Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Звуковой этюд: репертуар для обогащения голосовой палитры





Этюд в театральной педагогике – упражнение, которое состоит из различных сценических действий (импровизированных или заранее разработанных) и служит развитию и совершенствованию актёрской техники. В широком смысле этюд – произведение вспомогательного характера для изучения каких-либо свойств, сторон предмета. В звуковом этюде актёр (подобно художнику или скульптору в своём ремесле) достигает определённых целей: раскрывает и разрабатывает детали художественного текста, совершенствует свое профессиональное мастерство и др.

В предлагаемом практикуме не ставится задача описать, как делаются звуковые этюды – едва ли это возможно сделать письменно. Этюдные вариации бесконечны, как бесконечна человеческая фантазия. Поэтому здесь могут быть даны лишь общие рекомендации по работе со звуковым этюдом в расчёте на дальнейший контроль и коррекцию со стороны педагога.

1. По внешней форме звуковой этюд – пластическая партитура, способствующая выражению смысла литературного текста не только словом, звуком, но и движением, пластикой всего тела. Поэтому тело должно быть максимально свободным – им надо "проверять" звук, искать характер и ассоциации звука и движения.

2. При создании этюдов необходимо отталкиваться от идеи, смысла литературного текста, от его общего образа. Не следует делать этюд противоположным внутреннему смыслу произведения, решать его "по строчке" – важно выстроить сквозное действие, найти общую тему звучания. При этом надо избегать иллюстрирования текста.

3. Этюд должен быть цельным, в нём не должно быть видно технических звуковых и дыхательных "стыков". Поэтому текст для этюда следует разбирать с точки зрения наборов и доборов дыхания, моментов тонального перестроения голоса.

4. Звуковой этюд – переходный этап между тренингом и художественным чтением. В нём должны быть своё сквозное действие, события, кульминация, моменты актёрской игры и общение с партнёром и зрителем, разнообразие темпоритма, контрасты, градации.



5. В этюде надо стремиться к непринуждённому, свободному звучанию, при этом помнить, что любой этюд всегда сохраняет элемент импровизации.

6. Главное в этюде – поиск голосовой выразительность и звуковых нюансов. Выразительности этюду добавляет разнообразие темпоритма, использование звуко-высотного и динамического диапазонов голоса*.

Далее будет предложен речевой материал для работы над голосом в звуковых этюдах. Не желая сдерживать фантазию в этюдном решении текстов, к некоторым из них мы всё же сделали комментарии с целью обратить внимание на звуковую и ритмическую специфику текстов, которую следует учесть в этюде.

В конечном итоге звуко-этюдным методом необходимо уметь разобрать любой текст. Однако на начальных этапах обучения для речевых этюдов пригодны не всякие тексты: часто материал "сопротивляется" звуку. Сориентироваться в обилии литературных текстов непросто, поэтому приводим выборку материалов, которые, как показала практика, во многом провоцируют звуко-этюдную работу, будоражат фантазию, помогают проникнуть в скрытую суть звука. Материалы, как и ранее, приведены по принципу: от простых текстов к более сложным.

 


Материалы для начального этапа освоения звукового этюда

Материалы этого раздела удобны для первых проб голоса и звука в тренинге и этюдах. Чёткий несложный ритм, облегчённая смысловая нагрузка, ассоциативная связь с детством провоцируют игровое освоение этих текстов. В звуковых этюдах на первых этапах хорошо использовать различные предметы: трости, скакалки, мячи, обручи и др.

А.Кручёных. Боен-кр (фрагмент)

Дред

Обрядык

Дрададак!!!

аx! зью-зью!

Зум

дбр жрл!.. жрт!.. банч! банч!!

фазузузу –

зумб!.. бой!.. бойма!!

вр! драx!..

дыбаx! д!

вз-з-з!..

ц-ц-ц!..

Амс! Мас! Кса!!! <…>

 

А.Кручёных. Военный вызов Зау

Уу - а - ме - гон - э - бью!

Ом - чу - гвут - он

За - бью!..

Гва - гва... уге - пругу... па - у...

- Та - бу - э - шит!!!

Бэг - уун - а - ыз

Миз - ку - а - бун - о - куз.

СА - ССАКУУИ!!! ЗАРЬЯ!!! КАЧРЮК!!!

Комментарий. Приведённые стихотворения А.Кручёных хорошо подходят для перехода от работы над чистоговорками к звуковому этюду. Так найденная чёткая артикуляционная позиция в звукоряде отрабатывается в простом тексте, в котором помимо дикционных задач появляются задачи художественные.

С.Я. Маршак. Багаж

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка...

– Товарищи!

Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс

Огромный взъерошенный пёс.

Поймали его – и в багаж,

Туда, где лежал саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка,

Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везёт на тележке багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку,

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит.

А барыня как закричит:

– Разбойники! Воры! Уроды!

Собака – не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку...

– Отдайте мою собачонку!

– Позвольте, мамаша

На станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Однако

За время пути

Собака

Могла подрасти!

Комментарий. Текст хорошо использовать в коллективном тренинге – прыжках в большой скакалке.

 

Д.Хармс. Весёлый старичок

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

"Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бух-бух!

Бу-бу-бу

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да трюх-трюх!"

Раз, увидя паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

"Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гуль-гуль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да буль-буль!"

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

"Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!"

 

Л.Кэрролл. Бармаглот

Варкалось. Хлифкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

 

О, бойся Бармаглота, сын!

Он так свирлеп и дик,

А в глуше рымит исполин –

Злопастный Брандашмыг!

 

Но взял он меч, и взял он щит,

Высоких полон дум.

В глущобу путь его лежит

Под дерево Тумтум.

 

Он стал под дерево и ждёт,

И вдруг граахнул гром –

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!

 

Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы – стрижает меч,

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч!

 

О светозарный мальчик мой!

Ты победил в бою!

О храброславленный герой,

Хвалу тебе пою!

 

Варкалось. Хлифкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Комментарий. Весёлое словотворчество в этом стихотворении предполагает юмор и игру со звуком в этюде. Следует помнить, что этюд допускает звуковые отступления от исходного текста, добавление звуковых ассоциаций по принципу джаза: "тема – вариации на тему – возврат к теме".

 

А.Барто. Жонглёр

Сегодня в цирке полный сбор:

Китайский фокусник, жонглёр,

Участвует в программе –

Жонглирует шарами.

Он в воздух бросает,

И ловит он сразу

Двенадцать шаров

И китайскую вазу.

Цветные стаканы

Он ставит на блюдо,

И вместе с подносом

Взлетает посуда.

Он в воздух бросает

Любые предметы:

Мячи и ракеты,

Флажки и букеты,

Цветные стаканы и блюдца.

И хлопают все и смеются,

И смотрит из ложи

Серёжа Петров.

Нет у Серёжи

Стеклянных шаров,

Но дома стаканы

Найдутся.

Теперь он фокусник, жонглёр.

Он так и скажет маме.

Он завтра выбежит во двор,

Жонглируя мячами.

Вот он захочет

Выпить чай,

Стакан подбросит

Невзначай,

Потом поймает

На лету

И поднесёт его

Ко рту.

"Теперь вы, пожалуйста,

Чайник подбросьте!" –

Попросят его

Восхищенные гости.

И будут расспрашивать

Хором:

"Давно ли

Вы стали жонглёром?"

Темно на арене огромной,

Темно и в партере, и в ложе,

Ушли и жонглёры и клоуны,

Домой возвратился Серёжа.

И вот к столу подходит он,

Стакан бросает смело...

Серёжа очень удивлён –

Вдруг что-то зазвенело!

Разбился стакан

И стеклянное блюдце,

Никто же не знал,

Что они разобьются!

Другие бросают

Двенадцать шаров

И даже китайскую вазу,

Но что ни подбросит

Серёжа Петров –

Всё разбивается сразу.

– Нет, – говорит он, – решено:

Жонглёром я не буду! -

Но мама прячет от него

Стеклянную посуду.

Комментарий. В этюде на это стихотворение будет уместным использование "цирковых" предметов – мячей, тростей, скакалок, кеглей, обручей; возможно использование акробатических и др. цирковых приёмов.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.