Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура философского знания




Т. И. Игнатенко

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

 

Г. Котельники

 

Рецензенты:

 

 

Т. И. Игнатенко Философия: Учебное пособие. – Котельники: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», филиал «Котельники», 2013. – с.

 

 

В пособии изложены материалы ряда лекций и планы семинарских занятий курса «Философияология». К каждому семинару приведена учебная литература, рекомендуемая для подготовки вопросов по заданным темам дисциплины. Данное учебное пособие написано с учетом требований государственного образовательного стандарта нового поколения и предназначено для студентов бакалавриата, изучающих курс «Философия».

 

Компьютерная верстка: А.В. Горячев, Е.В. Алешина

 

 

© Т. И. Игнатенко, 2013

Международный университет природы, общества

и человека «Дубна» филиал «Котельники», 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Материалы лекций по дисциплине «Философия»

Тема № 1. Предмет философии………………………..

 

Тема № 2. Становление философии и этапы ее

Исторического развития: историко -

философская мысль об обществе.......................

 

Тема № 3. Самоорганизация бытия: социально-

Философская мысль в XX веке.

Синергетика как теория

самоорганизации………………………….........................

 

Тема № 4. Человек, общество, культура.................................

 

Тема № 5. Общество и его структура……………..

Тема № 6. Человек в системе социальных связей.....................

Тема № 7. Смысл человеческого бытия……………..

 

Тема № 8. Гносеология как наука о познании.......

Тема № 9. Роль науки и техники в

общественном бытии……………………..

 

Библиографический список…………………………………….

 

Раздел II. Планы семинарских занятий

Семинар № 1. Философия как система научного знания…………….

 

Семинар № 2. Этапы исторического развития философии как

науки……………………………………………………….

Семинар № 3. Русская философская мысль……………………………

 

Семинар № 4. Бытие и его основные категории………………………

  Семинар № 5. Общество как социальная система…..........................  
  Семинар № 6. Человек, культура, общество: проблемы взаимодействия………………………………………...  
   
 
Семинар № 7. Роль религии в жизни общества и человека……….  

Семинар № 8. Методология познания. Понятие истины…………..

Семинар № 9. Наука и техника в современно мире. Будущее

техногенной цивилизации……………………………..

 

     
   
 
 
 
   

Введение

 

Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, человек, его мышление и процессы познания. Как дисциплина философия является обязательным федеральным компонентом высшего профессионального образования.

В Международном университете природы, общества и человека «Дубна» (филиал Котельники), преподавание философии осуществляется на дневном, и заочном отделениях, согласно учебным планам, в соответствии с учебными программами, разработанными на основании государственного стандарта нового поколения. Подготовка к курсу философии включает лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов с учебным материалом.

Однако преподавание дисциплины осложняется тем, что обширный научный материал, основные положения которого обозначены в государственном стандарте, требует четкого, полного изложения при ограниченном количестве учебных часов, отводимых на философию. Попыткой решить эту проблему, и является написание данного учебного пособия, в котором изложены материалы ряда основных лекций по философии, обозначенных в учебной программе.

Для лучшего усвоения материала наиболее важные моменты текста выделены отдельным шрифтом.

Кроме того, в пособии представлены планы девяти семинарских занятий с учебной литературой, необходимой для подготовки вопросов по темам курса «Философия».

При написании пособия использовались научные и учебно-методические публикации автора.

 

Раздел I. Материалы лекций по дисциплине «Философия»

Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Вопросы:

1. Философия как наука.

2. Структура философского знания.

3. Функции философии как науки.

Философия как наука

Философия является историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности. Философией также называют форму общественного сознания, систему идей, взглядов на мир и на место в нем человека. В целом философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира [29]. Проблемы, решаемые философией, имеют всеобщий, предельный характер. Самой большой ценностью в философии являются истинные знания о мире.

Философия как самостоятельное духовное образование возникла в период VII–VI вв. до н.э. в Древней Греции. Термин «философия», таким образом, греческого происхождения (phileo – люблю, sophia – мудрость), и буквально означает – любовь к мудрости, к истине.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор.

В основе философии лежит вопрос об отношении мышления к бытию — вопрос о первичности материи или идеи (духа, сознания). Поэтому все философы, в зависимости от того, что они считают первичным, так или иначе, делятся на материалистов и идеалистов. Это самое древнее деление – так философов делил еще Платон.

 

Кроме того, в системе философского знания можно выделить следующие основные направления:

 

— научно ориентированную философию (Аристотель, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль и другие философы-аналитики).

— эстетически ориентированную философию (Н. А. Бердяев, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Шеллинг и др.).

— практически ориентированную философию (И. Кант, К. Маркс, Ч. Пирс и др.) [13, с.15].

Основными историческими этапами развития науки считаются:

— философия Древнего мира (Древнего Китая, Древней Индии, Античности);

— философия Средних веков;

— философия эпохи Возрождения;

— философия Нового времени (эпохи Просвещения, немецкая классическая философия, философия марксизма, позитивизма, иррационализма, философия жизни):

—русская философия;

—современная философская мысль [28].

Структура философского знания

Философия в целом состоит из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о благе (этика) и учение о сверхчувственных принципах и началах бытия (метафизика).

Каждое философское учение, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией полезно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии [22, 24, 26, 29]. А также необходимо запомнить ряд достаточно широко используемых терминов и категорий, их обозначающих. Наиболее важными здесь являются:

 

1. Онтология – общая теория бытия, учение о том, что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.

2. Философия природы (натурфилософия) – учение о природе в целом (космосе, мире, вселенной), т. е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени.

3. Логика – наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой, в философии различают математическую или символическую логику, а также диалектическую логику.

4. Гносеология (теория познания) – учение о познании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте познания, о его содержании и развитии; учение об истине.

5. Этика – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих, в конечном счёте, волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

6. Метафизика – буквально означает «то, что следует после физики». Это учение, выходящее за рамки опыта. Область философии, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, умозрительно постигаемые первоначала всего существующего, обязательные для всех наук. Метафизика – это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

7. Эстетика (философия искусства) – учение о прекрасном, о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.

8. Философская антропология – учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.

9. Социальная философия – учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими; включающее критику современного индустриального и постиндустриального общества, научно-технической цивилизации. Социальная философия является теоретической базой социологии, науки об обществе как о социальной системе.

10. Философия истории – учение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.

11. Психология – учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX века психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки.

12. Философия науки – изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.

13. Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о “божественном”, священном, о значении религии для человека и общества.

14. Философия языка – исследование возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др.) средствами логико-лингвистического анализа.

3. Функции философии как науки:

Философия как наука выполняет ряд функций. Так:

 

1. Аксиологическая функция философии состоит в том, что она способствует формированию у человека представлений об основных ценностях.

2. Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия накапливает, обобщает и транслирует новое знание.

3. Мировоззренческая функция помогает человеку понять свое место в природе и обществе, дает картину мира в целом, объединяет данные различных наук.

4. Критическая функция учит подвергать все сомнению и ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

5. Воспитательная функция рекомендует каждому человеку в любой области жизни и деятельности следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

6. Методологическая функция связанна с выявлением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук. Она состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики и т.д.

7. Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

8. Эвристическая функция связана с методологическим значением философии.

9. Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях. В ней особенно проявляются этический и эстетический подходы.

10. Практическая функция направлена на изменение окружающего мира [2, 13].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...