Урок 1. Знание, мнение и вера: у истоков гносеологии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Тема 3. Гносеология.
Цель изучения урока 1:
– Уметь ориентироваться в гносеологической проблематике, классифицировать философские течения по гносеологическому основанию. – Знать основные направления философии в зависимости от решения ими гносеологических вопросов, их представителей, основные линии их аргументации – Приобрести навыки анализа содержания основных категорий гносеологии, а также природы основных познавательных способностей Гносеология – философская теория познания – мировоззренческое учение о природе, формах, методах, закономерностях и целях познания.
Другие (к числу которых принадлежат диалектические материалисты) развивают более мягкий вариант гносеологического оптимизма, построенный на тончайшей диалектике абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина, говорят они, в актуальном состоянии недостижима. Но процесс движения к ней потенциально бесконечен. Каждая его фаза, ступень представляют собой истины относительные, неполные, частичные. Чем больше мы познаем мир, тем более глубокие его уровни со своими закономерностями открываются нам. И так будет, говорят эти философы, всегда. Сущность мира принципиально неисчерпаема. Поиск самого первого фундамента мироздания заранее обречен на неудачу (в смысле попыток достичь полного знания о нем).
«Пессимисты» же (а вариаций «гносеологического пессимизма» существует множество) либо сомневаются в возможности объективного и адекватного познания мира (в возможности отыскать за феноменами нашего сознания и их связью что-либо объективное, необходимое, принципиально несубъективное, например, «природу самих вещей»), считая этот вопрос неразрешимым (так называемые скептики), либо идут дальше и вообще отрицают такую возможность или признают существование в реальности принципиально закрытых для познания «уголков» (приверженцы так называемого агностицизма). Следует отметить, что между скептицизмом и агностицизмом зачастую ставят знак равенства (или считают первый разновидностью второго), а сам агностицизм фактически отождествляют с «пессимизмом». К такому взгляду в целом склоняются и авторы учебника[3]. Следует отметить, что в общем случае решения философами обеих сторон основного вопроса философии являются независимыми. Не следует отождествлять онтологическую дилемму «материализм – идеализм» с гносеологической дилеммой «оптимизм – пессимизм». Как мы уже видели, «оптимистами» в решении вопроса о познаваемости мира могут быть как идеалисты (Гегель), так и материалисты. Более того, такой ультраоптимизм, как у объективного идеалиста Гегеля, не снился ни одному материалисту! Можно, правда, заметить одну весьма примечательную и легко объяснимую тенденцию – идеалисты субъективные имеют склонность занимать «пессимистические» позиции. Ведь они отрицают самостоятельное существование мира вне сознания, отвергают теорию отражения (согласно которой феномены сознания есть проекция, отображение явлений объективной реальности и их отношений), поэтому для них весьма затруднительно говорить о подлинно объективном содержании наших знаний. Заметим также, что последовательный материализм в онтологии должен сопровождаться оптимизмом в гносеологии – если сознание есть продукт развития материи, ее свойство, высшее проявление ее фундаментального атрибута, атрибута отражения, то оно, конечно, с необходимостью должно быть в состоянии адекватного воспроизведения в идеальной форме всех проявлений материального (в смысле объективного) мира.
Как уже отмечалось, все основные ходы мысли элеатов довел до логического завершения и обобщения в стройной системе великий Платон. Однако, разговор о становлении гносеологической проблематики был бы, безусловно, неполным без упоминания о софистах, представлявших собой весьма нетрадиционное для Греции того времени явление. Софисты (от греч. софистес – мудрец) – платные преподаватели ораторского искусства и риторики, прежде всего, а также прочих, как сейчас сказали бы, общегуманитарных дисциплин, представители, так сказать, «греческого Просвещения». Повсеместное появление в Греции в 5 в. до н.э. подобных учебных заведений для богатых граждан объяснялось весьма просто. Развитие полисной демократии вело к повышению авторитета «публичных профессий» (политических деятелей различного ранга – от судей до военных стратегов), овладение которыми с необходимостью предполагало недюжинный ораторский талант. А спрос, как известно, рождает предложение. Но, безусловно, позитивная роль, заключавшаяся в повышении общего уровня гуманитарной культуры в Греции, довольно быстро отошла у софистов на второй план. Чем более престижными становились соответствующие должности, тем менее разборчивыми становились претенденты на них. Становилось неважно, каким путем был устранен конкурент на глазах народного собрания – путем переубеждения и объективного доказательства своей правоты (то есть в рамках честного спора ради истины, где, если и побеждает, то побеждает объективно более знающий и достойный) или просто путем демонстрации неспособности оппонента успешно вести «словесный поединок» (спор ради победы), недостаточности его риторической культуры, то есть, якобы, образованности. Софисты обучали своих слушателей разного рода «хитрым» приемам, которые позволяли в споре сбить неподготовленного к такой атаке собеседника с толку, выставить его в глазах судей простофилей, который даже сам не понимает, что он утверждает, завладеть инициативой в диалоге (например, в рамках публичных «дебатов» «конкурентов» – претендентов на какую-либо важную должность) и, в конечном итоге, выиграть дело. Эти приемы, как правило, явно или неявно нарушали известные сейчас каждому образованному человеку законы логики и принципы ведения спора ради истины. Примечательность ситуации состояла в том, что указать софистам на их алогичность было невозможно по весьма прозаической причине – сама логика как систематическая наука о правилах рассуждений еще не была создана (это сделает лишь в следующем веке Аристотель). Софисты, рекламируя себя, утверждали, что они могут доказать «все, что угодно». Иными словами, «все, что нужно сделать истинным, можно считать таковым и поэтому сделать таковым, необходимо лишь умение аргументировать». Философские основания идей софистов восходят к знаменитому утверждению главного из них – Протагора: «Человек есть мера всех вещей – существующих в их существовании и несуществующих в их несуществовании». Иными словами, как кому кажется, так оно и есть. Для одного ветер холодный, для другого нет. Один видит в предмете одно, другой – другое (скажем, индеец – две простые скрещенные палки, а европеец – христианский крест). Личные ощущения, восприятия, мысли есть подлинный критерий истины. Мы же никогда не встречаемся с вещами как они есть сами по себе – мы имеем дело лишь со своими образами этих вещей. И сравнивать эти образы с точки зрения их «объективной» «правильности» или «неправильности» бессмысленно, у каждого они свои. О любой вещи равно убедительно можно говорить и «за» и «против» (вставая на позиции соответствующих субъектов). В этом выражается гносеологический релятивизм софистов – все знания относительны. Релятивизм не следует ставить на одну ступень с диалектикой. В диалектике также утверждается, что, по сути, любое явление состоит из противоположностей (устойчивости и изменчивости, свободы и необходимости и т.д.) и рассматривать его надо с обеих сторон (иначе мы получим метафизический анализ) и в единстве этих сторон. Но если диалектики считают, что объективная истина существует – просто в качестве «двусторонней», то релятивисты отвергают ее, разрывая стороны противоречия, заостряя несовместимость определений вещи, не видя их взаимодополнительности в едином целом, не будучи способными найти некую общую основу вещи (явления), сущность, в различных обстоятельствах или отношениях проявляющуюся подобным противоположным образом. Когда диалектики говорят: «И тезис, и антитезис истинны», они имеют в виду, что их истинность предполагает друг друга и зависит друг от друга[5]. А релятивисты рассматривают тезис и антитезис порознь, создавая иллюзию их изолированности, а тем самым – и невозможности судить о вещи объективно. Мучительно и трудно приходило человечество к пониманию истины как органического единства противоположностей, дабы избежать как Сциллы релятивизма или агностицизма (скажем, Зенон Элейский, обнаружив внутреннюю противоречивость движения, просто объявил его находящимся вне сферы истинного познания), так и Харибды эклектики (механического, искусственного соединения в принципе несовместимого). Несколько перефразируя классика, можно сказать, что диалектика есть учение о том, как бывают и как становятся едиными противоположности.
1. Иронии – осознании себя и всех остальных в качестве смиренных искателей истины, начинающих с тезиса «Я знаю лишь то, что еще пока ничего не знаю, а беда многих других состоит в том, что они не знают и даже этого», беспощадном высмеивании всякого рода самодовольства и претензий на «хватание» и «полное обладание» истиной; 2. Майевтике (буквально с греч. – акушерство, повивальное искусство) – обнаружении и «извлечении» истины из души каждого собеседника в процессе и по итогам диалога (трудно не увидеть здесь истоки теории врожденного знания); 3. Индукции (от лат. наведение) – переходе от выявленных в диалоге частных случаев и определений обсуждаемого предмета или явления к общему его определению, охватывающему все возможные частные случаи и потому касающемуся чего-то неизменного и неэмпирического (мужества как такового, красоты как таковой, справедливости как таковой, которые безусловно не сводимы к своим проявлениям, хотя и отражаются в них, это такое целое, которое образуется из бесконечного количества своих частей).
Идеи элеатов и Сократа блестяще синтезировал в своей гносеологии уже анонсированный нами Платон. Теория познания Платона – фактически первая в истории целостная гносеологическая модель – базируется, во-первых, на его онтологии (учении о независимом от мира вещей вечном мире идей, которые являются их гипостазированными сущностями), во-вторых, на его психологии (учении о душе как самостоятельной субстанции – бессмертном начале, которое придает телу жизнь, а после его смерти покидает его).
Гносеологическим идеям Платона была уготована долгая счастливая жизнь в истории осмысления познавательного процесса. А в последнее время в современной науке (в частности, в психологии) при анализе содержания мира (поля) человеческого знания ученые все чаще стали обращаться к идеям, принципам, аргументации классического платонизма (идеи «семантического универсума» в космологии[6], архетипов сознания в детской психологии и т.д.). Можно сказать, что Платон стоял у истоков рационалистической модели гносеологии – подлинное, объективное, ясное и отчетливое знание имеет принципиально внеэмпирическое, нечувственное происхождение, является результатом непосредственного созерцания разумом (душой) своих предметов – нечувственных по сути логических по своей природеструктур бытия.
Человек «вдруг» заглянул внутрь себя и увидел, что, будучи чистым духом, имея внутренний мир, жизнь, свободу и уникальную судьбу, он противоположен мертвому миру. После этого прозрения ощущать себя частью этого (именно этого) мира стало невозможно. Тогда человек обратился ввысь и стал переживать свое бытие в мире (и бытие самого мира) как обусловленное некоей высшей, духовной, по-настоящему трансцендентной реальностью, реальностью Бога, как причастное ее бытию, как находящееся с ней в неуловимой для чувств и разума связи. Человек взглянул и на мир, и на себя в этом мире в принципиально иной перспективе. Убеждение в существовании такой реальности, «знание» о ней было, конечно, иррациональным, хотя и обладало абсолютной внутренней достоверностью. Источником этой достоверности служила вера – особый способ гносеологического взаимодействия субъекта и объекта, особый тип их отношения. Рациональные аргументы «против» в принципе не могут поколебать веру. Какое-то вероучительное положение абсурдно с точки зрения логики (например, положение о богочеловечестве Христа или троичности Бога)? Ну так что же – тем более оно достоверно, ибо является, таким образом, предметом чистой веры, следовательно, ему не грозят рациональные опровержения, как это всегда бывает с догматами разума. «Верую, ибо абсурдно», - так сформулировал эту мысль великий христианский теолог Тертуллиан во 2-м веке. Вера – это сверх-разум, открывающая удивительные пространства, недоступные разуму обычному и переступающие его границы. Вера в принципе позиционирует себя как нечто таковое. Логика разума – это не о том. Мы в рамках веры просто постулируем бытие реальности, на которую средства разума не распространяются (античные же философы были убеждены, что универсальной логике подчинена вся реальность). Получается что-то вроде замкнутого круга. Разум не может поколебать эти положения веры, потому что они сами определяют себя как неопровержимые разумом. Вера – это особый способ переживания реальности объекта. Верующему, скажем, в Бога в принципе не нужны доказательства Его Бытия (для самого знания о бытии Бога) – он и так знает, что Бог есть. И не боится быть опровергнутым в силу открытых «новых обстоятельств». «Знает», конечно, в особом смысле. И главное отличие от традиционного знания здесь, пожалуй, не психологическое (скорее даже вера вызывает большее чувство достоверности реальности своего объекта, чем знание), а логическое – это внутреннее «знание веры» нельзя передать другому (в отличие от знания рационального), как нельзя передать никому другому ощущение своей боли. Разумности можно научиться, к вере можно лишь прийти через внутренний духовный путь. Теперь трансцендентное – действительно таковое, в отличие от наивной его модели в Античности. Бог не просто «за входной дверью чувственного мира», он вообще «за любой мировой реальностью», причем никакой рациональный анализ смысла этого «за» по определению не способен ухватить его суть. Немного утрируя, можно сказать, что Бог реален (как необходимое условие всякой реальности), но Он не реальность в традиционном смысле слова. Он везде и нигде. А прорыв к этому особому бытию и осуществляется, главным образом и исходно через веру. Отсюда ясно, что главной проблемой средневековой гносеологии была проблема соотношения не рационалистического (в узком смысле слова) и эмпирического способов познания, а проблема соотношения рационального (в смысле, естественного) как такового и иррационального постижения реальности. Она известна под устойчивым наименованием «проблема соотношения веры и разума», одним из аспектов которой является и вопрос о правомерности и необходимости познания природы в условиях строго теоцентристской установки. Очевидно, Бог – центральный элемент картины мира, следовательно, главный объект познания. Но вот единственный ли? Могут ли и если да, то каким образом, быть связаны богопознание (и какую роль играют в нем разум и вера, в т.ч. и относительно друг друга) и познание природы? Различные средневековые философы по-разному решали эту проблему. Одни (Бернар Клервосский, Петр Дамиани и др.) полагали, что в условиях строго теоцентристской модели мира нет и не может быть никакого иного предмета познания, кроме самого Бога, и никакого иного средства познания, кроме веры. Разум, направленный на постижение принципов мироздания, не только не полезен (или хотя бы просто «нейтрален» в ценностном отношении) для духовного совершенствования человека, но, в сущности, вреден, ибо отвлекает познающего на мирскую суету. Природа «недостойна» познавательных усилий. Бог трансцендентен миру, поэтому никакие знания об этом мире ни на йоту не приближают человека к решению главной задачи его жизни – соединению с Богом и спасению своей души. Не случайно такую «обскурантистскую» позицию в средневековой гносеологии принято именовать мистической традицией. Однако, несмотря на определенную последовательность и принципиальность, она не стала доминирующей, оставшись уделом узкого круга уединившихся в монастырях крайне фанатично настроенных и весьма экзальтированных «рыцарей веры». Дело, в частности, еще и в том, что из данной позиции прямо вытекало отрицание необходимости светского образования и вообще какого бы то ни было просветительства, выходящего за пределы библейской обложки. А это прямо противоречило культурологическим интенциям духовенства, которое позиционировало себя как несущее людям свет истины. Принудительное деление истин на «нужные» и «ненужные» (к числу которых следовало бы отнести все знания, необходимые для повседневной жизни) вряд ли бы нашло Выдающийся теолог эпохи схоластики Фома Аквинский (1225 – 1274), прозванный «Ангельским доктором» за свою ученость в вопросах христианской религии, предпринял героическую попытку разработать доктрину совершенной гармонии веры и разума, в которой органически бы соединились оба приведенных выше тезиса. Фома выступил с резкой критикой уже набравшей к тому времени силу теории «двух истин». С поистине дипломатической хитростью выдвинули ее те представители свободомыслящей «интеллигенции», которых категорически не устраивал диктат церковной догматики в вопросах познания природы (прежде всего, ученые). Они заявили, что у теологии (опирающейся на веру) и философии в смысле естествознания (орудием которой служит разум) не только разные методы, но и разные предметы. Следовательно, у каждой из этих наук «своя сфера», они «не пересекаются», поэтому, к примеру, некто может одновременно признавать внешне противоречащие утверждения (скажем, гео- и гелиоцентрическую модель мира – соответственно, как «добрый прихожанин» и «беспристрастный ученый»), которые лишь по видимости таковы, ибо относятся к разным уровням знания, на которых одни и те же выражения языка (как, например, «Земля») имеют, в сущности, различные значения. Мир в библейском смысле и в смысле науки – это разные объекты, разные «миры». Очевидно, что опытные теологи сразу распознали в этой теории «двух истин» ее, по сути, антидогматический и антирелигиозный пафос. Фома Аквинский заявил, что различие методов теологии и философии не дает права заявлять о различии их предметов. Предмет один – Бог, и ведут пути обеих этих наук именно к нему – только по-разному. Вера (созерцающая Бога напрямую и максимально отчетливо) поддерживает разум, способный сомневаться в бытии Божием в начале своего пути, разум же, в к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|