Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «культура», функции и компоненты культуры




Культура является неотъемлемой формой существования человека, имманентным свойством человеческого бытия. Как предмет изучения культура интересна ряду социальных и гуманитарных наук: философии, культурологи, социологии, культурной антропологии, структурной антропологии, этнографии. В той или иной степени культурные феномены изучаются искусствоведением, эстетикой, этикой, аксиологией, даже политологией и религиоведением. Все это свидетельствует, сколь интересно изучение культуры, сколь многозначен этот феномен, сколь глобально его влияние на современное общество.

С позиций социально-философского подхода, культура сопоставляется с обществом и трактуется как фактор организации жизни общества. Рассматривая общество как социальную систему, становится ясным, что основным свойством социальной системы является социальное взаимодействие. А культура как раз является тем специфическим феноменом, который определяет характер взаимодействия и регулирует социальные отношения между индивидами и группами. Под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура с точки зрения аксиологического подхода трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей [7]. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, социальных институтов, орудий труда, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и прочего.

Культура является важнейшим фактором социальных изменений, поэтому выделяется ряд функций культуры:

1. Преобразовательная. С появлением человека – носителя и творца культуры – появляется особый фактор изменений и преобразований окружающего мира и социального пространства.

2. Познавательная. Человек не может жить в мире, в социальном пространстве, не зная законов его функционирования. Познание социума – это еще и познание самого человека, его возможностей, целей, потребностей, мотиваций.

3. Обеспечение условий общения, коммуникативная функция и функция трансляции социального опыта. Культура не может существовать, не обеспечивая общения в различных его формах. История культуры – история закрепления и передачи накопленного опыта. Реальными посредниками всех форм общения являлись элементы духовной культуры – идеи, ценности, нормы, идеалы; и материальной культуры – материальное воплощение духовных ценностей, орудия, средства и продукты труда. Благодаря общению и передачи социального опыта создаются условия совместной жизни людей [7].

4. Регулирование деятельности и поведения. Регулятивная функция культуры обеспечивает следование определенным образцам деятельности и поведения. Возникают специальные социальные институты, следящие за выполнением социальных норм и карающие за их нарушение. Для этого необходима определенная система ценностей, без которых не существует ни одна человеческая общность, но жизнеспособным общество будет только в том случае, если эти ценности будут сведены в систему, за что и отвечает следующая функция.

5. Установление и поддержание системы ценностей. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов, как отдельных индивидов, групп, так и целых общностей. Если общность стремится быть единой и согласованной, то ценности не могут противоречить друг другу, а образуют иерархически организованную систему. Установление иерархии ценностей является проблемой, вокруг которой идут интенсивные научные споры [7].

Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которых он может строить свои действия. Наличие таких единых представлений делает общество единым целым. Культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» — системой запретов, поощрений, императивов. Подобные «указатели» называются компонентами культуры. К их числу относятся социальные нормы – обычаи, законы; ценности; символы и язык [17].

Живя в обществе, индивид должен понимать, какие действия это общество дозволяет, а какие – нет. Взаимодействуя (общаясь:...делая покупки, посещая занятия, пользуясь общественным транспортом и так далее), мы имеем некоторые представления относительно того, что ожидают от нас другие в данной ситуации. Такие ожидания и есть нормы. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Нормы предписывают, что мы «должны», и что нам «следует» делать, а чего делать не нужно. Не существует ни одного, даже самого простого общества, в котором бы не существовало норм поведения, касающихся сексуальных взаимоотношений, собственности и безопасности. Нормы становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают друг друга, одобряют или порицают различные типы поведения. Нормы, называемые обычаями и представлениями – это привычные и обыденные условности, которых мы придерживаемся в повседневности. Например, воспитанный человек обязан здороваться, опрятно выглядеть, чистить зубы и причесываться, приходить во время и т.д.. Людей, нарушающих эти условности мы считаем «странными», но не придаем этим отклонениям морального значения, не считаем безнравственным неряху, или опаздывающего человека. Любое же отклонение от нравственных норм встречает в обществе резкое неприятие и строго наказывается, потому что нравственность является существенным элементом, обеспечивающим благосостояние и жизнеспособность общества. Нравственные нормы – являются основным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу. Именно общее согласие на применение физической силы уполномоченной на это стороны, законным образом, в обусловленное законом время, является основой правового принуждения. Люди, отправляющие правосудие за нарушение нравственных норм, не опасаются возмездия или вмешательства третьей стороны, так как делают это с общего согласия.

Нравственные нормы как правила поведения, входят в базовую систему ценностей общества. По сути, они формируются на основе культивирующихся в обществе ценностей, где ценности – это общие представления, разделяемые бóльшей частью общества, относительно того, что желательно, правильно, полезно. Ценности дают критерии, с помощью которых оцениваются события, предметы и люди по их относительным достоинствам – моральным качествам и красоте [16, 17]. Следует еще добавить, что одна и та же ценность может в разных социокультурных образованиях порождать различные нормы поведения, например, любовь и забота о пожилых родителях. В США данная ценность реализуется через устройство своих родственников в дома престарелых, а забота и внимание становятся эквивалентны стоимости месячного содержания. В российской культуре подобное поведение считается неприемлемым, и никакие, даже самые комфортные условия проживания, не спасут родственников пожилого человека от общественного осуждения.

Третьим важным компонентом культуры являются символы и язык. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то. Это код обозначения окружающего мира. Формы символов различны - это и жесты, обладающие значимостью, и особые предметы – флаги, картины, эмблемы, форменная одежда. Но важнейшие символы содержатся в языке. Язык – это социально структурированная система звуковых образов. Это краеугольный камень любой культуры, главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...