Звуковой этюд: репертуар для обогащения голосовой палитры
Этюд в театральной педагогике – упражнение, которое состоит из различных сценических действий (импровизированных или заранее разработанных) и служит развитию и совершенствованию актёрской техники. В широком смысле этюд – произведение вспомогательного характера для изучения каких-либо свойств, сторон предмета. В звуковом этюде актёр (подобно художнику или скульптору в своём ремесле) достигает определённых целей: раскрывает и разрабатывает детали художественного текста, совершенствует свое профессиональное мастерство и др. В предлагаемом практикуме не ставится задача описать, как делаются звуковые этюды – едва ли это возможно сделать письменно. Этюдные вариации бесконечны, как бесконечна человеческая фантазия. Поэтому здесь могут быть даны лишь общие рекомендации по работе со звуковым этюдом в расчёте на дальнейший контроль и коррекцию со стороны педагога. 1. По внешней форме звуковой этюд – пластическая партитура, способствующая выражению смысла литературного текста не только словом, звуком, но и движением, пластикой всего тела. Поэтому тело должно быть максимально свободным – им надо "проверять" звук, искать характер и ассоциации звука и движения. 2. При создании этюдов необходимо отталкиваться от идеи, смысла литературного текста, от его общего образа. Не следует делать этюд противоположным внутреннему смыслу произведения, решать его "по строчке" – важно выстроить сквозное действие, найти общую тему звучания. При этом надо избегать иллюстрирования текста. 3. Этюд должен быть цельным, в нём не должно быть видно технических звуковых и дыхательных "стыков". Поэтому текст для этюда следует разбирать с точки зрения наборов и доборов дыхания, моментов тонального перестроения голоса.
4. Звуковой этюд – переходный этап между тренингом и художественным чтением. В нём должны быть своё сквозное действие, события, кульминация, моменты актёрской игры и общение с партнёром и зрителем, разнообразие темпоритма, контрасты, градации. 5. В этюде надо стремиться к непринуждённому, свободному звучанию, при этом помнить, что любой этюд всегда сохраняет элемент импровизации. 6. Главное в этюде – поиск голосовой выразительность и звуковых нюансов. Выразительности этюду добавляет разнообразие темпоритма, использование звуко-высотного и динамического диапазонов голоса*. Далее будет предложен речевой материал для работы над голосом в звуковых этюдах. Не желая сдерживать фантазию в этюдном решении текстов, к некоторым из них мы всё же сделали комментарии с целью обратить внимание на звуковую и ритмическую специфику текстов, которую следует учесть в этюде. В конечном итоге звуко-этюдным методом необходимо уметь разобрать любой текст. Однако на начальных этапах обучения для речевых этюдов пригодны не всякие тексты: часто материал "сопротивляется" звуку. Сориентироваться в обилии литературных текстов непросто, поэтому приводим выборку материалов, которые, как показала практика, во многом провоцируют звуко-этюдную работу, будоражат фантазию, помогают проникнуть в скрытую суть звука. Материалы, как и ранее, приведены по принципу: от простых текстов к более сложным.
Материалы для начального этапа освоения звукового этюда Материалы этого раздела удобны для первых проб голоса и звука в тренинге и этюдах. Чёткий несложный ритм, облегчённая смысловая нагрузка, ассоциативная связь с детством провоцируют игровое освоение этих текстов. В звуковых этюдах на первых этапах хорошо использовать различные предметы: трости, скакалки, мячи, обручи и др.
А.Кручёных. Боен-кр (фрагмент) Дред Обрядык Дрададак!!! аx! зью-зью! Зум дбр жрл!.. жрт!.. банч! банч!! фазузузу – зумб!.. бой!.. бойма!! вр! драx!.. дыбаx! д! вз-з-з!.. ц-ц-ц!.. Амс! Мас! Кса!!! <…>
А.Кручёных. Военный вызов Зау Уу - а - ме - гон - э - бью! Ом - чу - гвут - он За - бью!.. Гва - гва... уге - пругу... па - у... - Та - бу - э - шит!!! Бэг - уун - а - ыз Миз - ку - а - бун - о - куз. СА - ССАКУУИ!!! ЗАРЬЯ!!! КАЧРЮК!!! Комментарий. Приведённые стихотворения А.Кручёных хорошо подходят для перехода от работы над чистоговорками к звуковому этюду. Так найденная чёткая артикуляционная позиция в звукоряде отрабатывается в простом тексте, в котором помимо дикционных задач появляются задачи художественные. С.Я. Маршак. Багаж Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка. Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка. Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: Потеряно место одно. В испуге считают багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка... – Товарищи! Где собачонка? Вдруг видят: стоит у колёс Огромный взъерошенный пёс. Поймали его – и в багаж, Туда, где лежал саквояж, Картина, Корзина, Картонка, Где прежде была собачонка. Приехали в город Житомир. Носильщик пятнадцатый номер Везёт на тележке багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, А сзади ведут собачонку. Собака-то как зарычит. А барыня как закричит: – Разбойники! Воры! Уроды! Собака – не той породы! Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку... – Отдайте мою собачонку! – Позвольте, мамаша На станции, Согласно багажной квитанции, От вас получили багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Однако За время пути Собака Могла подрасти! Комментарий. Текст хорошо использовать в коллективном тренинге – прыжках в большой скакалке.
Д.Хармс. Весёлый старичок Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: "Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бух-бух! Бу-бу-бу Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх!" Раз, увидя паука, Страшно испугался, Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: "Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гуль-гуль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да буль-буль!" А увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: "Гы-гы-гы Да гу-гу-гу, Го-го-го Да бах-бах! Ой, ребята, Не могу! Ой, ребята, Ах, ах!"
Л.Кэрролл. Бармаглот Варкалось. Хлифкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
О, бойся Бармаглота, сын! Он так свирлеп и дик, А в глуше рымит исполин – Злопастный Брандашмыг!
Но взял он меч, и взял он щит, Высоких полон дум. В глущобу путь его лежит Под дерево Тумтум.
Он стал под дерево и ждёт, И вдруг граахнул гром – Летит ужасный Бармаглот И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава, Взы-взы – стрижает меч, Ува! Ува! И голова Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой! Ты победил в бою! О храброславленный герой, Хвалу тебе пою!
Варкалось. Хлифкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. Комментарий. Весёлое словотворчество в этом стихотворении предполагает юмор и игру со звуком в этюде. Следует помнить, что этюд допускает звуковые отступления от исходного текста, добавление звуковых ассоциаций по принципу джаза: "тема – вариации на тему – возврат к теме".
А.Барто. Жонглёр Сегодня в цирке полный сбор: Китайский фокусник, жонглёр, Участвует в программе – Жонглирует шарами. Он в воздух бросает, И ловит он сразу Двенадцать шаров И китайскую вазу. Цветные стаканы Он ставит на блюдо, И вместе с подносом Взлетает посуда. Он в воздух бросает Любые предметы: Мячи и ракеты, Флажки и букеты, Цветные стаканы и блюдца.
И хлопают все и смеются, И смотрит из ложи Серёжа Петров. Нет у Серёжи Стеклянных шаров, Но дома стаканы Найдутся. Теперь он фокусник, жонглёр. Он так и скажет маме. Он завтра выбежит во двор, Жонглируя мячами. Вот он захочет Выпить чай, Стакан подбросит Невзначай, Потом поймает На лету И поднесёт его Ко рту. "Теперь вы, пожалуйста, Чайник подбросьте!" – Попросят его Восхищенные гости. И будут расспрашивать Хором: "Давно ли Вы стали жонглёром?" Темно на арене огромной, Темно и в партере, и в ложе, Ушли и жонглёры и клоуны, Домой возвратился Серёжа. И вот к столу подходит он, Стакан бросает смело... Серёжа очень удивлён – Вдруг что-то зазвенело! Разбился стакан И стеклянное блюдце, Никто же не знал, Что они разобьются! Другие бросают Двенадцать шаров И даже китайскую вазу, Но что ни подбросит Серёжа Петров – Всё разбивается сразу. – Нет, – говорит он, – решено: Жонглёром я не буду! - Но мама прячет от него Стеклянную посуду. Комментарий. В этюде на это стихотворение будет уместным использование "цирковых" предметов – мячей, тростей, скакалок, кеглей, обручей; возможно использование акробатических и др. цирковых приёмов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|