И.Бродский. Большая элегия Джону Донну (фрагмент)
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 <…> Спят беды все. Страданья крепко спят. Пороки спят. Добро со злом обнялось. Пророки спят. Белёсый снегопад в пространстве ищет чёрных пятен малость. Уснуло всё. Спят крепко толпы книг. Спят реки слов, покрыты льдом забвенья. Спят речи все, со всею правдой в них. Их цепи спят; чуть-чуть звенят их звенья. Все крепко спят: святые, дьявол, Бог. Их слуги злые. Их друзья. Их дети. И только снег шуршит во тьме дорог. И больше звуков нет на целом свете. Но чу! Ты слышишь – там, в холодной тьме, там кто-то плачет, кто-то шепчет в страхе. Там кто-то предоставлен всей зиме. И плачет он. Там кто-то есть во мраке. Так тонок голос. Тонок, впрямь игла. А нити нет... И он так одиноко плывёт в снегу. Повсюду холод, мгла... Сшивая ночь с рассветом... Так высоко! "Кто ж там рыдает? Ты ли, ангел мой, возврата ждёшь, под снегом ждёшь, как лета, любви моей?.. Во тьме идёшь домой. Не ты ль кричишь во мраке?" – Нет ответа. "Не вы ль там, херувимы? Грустный хор напомнило мне этих слёз звучанье. Не вы ль решились спящий мой собор покинуть вдруг? Не вы ль? Не вы ль?" – Молчанье. <…>
И.Анненский. Призраки И бродят тени, и молят тени: "Пусти, пусти!" От этих лунных осеребрений Куда ж уйти? Зеленый призрак куста сирени Прильнул к окну... Уйдите, тени, оставьте, тени, Со мной одну... Она недвижна, она немая, С следами слез, С двумя кистями сиреней мая В извивах кос... Но и неслышным я верен теням, И, как в бреду, На гравий сада я по ступеням За ней сойду... О бледный призрак, скажи скорее Мои вины, Покуда стекла на галерее Еще черны. Цветы завянут, цветы обманны, Но я... я – твой! В тумане холод, в тумане раны Перед зарей...
Николай Асеев. Звенчаль Тулумбасы, бей, бей, запороги, гей, гей! Запороги-вороги – головы не дороги. Доломаны – быстрь, быстрь, похолоним Истрь, Истрь! Харалужье паново переметим наново! Чубовьё раскрутим, разовьём хоругвь путём, а тугую сутемь раньше света разметём! То ли не утеха ли, соловейко-солоду, то ли не порада ли, соловейко-солоду! По грудям их ехали – по живому золоту, ехали, не падали по глухому золоту! Соловее, вей, вей, запороги, гей, гей! Запороги-вороги – головы не дороги. В.Каменский. Чурлю-журль Звенит и смеётся, Солнится, весело льётся Дикий лесной журчеёк. Своевольный мальчишка Чурлю-журль. Звенит и смеётся. И эхо живое несётся Далеко в зелёной тиши Корнистой глуши: Чурлю-журль, Чурлю-журль! Звенит и смеётся: "Отчего никто не проснётся И не побежит со мной Далеко, далеко... Вот далеко!" Чурлю-журль, Чурлю-журль! Звенит и смеётся, Песню несёт свою. Льётся. И не видит: лесная Белинка Низко нагнулась над ним. И не слышит лесная цветинка Песню отцветную, поёт и зовёт... Всё зовёт ещё: "Чурлю-журль... А чурлю-журль?.."
А.Кручёных. Зима Мизиз...
Комментарий. Это стихотворение отличается особой звуковой насыщенностью. Специфический ритм, звуковая полифония, поэтическая форма, изысканный фонетический рисунок делают его первоклассным материалом для звукового этюда. Следует обратить внимание на тонкую взаимосвязь звука и в и дений: чем конкретнее в воображении будет воссоздана атмосфера события, тем более красивым, полным, богатым будет звучание.
У.Жылка. Экспрэс Сёламі, доламі, борам, прасторам Стукаты, грукаты, звон. Збуджаны, знуджаны, змораны горам, Зможаны змора і сон. Скогатам, рогатам рэжа паветра. Супраць карагі, ламы... Бурнасцю ветра з панурага нетра, – Хто гэта? Хто гэта? – Мы! Ад спанку, з паўстанку мы рушыма ранкам, Выраю высіцца зык. Рэха, грымоты, разводдзе-заранка, Наш бліскавіца-цягнік. Мінуты міма жальба і жалоба, Жорсткае джала жалю. Радасць буялая, радасць-аздоба Зяблую зябіць зямлю. Верыма, верым вясёлаю верай, Лёсам даверана нам: Шлях нам – бясконцы, нямераны мерай, Шлях нам заказаных брам. Мкнем напярэсціг, навысціг удалей, Вечнасці наперарэз... У далі ўсё далей і далей для далей Рушыць і крышыць экспрэс. Комментарий. Стихотворение примечательно своей звукописью, насыщенностью ритмами и звуками движущегося экспресса. Такая особенность провоцирует использование звукоподражания движению поезда в этюде на этот текст.
Литература Основная 1. Васильев, Ю.А. Тренинг сценической дикции: На материале дет. считалок: Учеб. пособие / Ю.А.Васильев. – СПб.: Царскосел. фил. СПбГАТИ "Интерстудио", 1997. – 200 с. 2. Вербовая, Н.П. Искусство речи: учеб. пособие для театр. учеб. заведений / Н.П.Вербовая, О.М.Головина, В.В.Урнова. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1977. – 304 с. 3. Запорожец, Т.И. Логика сценической речи: учеб. пособие для театр. и культ.-просвет. учеб. заведений / Т.И.Запорожец. – М.: Просвещение, 1974. – 128 с. 4. Каляда, А. Сцэнічная мова: Навуч. дапам / А.Каляда, А.Шагідзевіч. – Мн.: Выш. шк., 1993. – 171 с. 5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Рус. яз., 1983. – 704 с.
6. Петрова, А.Н. Сценическая речь: учеб. пособие / А.Н.Петрова. – М.: Искусство, 1982. – 191 с. 7. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим / З.В.Савкова. – М.: Искусство, 1975. – 176 с. 8. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С.Станиславский. – М.: Вагриус, 2000. – 448 с. 9. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. Часть II. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1990. – 508 с. 10. Сценическая речь: учебник для студентов театр. учеб. заведений / Под ред. И.П.Козляниновой и И.Ю.Промптовой. – 2-е изд. – М.: ГИТИС, 2000. – 511 с. 11. Шагидевич, А.А. Сценическая речь / А.А.Шагидевич. – Минск: Дизайн ПРО, 2000. – 228 с. Дополнительная 1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И.Аванесов. – М.: КомКнига, 2005. – 288 с. 2. Белый, А. Глоссолалия / А.Белый. – М.: Evidentis, 2002. – 144 с. 3. Васильев, Ю.А. Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. Вариации для тренинга: учеб. пособие / Ю.А.Васильев. – СПб.: СПГАТИ, 2005. – 342 с. 4. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда / Н.А.Гегелия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с. 5. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актёра / М.О.Кнебель. – М.: ВТО, 1970. – 160 с. 6. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса / И.П.Козлянинова, Э.М.Чарели. – Екатеринбург: Диамант, 1992. – 318 с. 7. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Е.И.Леонарди. – М.: Просвещение, 1967. – 240 с. 8. Смирнова, М.В. Скороговорки в речевом тренинге: учеб. пособие / М.В.Смирнова. – СПб.: СПГАТИ, 2007. – 108 с. 9. Сухин, И.Г. Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков / И.Г.Сухин. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002. – 192 с. 10. Чарели, Э.М. Учитесь говорить: о культуре речи / Э.М.Чарели. – Свердловск: Урал. ун-т, 1991. – 126 с.
[1] " Многоударность " – термин, которым мы обозначаем проблему большинства студентов, начинающих работу над сценическим словом, – интонационное выделение каждого слова в звучащей фразе. Ярчайший пример этой ошибки – мелодика объявления в минском метрополитене, в котором каждое слово интонационно подчёркивается и отделяется от последующего: " Уважаемые / пассажиры, / не заходите / за ограничительную / линию / у края / платформы / до полной / остановки / поезда ".
* Монотонность речи – "неумение различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Мелодическое движение фразы в однотонных голосах очень небольшого диапазона" [2, с.130]. * Звуко-высотный диапазон – объём звуков от самого высокого до самого низкого, который способен охватить голос в речи. * В технике голосоведения выделяют набор и добор воздуха. " Набор воздуха " – заполнение воздухом полностью пустых лёгких, как правило, производится через нос. " Добор воздуха " осуществляется в тот момент, когда половина воздуха в лёгких израсходована в процессе говорения – тогда для пополнения дыхательной энергии производится короткий вдох (как правило, через рот). * Под " дзяканием " и " тсяканием " в речевой педагогике подразумевается проблема подмены в произношении "ТЬ" и "ДЬ" звуками "ТС" ("Ц") и "ДЗ" соответственно. * Следует учесть правило, что слова в речевых тактах произносятся слитно – как единое слово (о речевых тактах см. в книге Т.И.Запорожец "Логика сценической речи" [3]). * Озорные "Бессмыслицы" можно также плодотворно использовать в тренинге со скакалкой. * " Полётность " – важнейшее качество сценического звучания, которое можно пояснить как способность голосового аппарата свободно и безусильно формировать звук, который распространяется, "летит" на большое пространство. * Если под под звуко-высотным диапазоном понимается объём звуков от самого высокого до самого низкого, который способен охватить голос в речи, то под динамическим диапазоном в речи подразумевают максимальную разницу в силе голоса между самым громким и самым тихим звуком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|