Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиация и социальный контроль




Во всех обществах действия людей согласуются посредством определенных норм. По сути, нормы — это ориентиры, подсказывающие, что человек должен делать, а что не должен. Реальные же поступки людей нередко не соответствуют общепринятым нормам. Отклонение от общепринятых норм поведения называется девиантным поведением.

Нормы – это меры дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного – закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Различают негативные и позитивные отклонения от нормы. Негативные отклонения встречают со стороны общества неодобрение.

Существуют девиации, которые считаются относительными. Одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Так, например, коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих мусульманских странах.

В каждой культуре существует конкретный взгляд на то, что допустимо и то, что недопустимо. Представления о соответствии норме и отклонениях могут меняться. Это связано с изменчивостью самой нормы. Одним из первых попытался объяснить девиантное (отклоняющиеся) поведение Э. Дюркгейм в своей концепции аномии. Под аномией он понимал состояние общества, в котором образуется нормативный вакуум, когда старые нормы обесценились, а новые еще не утвердились. В результате возрастают девиации, в частности, преступления и самоубийства. В данных условиях отдельному индивиду трудно ориентироваться.

Р. Мертон разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к общепринятым нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Лишь конформизм не является девиантной моделью поведения (личность разделяет ценности общества и достигает их личностными средствами). В других случаях личность либо обходит писаные и неписаные нормы (инновация), либо не признает ценности своего общества, но соблюдает его предписания (ритуализм), либо проявляет равнодушие к целям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж).

Девиантное (отклоняющееся) поведение активно исследуется социальными науками. Однако, при всех смысловых оттенках, в целом, этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т.п.

Противодействие отклоняющемуся поведению осуществляется посредством социального контроля. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальным контролем называют также институт, который обеспечивает следование нормам.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1. Принуждение (так называемая элементарная форма);

2. Влияние общественного мнения;

3. Регламентация в социальных институтах;

Групповое давление.

Благодаря социальному контролю обеспечивается такая важная с точки зрения общества функция, как воспроизводство главенствующих отношений и социальных структур разного порядка. Это обеспечивает стабильность и устойчивость общества.

 

 

Тема № 7. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Вопросы:

1. Основные категории человеческого бытия.

2. Проблема насилия в современном обществе и сценарии будущего.

3. Личность и массы.

 

 

1. Основные категории человеческого бытия

 

Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек есть единство трех основных начал — биологического, социального и психического, это, таким образом, биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним Я (волей, стремлениями, интересами и т.д.) [ 28, с. 350].

Основные категории человеческого бытия, без которых невозможно говорить и о смысле человеческой жизни это:

 

1. Совесть.

Мораль и нравственность.

Ценность.

Свобода.

Необходимость.

Ответственность.

Этика.

Справедливость.

Право.

Эстетика.

Насилие и ненасилие.

Остановимся на каждой из категорий подробнее [2, 14, 27, 30].

Так совесть – это способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли и желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному, как собственное несовершенство. Совесть выражает ответственность человека перед самим собой. Совесть в христианстве есть проявление духовности. Однако невозможно представить критическое отношение к себе без четкости понимания должного. Должное раскрывается в таких понятиях как мораль, нравственность, справедливость.

Так мораль (от лат. – традиция, обычай) – как правило, синоним слова нравственность – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которое человек проявляет себя как разумное, свободное, сознательное существо. Мораль базируется на системе ценностей. Нравственность так же сопряжена с понятием свободы, этики, справедливости. Представление субъекта о должном формируются на основании базовой системы ценностей, существующей в той или иной социальной среде. В христианском мире такой базовой системой являются десять заповедей, которые по своей сути есть запреты на определенное человеческое поведение. [12, c. 46].

При этом ценность, как уже было сказано выше, это отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект и самим объектом. Понимание ценности может быть и сугубо индивидуальным, но оно обязательно находиться в отношениях с понятием морали.

Свобода – возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. Свобода воли – это моральное самоопределение. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Кант, Шеллинг, Гегель) сближают понятие свободы с понятием необходимости; они либо отрицают наличие в свободе элемента случайности, либо преуменьшают его значение. Именно Спинозе нидерландскому философу XVII приписывают фразу: «Свобода – есть познанная необходимость».

Необходимость – категория, выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире. Необходимость отражает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличие которого одно событие вытекает, обуславливает или определяет другое событие. Необходимость противопоставляется случайности, где случайность - это такие явления реального мира, которые в одних условиях могут происходить, а в других - нет.

Человек, понимая, что он обладает свободой воли, должен чувствовать свою ответственность. Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. И эти действия должны быть этичными. В свою очередь ,этика – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих, в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу. Это учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

Понятие «этика» сопряжено с понятие «справедливость» и «право» Справедливость состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как к таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранять ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей. Право - совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т.д.). которые как правило фигурируют в правовом законодательстве и фиксируют внимание людей на том, что можно делать и что нельзя.

Безусловно, что в процессе создания культурных ценностей и во всей общественной жизни огромную роль играет эстетический компонент.

Понятие красоты и красивого, во многом, менялось в зависимости от эпохи. Но общие каноны красоты базируются на таких понятиях как пропорции, симметрия, чувство меры…Все это изучает эстетика.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) - философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификация. Эстетика строится на понятиях прекрасного.

На понятиях насилие и ненасилие остановимся подробнее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...