой-либо худшей страсью.

Воздействие при гипнозе идет на подсознание. Что такое подсознание, достоверно не знает никто.  Ученые определяют подсознание как «качественно особую скрытую активность мозга, способную оказывать глубокое влияние на поведение и сложные формы приспособления, восприятие ощущений, осуществляемое посредством органов чувств»[31]. То, что мы называем сознанием – рациональное, логическое мышление, управляемое левым полушарием – есть лишь верхушка айсберга ума ( греч. νους). Огромное количество информации, поступающей к нам через органы чувств, обрабатывается подсознательными структурами мозга, и только небольшая доза сведений доводится до сознания. И, хотя большая часть информации остается неосмысленной, она принимает важное участие в формировании наших мыслей, чувств и желаний. Иногда неосознаваемые впечатления прорываются в область сознания в виде непонятных нам образов, сновидений, странных желаний, описок, оговорок и проч. 

Во время сеанса гипноза подсознание воспринимает информацию некритично, полностью доверяясь императивному (повелительному) характеру воздействия гипнотизера, команды которого являются руководством к действию. Становится ясным, что гипноз является неприкрытой формой манипуляции сознанием (которое во время гипноза просто отсутствует). При этом открывается легкий доступ к воле человека, которую гипнотизер кодирует на исполнение чуждой программы. Здесь дух одного человека влияет на дух другого человека на подсознательном уровне. В результате у человека подавляется воля, искажается сознание, разрушаются внутренние устои и повреждается дух. Страдают и тот, кто использует эту методику, и тот, на кого было направлено воздействие. Даже «мягкий», «недирективный» гипноз Эриксона (о котором было сказано в гл.1), есть внушение методом «встроенных команд». Это тоже «зомбирование», но только мягкое.

        В Библии действие обаятелей названо мерзостью (Втор.18:10-11)

Поддается ли подсознание нашему сознательному влиянию? Мы можем заставить себя проснуться в нужное время или вспомнить, что нам нужно сделать то или другое дело в определенном месте/ времени и при определенных обстоятельствах. То есть можно сознательно закодировать свое подсознание -  ввести в него нужную информацию, которая должна в определенных условиях сработать. Внутренние механизмы этой работы нам неведомы, - мы имеем дело лишь с результатом этой внутренней, скрытой от сознания, работы мозга.

НЛП предлагает методы работы с собственным подсознанием, причем цели заявляются весьма заманчивые:

- самоисцеление [психосоматика - см. гл.2, § 3, пресуппозиция 7];

- освобождение от зависимостей (алкогольной, наркотической и т.д.);

- восстановление семейных отношений;

- в психиатрии - устранение фобий и посттравматических расстройств;

- развитие интуиции;

- улучшение общего самочувствия, эмоционального и душевного состояния;

- повышение уверенности в себе;

- влияние на стратегию принятия решений.

Выпущено множество книг с яркими призывами: «Управляй своей жизнью», «Как договориться с подсознанием» и др., где излагается бесчисленное количество разных медитаций, психотехник и приемов воздействия на подсознание. Цель всё та же – успешность в жизни, избавление от «комплексов», внутренних душевных разладов. За привлекательностью посулов и наукообразностью кроется известный уже принцип жизни: главное - чтобы было комфортно жить (не только в смысле физического, но и душевного комфорта).

Однако внедряться в сферу бессознательного духовно небезопасно, ибо это «глубины сатанинские» (Откр 11.25). Подсознание – та сфера души, через которую легче всего влияют на нас злые духи, порождая в нас разные греховные мысли, желания, образы, стремясь влиять и на наше поведение. Эти практики открывают душу человека прямому демонскому влиянию. Именно здесь - на уровне сознания и подсознания - происходит та невидимая брань, о которой говорят Святые Отцы Церкви. Они выработали в своих аскетических подвигах систему духовного трезвения (бодрственности, бдительного самоконтроля ), защищающую нас от воли бесов.
           Особенно наше подсознание проявляет себя в мечтательности, как особом душевном состоянии: склонностью к фантазиям, поэзии, музыке, философии. Казалось бы, эти невинные занятия даже возвышают душу, но через сопровождающую их усиленную работу воображения в душу человека может переходить множество грехов. Ведь и Адам пал, как только вообразил себе, что будет как Бог. Румынский старец архимандрит Клеопа говорил: «божественные отцы называют воображение мостом для бесов».[32] Человек мысленно услаждается и собеседует со своими страстями, вызываемыми воображением. Для души здесь нет ничего созидательного, кроме приятных ощущений. Поэтому в православной аскетике мечтательность причисляется к страстям как духовная нетрезвость.

Особенно же во время молитвы святые отцы учат ум сохранять безвидным, т.е. без представления образов, даже святых. Воображение при молитве различных образов, бесед и подобного неизбежно ведёт к прелести. Св. Нил Синайский говорит: «Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ»[33]. В духовной жизни человека активное сознание и волевой контроль имеют главнейшее значение.  Аскетический образ жизни, Иисусова молитва, твердое соблюдение закона Божия, причащение Св. Христовых Таин со смирением приводит к удивительной симфонии сознания и подсознания. У такого человека перерождаются не только разумная сфера, но и воля, и чувства. Происходит преображение всех сил души, и даже тела.

Техники НЛП предлагают один простой психотерапевтический рецепт, который помогает практически «от всего» и «для всего». Это визуализация ٭ (от лат. visualis - зрительный) – один из основных инструментов, используемых с целью планирования и "программирования" изменений в поведении, самочувствии, установках и даже в судьбе. Для этого необходимо представление информации (числа, образа, картины, последовательности действий и т.д.) с помощью воображения. Чтобы чего-то нужного достичь, нужна визуализация желаний – внутреннее видение того, чего ты хочешь привлечь в свою жизнь. Это рисование на мысленном экране нужных нам образов для их материализации. Что по сути является магическим действием. Колдун тоже применяет визуализацию, когда с помощью ритуалов показывает духам, что он от них хочет. У гавайских шаманов, например, существует древнее правило «Ты получаешь то, на чем фокусируешься!»

Визуализация также используется в различных видах терапевтической работы, часто в форме "управляемой фантазии", являясь основным инструментом лечения тела установками сознания.

В такой системе представлений нет места Промыслу Божию о человеке, нет судьбы (которая в славянском языке означает «суд Божий»). Оказывается, все, что с нами происходит - всего лишь результат наших мыслей. Просто включи посильнее свое воображение – и получишь желаемое. Человек здесь надеется только на себя, на силу своей визуализации, которая магическим образом поможет расширить ему границы его комфорта.

Тренеры НЛП объясняют, что главный секрет визуализации не в том, что мысль материальна и она сбывается, - а в том, что когда мы часто одну и ту же мысль визуализируем, то начинаем в нее верить. И от нашей веры желаемое сбывается. Как и в Библии сказано: «по вере вашей да будет вам». (Мф 9.29)  

С визуализацией в НЛП связан еще один важный метод воздействия на подсознание - медитация ٭ (от лат. meditatio — размышление) -  измененное состояние сознания, погружение в подсознание при расслаблении, в полусне (дрёме), при мысленном созерцании каких-нибудь образов, картин; чтении мантр (повторении определенных слов/ фраз) и проч. В НЛП медитацией занимаются для снятия стрессов, «расширения сознания до космического», «самопознания», «просветления», «обретения сверхсознания» и «позитивного психического здоровья».

  Об этом всём полвека назад писал русский эмигрант архимандрит Виталий (Устинов), насмотревшись на разгул оккультизма в Лондоне: «Да, воистину, есть вещи, которых невозможно касаться не запачкавшись, их нельзя слушать не осквернив своего слуха, нельзя видеть не помрачив своего взора. Все эти, т.н. оккультные науки, имеют в себе липкий, навязчивый, назойливый сатанинский дух».[34]

Высшей формой медитации в НЛП считается трансцедентальная медитация -  концентрация на «универсальной мантре», используемой йогами по всему миру. Такой мантрой они считают звук «Аум» (у индуистов он считается священным). Мало того, они полагают, что христианское «аминь» тоже происходит от этого звука.

С духовной точки зрения трансцендентальная медитация и подобные ей оккультные практики есть попытка достичь божественного без Бога. Игумен Валаамского монастыря Харитон говорил: «Минута, в которую человек сам чает что-нибудь произвести над собой и в себе самом, есть минута погашения жизни истинной, духовной, благодатной. В сем состоянии, несмотря на непомерные труды, истинного плода не бывает»[35]

Среди такой эзотерически настроенной публики распространено заблуждение, что Иисусова молитва – это что-то вроде йоги, трансцендентальной медитации или иной подобной восточной экзотики. Внешняя схожесть сбивает с толку этих заблудших.

Индуистский аскетизм сосредоточен на самости, главная задача которого – возвращение к безымянному Абсолюту, чтобы раствориться в нем, отказавшись от своей личности.  Иисусова молитва основана на открытии истинного живого и личного Бога как Святой Троицы, и никакой другой путь не допускает возможности живых отношений между Богом и человеком

      

 

Стратегия и тактики

Надо сказать, что это та часть исследуемого предмета, которая наиболее рациональна и приемлема для православного человека, потому что умения планировать свою деятельность многим очень не хватает.

   Страте́гия (греч. στρατηγία - искусство полководца) – понятие, взятое из военных наук; способ достижения сложной цели, вообще план какой-либо деятельности человека. Задача стратегии - эффективно использовать наличные ресурсы для достижения этой цели. Стратегией НЛП объявляется  обучение именно различным стратегиям при коммуникации.

А где есть стратегия, там должна быть и тактика. Тактика (греч. τακτικέ) – инструмент реализации стратегии. Это промежуточные задачи, через решение которых достигается основная цель.

Поэтому в своей деятельности важно не путать эти понятия: стратегия – понятие общее, а тактика – частное. Можно самому научиться правильно  вырабатывать свою стратегию, а можно учиться выявлять стратегию других, более успешных людей.

У каждого из нас свои жизненные ориентиры и ценности, сообразно которым мы предпочитаем разные формы поведения. Существует хорошо известная в психологии теория А.Маслоу[36], которая описывает структуру мотиваций, или движущих сил, для удовлетворения соответствующих потребностей. Эти потребности Маслоу разделил на

низшие:

а) физиологические потребности (еда, питье, крыша над головой – т.е. материальные блага);

б) потребность в безопасности и защите;

- и бытийственные, высшие потребности (мотивы роста):

а) коммуникативная потребность (стремление к дружеским и теплым отношениям с другими);

б) потребность в самоуважении, значимости, признания в обществе;

в) самоактуализация в творчестве, реализация своего потенциала.

Человек в своей жизни выбирает те потребности, которые для него становятся главными, ведущими, отражая его смыслы и цели. Что соответствует и словам Спасителя: «Ибо где сокровище ваше, там будет с сердце ваше» (Мф 6.21).

Личность определяет свое отношение к себе и миру в двух фундаментальных категориях: «иметь» и «быть». Архимандрит Платон (Игумнов) пишет: «Эти категории соотносятся между собой как царство нужды и необходимости – с царством достоинства и свободы… В отличие от эмпирически горизонтального "иметь", задача "быть" носит идеально-возвышенный характер… Личность должна следовать своему основному призванию "быть"»[37].

Наиболее важные цели обычно больше связаны с состоянием нашего сознания, нежели с материальными факторами. Именно наши настроения (чувства, мысли) воодушевляют нас на успешную деятельность. Все эти цели зависят от состояния сознания каждого конкретного человека - один может быть счастлив в той ситуации, в которой кто-то другой будет несчастен, и наоборот.

Подобный подход к проблеме достижения целей в НЛП назван кибернетическим. Он включает в себя:

- четко сформулированную цель,

- механизм обратной связи, который показывает нам, насколько далеко мы вышли за допустимые рамки,

- средства для корректировки курса, применяемые до тех пор, пока мы наконец не получим то, что хотели.

Такой принцип работы лежит в основе функционирования всех естественных и технических систем.   Поэтому при планировании предлагается во всех деталях представить свою цель, а затем довериться автопилоту своего подсознания и позволить ему вести вас намеченным курсом.  Только важно цель эту грамотно сформулировать; а если целей несколько, надо правильно расставить приоритеты, т.е. составить иерархию целей, где цели более низкого уровня подчинены целям более высокого уровня.

         Для этого в НЛП разработана целая технология планирования целей, которая называется "Модель SMARTEF". Это аббревиатура критериев постановки цели, которая должна быть:

1. S – specific (конкретная). Чтобы достичь цели, вы должны точно знать, чего хотите; какие важные факторы, ценности и потребности обязательно должны в ней реализоваться.

2. M – measurable (измеримая) – необходимо детально проработать этапы достижения цели.

3. A – attractive (привлекательная). Решение вопроса о том, насколько наша цель согласуется с нашими ценностями и убеждениями, не навязана ли она кем-то извне.

4. R – realistic (реалистичная). Этот пункт – о ресурсах для выполнения нашей цели. Евангелие ведь тоже учит нас реалистичности в своих целях [притча  о военачальнике, который должен обдуманно подойти к планированию будущей кампании, взвешивая все за и против: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лк 14. 31)]

5. T – timed (расположенная во времени). Привязка к определенной дате, чтобы цель не была размыта во времени.

6. E – ecological (экологичная). Этот пункт о последствиях достижения (или недостижения) нашей цели: какие выгоды будут, или чего мы лишимся; как это повлияет на другие сферы жизни и на других людей. Это необходимо для видения нашей цели в более масштабном контексте.

7. F – formulated in the now and positively (сформулирована позитивно и в настоящем времени). Цель, сформулированная в будущем времени, имеет свойство в будущем и оставаться. В формулировке также следует избегать частицы НЕ (отрицания), поэтому свою цель следует переформулировать в позитивном ключе (наше подсознание мыслит только в настоящем времени и только в утвердительной форме). Кстати, эти законы подсознания были открыты нашими учеными Института мозга человека им. Н.П.Бехтеревой.

Для реализации любого плана необходимы решимость и энергия. Нужны  изменения в нашем поведении, мыслях и настроениях.  Надо действительно захотеть перейти в новое состояние, иначе не удастся преодолеть все те трудности и препятствия, которые встретятся на вашем пути.

   Об этом же, кстати, говорил и преп. Серафим Саровский. На вопрос одного монаха, почему же мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия, – прп. Серафим отвечал:
«Потому что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием»[38].

 

Применение техник НЛП

         Техники НЛП широко рекламируются и пропагандируются как простые и эффективные средства для решений многих жизненных задач и проблем. Особенно они популярны и востребованы в среде творческой интеллигенции, которой обещается глубокое понимание себя и окружающих, избавление от вредных привычек; изменение отрицательных черт характера на черты положительные (на нашем православном языке это называется борьба со страстями и насаждение добродетелей). Процесс коммуникации сулят сделать более эффективным и приятным. И много еще чего обещают.       Техники НЛП щедро распространяются в видео- и аудиоматериалах, тренингах, интернет-ресурсах, вебинарах, журналах и книгах, обучающих программах и проч.

Техникой в НЛП называют особым обpазом оpганизованную последовательность действий/ yпpажнений, которые могут быть освоены и воспpоизведены любым заинтересованным человеком. Как правило, каждая техника HЛП пpедназначается для pешения какой-либо конкретной задачи.

Многие техники НЛП были смоделированы с выдающихся ученых, бизнесменов, спортсменов, гениев искусства, долгожителей, и даже  с шаманов и буддистских монахов! В общем, на любой вкус.

Данная работа не предполагает исследование конкретных техник НЛП, но следует признать, что в этих методиках есть интересные и рациональные моменты, которые представляют собой практический интерес. Многое из того, что там предлагается, является просто житейской мудростью, которой люди и так интуитивно пользуются, только не всякий это осознает. Например, в самой первой из техник НЛП, которая называется рефрейминг ٭ (англ. to reframe – поместить картину в новую рамку) разработана методика разрешения конфликтных ситуаций. Для этого предлагается взглянуть на ситуацию под другим углом, увидеть другие варианты оценки, сместив смысловые акценты. Это, как правило, приводит к возникновению нового восприятия действительности, изменяет саму ситуацию, настрой человека и его поведение, что приводит к разрешению конфликта.  

 В той или иной форме частные методики и технические приемы взяли на вооружение многие практические психологи при консультировании. Их невозможно игнорировать хотя бы потому, что они были открыты и известны, а главное успешно применялись практически задолго до появления НЛП. Все равно любая техника есть только способ, инструмент, которым можно воспользоваться во благо или во вред – все зависит от убеждений и нравственного уровня человека.

В то же время, православному психологу и психотерапевту необходим критический подход к подобным практикам. Например, в НЛП существуют техники скрытой манипуляции сознанием - способ подвести другого человека к нужной цели или реакции в неявной форме. Основным условием для манипуляции становится умение подстроиться под собеседника, т.е. совершить так наз. раппорт и якорение, о которых было сказано выше.

Надо сказать, что в обычной жизни люди часто манипулируют друг другом, даже не замечая этого: дети – родителями, жена – мужем, начальник – подчиненными и т.д. Манипуляция отличается от других видов взаимоотношений тем, что приносит манипулятору односторонние преимущества, а своей жертве наносит ущерб (материальный или психологический). Психолог В. Шейнов в энциклопедии технологий скрытого управления[39] подробно описал, где и как используется манипуляция сознанием: в избирательном процессе, дипломатии, полит-технологиях (в том числе создании цветных революций), рекламе, торговле (маркетинге), деловых отношениях, PR-технологиях, кинематографе, армии (разведке и спецназе), педагогике и межличностных отношениях. Так что сфера применения манипуляционных технологий в современном обществе огромна.

  В конце февраля 2016г в Санкт-Петербурге прошла 5-ая Международная конференция коучинга. Организаторы конференции сформулировали свой девиз следующим образом: «Золото и деньги — синтез того, что мы создаём и чего заслуживаем! Из чёртова круга древних образцов поведения к свободе в эпоху цифровой революции!»[40] Что весьма показательно для мировосприятия современного бизнеса в целом.

Конечно, интерес к НЛП искусственно подогревается стараниям самих адептов. В любом случае необходим трезвый научный анализ возможностей, ограничений и опасностей данного подхода в работе профессионального психолога и других специалистов.

  В целом Православная Церковь относится к НЛП, которым сейчас многие увлечены, как к психокульту, базисные понятия которого несовместимы с христианскими. Путь магии (хоть и прикрытой «фиговым листком» наукообразия) и религии – пути разнонаправленные. Цели, хотя в некоторых местах внешне схожие, непримиримы. Психотехнологи НЛП, заряженные «духом лестча», если не осознают гибельности своего пути и не покаются - Царства Божия не наследуют, ибо «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор 6.15)

                                   Заключение

 

В данной работе исследовались научная и духовная составляющие нейролингвистического программирования и их сопоставимость с христианскими ценностями. Изучена история вопроса, разобран запутанный терминологический пласт учения, выявлены научно-философские и метафизические корни НЛП. Также изучены и систематизированы основные положения учения, методы нейролингвистического воздействия на человека, сферы применения психотехник НЛП и их совместимость с православным учением о спасении.

                         Итоги исследования:

1) за НЛП стоит серьезная научно-философская база, которую невозможно игнорировать: открытия науки ХХ века в области кибернетики, лингвистики, психологии и нейрофизиологии. В появлении НЛП важное значение сыграл кризис сайентизма (изменение научной парадигмы) и связанный с этим переход на другие способы/ формы познания мира, отвергающие прежние научные критерии истинности. Поэтому основатели НЛП пришли к выводу, что их учение уже не нуждается в научном обосновании своих базовых положений. Последователи НЛП относят свою дисциплину к технологии и инженерингу;

2) в области психологии НЛП явилось продолжателем известных психологических школ гуманистического направления середины ХХ в., работающих над проблемой личности человека и его самоактуализации;

3) в основных положениях НЛП человек рассматривается как кибернетическая система высокого уровня сложности, душа низводится до нейросистемы, а сознание – до компьютерной программы, которую можно изменить с помощью различных психотехник;

4) идеологией НЛП является протестантский дух стремления к успеху и самосовершенствованию (вплоть до обретения сверхспособностей) как главному критерию жизненного благополучия. К этой цели направлена вся методология НЛП по изменению поведения, психоэмоционального состояния и мировосприятия человека в целом;

5) в этическом плане христианская нравственность здесь сильно искажена. Вместо отношения к ближнему как к образу Божию предлагается рассматривать других как средство для достижения собственных корыстных целей. Поэтому среди психотехник НЛП основными являются манипуляционные - как в явной форме (гипноз), так и неявной (скрытое управление);

6) тем не менее в некоторых конкретных разработках НЛП присутствуют вполне здравые и рациональные идеи, хотя и не являющиеся чем-то принципиально новым. Например, обучение управлением собственным временем, постановке целей и их достижения, технологии планирования;

7) популярность НЛП обусловлена тем, что данное движение стало играть роль псевдорелигиозного культа, который сулит жизненные успехи и власть над людьми. Фактически главным нейролингвистическим инструментом является магия, прикрытая наукообразной терминологией. Магичность сознания принципиально противоречит сознанию религиозному;

8) Спаситель сказал, что «…всякое дерево познается по плоду своему» (Лк 6.44). Плоды применения нейролингвистических технологий - навязчивая реклама, организация цветных революций по всей планете, манипуляция массовым сознанием с помощью СМИ и политтехнологий, разложение традиционных обществ и превращение человека в киборга.

       В целом можно сделать вывод, что НЛП используется мировой элитой как одно из звеньев трансгуманизма, ведущего человечество по апокалиптическому сценарию.

                            

 

 

 

          

 

 

 


[1] А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. — Издат.: Питер, 2002. С.5

 

[2] далее подчеркнутые со звездочкой термины и понятия и их значения см. в Приложении

[3] Обиходные песнопения панихиды и отпевания. Тропари по непорочнах. 4-й тропарь

[4] Б.Рассел. Почему я не христианин. –М.: Политиздат, 1987. С.6.

[5] http://www.izborsk-club.ru. Платонов О. А. Бог в правде! Время разрушать мифы. Коллекция Изборского клуба. 2015.

[6] Р.Бендлер и Д.Гриндер. Структура магии. -Альян, 2007. Т. 1, Вступительное слово В.Сатир

[7] Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В.Даля. М, изд-во «Правда», 1987, С 63, 529

[8] http://bookap.info/book/smit_istoriya_psihologii/gl2

[9] Шугалей Е.В., директор отдела динамического обучения Центра современных психотехнологий (г. С-Петербург, Дом ученых). Материалы конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование"

[10] Анвар Бакиров «С чего начинается НЛП», КСП, 2001, С 10

[11] Enhancing Human Performance: Issues, Theories, and Techniques (1988). Division on Behavioral and Social Sciences and Education. С 141-144

[12] Druckman D. Be All That You Can Be: Enhancing Human Performance // Journal of Applied Social Psychology. 2004, Т. 34, № 11. — С. 2234—2260

[13] Norcross J. C., Koocher G. P., Fala N. C., Wexler H. K. What does not work? Expert consensus on discredited treatments in the addictions // Journal of Addiction Medicine. 2010. Т 4, № 3. С 174-180.

[14] http://www.centrresheniy.ru. Психология и психотерапия для жизни.

[15] Майкл Холл «Дух НЛП: процесс, значение и критерии мастерства». Лингвистика и психотерапия, 1996, С 159

[16] http://psy-in.ru

[17] http//advaitavedanta.ru

[18] М.Холл и Б.Боденхамер. Высшая магия НЛП. М, «Олма-Пресс», 2004, Вступительная статья

[19] «Стяжи дух мирен». М, «Никея», 2014, С 61.

[20] Св.Максим Исповедник. Четыре сотницы о любви. Добротолюбие, Т 3, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, С 164.

[21] В.Сатир. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Изд-во «Эксмо-Пресс», 2000, С 56

[22] Норберт Винер. Кибернетика. Издательство «Наука», М, 1983, С 224

[23] Ричард Бах. Мост через вечность. Изд-во «София», 2014, С 47

[24] «Интернационал», русский перевод А.Я.Коца, 1902.

[25] С.Ковалев. На врача надейся, а сам не плошай! Программы самоисцеления. М.:Астрель, 2007. С. 21.

[26] Л.Хей. Исцели свою жизнь, свое тело. -М.: Медицина, 1998.

[27] Вл.Соловьев. Духовные основы жизни. -Вехи, 2007. Вступление.

[28] Дж.Фрезер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Гл 3. –М.: Политиздат, 1980.С.135.

[29] Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП. – М.: Класс, 1997. С. 193.

 

[30] В.М.Бехтерев. Гипноз, внушение, телепатия. М.: Мысль, 1994, С.4.

[31] http://dusha-orthodox.ru

[32] Архим. Клеопа (Илие). Ценность души. –М.: Русский хронограф, 2014. С. 79.

[33] Прп. Нил Подвижник. 153 главы о молитве. § 114. Добротолюбие. Т. 2.-СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 221.

[34] Архим. Виталій Устиновъ. Глубины сатанинскія. «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. Jordanville:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...