Беседа Бхишмы и Маркандеи о почитании предков
Глава 17 Беседа Бхишмы и Маркандеи о почитании предков Бхишма сказал: О Юдхиштхира, после этих слов отец мой удалился, а я обратился к мудрецу Маркандее с теми же вопросами, которые задавал ранее Шантану. Этот великий добродетельный мудрец ответил мне: Маркандея сказал: О безгрешный Бхишма, я отвечу на вопросы, которые интересуют тебя. Выслушай же меня внимательно. Благословение моего отца даровало мне долгую жизнь. Моя преданность отцу принесла мне великую славу во всех мирах. Когда-то я отправился на гору Меру, что бы там, в течение нескольких тысяч лет, до конца юги, предаваться исполнению суровых аскез. Однажды небо осветилось ярким светом, и я увидел, как с северной стороны двигалась огромная небесная колесница. В ней сидело существо, которое было размером с большой палец и сиянием своим подобно Богу-Солнце. Я почтительно приветсвовал его, предложив подношения и воду для омовения, после чего спросил: " О господин, как мне узнать кто ты? Ты похож на бога богов, явившегося по милости Господа Нараяны". Это возвышенное существо ответило мне: " Пока твои аскезы не закончены, ты не сможешь узнать меня". Затем он принял другой, блистательный, не виданный мной до этого, облик. Санаткумара сказал: О мудрец, знай же, что я являюсь старшим из сыновей Брахмы, рожденных из его разума. Мое тело создано из тапаса Праджапати и великой славы Нараяны. Читая древние Веды, ты наверняка слышал о Санаткумаре. Я и есть Санаткумара. О славный потомок Бхригу, я желаю даровать тебе благо! Скажи, какое твое желание мне исполнить? Другие сыновья Брахмы - мои младшие братья. От них пошли все роды живых существ. Их имена - Крату, Васиштха, Пулаха, Пуластья, Атри, Ангирас и мудрый Маричи. Все они почитаются богами, данавами, гандхарвами и другими живыми существами. Все они поддерживают дхарму во всех мирах силой своего тапаса.
О прославленный мудрец, обратив свой разум к Высшему Брахману и обуздав свои чувста и души, я, и трое моих братьев, на всю жизнь приняли дхарму брахмачарьев. Мы отказались от продолжения рода, мы навсегда остались чисты, как младенец. Мы известны как Кумары, вечно молодые мудрецы, свободные от всех привязанностей и страстей. Ты должным образом исполнял суровые аскезы, поэтому ты смог увидеть меня. Скажи, о подвижник, какое твое желание я должен исполнить. Маркандея сказал: О Бхарата, выслушав эти слова, я спросил разрешение у Санаткумары задать ему вопросы, интересующие меня. О безгрешный Бхишма, я хотел узнать от него о том, как появились предки и какие плоды приносит совершение шраддх. Довольный мною вечный Санаткумара пообещал развеять мои сомнения и начал свой рассказ, который длился много лет. Санаткумара сказал: О брахмариши, я в восторге от твоих вопросов. Выслушай же подробные ответы. О Бхаргава, Брахма сотворил богов, надеясь, что они станут почитать его и помогать ему в его деятельности. Но боги сами жаждали почитания. Они заставили людей и остальных живых существ приносить им жертвы. Тогда Брахма проклял этих неразумных. От проклятия боги потеряли рассудок и утратили чувства, и это привело всю вселенную в большое смятение. Страдающие от проклятья боги пришли к Творцу и простерлись пред ним, прося прощения. Желая благополучия всем мирам, Брахма благожелательно обратился к ним: " Вы поддались своим страстям и желаниям. Теперь вам надо искупить свои деяния. О том, как совершить вам покаяние вам скажут ваши сыновья. Ступайте к ним ". Тогда боги обратились к своим сыновьям за знанием об искуплении. Их сыновья, чистые душой, поведали им о дхарме, а также об искуплении и покаянии за неправедность, совершенную словами, мыслями или делами. Познав мудрость о покаянии, боги услышали от своих сыновей, ставших их наставниками, такие слова: " Теперь, когда вы знаете о дхарме и о покаянии, о дорогие сыны, вы можете вернуться к Брахме ".
От этих слов боги почувствовали себя не то оскорбленными, не то заново проклятыми. Испытывая смятение, они явились к Брахме. Тогда Брахма обратился к ним: " В том, как к вам обратились ваши сыновья, нет неправды. О боги, вы породили их тела, а они наделили вас знаниями, поэтому они, поистине, приходятся вам отцами. Вам следует понять, что вы теперь друг другу приходитесь богами и предками. Затем боги, свободные от сомнений, вернулись к сыновьям и сказали им: " О сыновья, мы заблуждались, но Брахма открыл нам истину. Вы, давшие нам знания о дхарме, без сомнения, являетесь нашими отцами. Вы - наши предки-питары. Повдайте нам свои желания, о праведные! Какое благо должны мы вам даровать? Все сказанное вами не пожлежит сомнению. Вы нас назвали сыновьями, и это истина, как истина то, что вы стали нашими предками. Тот, кто проводит жертвоприношение, или совершает подношение богам, забыв при этом почтить своих предков, тот отдает плоды своих деяний ракшасам, данавам и нагам. О предки! Вас почитают совершением шраддхи. Когда вы получаете удовлетворение от шраддхи, то своей радостью питаете Сому-Луну. Когда Сома удвовлетворен шраддхами, дарует он процветание всем мирам, с их океанами, горами и лесами, населенным подвижными и неподвижными существами. Тот человек, который, желая процветания, с чистым сердцем совершает щраддху, без сомнения, обретет процветание и потомство. Тот, кто совершая шраддху для отца, деда и прадеда, произнесет свое имя и назовет свой род, и поднесет три пинды, без сомнения, обретет успех и благополучие. Таковы слова и воля Брахмы, о сыновья. Слова его нерушимы и верны, поэтому мы будем друг другу сынами, предками и богами ". О мудрец, таким образом, боги являются предками, а предки - богами. Они друг другу одновременно отцы и сыновья. Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, семнадцатая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой говорится о почитании предков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|