Не бывает поражений - бывает только обратная связь.
Этот принцип хорошо выразил известный писатель Ричард Бах: «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой»[23]. В общепринятом понимании поражение – это неудача. Достижение цели называется успехом. Если ты достиг чего-то не того, то это уже – неудача. НЛП рассматривает всю нашу жизнь с ее коллизиями как игру, где есть победители и побежденные. При этом каждая новая игра дает нам огромное множество полезной информации для обратной связи. Если этот принцип применить к духовной сфере, то святые отцы говорят: «нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного». Данный принцип сейчас используется в одном из направлении НЛП, так наз. коучинге ٭ - «развивающем консультировании». Это метод консультирования и тренинга, обучающий человека лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, успешно завершать начатые проекты. Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях.
В отличие от управления, которое обучает, направляет поведение, навязывает готовые решения управляемому объекту (отдельному человеку или сообществу), в коучинге человек сам, собственными силами находит решение своих задач/ проблем/ проектов на основе своих знаний. Для этой цели специалист по коучингу задает наводящие вопросы, побуждает самостоятельно искать ответы; вдохновляет, развивает, стимулирует. Если человеку навязываются советы извне, то человек достигает не своих целей, а цели советчика. Только личный анализ собственного опыта (или опыта других) способен изменить неправильные установки и вывести человека на свой путь. Конечно, этот метод не является чем-то принципиально новым. Что-то похожее применял для обучения Сократ, побуждая учеников к самостоятельному мышлению наводящими вопросами. Этот метод так и называется – «сократический метод обучения». На тех же принципах основывалась и суфийская мудрость. 7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением. «Весь мир насилья мы разрушим Кто был ничем, тот станет всем»[24]. В НЛП принято разделять поведение и намерение (действия и их смысл). На основании подобной установки возможно, сохраняя позитивное намерение, изменять поведение. Надо только научиться находить это позитивное намерение. Как афористично сказал когда-то Черномырдин, «мы хотели как лучше, а получилось как всегда».
Но может ли христианин согласится с таким утверждением, что намерения у нас всегда бывают позитивные? Разве человек, преступая заповедь Божию, не понимает, что он совершает что-то недолжное? Православие исходит из другой «пресуппозиции» - что человек находится в падшем состоянии, поэтому его намерения, желания, чувства и помыслы изначально не могут быть светлыми и чистыми (позитивными, по терминологии НЛП). Соответственно, и действия его не могут быть безупречны. И если мы до сих пор еще не поубивали друг друга, то только по причине сохраненного остатка разума и любви между людьми. Добро вечно, и оно, исходя от Бога, к Нему и стремится. Это движение к добру свойственно каждому человеку как образу Божию. Но по падшести нашей лукавый господствует в нашем сердце. Изгоняя его из нашего сердца, мы освобождаем там место для Господа. В парадигме НЛП все люди хороши и прекрасны, а если кто несчастлив и неуспешен, то только потому, что недостаточно это осознает. Мы не злы, а еще недостаточно добры. Все будут счастливы, надо только научиться определенным психотехникам для перепрограммирования негативных установок его биокомпьютера (имеется ввиду его мозга). Откуда же берется негативное поведение при изначальной положительности намерения? - Ответ находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то в прежнем контексте (обстоятельствах) данное поведение было самым уместным, а сейчас оно несколько устарело. И потому оказалось уже не таким позитивным/ действенным/ эффективным.
Данное направление в НЛП привело к созданию целой дисциплины на стыке с медициной – психосоматике. Она появилась потому, что к официальной медицине есть серьезные претензии: 1. она лечит не всего человека, а только его тело, игнорируя душу; 2. она лечит болезни, а не ведет к здоровью (но ведь «не быть больным» - еще не значит «быть здоровым»). Современная медицина знает много о механизмах болезней, но крайне мало – о механизмах здоровья; 3. современая терапия чисто симптоматическая: сбить высокую температуру, что-нибудь отрезать, где-нибудь помазать, принять таблетку. Психосоматика исходит из убеждения, что состояние тела есть прямое отражение наших чувств, мыслей, желаний, действий и слов. При этом каждый орган есть символ каких-то качеств. Например, желудок – усвоения новой информации, ноги – опоры, желчный пузырь – переработки агрессии (выражение «желчный характер» психосоматически весьма точен). «Само по себе наше тело как бы ведет с нами постоянный диалог, буквально подсказывая языком своей физиологии, какие именно психологические проблемы и характеристики нам надлежит разрешить или изменить». Это слова известного отечественного пропагандиста идей НЛП Сергея Ковалева.[25] Со своим организмом не надо бороться, с ним надо сотрудничать. Для того, чтобы исцелиться, надо уйти вглубь и уничтожить истинную – психологическую – причину боли. Одна из основателей психосоматики американская писательница Луиза Хей создала даже целый огромный список или, точнее, справочную таблицу болезней и психологических проблем, ее породивших.[26]
На первый взгляд кажется, что идеи, высказанные там, соответствуют православному взгляду на болезнь. «Кто чем грешит, тем и наказуется» - говорит древний мудрец (Притчи Соломоновы, 11:17). Известный старец нашего времени Иоанн Крестьянкин часто приводил своим духовным чадам поговорку: «Как нету дыма без огня, так нет болезней без греха». В нашей стране подобные идеи распространились в 80-е гг. под другим понятием – настрои, благодаря известным представителям «позитивной психологии»: Г.Н.Сытиным, Н.Правдиной, В. Синельниковым и многими другими. Настрои или аффирмации – это суррогат молитвы, своеобразное уговаривание самого себя, действующее как заклинание. Опасность подобной терапии в том, что реальная проблема, часто восходящая к греху, не решается, а загоняется вглубь души. Беда в том, что она все равно проявится через другой грех, соматическое заболевание или иным образом. В результате подобный суррогат заменяет для православного человека молитву, отвращая от истинного Врача душ и телес наших Господа Иисуса Христа. Духовные проблемы не решаются, и вместо спасения души человек раздувает свою гордость. Так что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину. Необходимо также указать на своеобразное понимание Л. Хей евангельской фразы «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22:39). Она утверждает, что как раз себя мы и не любим, многое в себе воспринимаем в штыки, ругаем себя, чувствуем вину, порой необоснованную. Поэтому мы никак не можем полюбить и ближнего.
Православный человек должен понимать, что в себе мы должны возлюбить образ Божий, который несет не бренное тело, а душа, как бессмертная неразрушимая сущность. Мы же, как правило, не ощущаем себя духовным существом, и любим не образ Божий в себе, а плотского человека. Отсюда и конфликт нашей любви. Все грехи, какие мы имеем, по существу исходят от такой любви к себе и представляют собой разные формы самоутверждения. Иными словами, это различные способы увеличения приятных и уменьшения неприятных внутренних состояний. Стремление к самоутверждению и поиски приятного являются признаками, по которым можно легко распознать греховность человеческих слов и поступков. Такая любовь к себе слепа и разрушительна, поэтому способствует развитию многих болезней, а душе несет не мир, а смятение. Страсти физически истощают организм и ослабляют духовные силы. Причины болезней могут быть не только психосоматические (грехи и страсти), но и генетические (по грехам предков), экологические и др. Но какие бы причины болезней не были, их смысл всегда духовный. Болезни дают возможность: А) переоценить и переосмыслить, правильно ли ты жил, покаяться; Б) стать лучше (страдая сам, лучше понимаешь и сострадаешь другим); В) совершенствовать свою душу, приобретая такие добродетели, как смирение, терпение, воздержание; Г) преодолеть греховные наклонности; Д) вспомнить, наконец, о Боге и вечной жизни; Е) научиться уповать на Божию милость и помощь. Ап. Павел указывает нам на главный смысл любого страдания: «…сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если же вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр 12.5-7). Но это наказание во исцеление души и в прощение грехов. Хорошо, если мы осознаем цену этого наказания и без ропота, но с любовью к Богу примем его как должное. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет плод праведности» (Евр 12:11). Хуже, если мы оставим всё незамеченным. И совсем плохо, если начнем оправдывать свой грех какими-то внешними и внутренними обстоятельствами. Надо сказать, что в патетике Л.Хей тоже присутствует Бог, только чисто номинально - как и на банкнотах Соединенных Штатов Америки. Интересно, что в конце 70-х Луиза Хей была ревностной последовательницей «доктора» Эрнста Холмса, основателя нью-эйджевского культа "Церковь Религиозная наука". При том что сей самопровозглашенный «доктор» не имел не только богословского, но даже и школьного образования.
8. Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент. Человек сознательно решает только очень маленький спектр жизненных задач. Остальное решает наше подсознание, выбирая из автоматических и привычных реакций. Здесь, кстати, дается еще один ответ на вопрос: "Почему при позитивном намерении возможно негативное поведение?" - Просто был выбор между плохим и очень плохим. На этом основании дается совет поиска новых альтернатив для своего поведения, развития своей поведенческой гибкости. В кибернетике существует такой закон: в любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим. Т.е. при постоянно меняющихся внешних условиях лучше всего себя чувствует тот, кто умеет приспосабливаться к этим изменениям. Это положение подтверждает и биология: выживает не самый сильный, а самый приспособленный.
Даная пресуппозиция бездоказательно утверждает, что любой человек на планете может достигнуть того, чего хочет. И для этого он уже обладает всеми необходимыми для него ресурсами. В это предлагается просто поверить, и тогда ресурсы волшебным образом обязательно найдутся. Но неужели, например, несколько миллионов людей, голодающих сегодня на планете, просто не хотят пока есть и жить? А специалисты, которых увольняют с производства, просто не хотят работать? К тому же здесь не указывается, откуда возьмутся ресурсы для исполнения всех желаний всех людей? Человек верующий знает, где источник благ: «Яко благ Господь, в век милость Его» (Пс 99.5). Господь промышляет о всех живущих, подает всё необходимое; но Он не волшебная палочка, исполняющая всякую прихоть. Бог подает то, что нужно, или, наоборот, лишает чего-то, потому что ему это не полезно.
Можно сказать, что если первые девять объясняют, как С точки зрения данной пресуппозиции человек начал становиться Человеком только тогда, когда впервые доверился внешнему миру, когда начал приручать диких животных, огонь и другие стихии. Дальше - больше. Однажды признав, что природа может быть дружественной и дарить ресурсы, человек стал учиться их использовать, перестав быть жертвой обстоятельств. Человечество училось дружить с живой природой. Экскурс в историю можно было бы продолжить, но суть уже ясна: человечество развивалось тогда, когда искало ресурсы, а не тогда, Такая благостная антидарвинская картинка, однако, также далека от реальности, как и сама дарвинская. К тому же она имеет сильный пантеистический оттенок. Мы не можем не признать, что в мире есть и борьба за существование (не только в дикой природе, но и на уровне социума, вплоть до цивилизаций), и естественный отбор (выживание наиболее приспособленных внутри вида). Но в природе есть и дружба, и любовь, и взаимопомощь. Христианство учит, что «мир во зле лежит» (1Ин 5.19). Владимир Соловьев писал: «Зло есть всемирный факт, ибо всякая жизнь в природе начинается с борьбы и злобы, продолжается в страдании и рабстве, кончается смертью и тлением. Всеобщий факт мы считаем законом. Жизнь природы, поскольку она основана на эгоизме, есть злаяжизнь и закон греха.По этому же закону грех неизбежно ведёт за собою своё возмездие, одним злом вызывая другой вид мирового зла - страдание. Как всё в природе грешит одно против другого, так неизбежно одно от другого страдает»[27]. Кроме того, что мир лежит во зле, нам еще известно, кто является «князем мира сего». Все это игнорируется приверженцами НЛП, но в результате само это движение, в конце концов, становится орудием этого «князя». Сами эти идеи не новы. В основе их - вера твари в собственные самоорганизующие силы, как, например, в большинстве восточных религий и культов. На Западе эти взгляды в наукообразной форме распространял католический священник Пьер Тейяр де Шарден - эволюционистское (от лат. evolutio – развёртывание) саморазвитие мира, как неживой материи, так и живых структур. Смысл христианства и не может быть ясен для тех, кто чувствует себя хорошо в этом мире. Они не видят того зла, от которого Христос пришёл спасти мир, потому, что сами от мира и одержимы мировым злом. Поэтому немногие идут за Христом, и всемирное спасение до сего дня остаётся только благою вестью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|