Материал, термообработка, поверхностное упрочнениие, шлифовка и допускаемые напряжения тяговых зубчатых передач
Тяговые зубчатые передачи работают в особо тяжелых условиях. В процессе эксплуатации они подвергаются повторно знакопеременным динамическим и статическим нагрузкам. Эти нагрузки на поверхности зубьев создают смятие материала или, что то же, сдвиг материала в поверхностном слое и усталостные трещины у основания зубьев. Контактные напряжения вызывают усталостные напряжения на поверхности зубьев. Эти напряжения весьма чувствительны к изменениям межцентрового расстояния и взаимному смещению зубьев шестерни и колеса в продольном и поперечном направлениях. Особенно это явление имеет место в тяговых зубчатых передачах, у которых радиальный зазор между шейкой оси и вкладышем моторно-осевого подшипника в эксплуатации допускается до 3 мм, что вызывает изменение межцентрового расстояния. Продольный разбег тягового двигателя на оси колесной пары допускается в эксплуатации до 8 мм, что также вызывает осевое смещение зубьев шестерни и колес. Основными мероприятиями, повышающими эксплуатационную стойкость и долговечность тяговых зубчатых передач является надлежащий выбор марок сталей, режимов термической обработки и способов поверхностного упрочнения зубьев. В настоящее время для тяговых зубчатых передач применяются стали марок 12ХНЗА, 13ХН2А, 12Х2Н4А, 30ХН3А, 35ХНТ, 40ХНТ, 45Х и 40Х по ГОСТ 4543-57, 50, 40 и 45 по ГОСТ 1050-57. Заготовки венцов и шестерен изготовляются ковкой с прокаткой или горячей штамповкой. На некоторых видах электроподвижного состава применяют кованые зубчатые колеса. Для повышения механических свойств заготовки венцов и шестерен перед нарезкой зубьев вначале подвергаются грубой механической обработке, затем термической закалке с высоким отпуском (улучшению). Показатели механических свойств некоторых марок сталей, термоулучшение, способы поверхностного упрочнения тяговых зубчатых передач приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1 Механическая характеристика, термоулучшение и способы поверхностного упрочнения некоторых сталей, применяемых для тяговых зубчатых передач
9.1. Способы поверхностного упрочнения зубьев и шлифовка зубьев
При механической обработке зубьев на поверхности их образуются растягивающие напряжения, которые, суммируясь с напряжением изгиба, способствуют появлению усталостных трещин. Поверхностное упрочнение зубьев методом закалки токами высокой частоты или другим способом повышает сопротивляемость воздействия повторно-знакопеременным нагрузкам благодаря образованию благоприятных сжимающих напряжений по контуру зубьев. Кроме этого, поверхностное упрочнение зубьев повышает твердость и тем самым увеличивает сопротивляемость зубьев контактным напряжениям сдвига. На заводах транспортного машиностроения промышленности и МПС применяются различные способы упрочнения зубьев. Основные из них объемно-термоулучшенная закалка, секторная закалка, комбинированное упрочнение, цементация и контурная закалка. Объемно-термоулучшенная закалка. При этом способе упрочнение достигается получением повышенной твердости и механических свойств в процессе термообработки заготовок. Такой способ применяется на Мытищенском машиностроительном заводе при изготовлении зубчатых колес для вагонов метрополитена и Люблинском литейно-механическом заводе и на заводах метрополитена. Этот способ не обеспечивает требуемой износоустойчивости, изгибной и контактной прочности зубьев. Секторная закалка поверхностей зубьев. Впервые этот способ был применен на Коломенском машиностроительном заводе при изготовлении тяговых зубчатых передач для электровозов Сс и ВЛ19.
При этом способе производится упрочнение только рабочей поверхности зуба (рис. 9.1). В местах перехода от закаленной поверхности к незакаленной появляется концентрация напряжений, что служит основной причиной появления в этих местах усталостных трещин. Закалка поверхности производится токами высокой частоты или ацетилено-кислородным пламенем. Этот метод до настоящего времени применяется на НЭВЗе.
Результаты сравнительных испытаний показали, что предел выносливости на изгиб от динамической нагрузки у зубьев, изготовленных из стали 37ХН3А с объемно-термоулучшенной закалкой в 1,1–1,2 раза больше, чем у зубьев с секторной закалкой (рис. 9.2). Комбинированный способ поверхностного упрочнения зубьев. При этом способе рабочий участок профиля зубьев упрочняется закалкой токами высокой частоты, а поверхности впадин уплотняются накаткой роликами (рис. 9.3) давлением 8500–9500 кг двумя проходами. Этот способ имеет тот существенный недостаток, что практически нельзя совместить закалку рабочих поверхностей зубьев с обработкой роликом впадин между зубьями, так как рабочая поверхность имеет выпуклую или вогнутую форму, а обкатка – прямолинейную.
В местах, где нет упрочнения закалкой или обкаткой, а также при обкатке роликом закаленного слоя появляются надрывы, что служит основной причиной образования в этих местах трещин. Цементация. Одним из лучших способов поверхностного упрочнения зубьев является цементация, обеспечивающая высокую усталостную прочность зубьев наряду с высокими показателями их износоустойчивости и контактной прочности. При этом способе производится упрочнение боковых поверхностей и впадин. Однако применение цементации связано с техническими трудностями особенно для зубчатых колес с большим диаметром, кроме этого, требуется высоколегированная цементируемая сталь. Поверхностное упрочнение зубьев после цементации производится нагревом в печи или токами высокой частоты по всему контуру. Этот способ применяется на многих заводах промышленности и МПС при изготовлении шестерен тяговых передач из стали марки 12ХН3А или 12ХН4А.
Контурная закалка зубьев. Этот способ поверхностного упрочнения по сравнению с цементацией является более экономичным и высокопроизводительным. Кроме того, он позволяет использовать простую углеродистую сталь вместо легированной. При этом способе так же, как и при цементации, производится упрочнение по всему контуру. Особенность этого способа заключается в том, что благодаря образованию благоприятных сжимающих напряжений по всему контуру зуба резко возрастает сопротивляемость повторно-знакопеременным нагрузкам не только рабочего участка, но главным образом основания (галтель) зуба. Однако способ до настоящего времени не имел распространения, так как не было разработано технологии и не было специального закалочного оборудования. Перовский завод по ремонту электроподвижного состава в содружестве с работниками ЦНИИ МПС, московского автомобильного завода им. Лихачева и заводов авиационной промышленности разработал новую технологию поверхностного упрочнения рабочих поверхностей и впадин зубьев, т. е. по всему контуру (рис. 9.4).
Этот способ отличается тем, что в нем закалка производится не методом последовательного перемещения индуктора и беспрерывной подачи закалочной жидкости вдоль зуба, как это было ранее, а индуктор накладывается по всей длине зуба и нагрев впадины и двух поверхностей зубьев производится одновременно. Это дало возможность подбирать требуемые режимы времени и температуры нагрева, выравнивать ее, регулировать работу спрееров для охлаждения зуба, что позволило найти пути для борьбы с трещинообразованием. Произведенные ЦНИИ МПС сравнительные испытания на изгибную выносливость зубьев шестерен моторных вагонов, изготовленных из стали 37ХН3А показали, что предел выносливости зубьев-с контурной закалкой в 2,8 раза больше, чем с объемной закалкой (рис. 9.5). Эксплуатация подтвердила эти выводы. Тяговые зубчатые-передачи с контурной закалкой имеют пробег 1000000–1500000 км и еще находятся в хорошем состоянии, в то время как с секторной закалкой после пробега 250000 – 300000 км требуют замены.
Закалка зубьев любым способом снижает класс точности. Произведенные измерения показали, что при закалке зубчатых колес токами высокой частоты по всему контуру зубьев точность их понижается на один-два класса по ГОСТ 1643–46. Отклонения от точности изготовления неравномерны по окружности колеса и особенно большие отклонения получаются на зубьях, закаленных первыми и последними. Результаты измерений показывают необходимость введения шлифования зубьев после закалки для получения требуемой точности. Технология производства шлифовки больших зубчатых колес и венцов с прямыми зубьями впервые была освоена Перовским заводом. Опыт этого завода послужил: основанием для разработки ГОСТ 8855–58 на тяговые зубчатые передачи для электроподвижного состава и тепловозов магистральных железных дорог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|