Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные, философские и религиозные картины мира. Мировоззрение и его роль в познании. Вера и знание.




Раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношение познания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности, называется теорией познания или гносеологии (от др. - греч. γνῶσις – «познание» и λόγος – «учение»), [1, 2, 31]. Как уже было сказано выше, гносеология (теория познания) – учение о познании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте познания, о его содержании и развитии; учение об истине.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблемы мировоззрения, истины, проблема форм и методов познания.

В целом познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Огромную роль в теории познания играет мировоззрение. Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а так же основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненные позиции человека, принципы его поведения и ценностную ориентацию. [1, с.3]

Мировоззрение, которое определяет картину мира, обычно делят на:

1. Религиозное, которое в свою очередь подразделяется на политеистическое (многобожие) и монотеистическое (единобожие).

2. Научное, основывающиеся на научных фактах и знаниях.

Религиозное политеистическое мировоззрение основано на мифологическом понимании мира или мифологическом мировоззрении.

Мифологическое мировоззрениеформируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в мире. Этому типу мировоззрения свойственна вера в сверхъестественное, оно основано на дологическом мышлении.

В религиозном монотеистическом мышлении, не смотря на веру в сверхъестественное, присутствует логика. Например, принятие христианства дало толчок к развитию научного мышления. Так идея о том, что Господь создал небо и землю как одну планетарную систему, где действуют физические законы, стимулировало логическое системное мышление, являющееся основанием любой науки.

Проблема веры в науке является одним из важных аспектов научного познания. Вера – глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-либо положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения. Вера близка к интуиции, как и интуиция, она субъективна. Вера бывает рациональная, предполагающая некоторые основания для своего приятия и нерациональная, когда уже вам факт веры считается достаточным для ее оправдания [11, 12].Обе они могут и не могут гарантировать истину. Но в научном мировоззрении допускается такая категория как «озарение». В основе, которого сложнейшие процессы взаимодействия опыта, знания и интуиции.

2. Типы познания

Исходя из этого существует несколько типов познания:

1. Мифологический тип познания, характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов, сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

2. Религиозный тип познания. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве, исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

3. Философский тип познания представляет собой особый тип целостного научного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Философское познание является частью научного. То есть научное философское познание это разработка теоретической картины мира [1], на основании данных различных наук, включая естественные.

 

 

Проблемы истины.

Истина - это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным», где «истинный» - это соответствующий действительному положению вещей. В то же время, очевидно, что имеются неоткрытые, неизвестные истины, и возможно истины, которые человек не может постичь в принципе [14, 31].

Проблема истины напрямую связана с мировоззренческими позициями исследователя, его парадигмальной принадлежностью, укоренившейся в сознании. При этом парадигма – это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Существуют две глобальные парадигмы, исходящие из основного вопроса философии: что первично идея или материя – идеалистическая и материалистическая. В зависимости от того, какая парадигма поддерживается ученым, такая у него и трактовка истины и истинного знания.

Так, материалистическая концепция истины, говорит о том, что содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, считается объективной истиной. Так с точки зрения позитивизма – материалистического философского направления, объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. При этом учитывается и относительность истины. Относительность истины обусловливается, прежде всего, тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности.

Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий все это определяет относительность истины. Признание абсолютного существования внешнего мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину. Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейся наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир. Это главные постулаты позитивной науки.

То есть позитивизм исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические (идеалистические) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

С точки зрения идеалистической парадигмы – помимо истины постигаемой, существует истина, которую рационально объяснить и познать человек не может, он может только постичь и принять ее через веру, без эмпирического опыта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...