Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целеполагание христианское и нейролинвистическое




Главная цель в любой проблеме называется мета-цель ٭, которая отвечает на вопрос зачем? Метацель в НЛП формулируется как познание тайны жизненного успеха: благополучия, счастья, здоровья, эффективной работы, совершенства, хороших взаимоотношений и проч. Правда, нельзя сказать, что более возвышенные вопросы никто не ставит. Например, в нашей стране известный тренер и консультант НЛП С.В.Ковалев, создатель Института Инновационных Психотехнологий,   жаловался на одном из своих семинаров, что он добился уже всего – знаний, денег и признания, он - НЛПер самой высшей категории на земном шаре. Но у него одна проблема – он не знает, что делать дальше и к чему стремиться. Поэтому Ковалев ставит своей метацелью «расширение диапазона возможностей человека в освоении Мира», «резонанс с высшими силами».[16] Разумеется, вопрос, не являются ли эти высшие силы весьма низшими, остается открытым. На своих многочисленных тренингах для более взыскательной и интеллектуальной публики он рассказывает о существовании мистическом/ религиозном НЛП. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что изложенные там взгляды сводятся к тому же шаманизму Карлоса Кастанеды (так наз. «точка сборки человека» - эзотерического понятия сущности Я человека как мировосприятия и сплетения неких «энергетических каналов восприятия»).

Прослеживаются и четкие связи «религиозного НЛП» с брахманизмом, буддизмом, адвайта-ведантой. Разумеется, все это в современной интерпретации этих древних религий: развитие сверхспособностей, «космическое просветление», «познание истины, возрождения, изменения, очищения и трансценденции». Ну, и достижение нирваны, наконец. Символом такого «познания» является у них танцующий Шива (индуистский бог-разрушитель), медитативный танец которого изображает «метаморфозы жизни вселенной, не имеющие ни начала, ни середины, и ни конца»[17].

Эти три древних индийских учения Упанишад (части Вед) тысячелетиями спорят между собой, являются ли мир, джива (живая душа) и Брахман (высший индуистский бог) реальностью, или нет. Но все сходятся на том, что реальна только пустота, т.к. мы ничего о ней сказать не можем. К сожалению, для многих наших отеческих искателей истины подобное псевдорелигиозное словоблудие по-прежнему действует завораживающе…

Для христианства же как раз земные ценности НЛП (счастье, успех, богатство, здоровье) представляются иллюзорными: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим 6.17)

Из западных последователей и продолжателей НЛП можно указать на известного американского психотерапевта, исследователя, тренера НЛП и плодовитого писателя Майкла Холла, который предлагает «множество моделей, способных вызывать чудесные преображения разума и души человека, подняться до настоящей магии, высших пределов своего мышления и сознания»[18]. Интересно, что его соавтор Боб Боденхамер, с которым Холл писал свои труды, является протестанским пастором. Трудно понять, как у него сочетаются христианские истины с «мета-состояниями».

А вот о цели христианской жизни хорошо сказал прп. Серафим Саровский: «Цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия»[19]. Господь ведь сказал, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Прп. Серафим разъясняет, что под Царствием Божием Господь разумел благодать Святого Духа. Целью жизни мирской, как правило, бывает стяжание или накопление денег, а стяжание духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный. Начинать же такое стяжание надо с правой веры в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, Который «пришел в мир спасти грешников» (1Тим 1.15) и открыл нам путь к блаженству будущего века.

В христианстве принципиально различаются понятия СЧАСТЬЯ (обретение которого сулит своим последователям НЛП) и БЛАЖЕНСТВА.  Это близкие, но духовно различныепонятия.

  Счастье – ( греч. eutucia, eudemoni) - означает «имеющий часть» (богатства, наследства; ребенок рождается «с частью» родительских энергий/ жизненных сил, материальных благ). Это понятие земного благополучия, успех, удача, высшее удовлетворение. Т.о. это прежде всего душевное чувство.

Блаженство – (греч. macariothz) - понятие духовное, момент вечной жизни, состояние праведников в загробном мире, общение с Божеством, действительное уподобление Ему. В заповедях блаженства (Лк 6.12-41)  указаны те качества души, которые нужно приобрести  человеку для вечной жизни:

- быть нищим духом – для уничтожения самонадеянности и приобретения смирения, видения своей немощи, греховности;

- быть плачущим -  но не сентиментальными слезами обиды или боли, а слезами покаяния, о себе и о всех погибающих (что выше обычной человеческой жалости);

- стать кротким – т.е. простым, смиренным, довольным всем;

- алчущим и жаждущим правды – напряженно ищущим правды Божией, т.е. нравственного содержания жизни;

- милостивым – сопереживающим, стремящемся придти на помощь, при том что к себе относишься строже, а к другому – мягче;

- чистым сердцем – что дается при серьезной аскетической работе;

- миротворцем –  верно выстраивать отношения с ближними;

- готовыми быть изгнанными правды ради - потому что настоящие христиане всегда гонимы, ибо колют глаза своей праведностью и бескомпромиссны в делах веры;

- ипри всех скорбях и страданиях за Христа всегда радоваться и веселиться, потому что велика награда в Царствии Небесном.

В зачаточной форме такая душевная радость/ духовный восторг водворяется в душе подвизающегося христианина, и то лишь на время. Но блаженство несоизмеримо с обычной чувственной радостью (счастьем).

Именно на состояние души подвижника направлено главное внимание в христианстве. Грехи, невнимательная и легкомысленная жизнь «по стихиям мира сего» приводят к тому, что душа оказывается в помрачении низменными страстями, что и называется греховностью. Умерший в таком состоянии человек наследует ад.

Добродетель ( греч. kaloz) -   положительные качества человека, врожденные или приобретаемые подвижником в результате усилий по внутренней работе. Бог создал душу человеческую добродетельною, но образ Божий в человеке исказился грехом настолько, что грех воспринимается им как присущий его природе. Поэтому задача христианина – бороться с грехом, изменять ум и очищать сердце от страстей, взращивать добродетели, тем самым восстанавливая в себе образ Божий и уподобляясь своему Творцу. Любая добродетель – это та или иная форма самоотвержения (как в любой страсти присутствует эгоизм). Поэтому самая главная добродетель, приобретаемая подвижником тщательным исполнением заповедей – смирение, открывающее душе путь к Божественной любви.   Средствами для этого являются: воздержание, молитва, делание добрых дел, терпение скорбей, отслеживание и отсекание недолжных помыслов и противостояние дурным наклонностям и страстям. Но результаты/ плоды этого труда зависят не от человека, но от Бога. Поэтому главное в этой работе – надеяться не на свои силы/ таланты/ дела, а уповать на милость Божию. У нас нет ничего, что мы бы не получили от Него, поэтому от нас требуется только согласие на Его помощь и решимость следовать за Ним.

Высшей добродетелью в христианстве считается любовь, как плод благодати.Поскольку в современном обществе понятие любви спрофанировано, то важно различать:

- любовь-страсть, (греч. erwz - половая и эстетическая любовь, неодолимое влечение);

- духовная любовь (греч. agaph), как высшая христианская добродетель, всеохватывающая, жертвенная, преодолевающая границы самости. Апостол любви указал нам, что и Сам «Бог есть любовь» (Ин 4:16). Критерии такой любви нам дал ап. Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится…»(1Кор 13:1-8). Такая любовь – не просто одно из чувств, хотя бы и высших, но стремление к единству, жажда добра и красоты, переживание другого в собственной душе.  «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога», - говорит св. Максим Исповедник об истинном значении любви[20].

Православная этика предписывает относится к другому как образу Божию. Если мы пока и не способны полюбить жертвенною любовью, то можем хотя бы не пожелать ему зла, не осудить, не ответить злом на зло; увидеть в нем брата, пусть и такого же немощного, по отношению к которому не надо делать того, чего не хотел бы себе.

Для НЛП отношения между людьми становятся средством к личному успеху. Еще на заре создания НЛП семейный психолог Вирджиния Сатир говорила: «Вы должны понять, что имеете безграничные возможности для получения удовольствия друг от друга на физическом, умственном и эмоциональном уровнях. И это как раз то, ради чего стоит стараться»[21].

Основные положения

Основатели НЛП считают свою разработку не теорией, а моделью. Теория занимается объяснением того, почему система работает, а модель   описывает то, как ее использовать.

В НЛП интерес представляет то, как отдельный человек мыслит и переживает окружающий мир. При этом в качестве инструментов предлагается  набор пресуппозиций ٭ (англ. presubposition –предположение), или основных убеждений/ принципов/ аксиом, в которые, по мнению создателей НЛП, нужно поверить:

А. Каждый человек обладает своей субъективной реальностью, которая складывается из особенностей его восприятия, убеждений, представлений о мире (мировосприятие), которые в совокупности создают некую модель мира, которую назвали картой.

Б. Опираясь на свою карту, мы формируем собственные предпочтения, избирательно получаем ту или иную необходимую нам информацию, строим свое поведение в мире.

В. Карта субъективной реальности любого нормального человека имеет свою структуру, которую можно понять и исследовать.

Г. С помощью определенных психотехник можно влиять и изменять/ корректировать в ту или иную сторону карту человека, трансформируя его убеждения, а соответственно, и его поведение, лечить болезни.

Принципы, на основе которых построено НЛП, называются базовыми
пресуппозициями.
Слово "базовые" означает основу. С них все начинается и на них все крепится. Они выполняют функции некоего скелета,  базиса НЛП. Попробуем же разобраться в этих принципах.

 

1. Карта - это не территория.

Территория существует как реальность, а карта только описывает эту реальность. Карта  (или модель мира) в НЛП описывает то, что существует в наших телах и в нашем сознании: личные представления человека об окружающих событиях и явлениях, мировосприятие, установки. И хотя любые установки – это упрощения/ ограничения объективной реальности, - они, тем не менее, помогают людям эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это опоры для нашего мышления.

Эмоции же есть реакция на несоответствие нашей карты (представлением о мире) с самим миром или реальностью. Существует и обратная связь: опираясь на модели мира, мы формируем собственные предпочтения; отбираем только ту информацию, которая важна для нас в данный момент, игнорируя всякую другую. Поэтому принцип «карта не есть территория» означает, что наши представления о мире не всегда соответствует реальности.

 

2. Сознание и тело - части единой кибернетической системы.
Имеется ввиду, что мышление  влияет на наши чувства, а они – на телесные функции и даже на органическое состояние, вплоть до клеточного уровня. Равно как и обратное: наше самочувствие в достаточно большой степени определяет направление наших мыслей. Механизм этого следующий: ощущения и эмоции вызывают мышечные напряжения, что ведет к разнообразным физиологическим изменениям. И это верно в любую сторону, причем, зависимость сознания и тела очень сильна. Есть огромное количество примеров, когда изменением направления внимания удавалось снимать даже сильнейшую физическую боль. Случаются и обратные примеры, когда боль побеждает, разрушая психику человека.
             Это может означать, что излечение тела может быть достигнуто с
помощью влияния на сознание (к примеру, так наз. «эффект плацебо»).

Бытует мнение, что собственными эмоциями управлять нельзя, но данная пресуппозиция утверждает, что мы вольны сами выбирать, что и по какому поводу будем испытывать. Это работает по принципу обратной связи.
Хотите стать увереннее в себе? - Отразите позу и жесты уверенного
человека, скопируйте его мимику и взгляд. После таких упражнений человек замечает, что  меняется отношение к себе и к окружающим. Он по-другому смотрит на мир и другим становится, т.е. изменяет свое состояние.

Есть целые психотерапевтические направления (например, гештальт-терапия), которые через работу с телом пытаются лечить душевные болезни. Существует достаточное большое количество более или менее успешных попыток расшифровать "язык тела". НЛП возвело это в принцип: сознание и тело - части единой системы. По внешним признакам можно легко судить о настроении собеседника. А иногда даже - о чем он сейчас думает. По крайней мере, как он относится словам и действиям собеседника. Вопрос только в том, как научиться делать это осознанно и более точно. Но это уже вопрос технологии.

Итак, НЛП рассматривает сознание и тело, т.е. всего человека, не только как единую систему (что очевидно), но и кибернетическую (греч. кυβέρνηση – управление). Н.Винер, введя понятие кибернетики в 1948г, говорил о живых организмах как о природных машинах, а о человеке - тоже как кибернетической системе, только на порядок более сложной. Мозг по его представлению - это вычислительная машина, а психопатология – определенного рода дефекты этой машины, которые можно механически устранить[22]. Примерно тот же механицизм в подходе к человеку и в НЛП.

Христианское отношение к человеку принципиально иное. Человек – не машина, хоть и совершенная, но свободная разумная бессмертная душа, пребывающая в теле как в храме. В этом храме есть 5 окон (органов чувств), благодаря которым мы воспринимаем информацию из внешнего мира. Но в человеке присутствует еще некий особый внутренний орган чувств - показатель его душевно-духовного состояния. Большинство людей даже не подозревает о существовании этого нематериального органа чувств, которого святые отцы Церкви называли духовным сердцем. Обычно человек обращает на него внимание только при сильном душевном волнении, потрясениях: тяжелой потери (близкого, свободы, средств к существованию, здоровья и проч.), безысходности, потери смысла жизни и проч. Сильная душевная боль многих заставляет поразмышлять над серьезными вопросами: кто я, зачем живу, есть ли Бог и что Он хочет от меня? 

Для светских психологов/ психоаналитиков/ психотерапевтов душевный дискомфорт всегда явление негативное, которое нужно каким-то образом снять. Например, принять антидепрессант, или применить какую-нибудь психотехнику, или просто развеяться в путешествии. Т.е. забыть, заместить душевную боль. В качестве психотерапии предлагается музыка, поэзия, художественное творчество, или, наконец, дело какое-нибудь, значимая работа… Фрейдисты начнут копаться в прошлом в поиске детских комплексов, вытесненных в подсознание давних травмирующих событий. А НЛП предложит «не заморачиваться», а сразу творчески переработать психологический негатив в позитив. Но в любом направлении психотерапии главной целью ставится «душевное обезболивание». Нет боли – нет проблем.

В христианстве же боль душевная играет роль показателя неправильного устроения души, «вещи бессмертней». Ведь хороший врач рассматривает боль как один из важнейших симптомов болезни организма и начнет вдумчиво искать причину болезни, устранив которую, можно исцелить человека. А врач-коньюктурщик, которому важно, чтоб пациент ушел довольным, будет лечить симптоматически: есть температура – надо ее сбить, болит голова – принять анальгинчик, глаза плохо видят – нацепить очки, ноги не ходят – вот тебе костыли.

Чтобы исцелить душу, надо выявить корень недугов души – грех, как симптом греховности, падшести, страстности души.

 

3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе.
           Наш жизненный опыт составляет все, что с нами когда-либо происходило: что видели, слышали, чувствовали. Поэтому, при желании, мы можем получить доступ к любому переживанию, любому событию, которое с нами происходило. Если существует проблема, корни которой находятся в прошлом, то можно мысленно, в воображении, вернуться в прошлое и найти способ ее решения. Такой подход принимается как один из многих возможных вариантов, но далеко не единственный. В НЛП вообще предпочитают чаще задавать вопрос "как?", а не "почему?", при этом прошлое рассматривать не как источник проблем (как во фрейдизме), а как источник ресурсов. В том смысле, что проблема решается не с нахождения источника болезненного состояния, а сразу с поиска решения (как в гештальт-терапии). Для этого в своей личной истории ищется несколько примеров удачного поведения, когда некая проблема/ неприятная ситуация была успешно решена. При этом из прошлого опыта заимствуются не столько конкретные действия, сколько состояния, в которых эти решения принимались. Если человек не имеет своего положительного опыта, то это могут быть и вымышленный персонаж, за которым стоит реальный жизненный опыт человека, который его придумал. И этим можно воспользоваться.

Христианство видит источник болезненного состояния души и тела в грехе как отступления от Заповедей Божиих. Поэтому и восстановление предлагается начинать не с последствий (расстроенные нервы, пошатнувшееся здоровье,  испорченные отношения с близкими, неустройство в жизни), а с покаяния. Главным ресурсом для христианина является бесконечная милость Божия. Только Мюнхгаузен мог вытащить себя из болота за волосы. А мы, сколько ни копайся в своем подсознании и детских комплексах, сколько ни воображай себя великим, могучим, здоровым и успешным, - так и останемся в падшем обезображенном (т.е.потерявшим образ Божий) состоянии. Спасающую нас милость Божию можно привлечь к себе только искренним покаянием, но не как акта (как у протестантов), а как процесса длинною в жизнь.

 

4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, тактильные ощущения, вкус и запах.
         Информация из внешнего мира поступает к нам посредством органов чувств. Об этом говорят даже такие «сенсорные» фразеологизмы, как:
 "совать нос в чужие дела", "чесать языком", "пожирать глазами" и др.
        Эту информацию можно разделить на сенсорную (то, что мы реально чувствуем) и   наши суждения о ней, которые есть лишь интерпретация того, что мы чувствуем. И если сенсорная информация объективна и проверяема, то суждения о ней чисто субъективны - сколько людей, столько и мнений.
         Любой опыт можно описать с помощью зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных сигналов. Этот реальный опыт можно перенимать и передавать.


5. Смысл коммуникации - в реакции, которую она вызывает.

Люди стремятся во всем найти смысл. Сделать осмысленным – значит понять.  То есть найти этому место в своей карте. Мы общаемся, чтобы получить какую-то реакцию: это может быть  информация от других или сигнал о получении сведений от нас. Может, это некое эмоциональное сообщение, и нам важен отклик на него. Нам важно, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова дошли до другого и как-то подействовали.

Но зачастую бывает так, что мы несем в сообщении один смысл, а наши слова истолковываются превратно, из-за чего коммуникация идет совсем не по тому сценарию, на который мы рассчитывали. Психологи часто говорят, что мы сами себя судим по намерениям, а других – по действиям, из-за чего случаются ошибки и недопонимания. Поэтому, чтобы получить другую реакцию, нужно попытаться изменить свои действия. Если, например, водитель будет ездить, ориентируясь не на внешние события, а на собственные убеждения, то очень скоро он окажется в больнице, а машина – на свалке. В отношении неразумной природы мы совершенно автоматически следуем данному принципу. Но когда встречаемся с себе подобными - хотим, чтобы нас понимали с полуслова, хотя мы об этом даже не намекнули. Здесь начало многих конфликтов.
       Иногда люди настолько глубоко прячут собственные позитивные намерения, что им самим бывает трудно их осознать. Зачем воспитатели орут на ребенка? - Чтобы он вырос воспитанным: хорошим гражданином, более приспособленным к жизни, культурным. Что хочет показать жена постоянными упреками: что ей нужно больше любви и заботы, внимания?
     В таких ситуациях достаточно просто непосредственно сказать о своих
намерениях. Пусть воспитатель прямо скажет, чего он хочет от ребенка. А
жена попросит именно то, что ей нужно сейчас: любви, заботы, внимания... Но только сказать надо такими интонациями и таким голосом, чтобы человеку действительно захотелось ему/ ей все это дать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...