Целеполагание христианское и нейролинвистическое
Главная цель в любой проблеме называется мета-цель ٭, которая отвечает на вопрос зачем? Метацель в НЛП формулируется как познание тайны жизненного успеха: благополучия, счастья, здоровья, эффективной работы, совершенства, хороших взаимоотношений и проч. Правда, нельзя сказать, что более возвышенные вопросы никто не ставит. Например, в нашей стране известный тренер и консультант НЛП С.В.Ковалев, создатель Института Инновационных Психотехнологий, жаловался на одном из своих семинаров, что он добился уже всего – знаний, денег и признания, он - НЛПер самой высшей категории на земном шаре. Но у него одна проблема – он не знает, что делать дальше и к чему стремиться. Поэтому Ковалев ставит своей метацелью «расширение диапазона возможностей человека в освоении Мира», «резонанс с высшими силами».[16] Разумеется, вопрос, не являются ли эти высшие силы весьма низшими, остается открытым. На своих многочисленных тренингах для более взыскательной и интеллектуальной публики он рассказывает о существовании мистическом/ религиозном НЛП. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что изложенные там взгляды сводятся к тому же шаманизму Карлоса Кастанеды (так наз. «точка сборки человека» - эзотерического понятия сущности Я человека как мировосприятия и сплетения неких «энергетических каналов восприятия»). Прослеживаются и четкие связи «религиозного НЛП» с брахманизмом, буддизмом, адвайта-ведантой. Разумеется, все это в современной интерпретации этих древних религий: развитие сверхспособностей, «космическое просветление», «познание истины, возрождения, изменения, очищения и трансценденции». Ну, и достижение нирваны, наконец. Символом такого «познания» является у них танцующий Шива (индуистский бог-разрушитель), медитативный танец которого изображает «метаморфозы жизни вселенной, не имеющие ни начала, ни середины, и ни конца»[17].
Эти три древних индийских учения Упанишад (части Вед) тысячелетиями спорят между собой, являются ли мир, джива (живая душа) и Брахман (высший индуистский бог) реальностью, или нет. Но все сходятся на том, что реальна только пустота, т.к. мы ничего о ней сказать не можем. К сожалению, для многих наших отеческих искателей истины подобное псевдорелигиозное словоблудие по-прежнему действует завораживающе… Для христианства же как раз земные ценности НЛП (счастье, успех, богатство, здоровье) представляются иллюзорными: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим 6.17) Из западных последователей и продолжателей НЛП можно указать на известного американского психотерапевта, исследователя, тренера НЛП и плодовитого писателя Майкла Холла, который предлагает «множество моделей, способных вызывать чудесные преображения разума и души человека, подняться до настоящей магии, высших пределов своего мышления и сознания»[18]. Интересно, что его соавтор Боб Боденхамер, с которым Холл писал свои труды, является протестанским пастором. Трудно понять, как у него сочетаются христианские истины с «мета-состояниями». А вот о цели христианской жизни хорошо сказал прп. Серафим Саровский: «Цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия»[19]. Господь ведь сказал, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Прп. Серафим разъясняет, что под Царствием Божием Господь разумел благодать Святого Духа. Целью жизни мирской, как правило, бывает стяжание или накопление денег, а стяжание духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный. Начинать же такое стяжание надо с правой веры в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, Который «пришел в мир спасти грешников» (1Тим 1.15) и открыл нам путь к блаженству будущего века.
В христианстве принципиально различаются понятия СЧАСТЬЯ (обретение которого сулит своим последователям НЛП) и БЛАЖЕНСТВА. Это близкие, но духовно различныепонятия. Счастье – ( греч. eutucia, eudemoni) - означает «имеющий часть» (богатства, наследства; ребенок рождается «с частью» родительских энергий/ жизненных сил, материальных благ). Это понятие земного благополучия, успех, удача, высшее удовлетворение. Т.о. это прежде всего душевное чувство. Блаженство – (греч. macariothz) - понятие духовное, момент вечной жизни, состояние праведников в загробном мире, общение с Божеством, действительное уподобление Ему. В заповедях блаженства (Лк 6.12-41) указаны те качества души, которые нужно приобрести человеку для вечной жизни: - быть нищим духом – для уничтожения самонадеянности и приобретения смирения, видения своей немощи, греховности; - быть плачущим - но не сентиментальными слезами обиды или боли, а слезами покаяния, о себе и о всех погибающих (что выше обычной человеческой жалости); - стать кротким – т.е. простым, смиренным, довольным всем; - алчущим и жаждущим правды – напряженно ищущим правды Божией, т.е. нравственного содержания жизни; - милостивым – сопереживающим, стремящемся придти на помощь, при том что к себе относишься строже, а к другому – мягче; - чистым сердцем – что дается при серьезной аскетической работе; - миротворцем – верно выстраивать отношения с ближними; - готовыми быть изгнанными правды ради - потому что настоящие христиане всегда гонимы, ибо колют глаза своей праведностью и бескомпромиссны в делах веры; - ипри всех скорбях и страданиях за Христа всегда радоваться и веселиться, потому что велика награда в Царствии Небесном. В зачаточной форме такая душевная радость/ духовный восторг водворяется в душе подвизающегося христианина, и то лишь на время. Но блаженство несоизмеримо с обычной чувственной радостью (счастьем). Именно на состояние души подвижника направлено главное внимание в христианстве. Грехи, невнимательная и легкомысленная жизнь «по стихиям мира сего» приводят к тому, что душа оказывается в помрачении низменными страстями, что и называется греховностью. Умерший в таком состоянии человек наследует ад.
Добродетель ( греч. kaloz) - положительные качества человека, врожденные или приобретаемые подвижником в результате усилий по внутренней работе. Бог создал душу человеческую добродетельною, но образ Божий в человеке исказился грехом настолько, что грех воспринимается им как присущий его природе. Поэтому задача христианина – бороться с грехом, изменять ум и очищать сердце от страстей, взращивать добродетели, тем самым восстанавливая в себе образ Божий и уподобляясь своему Творцу. Любая добродетель – это та или иная форма самоотвержения (как в любой страсти присутствует эгоизм). Поэтому самая главная добродетель, приобретаемая подвижником тщательным исполнением заповедей – смирение, открывающее душе путь к Божественной любви. Средствами для этого являются: воздержание, молитва, делание добрых дел, терпение скорбей, отслеживание и отсекание недолжных помыслов и противостояние дурным наклонностям и страстям. Но результаты/ плоды этого труда зависят не от человека, но от Бога. Поэтому главное в этой работе – надеяться не на свои силы/ таланты/ дела, а уповать на милость Божию. У нас нет ничего, что мы бы не получили от Него, поэтому от нас требуется только согласие на Его помощь и решимость следовать за Ним. Высшей добродетелью в христианстве считается любовь, как плод благодати.Поскольку в современном обществе понятие любви спрофанировано, то важно различать: - любовь-страсть, (греч. erwz - половая и эстетическая любовь, неодолимое влечение); - духовная любовь (греч. agaph), как высшая христианская добродетель, всеохватывающая, жертвенная, преодолевающая границы самости. Апостол любви указал нам, что и Сам «Бог есть любовь» (Ин 4:16). Критерии такой любви нам дал ап. Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится…»(1Кор 13:1-8). Такая любовь – не просто одно из чувств, хотя бы и высших, но стремление к единству, жажда добра и красоты, переживание другого в собственной душе. «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога», - говорит св. Максим Исповедник об истинном значении любви[20].
Православная этика предписывает относится к другому как образу Божию. Если мы пока и не способны полюбить жертвенною любовью, то можем хотя бы не пожелать ему зла, не осудить, не ответить злом на зло; увидеть в нем брата, пусть и такого же немощного, по отношению к которому не надо делать того, чего не хотел бы себе. Для НЛП отношения между людьми становятся средством к личному успеху. Еще на заре создания НЛП семейный психолог Вирджиния Сатир говорила: «Вы должны понять, что имеете безграничные возможности для получения удовольствия друг от друга на физическом, умственном и эмоциональном уровнях. И это как раз то, ради чего стоит стараться»[21]. Основные положения Основатели НЛП считают свою разработку не теорией, а моделью. Теория занимается объяснением того, почему система работает, а модель описывает то, как ее использовать. В НЛП интерес представляет то, как отдельный человек мыслит и переживает окружающий мир. При этом в качестве инструментов предлагается набор пресуппозиций ٭ (англ. presubposition –предположение), или основных убеждений/ принципов/ аксиом, в которые, по мнению создателей НЛП, нужно поверить: А. Каждый человек обладает своей субъективной реальностью, которая складывается из особенностей его восприятия, убеждений, представлений о мире (мировосприятие), которые в совокупности создают некую модель мира, которую назвали картой. Б. Опираясь на свою карту, мы формируем собственные предпочтения, избирательно получаем ту или иную необходимую нам информацию, строим свое поведение в мире. В. Карта субъективной реальности любого нормального человека имеет свою структуру, которую можно понять и исследовать. Г. С помощью определенных психотехник можно влиять и изменять/ корректировать в ту или иную сторону карту человека, трансформируя его убеждения, а соответственно, и его поведение, лечить болезни. Принципы, на основе которых построено НЛП, называются базовыми
1. Карта - это не территория. Территория существует как реальность, а карта только описывает эту реальность. Карта (или модель мира) в НЛП описывает то, что существует в наших телах и в нашем сознании: личные представления человека об окружающих событиях и явлениях, мировосприятие, установки. И хотя любые установки – это упрощения/ ограничения объективной реальности, - они, тем не менее, помогают людям эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это опоры для нашего мышления.
Эмоции же есть реакция на несоответствие нашей карты (представлением о мире) с самим миром или реальностью. Существует и обратная связь: опираясь на модели мира, мы формируем собственные предпочтения; отбираем только ту информацию, которая важна для нас в данный момент, игнорируя всякую другую. Поэтому принцип «карта не есть территория» означает, что наши представления о мире не всегда соответствует реальности.
2. Сознание и тело - части единой кибернетической системы. Бытует мнение, что собственными эмоциями управлять нельзя, но данная пресуппозиция утверждает, что мы вольны сами выбирать, что и по какому поводу будем испытывать. Это работает по принципу обратной связи. Есть целые психотерапевтические направления (например, гештальт-терапия), которые через работу с телом пытаются лечить душевные болезни. Существует достаточное большое количество более или менее успешных попыток расшифровать "язык тела". НЛП возвело это в принцип: сознание и тело - части единой системы. По внешним признакам можно легко судить о настроении собеседника. А иногда даже - о чем он сейчас думает. По крайней мере, как он относится словам и действиям собеседника. Вопрос только в том, как научиться делать это осознанно и более точно. Но это уже вопрос технологии. Итак, НЛП рассматривает сознание и тело, т.е. всего человека, не только как единую систему (что очевидно), но и кибернетическую (греч. кυβέρνηση – управление). Н.Винер, введя понятие кибернетики в 1948г, говорил о живых организмах как о природных машинах, а о человеке - тоже как кибернетической системе, только на порядок более сложной. Мозг по его представлению - это вычислительная машина, а психопатология – определенного рода дефекты этой машины, которые можно механически устранить[22]. Примерно тот же механицизм в подходе к человеку и в НЛП. Христианское отношение к человеку принципиально иное. Человек – не машина, хоть и совершенная, но свободная разумная бессмертная душа, пребывающая в теле как в храме. В этом храме есть 5 окон (органов чувств), благодаря которым мы воспринимаем информацию из внешнего мира. Но в человеке присутствует еще некий особый внутренний орган чувств - показатель его душевно-духовного состояния. Большинство людей даже не подозревает о существовании этого нематериального органа чувств, которого святые отцы Церкви называли духовным сердцем. Обычно человек обращает на него внимание только при сильном душевном волнении, потрясениях: тяжелой потери (близкого, свободы, средств к существованию, здоровья и проч.), безысходности, потери смысла жизни и проч. Сильная душевная боль многих заставляет поразмышлять над серьезными вопросами: кто я, зачем живу, есть ли Бог и что Он хочет от меня? Для светских психологов/ психоаналитиков/ психотерапевтов душевный дискомфорт всегда явление негативное, которое нужно каким-то образом снять. Например, принять антидепрессант, или применить какую-нибудь психотехнику, или просто развеяться в путешествии. Т.е. забыть, заместить душевную боль. В качестве психотерапии предлагается музыка, поэзия, художественное творчество, или, наконец, дело какое-нибудь, значимая работа… Фрейдисты начнут копаться в прошлом в поиске детских комплексов, вытесненных в подсознание давних травмирующих событий. А НЛП предложит «не заморачиваться», а сразу творчески переработать психологический негатив в позитив. Но в любом направлении психотерапии главной целью ставится «душевное обезболивание». Нет боли – нет проблем. В христианстве же боль душевная играет роль показателя неправильного устроения души, «вещи бессмертней». Ведь хороший врач рассматривает боль как один из важнейших симптомов болезни организма и начнет вдумчиво искать причину болезни, устранив которую, можно исцелить человека. А врач-коньюктурщик, которому важно, чтоб пациент ушел довольным, будет лечить симптоматически: есть температура – надо ее сбить, болит голова – принять анальгинчик, глаза плохо видят – нацепить очки, ноги не ходят – вот тебе костыли. Чтобы исцелить душу, надо выявить корень недугов души – грех, как симптом греховности, падшести, страстности души.
3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Христианство видит источник болезненного состояния души и тела в грехе как отступления от Заповедей Божиих. Поэтому и восстановление предлагается начинать не с последствий (расстроенные нервы, пошатнувшееся здоровье, испорченные отношения с близкими, неустройство в жизни), а с покаяния. Главным ресурсом для христианина является бесконечная милость Божия. Только Мюнхгаузен мог вытащить себя из болота за волосы. А мы, сколько ни копайся в своем подсознании и детских комплексах, сколько ни воображай себя великим, могучим, здоровым и успешным, - так и останемся в падшем обезображенном (т.е.потерявшим образ Божий) состоянии. Спасающую нас милость Божию можно привлечь к себе только искренним покаянием, но не как акта (как у протестантов), а как процесса длинною в жизнь.
4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, тактильные ощущения, вкус и запах.
Люди стремятся во всем найти смысл. Сделать осмысленным – значит понять. То есть найти этому место в своей карте. Мы общаемся, чтобы получить какую-то реакцию: это может быть информация от других или сигнал о получении сведений от нас. Может, это некое эмоциональное сообщение, и нам важен отклик на него. Нам важно, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова дошли до другого и как-то подействовали. Но зачастую бывает так, что мы несем в сообщении один смысл, а наши слова истолковываются превратно, из-за чего коммуникация идет совсем не по тому сценарию, на который мы рассчитывали. Психологи часто говорят, что мы сами себя судим по намерениям, а других – по действиям, из-за чего случаются ошибки и недопонимания. Поэтому, чтобы получить другую реакцию, нужно попытаться изменить свои действия. Если, например, водитель будет ездить, ориентируясь не на внешние события, а на собственные убеждения, то очень скоро он окажется в больнице, а машина – на свалке. В отношении неразумной природы мы совершенно автоматически следуем данному принципу. Но когда встречаемся с себе подобными - хотим, чтобы нас понимали с полуслова, хотя мы об этом даже не намекнули. Здесь начало многих конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|