Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура общества и ее типы




 

Социальная структура общества есть часть социальной системы, без которой эта система существовать не может. Наличие социальной структуры обеспечивается упорядоченным взаимодействием людей, социальных групп и иных общностей. Для обеспечения существования социальной структуры упорядоченность в социальной системе должна носить не временный, а длительный, устойчивый характер. Это условие обязательно для выживания обществ.

Общество структурно, и предпосылкой этого является, прежде всего, природа, разделившая людей по полу, расе, возрасту. Так возникла «естественная структура». Но люди вступают в общение, создавая разветвленную сеть отношений. Отношения людей в их совокупности составляют социальную структуру, представляющую собой относительно устойчивые отношения людей, порядок их взаимодействия и дифференциацию.

Ключевое значение для формирования общественных структур имеет общественное разделение труда – первоисточник социальных различий. Поэтому социальная структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей.

Различия формируют сложнейший мир отношений – экономических, социальных, организационно-технических, политических, правовых, нравственных. Поэтому социальная структура – это всегда связи и отношения общностей и индивидов, в совокупности образующие общественную структуру.

Структурные взаимодействия могут образовывать следующие типы социальных структур [ 20, с. 89]:

социально-классовую структуру, возникающую объективно как результат разъединения людей (касты, сословия, классы, социальные группы, страты);

социально-этническую структуру, то есть исторические общности людей – род, племя, народность, нация, этнос, возникающие объективно, как результат соединения людей территорией, экономикой, культурой, обычаями, традициями, психическими особенностями и прочее;

территориальную структуру, включающую основные типы поселений (город, макрополис, агломерация, село, поселки всех видов («городские деревни») и прочее);

демографическую структуру, обусловленную возрастом, полом (мужчины, женщины, дети, молодежь, люди «рабочего» возраста, пенсионеры);

семейно-бытовую структуру ( родители и дети, соседские общности, а также брачные и внебрачные связи и отношения).

Можно также выделить социально-профессиональную, образовательную, религиозную и иные структуры.

Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.

 

Учение о классах как основных элементах социальной структуры

 

Многие социально-философские идеи по проблеме социального неравенства почерпнуты из марксисткой теории классов. К. Маркс выделил главные критерии определения классов — это отношение к собственности на средства производства и отношение к разделению и организации труда. Соответственно, по Марксу, в любом достаточно развитом обществе есть класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых, так, например, при капитализме, существует два основных класса:

а) буржуазия, капиталисты – класс, владеющий основными средствами производства;

б) пролетариат, или рабочие, или совокупный работник – класс, владеющий не средствами производства, а лишь своей рабочей силой и потому вынужденный, нанимаясь к первым или к буржуазному государству, подвергаться эксплуатации в силу изъятия прибавочной стоимости. В этих условиях у рабочего должно развиваться классовое сознание, готовность к классовому конфликту с капиталистами.

Кроме того, выделяются неосновные для капитализма классы:

в) мелкая промежуточная буржуазия, владеющая своей рабочей силой и средствами производства в незначительном масштабе, и поэтому вынуждена, как пролетарии, трудиться. Это трудовое крестьянство, ремесленники, мелкие торговцы;

г) земельная аристократия, живущая на ренту.

Имеются также внеклассовые и внутриклассовые слои. Внеклассовые слои – это бюрократия, присвоившая себе собственность на государство как аппарат принуждения; лица свободных профессий; люмпен-пролетариат – деклассированный, маргинальный, дисфункциональный слой безработных, преступников, наркоманов, выброшенных из общества.

Внутриклассовые слои еще более разнообразны. Это слои с разной квалификацией, образованием, степенью классового сознания, положения в социальной иерархии.

Таким образом, К. Маркс, анализируя деление общества на классы, рассматривал экономические критерии как основополагающие [4].

Теории социальной стратификации и социальной мобильности

 

Другая точка зрения на социальную структуру общества существует в теории социальной стратификации, где иерархическая организационная структура социального неравенства представляется в виде разделения всего общества на страты («страта» с латинского – «слой»). При этом фиксируется два важных момента: во-первых, социальная стратификация — это ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении, чем низшие (по вознаграждениям, льготам, преимуществам в услугах); во-вторых, верхние слои значительно меньше по отношению к количеству всех членов общества.

Питирим Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная.

Наиболее влиятельной в настоящее время на процесс формирования социальных страт можно считать теорию К. Дэвиса и У. Мура [33, с. 239-241].

Согласно ей, каждое общество должно решать проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре по следующим направлениям:

1. Распределять индивидов по социальным статусам (c учетом их возможностей и мотиваций).

2. Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам необходимо реализовать практику вознаграждения.

В любой социальной системе вознаграждение должно быть дифференцировано в соответствии с занимаемым социальным статусом.

Следовательно, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях исполнения роли и трудности заполнения социального статуса, необходимого для общества.

В традиционном обществе количество признаков, определяющих расслоение, возрастает. Кроме пола и возраста возникают дифференциации, основанные на разделении труда. Это, в целом, приводит к возникновению различных стратификационных общественных систем, к которым можно отнести сословное российское дореволюционное общество, где существовало пять сословий: дворянское, военное, мещанское, крестьянское и церковное. Всем известно также, что в Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий кастовый характер. Так, в 40-х гг. XX века в Индии было 3,5 тысячи различных каст и подкаст. Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаические касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Древний Египет, Перу и др.).

Среди моделей стратификации, принятых в современной западной социологии наиболее известной является модель, по которой общество делится на классы:

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, у которых имеются значительные ресурсы власти, богатства и престижа в масштабах государства.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту.

4. Низший-средний класс составляют наемные рабочие – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники и т.д.

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения [33, с.260-261].

Но эта модель неприемлема для стран Восточной Европы и России. Так, по ряду последних исследований, на современном этапе структура нашего общества выглядит следующим образом:

1. Общероссийские элитные группы, идентичные западному высшему-высшему классу.

2. Региональные и корпоративные элитные группы, обладающие большим состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3. Российский верхний средний класс, обладающий доходами и собственностью, обеспечивающими западные стандарты потребления.

4. Российский динамический класс, обладающий доходами, обеспечивающие удовлетворение российских стандартов потребления.

5. Аутсайдеры, характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

6. Маргиналы с низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными у становками в своей деятельности.

7. Криминалитет, обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Таким образом, социально-классовая структура современного общества строится на основе неравенства с учетом гетерогенности, на базовых параметрах общества, к которым относится ряд ранговых показателей. Социальные слои (страты) можно объединить в социальные классы, которые обладают уникальными специфическими чертами и подвержены изменениям в ходе общественного развития.

Процессы перемещения индивида в социальном пространстве называется процессами мобильности. Питирим Сорокин под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта из одной социальной позиции к другой [20].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...