Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировочная основа действий




Задание 1. Уметь диагностировать на гистологических препаратах следующие органы и анализировать образующие их ткани:

- яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, простату;

- яичник, желтое тело, маточную трубу, матку женщины в пременструальном и постменструальном периодах, молочную железу в состоянии лактации и нелактирующую.

Уметь диагностировать в мазке сперматозоиды человека, в яичнике плода – овогонии интактные и овогонии при делении.

По учебным таблицам уметь анализировать дробление, бластулу, гаструлу, нейрулу ланцетника. Уметь диагностировать гистологические препараты:

- дробление, бластулу, гаструлу и нейрулу лягушки;

- зародыш форели с желточным мешком;

- поперечный разрез зародыша курицы через первичную полоску (срез зародыша курицы, 18 часов инкубации), закладка осевого комплекса зачатков органов (срез зародыша курицы, 24 часа инкубации), образование туловищной и амниотической складок (срез зародыша курицы, 3-е суток инкубации);

- пупочный канатик и гемохориальную плаценту (плодную и материнские части).

Задание 2. При подготовке к занятию ответить на следующие вопросы:

Гистогенез, строение, функции и регенерация яичка, придатка яичка, семявыносящего протока, простаты; яичника, желтого тела, маточной трубы, матки, молочной железы. Знать дробление и гаструляцию в эмбриогенезе человека, механизмы имплантации и плацентации, строение и функции трофобласта, амниона, хориона, аллантоиса и желточного мешка, пупочного канатика и плаценты.

Задание 3. Составить протокол описания, уметь нарисовать схемы гистологического строения яичка, гематотестикулярного барьера, различных отделов семявыносящих путей, простаты; яичника, полостного фолликула и желтого тела; слизистой оболочки матки в разные периоды циклических изменений; нелактирующей и лактирующей молочной железы; сперматогенеза и овогенеза. Уметь нарисовать схему дробления и строения бластоцисты человека; составить протокол описания имплантации и гаструляции; нарисовать схему строения зародышевых оболочек, пупочного канатика, гемохориальной плаценты, маточно-плацентарного гистиона.

Задание 4. Уметь ответить на контрольные вопросы и решать тесты и ситуационные задачи, приведенные в заданиях соответствующих тем.

Задание 5. Представить преподавателю для контроля изложенные письменно вопросы раздела «Задания для самостоятельной работы», конспекты лекций и дополнительной литературы, рекомендованной к практическим занятиям.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы правильно решили не менее 75% предложенных Вам тестовых задач; в индивидуальном собеседовании показали умение анализировать гистологические препараты и учебные таблицы; знания теоретического материала по разделам данного занятия, а также наличие у Вас представлений об источниках регенерации и диапазоне регенераторных возможностей изученных тканевых и органных структур, о критических периодах и аномалях развития человека.

 

Основная литература

Конспекты лекций.

Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология.- СПб.: спецЛит, 2003.

3. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. – С. 297-341.

4. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 73-93; 387-440.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. – В 2т. Т. I и II. – СПб.: СпецЛит, 2001.

 

 

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ГИСТОГЕНЕЗ И РЕГЕНЕРАЦИЯ

 

ГРАФ ЛО­ГИ­ЧЕ­СКОЙ СТРУК­ТУ­РЫ ТЕ­МЫ

МЫШЦА КАК ОРГАН

СУХОЖИЛИЕ КАК ОРГАН

ХРЯЩ КАК ОРГАН

КОСТЬ КАК ОРГАН

СУСТАВ

РЕГЕНЕРАЦИЯ ТКАНЕЙ ОРГАНОВ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

Цель занятия

Знать гистогенез, строение и гистофизиологию органов опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия, связки, суставы).

Уметь диагностировать на гистологических препаратах: эпифиз и диафиз трубчатой кости, структуры синовиального сустава, сухожильно-костное и мышечно-сухожильное соединения; фазы регенерационного гистогенеза кожи, скелетной мышцы, кости.

Ознакомиться с источниками и механизмами регенерации сухожилия, связки, мышцы, кости, синовиальной сумки.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Мышца (скелетная)» (окраска - метод Маллори). Рассмотреть строение мышцы в продольном и поперечном разрезах. Найти мышечные волокна (окрашены в оранжевый цвет) и соединительнотканные оболочки (окрашены синим цветом) – эндомизий, перимизий, эпимизий с проходящими в них сосудами.

Задание 2. Препарат «Сухожилие» (окраска - гематоксилин и эозин). Рассмотреть продольный срез сухожилия, определить морфологические структуры сухожилия как органа.

Задание 3. Препарат «Трубчатая кость (поперечный срез диафиза декальцинированной кости)» (окраска - метод Шморля).

Рассмотреть строение кости, найти: периост, эндост, наружные и внутренние опоясывающие костные пластинки, остеоны, промежуточные пластинки, а также кровеносные сосуды в надкостнице и каналах остеонов.

Задание 4. Препарат «Плоская кость» (окраска - метод Шморля). Изучить препарат и определить: надкостницу, костные пластинки компактного вещества кости, костные трабекулы губчатого вещества кости между компактным веществом, остеоны в трабекулах, межтрабекулярные пространства, а в них кровеносные сосуды, красный костный мозг.

Задание 5. Препарат «Трубчатая кость новорожденного» (окраска - гематоксилин и эозин).

Изучить продольный срез кости, найти: надкостницу с кровеносными сосудами и выраженным остеогенным слоем; диафиз, содержащий разрушенную хрящевую ткань, грубоволокнистую (ретикулофиброзную) костную ткань, подвергающуюся ремоделяции, формирующуюся пластинчатую костную ткань; костномозговой канал с гемокапиллярами, заполненный ретикулярной тканью и скоплениями гемопоэтических клеток.

Задание 6. Препарат «Прямой остеогенез» (окраска - гематоксилин и эозин). Рассмотреть препарат, отражающий развитие кости челюсти у зародыша, определить: мезенхиму с кровеносными сосудами; ретикулофиброзную костную ткань в виде разнонаправленных трабекул неравномерной толщины и длины; остеобласты на поверхности трабекул, остеоциты, замурованные в костный матрикс, окрашенный оксифильно. Обратить внимание на признаки перестройки ретикулофиброзной костной ткани – присутствие остеокластов и участки ее локальной резорбции.

Задание 7. Препарат «Непрямой остеогенез трубчатой кости ( продольный срез развивающейся конечности в области коленного сустава) » (окраска - гематоксилин и эозин). Изучить и зарисовать, комбинируя малое и большое увеличения.

При малом увеличении найти эпифиз, а в нем – центр окостенения, метаэпифизарную пластинку роста и ее зоны – покоя, пролиферации, гипертрофии и кальцификации. Найти суставной хрящ эпифиза, отметить отсутствие надхрящницы. Найти надхрящницу в других отделах эпифиза. От метаэпифизарной пластинки в сторону диафиза найти эндохондральную ретикулофиброзную костную ткань – костные трабекулы, остеоциты, остеобласты, костный матрикс, остеокласты. В области эпифиза найти сухожильно-костное соединение, проследить вплетение волокон сухожилия в надхрящницу. Найти мышечно-сухожильное соединение, обратить внимание на то, что в развивающейся мышечной ткани определяются мышечные трубки. Зарисовать эпифиз, отметив суставной хрящ, центр окостенения (костные трабекулы и сосуды), метаэпифизарную пластинку роста, надхрящницу; зарисовать диафиз, отметив надкостницу и грубоволокнистую костную ткань. Зарисовать прикрепляющуюся в области эпифиза к кости мышцу, а также мышечно-сухожильное и сухожильно-костное соединения.

Задание 8. Препарат «Сустав» (окраска - гематоксилин-эозин).

Изучить продольный срез сустава, определить его морфологические структуры: суставные поверхности сочленяющихся костей, покрытые слоем гиалинового хряща, который не имеет надхрящницы; суставную капсулу, включающую наружный соединительнотканный (фиброзный) слой с сосудами и нервными волокнами, внутренний синовиальный слой; суставную полость – щелевидное пространство (при жизни заполнено синовиальной жидкостью). Внутри сустава могут попасть в состав среза хрящевые мениски.

 

 

Задание 9. Препарат «Регенерация кожи крысы после огнестрельного повреждения, 2,5 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении проследите основные морфологические особенности регенерационного гистогенеза тканей кожи – некроза и активации малодифференцированных клеток. Найдите лейкоцитарный вал и располагающуюся за ним область частично измененных тканей – перинекротическую. В перинекротической области обратите внимание на утолщение эпителиального пласта, отек сосочкового слоя дермы, погибшие клетки дермы.

Задание 10. Препарат «Регенерация кожи крысы после огнестрельного повреждения, 5 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении обратите внимание на струп – большое количество некротизированных тканей, располагающихся над местом повреждения. Проследите линию эпителиального покрова. Эпителизация дефекта происходит путем подрастания эпителиального пласта под струп. В перинекротической области дермы обратите внимание на крупные фибробласты с базофильной цитоплазмой. Зарисовать ткани кожи перинекротической области и располагающийся над частью перинекротической области струп. Отметить растущий под струп эпителий и особенности фибробластов в дерме. Препарат отражает фазу пролиферации и дифференциации в регенерационном гистогенезе тканей кожи.

Задание 11. Препарат «Регенерация кожи крысы после огнестрельного повреждения, 15 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении под эпителием найдите реактивно измененную рыхлую соединительную ткань, т.н. грануляционную ткань. Она характеризуется отсутствием придатков кожи – волосяных фолликулов, сальных и потовых желез. Содержит большое количество фибробластов различной степени дифференцировки, часть из которых делится митозом, макрофагов, мастоцитов, гранулоцитов, рыхло расположенные коллагеновые волокна, а также многочисленные сосуды микроциркуляторного русла, имеющих характерное вертикальное расположение. В глубоких частях дермы – горизонтально ориентированные зрелые фибробласты и фиброциты, окруженные выраженными коллагеновыми пучками и основным веществом, запустевшие сосуды. Адаптивная фаза процесса регенерации кожи заключается в реорганизации грануляционной ткани в рубцовую.

Задание 12. Препарат «Регенерация скелетной мышечной ткани кролика после огнестрельного повреждения, 1,5 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении в зоне первичного посттравматического некроза видны деформированные и фрагментированные мышечные волокна – фаза некроза и активации малодифференцированных клеток в регенерационном гистогенезе скелетной мышечной ткани.

Задание 13. Препарат «Регенерация скелетной мышечной ткани кролика после огнестрельного повреждения, 3-15 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении на препарате в перинекротической области огнестрельной раны найти новообразованные мышечные элементы на стадии развития мышечных трубок. Обратить внимание на толстые прослойки соединительной ткани между мышечными трубками. Это - фаза пролиферации и дифференциации скелетной мышечной ткани в регенерационном гистогенезе.

Задание 14. Препарат «Регенерация скелетной мышечной ткани кроли- ка после огнестрельного повреждения, 25 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении найдите мышечно-соединительнотканный регенерат, сформированный на месте перинекротической области огнестрельной раны. Следует обратить внимание на преобладание в нем соединительной ткани, на мышечные элементы на разных стадиях развития и с явлениями деструкции. Адаптивная фаза регенерационного гистогенеза мышечной ткани заключается в формировании новых мышечно-соединительнотканных взаимоотношений. Зарисовать мышечно-соединительнотканный регенерат и отметить в нем жизнеспособные и некротизированные мышечные трубки, мышечные волокна, а также клетки, колагеновые волокна и основное вещество соединительной ткани.

Задание 15. Препарат «Регенерация костной ткани после механического перелома бедренной кости крысы, 3-7 суток после травмы» (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении найдите костный отломок и ретикулофиброзную костную ткань регенерата. Найдите в костном отломке остеоциты на разных стадиях деструкции, а в ретикулофиброзной костной ткани – костные трабекулы, остеобласты, остеоциты, костный матрикс, остеокласты, а также рыхлую соединительную ткань между костными трабекулами и сосуды микроциркуляторного русла. Зарисовать костный отломок и ретикулофиброзную костную ткань регенерата, отметить в них указанные выше структуры. Фаза пролиферации и дифференциации в регенерационном гистогенезе кости.

Задание 16. Электронная микрофотография «Фрагмент скелетной мышцы».

Определить участок мышечного волокна, эндотелиоциты в составе капилляра, фибробласты, коллагеновые фибриллы и основное вещество эндомизия.

Задание 17. Электронная микрофотография «Фрагмент костного регенерата».

Определить остеобласт, в нем – органеллы, участвующие в синтезе белков костного матрикса, в матриксе – коллагеновые волокна, локальные отложения минерального компонента.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

«Прикрепление мышцы к сухожилию» (окраска - метод Маллори)

«Прикрепление сухожилия к кости» (окраска - гематоксилин и эозин).

«Трубчатая кость взрослого» (срез эпифиза декальцинированной кости, окраска - метод Шморля) ».

«Регенерация кости (хрящевой регенерат)» (окраска - гематоксилин и эозин).

«Регенерация кости (костный регенерат)» (окраска - гематоксилин и эозин).

 

Материалы для самоконтроля

1. Гистогенез костей, суставов.

2. Строение сустава.

3. Как происходит физиологическая регенерация костной ткани?

4. Можно ли судить по строению эпифиза о завершении роста кости в длину?

5. Какие нейроны участвуют в иннервации мышечных волокон в составе нейро-мышечного синапса (двигательной концевой пластинки) скелетной мышцы?

6. Какие структуры осуществляют афферентную иннервацию скелетной мышцы?

7. Какое строение имеют интрафузальные мышечные волокна, как они классифицируются?

8. Каковы возможные источники регенерации скелетной поперечнополосатой мышечной ткани, какие стадии включает регенерационный миогистогенез?

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. На схеме отметить следующие структуры:

1. Мышечное волокно.

2. Миосателлитоцит.

3. Эндомизий.

4. Капилляр.

 

Вопрос 2. Какие клеточные источники дают начало соединительнотканному регенерату:

1. Адвентициальные клетки.

2. Стволовые клетки в составе мезенхимы.

3. Клетки базального слоя эпидермиса.

4. Гемопоэтические стволовые клетки.

 

Вопрос 3. Какие факторы могут оказаться существенными для регенерации кости после перелома:

1. Степень оксигенации поврежденной ткани.

2. Сопоставление отломков.

3. Фиксация отломков.

4. Жизнеспособные клетки остеогенного слоя периоста.

 

Вопрос 4. Назовите возможные клеточные источники в процессе регенерации скелетной мышцы:

1. Миосателлитоциты.

2. Эндотелиоциты.

3. Фибробласты.

4. Адвентициальные клетки.

Вопрос 5. Сухожилие представляет собой орган, который:

1. Состоит из плотной оформленной соединительной ткани.

2. Представлен, главным образом, эластическими волокнами.

3. В качестве источника для регенерации имеет в составе эндотендиния адвентициальные клетки.

4. Имеет афферентную и эфферентную иннервацию.

 

Вопрос 6. Миосателлитоцит – это клетка, которая:

1. Происходит из миогенной стволовой клетки.

2. Содержит в цитоплазме миофибриллы.

3. Имеет 2-3 ядра.

4. Способна вступать в митотический цикл.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. При регулярных физических нагрузках происходит увеличение мышечной массы. Какие процессы в скелетной поперечнополосатой мышечной ткани приводят к этому?

2. На препарате – хрящ суставной поверхности кости. Чем по своему строению он отличается от других хрящей организма?

3. Общеизвестно, что после приема кураре наступает паралич мышц скелета. Объясните механизм действия кураре на эти мышцы.

4. Назовите клеточные источники регенерации тканей конечности после огнестрельного повреждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...