Научные, философские и религиозные картины мира. Мировоззрение и его роль в познании. Вера и знание.
Раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношение познания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности, называется теорией познания или гносеологии (от др. - греч. γνῶσις – «познание» и λόγος – «учение»), [1, 2, 31]. Как уже было сказано выше, гносеология (теория познания) – учение о познании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте познания, о его содержании и развитии; учение об истине. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблемы мировоззрения, истины, проблема форм и методов познания. В целом познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Огромную роль в теории познания играет мировоззрение. Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а так же основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненные позиции человека, принципы его поведения и ценностную ориентацию. [1, с.3]
Мировоззрение, которое определяет картину мира, обычно делят на: 1. Религиозное, которое в свою очередь подразделяется на политеистическое (многобожие) и монотеистическое (единобожие). 2. Научное, основывающиеся на научных фактах и знаниях. Религиозное политеистическое мировоззрение основано на мифологическом понимании мира или мифологическом мировоззрении. Мифологическое мировоззрениеформируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в мире. Этому типу мировоззрения свойственна вера в сверхъестественное, оно основано на дологическом мышлении. В религиозном монотеистическом мышлении, не смотря на веру в сверхъестественное, присутствует логика. Например, принятие христианства дало толчок к развитию научного мышления. Так идея о том, что Господь создал небо и землю как одну планетарную систему, где действуют физические законы, стимулировало логическое системное мышление, являющееся основанием любой науки. Проблема веры в науке является одним из важных аспектов научного познания. Вера – глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-либо положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения. Вера близка к интуиции, как и интуиция, она субъективна. Вера бывает рациональная, предполагающая некоторые основания для своего приятия и нерациональная, когда уже вам факт веры считается достаточным для ее оправдания [11, 12].Обе они могут и не могут гарантировать истину. Но в научном мировоззрении допускается такая категория как «озарение». В основе, которого сложнейшие процессы взаимодействия опыта, знания и интуиции.
2. Типы познания Исходя из этого существует несколько типов познания: 1. Мифологический тип познания, характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов, сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом. 2. Религиозный тип познания. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве, исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме – не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления. 3. Философский тип познания представляет собой особый тип целостного научного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Философское познание является частью научного. То есть научное философское познание это – разработка теоретической картины мира [1], на основании данных различных наук, включая естественные.
Проблемы истины. Истина - это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным», где «истинный» - это соответствующий действительному положению вещей. В то же время, очевидно, что имеются неоткрытые, неизвестные истины, и возможно истины, которые человек не может постичь в принципе [14, 31].
Проблема истины напрямую связана с мировоззренческими позициями исследователя, его парадигмальной принадлежностью, укоренившейся в сознании. При этом парадигма – это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Существуют две глобальные парадигмы, исходящие из основного вопроса философии: что первично идея или материя – идеалистическая и материалистическая. В зависимости от того, какая парадигма поддерживается ученым, такая у него и трактовка истины и истинного знания. Так, материалистическая концепция истины, говорит о том, что содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, считается объективной истиной. Так с точки зрения позитивизма – материалистического философского направления, объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. При этом учитывается и относительность истины. Относительность истины обусловливается, прежде всего, тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности.
Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий – все это определяет относительность истины. Признание абсолютного существования внешнего мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину. Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная – это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейся наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир. Это главные постулаты позитивной науки. То есть позитивизм исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические (идеалистические) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. С точки зрения идеалистической парадигмы – помимо истины постигаемой, существует истина, которую рационально объяснить и познать человек не может, он может только постичь и принять ее через веру, без эмпирического опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|