Комбинации из нескольких доминирующих звуков
Стр 1 из 6Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор Белорусского государственного университета культуры и искусств ____________Ю.П.Бондарь "___"_____________2011 г. Регистрационный № _____ ТЕХНИКА РЕЧИ. ПРАКТИКУМ (материалы для работы над дикцией и голосом)
для специальности: 1-18 01 01"народное творчество" направления специальности: 1-18 01 01-03"театральное"
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ: В.В.Сащеко, доцент кафедры театрального творчества УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств", кандидат культурологии; Д.Г.Тытюк, доцент кафедры режиссуры эстрады УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств"
РЕЦЕНЗЕНТЫ: С.Н.Чекерес, заслуженный артист Республики Беларусь Н.В.Карчевская, кандидат искусствоведения, доцент
Содержание Введение. 4 "Речевая каллиграфия": искусство красивого и чёткого произношения 5 Чистоговорки. 6 Скороговорки. 13 Голосо-речевой тренинг: синтез слова и физического действия. 29 Тренинг с теннисными мячами. 29 Тренинг со скакалкой. 32 Информационная часть. 38 Звуковой этюд: репертуар для обогащения голосовой палитры.. 38 Материалы для начального этапа освоения звукового этюда. 40 Материалы для этюдов повышенного уровня сложности. 47 Литература. 59
Введение Техника речи – один из фундаментальных учебных разделов дисциплины "Сценическая речь". Цель предлагаемого практикума – сориентировать студентов и предложить им первичный речевой материал для воспитания профессиональной техники голосоведения. В сценической речи для этой цели используются материалы как из арсенала логопедии, так и художественной литературы (от простейших детских считалок до высокохудожественных текстов). Наиболее яркие речевые материалы и приводятся в практикуме, одна из центральных задач которого – указать направление, некоторые принципы, этапы и последовательность работы по развитию техники речи и дать образцы текстов для тренинга, т.е. указать студентам пути самосовершенствования. В то же время предлагаемый практикум не предполагает исключительно самостоятельную работу студента. Скорее это продолжение занятий, проведённых педагогом. Студентам предлагается комплексный вспомогательный материал, который широко используется в голосо-речевом тренинге и необходим для контролируемой самостоятельной работы. Внимательнейший и подробнейший контроль и коррекция педагога – непременное условие успешной работы и залог того, что работа не принесёт отрицательный эффект (что возможно при неумелом обращении с таким тонким механизмом, каким является наш голос).
"Речевая каллиграфия": искусство красивого и чёткого произношения О необходимости безукоризненной дикции на сцене говорилось и говорится достаточно много и подробно. Аксиомой стало мнение, что безупречная дикция – фундамент сценического словесного действия. Перед тем, как приступить к работе с "кирпичиками" этого фундамента, хотелось бы специально отметить, что работа над дикцией – начальный этап творческого процесса. Поэтому и к совершенствованию дикции необходимо подходить не как к рутине, а как к искусству благородного звучания. В первую очередь под сценической дикцией следует понимать отсутствие недостатков в произнесении каждого отдельного звука, разборчивость и благозвучие речи. Как отмечал К.С.Станиславский, гласные звуки – это река, согласные – берега, и чтобы не происходило "разливов" согласные звуки надо укреплять. Поэтому в практикуме основной акцент делается на согласных звуках. Традиционный способ работы над дикцией в сценической речи – работа с чистоговорками и скороговорками.
При работе с чистоговорками и скороговорками в первую очередь необходимо учитывать следующие требования: 1. Речевой аппарат – гармоничная целостная система, и изолированная тренировка отдельных речевых функций может привести к её рассогласованной работе. Поэтому физический, дыхательный, артикуляционный, голосовой разогрев сделают работу над дикцией более продуктивной. 2. При работе над дикционной чёткостью необходимо исключить механическое проговаривание слов. Не только скороговорка, но и сложные звукосочетания чистоговорки должны быть оживлены поставленной задачей, определённым нафантазированным подтекстом, личным отношением к тому, о чём идёт речь. Это принципиальное требование, поскольку следует учитывать, что конечная цель работы – воспитания профессиональной речи артиста. 3. Начинать работу над текстами чистоговорок/скороговорок необходимо в медленном темпе, тренируя точную артикуляционную позицию каждого звука. По мере освоения сложных сочетаний букв и слов темп произнесения ускоряется. Подробную информацию о произношении звуков можно найти в книгах "Искусство речи" [2], "Сценическая речь" [10], [11]. Чистоговорки и скороговорки, как правило, – это небольшие тексты. Тем не менее, даже в таком кратком тексте существует своя логика произношения, которую надо учитывать. Необходимо максимально избегать монотонной многоударности[1] при скороговорении и стремиться к выявлению смысла (пусть и простейшего) фразы. Например, естественной логике звучания речи противоречит произнесение звукосочетания "би-бэ-ба-бо-бу-бы" и скороговорки "купи кипу пик" с ударением на каждом звуковом звене (" би - бэ - ба - бо - бу - бы " и " купикипупик "). Поэтому, в зависимости от задачи и смысла произносимого, необходимо выявить определённое логическое ударение: например, "би-бэ-ба-бо- бу -бы" или "купи кипу пик " (смысловой акцент на том, что необходимо купить). Чистоговорки На чистоговорках избавляются от недостатков речи, закрепляется верная артикуляция звуков и звукосочетаний, что позволяет далее приступить к работе над скороговорками. Основной принцип последующей работы с чистоговорками – от простых звукосочетаний к более сложным. Чаще всего под чистоговорками подразумевают подобные тексты: "Сы-сы-сы, сы-сы-сы – у Сысоя усы", – т.е. комбинации звукорядов и слов (или скороговорок) на определённую букву. Однако для первого этапа тренировки лучше наладить точную позицию произносимых звуков на звукоряде, и лишь позже заняться соединением звукосочетаний и скороговорок. Схема отработки звука может быть такой: сначала звукоряды в разных вариациях, – затем слова, а потом и скороговорки на отрабатываемый звук.
В чистоговорках за общую основу мы берём звукоряды гласных И-Э-А-О-У-Ы, И-Е-Я-Ё-Ю-И, последовательность которых необходимо выучить и соблюдать при тренировке. Работая над звукорядами (особенно над индивидуальными проблемными звуками) нужно стремиться к отработке максимального набора комбинаций: для этого после первичной отработки звукоряда можно создавать вариации его произношения, менять логические ударения в произносимой чистоговорке (к примеру, "тли- три тлэ- трэ тла- тра тло- тро тлу- тру ТЛЫ- ТРЫ " или " тли -три ТЛЭ -ТРЭ тла -тра тло -тро тлу -тру тлы -тры"). Важно в этой работе избегать монотонности*, поэтому при произношении звукоряда полезно начинать с верхнего тона голоса и постепенно спускаться к нижнему (или наоборот). Звуки "п – б", "пь – бь" пи-пэ-па-по-пу-пы пи-пе-пя-пё-пю-пи би-бэ-ба-бо-бу-бы би-бе-бя-бё-бю-би пип-пэп-пап-поп-пуп-пып пип-пеп-пяп-пёп-пюп-пип бип-бэп-бап-боп-буп-бып бип-беп-бяп-бёп-бюп-бип пиппи-пэппэ-паппа-поппо-пуппу-пыппы бибби-бэббэ-бабба-боббобуббу-быббы пиппи-пеппе-пяппя-пёппё-пюппю-пиппи бибби-беббе-бяббя-бёббё-бюббю-бибби пипипип-пэпэпэп-папапап-попопоп-пупупуп-пыпыпып бибибип-бэбэбэп-бабабап-бобобоп-бубубуп-быбыбып пипипип-пепепеп-пяпяпяп-пёпёпёп-пюпюпюп-пипипип бибибип-бебебеп-бябябяп-бёбёбёп-бюбюбюп-бибибип спи-зби спэ-збэ спа-зба спо-збо спу-збу спы-збы спи-зби спе-збе спя-збя спё-збё спю-збю спи-зби
биптипти-бэптэптэ-баптапта-боптопто-буптупту-быптыпты биптипти-бептепте-бяптяптя-бёптёптё-бюптюптю-биптипти Звуки "ф – в", "фь – вь" фи-фэ-фа-фо-фу-фы фи-фе-фя-фё-фю-фи ви-вэ-ва-во-ву-вы ви-ве-вя-вё-вю-ви фиф-фэф-фаф-фоф-фуф-фыф фиф-феф-фяф-фёф-фюф-фиф виф-вэф-ваф-воф-вуф-выф виф-веф-вяф-вёф-вюф-виф фифь-фэфь-фафь-фофь-фуфь-фыфь фифь-фефь-фяфь-фёфь-фюфь-фифь вифь-вэфь-вафь-вофь-вуфь-выфь вифь-вефь-вяфь-вёфь-вюфь-вифь вифи-вэфэ-вафа-вофо-вуфу-выфы вифи-вефе-вяфя-вёфё-вюфю-вифи фиви-фэвэ-фава-фово-фуву-фывы фиви-феве-фявя-фёвё-фювю-фиви вивви-вэввэ-вавва-вовво-вувву-выввы фиффи-фэффа-фаффа-фоффо-фуффу-фыффы вивви-вевве-вяввя-вёввё-вюввю-вивви фиффи-феффе-фяффя-феффе-фюффю-фиффи виффи-вэффэ-ваффа-воффо-вуффу-выффы фивви-фэввэ-фавва-фовво-фувву-фыввы виффи-веффе-вяффя-вёффё-вюффю-виффи фивви-февве-фяввя-фёввё-фюввю-фивви вивиф-вэвэф-ваваф-вовоф-вувуф-вывыф фифиф-фэфэф-фафаф-фофоф-фуфуф-фыфыф вивиф-вевеф-вявяф-вёвёф-вювюф-вивиф фифиф-фефеф-фяфяф-фёфёф-фюфюф-фифиф вививиф-вэвэвэф-вававаф-вововоф-вувувуф-вывывыф фифифиф-фэфэфэф-фафафаф-фофофоф-фуфуфуф-фыфыфыф вививив-вевевев-вявявяв-вёвёвёв-вювювюв-вививив фифифиф-фефефеф-фяфяфяф-фёфёфёф-фюфюфюф-фифифиф сфи-зви сфэ-звэ сфа-зва сфо-зво сфу-зву сфы-звы сфи-зви сфе-зве сфя-звя сфё-звё сфю-звю сфи-зви вифтифти-вэфтэфтэ-вафтафта-вофтофто-вуфтуфту-выфтыфты вифтифти-вефтефте-вяфтяфтя-вёфтёфтё-вюфтюфтю-вифтифти Звуки "т – д", "ть – дь" ти-тэ-та-то-ту-ты ти-те-тя-тё-тю-ти ди-дэ-да-до-ду-ды ди-де-дя-дё-дю-ди тит-тэт-тат-тот-тут-тыт тит-тет-тят-тёт-тют-тит дит-дэт-дат-дот-дут-дыт дит-дет-дят-дёт-дют-дит тить-тэть-тать-тоть-туть-тыть тить-теть-тять-тёть-тють-тить дить-дэть-дать-доть-дуть-дыть дить-деть-дять-дёть-дють-дить дити-дэтэ-дата-дото-дуту-дыты дити-дете-дятя-дётё-дютю-дити тиди-тэдэ-тада-тодо-туду-тыды тиди-теде-тядя-тёдё-тюдю-тиди дидди-дэддэ-дадда-доддо-дудду-дыдды титти-тэттэ-татта-тотто-тутту-тытты дидди-дедде-дяддя-дёддё-дюддю-дидди титти-тетте-тяття-тёттё-тюттю-титти дидидит-дэдэдэт-дададат-дододот-дудудут-дыдыдыт тититит-тэтэтэт-тататат-тототот-тутутут-тытытыт дидидит-дедедет-дядядят-дёдёдёт-дюдюдют-дидидит тититит-тететет-тятятят-тётётёт-тютютют-тититит пти-бди пте-бде птя-бдя птё-бдё птю-бдю пти-бди кти-гди кте-где ктя-гдя ктё-гдё ктю-гдю кти-гди лти-лди лте-лде лтя-лдя лтё-лдё лтю-лдю лти-лди тит-ди, тэт-дэ, тат-да, тот-до, тут-ду, тыт-ды тит-ди, тет-де, тят-дя, тёт-дё, тют-дю, тит-ди бдипти-бдэптэ-бдапта-бдопто-бдупту-бдыпты бдипти-бдепте-бдяптя-бдёптё-бдюптю-бдипти Звуки "с – з", "сь – зь"
си-сэ-са-со-су-сы си-се-ся-сё-сю-си зи-зэ-за-зо-зу-зы зи-зе-зя-зё-зю-зи ис-эс-ас-ос-ус-ыс ись-есь-ясь-ёсь-юсь-ись из-эз-аз-оз-уз-ыз изь-езь-язь-ёзь-юзь-изь иси-эсэ-аса-осо-усу-ысы иси-есе-яся-ёсё-юсю-иси изи-эзэ-аза-озо-узу-ызы изи-езе-язя-ёзё-юзю-изи сиши-сэшэ-саша-сошо-сушу-сышы сиси-сисэ-сиса-сисо-сису-сисы зижи-зэжэ-зажа-зожо-зужу-зыжы жизи-жэзэ-жаза-жозо-жузу-жызы сис-сэс-сас-сос-сус-сыс зис-зэс-зас-зос-зус-зыс сись-сэсь-сась-сось-сусь-сысь зись-зэсь-зась-зось-зусь-зысь сизи-сэзэ-саза-созо-сузу-сызы зиси-зэсэ-заса-зосо-зусу-зысы сизи-сезе-сязя-сёзё-сюзю-сизи зиси-зесе-зяся-зёсё-зюсю-зиси стизди-стэздэ-стазда-стоздо-стузду-стызды здисти-здэстэ-здаста-здосто-здусту-здысты стизди-стезде-стяздя-стёздё-стюздю-стизди здисти-здесте-здястя-здёстё-здюстю-здисти сти-исти стэ-эстэ ста-аста сто-осто сту-усту сты-ысты сти-исти сте-есте стя-ястя стё-ёстё стю-юстю сти-исти сни-исни снэ-эснэ сна-асна сно-осно сну-усну сны-ысны сни-исни сне-есне сня-ясня снё-ёсеё сню-юсню сни-исни сви-исви свэ-эсвэ сва-асва сво-осво сву-усву свы-ысвы сви-исви све-есве свя-ясвя свё-ёсвё свю-юсвю сви-исви зти-изти зтэ-эзтэ зта-азта зто-озто зту-узту зты-ызты зти-изти зте-езте зтя-язтя зтё-ёзтё зтю-юзтю зти-изти зни-изни знэ-эзнэ зна-азна зно-озно зну-узну зны-ызны зни-изни зне-езне зня-язня знё-ёзнё зню-юзню зни-изни зви-изви звэ-эзвэ зва-азва зво-озво зву-узву звы-ызвы зви-изви зве-езве звя-язвя звё-ёзвё звю-юзвю зви-изви тсэ-этсэ тса-атса тсо-отсо тсу-утсу тсы-ытсы тси-итси тсе-етсе тся-ятся тсё-ётсё тсю-ютсю нси-энси нсэ-энсэ нса-анса нсо-онсо нсу-унсу нсы-ынсы нси-энси нсе-ансе нся-онся нсё-унсё нсю-ынсю нси-энси вси-эвси всэ-эвсэ вса-авса всо-овсо всу-увсу всы-ывсы вси-эвси все-эвсе вся-ався всё-овсё всю-увсю вси-ывси рзэ-эрзэ рза-арза рзо-орзо рзу-урзу рзы-ырзы рзи-ирзи рзе-ерзе рзя-ярзя рзё-ёрзё рзю-юрзю нзи-энзи нзэ-энзэ нза-анза нзо-онзо нзу-унзу нзы-ынзы нзи-энзи нзе-анзе нзя-онзя нзё-унзё нзю-ынзю нзи-энзи взи-эвзи взэ-эвзэ вза-авза взо-овзо взу-увзу взы-ывзы взи-эвзи взе-эвзе взя-авзя взё-овзё взю-увзю взи-ывзи ски-зги скэ-згэ ска-зга ско-зго ску-згу скы-згы ски-зги ске-зге скя-згя скё-згё скю-згю ски-зги Звуки "ш – ж" ши-шэ-ша-шо-шу-шы жи-жэ-жа-жо-жу-жы иш-эш-аш-ош-уш-ыш иж-эж-аж-ож-уж-ыж иши-эшэ-аша-ошо-ушу-ышы ижи-эжэ-ажо-ожо-ужу-ыжы шиш-шэш-шаш-шош-шуш-шыш жиж-жэж-жаж-жож-жуж-жыж сишы-сэшэ-саша-сошо-сушу-сышы сижы-сэжэ-сажа-сожо-сужу-сыжы зижы-зэжэ-зажа-зожо-зужу-зыжы жызи-жэзэ-жаза-жозо-жузу-жызы шыжы-шэжэ-шажа-шожо-шужу-шыжы жышы-жэшэ-жаша-жошо-жушу-жышы шыш-шэш-шаш-шош-шуш-шыш жыш-жэш-жаш-жош-жуш-жыш шышышыш-шэшэшэш-шашашаш-шошошош-шушушуш-шышышыш жыжыжыш-жэжэжэш-жажажаш-жожожош-жужужуш-жыжыжыш штижди-штэждэ-штажда-штождо-штужду-штыжды ждишти-ждэштэ-ждашта-ждошто-ждушту-ждышты штиждирли-штэждэрлэ-штаждарла-штождорло-штуждурлу-штыждырлы штиждирли-штеждерле-штяждярля-штёждёрлё-штюждюрлю-штиждирли Звуки "щ" щи-ще-щя-щё-щю-щи ищ-ещ-ящ-ёщ-ющ-ищ ищи-еще-ящя-ёщё-ющю-ищи щищ-щещ-щящ-щёщ-щющ-щищ щищи-щеще-щящя-щёщё-щющю-щищи Звуки "ц" цы-цэ-ца-цо-цу-цы иц-эц-ац-оц-уц-ыц цыц-цэц-цац-цоц-цуц-цыц цыцы-цэцэ-цаца-цоцо-цуцу-цыцы цыццыц-цэцэцэц-цацацац-цоцоцоц-цуцуцуц-цыцыцыц сицы-сэцэ-саца-соцо-суцу-сыцы цти-ицти цтэ-эцтэ цт а-ацта цто-оцто цту-уцту цты-ицты цхи-ицхи цхэ-эцхэ цха-ацха цхо-оцхо цху-уцху цхы-ыцхы Звуки "ч" чи-че-чя-чё-чю-чи ич-эч-ач-оч-уч-ыч ич-еч-яч-ёч-юч-ич чич-чеч-чяч-чёч-чюч-чич чичич-чечеч-чячяч-чёчёч-чючюч-чичич чичичич-чечечеч-чячячяч-чёчёчёч-чючючюч-чичичич чищи-чеще-чящя-чёщё-чющю-чищи щичи-щече-щячя-щёчё-щючю-щичи щиччи-щечче-щяччя-щёччё-щюччю-щиччи Звуки "к – г", "кь – гь", "х – хь" ки-кэ-ка-ко-ку-кы ги-гэ-га-го-гу-гы ки-ке-кя-кё-кю-ки ги-ге-гя-ге-гю-ги кик-кэк-как-кок-кук-кык гик-гэк-гак-гок-гук-гык кик-кек-кяк-кёк-кюк-кик гик-гек-гяк-гек-гюк-гик кикки-кэккэ-какка-кокко-кукку-кыккы гигги-гэггэ-гагга-гогго-гуггу-гыггы кикик-кэкэк-какак-кокок-кукук-кыкык гигик-гэгэк-гагак-гогок-гугук-гыгык кикик-кекек-кякяк-кёкёк-кюкюк-кикик гигик-гегек-гягяк-гёгёк-гюгюк-гигик кикикик-кэкэкэк-какакак-кококок-кукукук-кыкыкык гигигик-гэгэгэк-гагагак-гогогок-гугугук-гыгыгык кпти-кптэ-кпта-кпто-кпту-кпты гбди-гбдэ-гбда-гбдо-гбду-гбды кпти-кпте-кптя-кптё-кптю-кпти гбди-гбде-гбдя-гбдё-гбдю-гбди хи-хэ-ха-хо-ху-хы хи-хе-хя-хё-хю-хи хих-хэх-хах-хох-хух-хых хих-хех-хях-хёх-хюх-хих хихи-хэхэ-хаха-хохо-хуху-хыхы хихи-хехе-хяхя-хёхё-хюхю-хихи хиххи-хэххэ-хахха-хоххо-хухху-хыххы хиххи-хеххе-хяххя-хёххё-хюххю-хиххи Звуки "л – ль" ли-лэ-ла-ло-лу-лы ли-ле-ля-лё-лю-ли лили-лэле-лаля-лолё-лулю-лыли лилли-лэллэ-лалла-лолло-луллу-лыллы лилил-лэлэл-лалал-лолол-лулул-лылыл лилил-лелел-лялял-лёлёл-люлюл-лилил лилиль-лэлэль-лалаль-лололь-лулуль-лылыль лилиль-лелель-ляляль-лёлёль-люлюль-лилиль илти-ильти элтэ-эльтэ алта-альта олто-ольто улту-ульту ылты-ильты илси-ильси элсэ-эльсэ алса-альса олсо-ольсо улсу-ульсу ылсы-ильсы жлы-жли жлэ-жле жла-жля жло-жлё жлу-жлю жлы-жли Звуки "р – рь" ри-рэ-ра-ро-ру-ры ри-ре-ря-рё-рю-ри рир-рэр-рар-рор-рур-рыр рир-рер-ряр-рёр-рюр-рир рири-рэре-раря-рорё-рурю-рыри рири-рере-ряря-рёрё-рюрю-рири рирри-рэррэ-рарра-рорро-рурру-рырры рирри-рерре-рярря-рёррё-рюррю-рирри ририр-рэрэр-рарар-ророр-рурур-рырыр ририр-ререр-ряряр-рёрёр-рюрюр-ририр ририрь-рэрэрь-рарарь-ророрь-рурурь-рырырь ририрь-ререрь-рярярь-рёрёрь-рюрюрь-ририрь рли-рлэ-рла-рло-рлу-рлы лри-лрэ-лра-лро-лру-лры рли-рле-рля-рлё-рлю-рли лри-лре-лря-лрё-лрю-лри тридри-трэдрэ-традра-тродро-трудру-трыдры дритри-дрэтрэ-дратра-дротро-друтру-дрытры тридри-тредре-трядря-трёдрё-трюдрю-тридри дритри-дретре-дрятря-дрётрё-дрютрю-дритри кри-кры кре-крэ кря-кра крё-кро крю-кру кри-кры здры-здри здрэ-здре здра-здря здро-здрё здру-здрую здры-здри Комбинации из нескольких доминирующих звуков Звуки "с – з – ц" сы-зы-цы сэ-зэ-цэ са-за-ца со-зо-цо су-зу-цу сы-зы-цы зы-цы-сы зэ-цэ-сэ за-ца-са зо-цо-со зу-цу-су зы-цы-сы сы-цы-зы сэ-цэ-зэ са-ца-за со-цо-зо су-цу-зу сы-цы-зы цы-сы-зы цэ-сэ-зэ ца-са-за цо-со-зо цу-су-зу цы-сы-зы зис-зэс-зас-зос-зус-зыс цыс-цэс-цас-цос-цус-цыс Звуки "ш – с – з – ц" ши-сы-зы шэ-сэ-зэ ша-са-за шо-со-зо шу-су-зу ши-сы-зы сы-шы-зы сэ-шэ-зэ са-ша-за со-шо-зо су-шу-зу сы-шы-зы ши-цы-сы шэ-цэ-сэ ша-ца-са шо-цо-со шу-цу-су ши-цы-сы зы-цы-шы зэ-цэ-шэ за-ца-ша зо-цо-шо зу-цу-шу зы-цы-шы Звуки "р – ль" и "рь – ль" ри-ли рэ-лэ ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы лри-рли лрэ-рлэ лра-рла лро-рло лру-рлу лры-рлы пли-при плэ-прэ пла-пра пло-про плу-пру плы-пры тли-три тлэ-трэ тла-тра тло-тро тлу-тру тлы-тры зли-зри злэ-зрэ зла-зра зло-зро злу-зру злы-зры риль-рель-ряль-рёль-рюль-риль лирь-лерь-лярь-лёрь-люрь-лирь ли-ри-ли ле-ре-ле ля-ря-ля лё-рё-лё лю-рю-лю ли-ри-ли зри-зли зре-зле зря-зля зрё-злё зрю-злю зри-зли Речевые ситуации на сцене чрезвычайно разнообразны и не ограничиваются набором приведённых выше звукосочетаний. В то же время хорошая дикция требует постоянной тренировки. В дальнейшем слоговые сочетания можно придумывать самостоятельно. Для этого можно использовать текст, над которым идёт работа в данный момент. Для примера допустим, что это "Гамлет" У.Шекспира. Возьмём фразу Гамлета и выделим в ней опорные согласные звуки: " Б ыть и л и не быть? В от в ч ем вопрос!". Далее вынесем эти согласные за пределы фразы и соединим их со звукорядом гласных звуков "и-э-а-о-у-ы". Таким образом, у нас получится новый звукоряд для тренировки дикции в условиях роли: билибивчи-бэлэбэвче-балабавчя-болобовчё-булубувчю-былыбывчи. Полезной вариацией дикционного тренинга будет соединение чистоговорок, скороговорок с работой над дыханием и звуковысотным диапазоном голоса*. Для этого используется принципы постепенного тонального скольжения голоса на каждом фразовом звене от верхнего к нижнему (или наоборот) и постепенного увеличения объёма произносимого текста на одном выдохе. Каждая строка в приведённом ниже примере представляет собой единое фразовое звено, после которого осуществляется сброс остатков воздуха в лёгких и набор новой порции воздуха*. Количественным основанием для градации по звуко-высотному диапазону мы считаем звукоряд гласных "и-э-а-о-у-ы". Таким образом, в этом упражнении мы выявляем шесть тональных ступеней, – условно обозначим их цифрами от самого высокого тона (1) к самому низкому (6). В тональном скольжении от верхнего тона к нижним нужно стремиться к плавности, избегать отрывочного выделения каждого речевого звена, – фраза должна звучать как единое целое. Приведём в качестве примера одну из возможных вариаций упражнения: Вспир (1) (сброс и набор воздуха) Вспир (1) вспэр (2) (сброс и набор воздуха) Вспир (1) вспэр (2) вспар (3) (сброс и набор воздуха) Вспир (1) вспэр (2) вспар (3) вспор (4) (сброс и набор воздуха) Вспир (1) вспэр (2) вспар (3) вспор (4) вспур (5) (сброс и набор воздуха) Вспир (1) вспэр (2) вспар (3) вспор (4) вспур (5) вспыр (6) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (5) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (5) вспурцу (6) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (4) вспурцу (5) вспырцы (6) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (4) вспурцу (5) вспырцы (6) Бык (6) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (4) вспурцу (5) вспырцы (6) Бык тупогуб (6) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (4) вспурцу (5) вспырцы (6) Бык тупогуб (6), тупогубенький бычок (5) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (4) вспурцу (5) вспырцы (6) Бык тупогуб (6), тупогубенький бычок (5) у быка бела губа (4) (сброс и набор воздуха) Вспирци (1) вспэрцэ (2) вспарца (3) вспорцо (4) вспурцу (5) вспырцы (6) Бык тупогуб (5), тупогубенький бычок (4) у быка бела губа была тупа (3)
К этому упражнению можно будет приступать на более поздних этапах тренинга, когда студенты освоили верный тип дыхания и умеют пользоваться разными красками звуко-высотного диапазона своего голоса. Однако к постепенной тренировке этих навыков надо приступать с самого начала работы над чистоговорками и скороговорками.
Скороговорки Как уже отмечалось в разделе "Чистоговорки", после того, как на чистоговорке отработана и закреплена верная артикуляция каждого звука и звукосочетания можно приступать к освоению скороговорок. Скороговорки также разделены на группы по принципу доминирующего звука (звуков). При работе с ними необходимо соблюдать принцип последовательного увеличения нагрузки: от простых к сложным. В работе над скороговоркой (ещё более чем в работе над чистоговоркой) следует помнить о требовании произносить её осмысленно, ставить определённую актёрскую задачу и избегать монотонности. Скороговорку необходимо произносить многократно: короткую – 8-10 раз, среднюю – 5-7 раз, длинную 4-5 раз. Скороговорки для проработки звука "в" Варвара варила, варила, да не выварила. Два воеводы на одном подводе. Два корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. Скороговорки для проработки звука "б" Бдит блин кот – кот бдит блин. Бобр добр до бобра. Добры бобры идут в боры. Добыл бобыль бобов. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Обрадован баран – у барана барабан, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан. Рябина рубиновая, рубино-рябиновая. Скороговорки для проработки звука "п" Говорили про покупки. – Про какие про покупки? – Про крупу да про подкрупки. Колпак под колпаком, под колпаком колпак. Кто колпак переколпакует и перевыколпакует? Никак колпак не переколпаковать, не перевыколпаковать. Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб. От топота копыт пыль по полю летит. Пекарь Пётр пёк пироги. У пеньков опять пять опят. Скороговорки для работы по различению звуков "б – п" Боронила борона по боронованному полю. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Оба брата бриты. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. По бревну бобры бредут. Рыбы в проруби пруд пруди. Скороговорки для проработки звука "д" Димка дудел в дуду деда Додона. Дом – у дуба, дуб – у дома. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб. Скороговорки для работы по различению звуков "д – т" В доме одна Домна. Думает Домна: "Дай, приберу". Прибрала Домна дом, а у Домны дом вверх дном. В один, Клим, клин колоти. Дед Додон дудит в дуду. Дятел дуб долбил, да недодолбил. У тёти Тины дело, у дяди Димы тик. Скороговорки для работы над звуками "л – к" В Луку Клим луком кинул. Видели ли Лидию, полили ли лилию? Видели Лидию, полили лилию. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. Горький окал около колонии Макаренко. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Кириллу на рынке купили крынку. Коваль ковал коня, конь – копытом коваля, коваль – кнутом коня. Колоти, Клим, в один клин! Колпак – под колпаком, под колпаком – колпак. Кот на окне молоко лакал. Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила. Уронила Мила мыло, в мыльной пене утопила. Милая Мила мылилась мылом, намылилась, смыла – так мылилась Мила. На мели мы налима лениво ловили и меняли налима мы вам на линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня. Наш голова нашего голову переголовил, перевыголовил. Не видно – ликвидны акции или не ликвидны. Около кола – колокола, и на колах – колокола. Около кола бьют в колокола. От топота копыт пыль по полю летит. Палку толкал лапкой Полкан. Полкан толкал палку лапкой. Поля полет в поле, а Коля колет колья. Сел сокол на гол ствол. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо бы колпак переколпаковать-перевыколпаковать, надо бы колокол переколоколовать-перевыколоколовать. Ткём ткани на платок Тане, и на платье Тане ткём ткани. Турка курит трубку. Курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку! У ежа и ёлки иголки колки. У ёлки иголки колки. У коровы короб корок. Это колониализм? – Нет, это не колониализм, а неоколониализм! Скороговорки для проработки звука "г" К Габсбургам из Страсбурга. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб. Налогооблагаемая благодать. Скороговорки для работы по различению звуков "г – к" Говорили про Проколукорпенко. – Про какого про Проколукорпенко? – Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко про твоего. Клади в угол уголь. Ловки голавли клали головы на головни. На иве – галка, На берегу – галька. Пекарь Пётр пёк пироги. У ёлки иголки колки. Скороговорки для проработки звука "x" Дед Михай надел малахай. Прохор и Пахом ехали верхом. Уха нет у мухи, у мухи нет уха. Скороговорки для работы по различению звуков "к – г – х" Полпогреба репы, полколпака гороху. Хиханьки да хаханьки – доходы махоньки. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха! Скороговорки для проработки звука "с" Босой Сысой сено косит косой. В семеро саней по семеро в сани уселись сами. Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Ест Федька кисель с редькой, ест редька с киселём Федьку. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. Коси, коса, пока роса. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Оса боса и без пояса. От лося – лосята, от свиньи – поросята. Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались. Сани у Сани едут сами. Сколько ни рассмеивали нерассмеянную Несмеяну, никто Несмеяну не рассмеял. Слава у Власа съел всё сало. Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила. Сук лил сок, сок лил сук. Съел Слава солёно сало, да сала Славе мало. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. Скороговорки для проработки звука "з" Гроза грозна, грозна гроза. Звёздный змей звенел зубами: "з-з-з..." На возу – коза, за возом – лоза. За возом – коза, на возу – лоза. У Зины бузина в корзине. Скороговорки для работы по различению звуков "с – з" Вавилу ветрило промоклосквозило. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки – хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног. Вязью вязал вяз-долговяз, да увяз в великий аз. Грабли – грести, метла – мести, вёсла – везти, полозья – ползти. Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне. Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой. Идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом. Карась, в лаз не лазь! Полез карась в лаз. Застрял в лазе карась. Не полез бы карась в лаз, не застрял бы в лазе карась. Косой бес залез в лес. Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром. Сосед сказал соседу: "Сколько стоит стог сена?" Сосед сказал соседу: "Стог сена стоит сто сот". У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Скороговорки для проработки звука "ц" Бегают две курицы прямо по улице. В цветнике цветут цветы. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности. Не ловец, а молодец. Овца не помнит отца. Один волк гоняет овец полк. Скороговорки для работы по различению звуков "с – ц" Из-под пилки сыплются опилки. Масляница – Семикова племянница. Синицы – весёлые птицы. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тройка тронулась от околицы с колокольцами. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. Скороговорки для работы по различению звуков "с – з – ц" Заяц косой сидит за осокой-травой. Смотрит косой, как косарь с косой косит траву косой. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. Около кола вьюн и хмель вьются на плетень, вьются, плетутся, заплетаются, расперезавеваются. Соломы вёз возница воз. Возница вёз соломы воз. Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь. Скороговорки для проработки звука "ш" В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не выпономарить. Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! Луша у душа мыла шею и уши. Наш Гришка не берёт лишка. Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Работай до поту – покушаешь в охоту! Самшит, самшит, как ты крепко сшит! Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку. Шила в мешке не утаишь. Яшма в замше замшела. Скороговорки для работы по различению звуков "с – ш" Берёзка коренистенькая, по корню – криволистенькая, по серёдке – суковатенькая, по вершинке – высококудреватенькая. В лесу слышен шелест листьев. В шалаше шесть шалунов. Веселей, Савелий, сено пошевеливай! Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши. Мышки мишке вымоют миску. Саша – само совершенство, а еще самосовершенствуется! Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть. Связку сушек сушит Саша на суше. Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Сыворотка из-под простокваши. Тараска красной краской красил крышу у Параски, а Параска купоросила у Тараски потолок. У Прошки с плошкой вышла оплошка – перевернул Прошка плошку. У Прошки с плошкой вышла оплошка. Шакал шагал, шакал скакал. Шёл Глеб с хлебом, шла Оля с солью. Шёл Фёдор по шоссе к Саше в шашки играть. Шесть мышат в камышах шуршат. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша. Скороговорки для работы по различению звуков "с – з – ц – ш" Вёз Анос сеять овёс. Посеял овёс. Уродился овёс. Пришёл Анос, скосил овёс, повязал овёс, смолотил овёс, повеял овёс, до зерна Анос повыбрал овёс, увёз овса воз. Все за стол сели, со стола всё съели: сметану с простоквашей, с овсяной кашей. Дуб дубовистый, широкозеленолистый. Ишак в кишлак дрова возил, ишак дрова в траву валил. Молодец – что огурец, а огурец – что молодец. Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали. Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила. Сказала сова соседке синице: "Стать самой красивой сорока стремится". Скороговорки для проработки звука "ж" У ежа – ежата, у ужа – ужата. Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. Однажды шёл дождик дважды. Кашу ешь, а ножом не режь. Скороговорки для работы по различению звуков "с – з – ц – ш – ж" Вожжи из кожи в хомут вхожи. Жили-были три японца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Жутко жуку жить на суку. Зажужжала муха, дожужжалась паука. На лугу под горкой лежит сырок с красивою красною коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Наш Тарас не хуже вас. Слишком много ножек у сороконожек. Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Скороговорки для проработки звука "ч" В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часта четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи. Течёт речка, печёт печка. Точь и в точь, как мать в дочь. У барана рога кручены-перекручены, верчены-переверчены. У Танечки – тачка, а у Анечки – печенья пачка. У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке из костяных пластинок черепашья рубашонка. У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы. У четырёх черепашек по четыре черепашонка. Ходит квочка около дворочка, водит деток – около клеток. Скороговорки для проработки звука "щ" Волки рыщут, пищу ищут. Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|