Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Голосо-речевой тренинг: синтез слова и физического действия





 

Голосо-речевой тренинг – это не только комплекс дыхательных, артикуляционных, резонаторных и дикционных упражнений, но также и работа по соединению технических речевых навыков, живого слова и физического действия. С этой целью в тренинг привлекается простейший речевой материал: скороговорки, чистоговорки, детские считалки, стишки, элементарные рифмованные тексты и др. Далее будут предложены отдельные тексты и приведены комментарии к ним, эффективные для переходного этапа от звука к слову.

В тренинге на этапе освобождения звука широко применяются предметы: гимнастические палки, теннисные мячи, скакалки, обручи, кегли, волейбольные мячи и др. Ведущие предметы, которые используются длительное время в значительном числе индивидуальных и парных упражнений – скакалки и теннисные мячи. Упражнения со скакалкой являются экспрессивным видом тренинга, поскольку звук тренируется в состоянии активного физического действия. Работа со скакалкой способствует активизации дикционного механизма, фонационного дыхания, выработке посыла звука. Теннисные мячи в тренинге развивают действенную речь, координацию между речью и движением, разминают и придают тонуса мышцам и др. Поэтому далее в основном остановимся на тех речевых материалах, которые можно успешнее всего использовать в тренинге с этими предметами.

Тренинг с теннисными мячами

Одно из наиболее частых применений мячей в индивидуальном тренинге – жонглирование с тремя мячами. Обучиться технике жонглирования несложно, гораздо тяжелее совместить слово и движение мяча. Поэтому рекомендуется изначально учиться жонглировать со словом – под простой счёт бросков. После освоения техники броска счёт заменяется простыми текстами.

Задание. Жонглировать мячами, сохраняя ритм следующего текста:

Чтоб / не остаться / с осколками / мелкими,

Нужно / уметь / обращаться / с тарелками.

Бегал / артист / по манежу, / как белка,

И / ни одна / не разбилась / тарелка.



Рекомендации. Это на первый взгляд простое упражнение не так легко выполнить правильно. Символ (/) в приведённом тексте означает текстовые отрезки, совмещенные с броском мяча. То есть на слово "чтоб" подбрасывается один мяч, на "не остаться" второй и т.д. Здесь кроется вторая сложность: при броске мяча фраза должна звучать максимально естественно, слитно, слово не должно отрываться от речевого звена*. Например, вариант: "И (пауза) ни одна (пауза) не разбилась (пауза) тарелка" – неправильный, каждое слово в нём (даже союз "и") ударно, поскольку выделено паузами. Правильный вариант: "И ни одна не разбилась (пауза) тарелка". Таким образом, бросок мяча не обязательно означает паузу в тексте. И последнее: нельзя забывать про элементарную логику текста, в котором есть свои логически ударные слова (в тексте подчёркнуты). Логическое ударение необходимо выделять не только усилением звука, но и повышением броска мяча.

После того, как приведённое упражнение освоено, его необходимо усложнять: менять темпоритм произнесения текста – чем быстрее жонглируем, тем интенсивнее темпоритм. Ещё более усложнённый вариант выполнения этого упражнения – жонглирование в паре, когда мяч перебрасывается партнёру.

После того, как мастерство жонглирования со словом освоено, необходимо приступать к другим текстам. Стихотворный размер предлагаемых "Бессмыслиц" Э.Лира*усложняет задачу для исполнителя.

К пожилому флейтисту из Конго

Раз в сапог заползла анаконда.

Но настолько отвратно

Он играл, что обратно

В тот же день уползла анаконда.

Обаятельный старец из Нубии

Был, бесспорно, само дружелюбие.

И пиликал на скрипке,

Расточая улыбки

Всем вокруг, милый старец из Нубии.

Непослушную внучку из Йены

Хочет бабушка сжечь как полено.

Но заметила тонко: "А не сжечь ли котенка?" –

Невозможная внучка из Йены.

Молодая особа из Кёльна

В своем роде была уникальна:

Цвет и блеск её глаз

Повергали не раз

В изумленье всех жителей Кёльна.

Некий джентльмен объелся до коликов,

Съев шестнадцать упитанных кроликов.

И теперь, коль не врёт,

Больше в рот не берёт

Ни худых, ни упитанных кроликов.

Безутешная мисс из Салоников,

Оказавшись совсем без поклонников,

Влезла на кипарис,

Чтоб пропеть вокализ,

Чем смутила всех граждан Салоников.

В дочке честный старик из Моравии

Чрезвычайно ценил благонравие.

Но она почему-то

Вышла замуж за плута,

Огорчив старика из Моравии.

Молвил робкий старик из Айовы:

"Как спастись от проклятой коровы?

Может, ласковый взгляд

И улыбка смягчат

Злобный нрав этой страшной коровы?

Благородная мисс из Гааги

Бугая повстречала в овраге,

Но сказала: "Бугай,

Ты меня не пугай!"

Та бесстрашная мисс из Гааги.

На носу старика из-под Гродно

Стая птиц размещалась свободно.

И до самого вечера

Пташки прыгали весело

На носу старика из-под Гродно.

Нос у трепетной мисс из Толидо

Рос, покуда не скрылся из виду.

Пряча в сердце испуг: "До свиданья, мой друг!" –

Прошептала та мисс из Толидо.

Эластичный старик из Эстонии

Тонок был, как доска, коль не тонее.

Ему дали лимон,

И скатали в рулон,

И послали обратно в Эстонию.

Парное упражнение с мячами.

Тренинговый текст:

Пара барабанов била бурю,

Пара барабанов била бой.

Задание. Стать в паре на расстоянии трёх метров (и более) друг от друга. На каждое слово партнёры одновременно бросают мячи друг другу в руки, при этом слово должно "лететь" на такое же расстояние, что и мяч. На этом упражнении хорошо тренируется точность звукового посыла.

Рекомендации. В упражнении важна техника броска. Самая удобна поза: левая нога впереди, правая сзади, опора на левую ногу при приёме мяча и при броске, на правую ногу – при замахе. Чтобы мячи попадали точно в руки, необходимо основной акцент делать на том, как бы точнее подать мяч партнёру в руки, а не на том, как самому поймать мяч. Если нарушать это "правило партнёрской вежливости", мячи будут часто пролетать мимо цели. Упражнение можно усложнять, придавая броску мяча разные оттенки действия (стрелять, передавать разные сообщения, на которые партнёр отвечает и др.).

Тренинг со скакалкой

Упражнения со скакалкой относятся к экспрессивному тренингу, поэтому приступать к ним можно лишь после того, как на занятиях с педагогом отработана позиция верного дыхания и звукоизвлечения. Кроме того, перед началом тренировки на скакалке необходимо разогреть тело, артикуляцию, наладить дыхание, разбудить звук. На начальном этапе тренировки важно прыгать в ритм текста: прыжок должен осуществляться на ударный слог (упражнения на скакалке в целом – хороший способ выработки чувства ритма). Лишь позже как один из вариантов усложнения упражнения можно вводить аритмию: расхождение ритмов прыжка и произнесения текста.

В тренинге со скакалкой важно соблюдать принцип "от простого – к сложному": начинать с произнесения отдельных звуков, затем переходить к звукорядам, далее – к словам, коротким фразам и, наконец, к длинным текстам. Такой подход является залогом того, что опора звука в прыжке, установленная на отдельных звуках, сохранится и в больших текстах. Ниже предлагаем один из вариантов последовательности "от простого – к сложному".

Задание. Прыгать на скакалке, удерживая опору и посыл звука:

1) на согласные звуки алфавита:

б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Рекомендации. Нужно стремиться к тому, чтобы произнести этот звукоряд на одном выдохе, один звук – один прыжок на скакалке

2) на гласные звуки:

и э а о у ы е я ё ю и

Рекомендации. Следить не только за опорой, но и за полётностью звука*.

3) на звукоряды:

пи пэ па по пу пы

би-пи бэ-пэ ба-па бо-по бу-пу бы-пы

ти-ти-ти тэ-тэ-тэ та-та-та то-то-то ту-ту-ту ты-ты-ты

взждри взждре взждря взждрё взждрю взждри

Рекомендации. Помнить о том, что звукосочетания не могут быть равноударными – даже здесь существует своё "логическое ударение". Прыжок совершается на одно звукосочетание (пи, пи-би, ти-ти-ти и взждри)

4) на слово:

гриб

затем:

грибочки

5) на текст скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова

6) на тренинговый текст:

На скакалке я скачу,

научиться я хочу

так владеть дыханием, чтобы

звук держать оно могло бы,

глубоко, ритмично было

и меня не подводило.

Я скачу без передышки

и не чувствую одышки,

голос звучен, льётся ровно –

и не прыгаю я словно.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз –

можно прыгать целый час.

Кончу прыгать – сяду я,

речь легко звучит моя!

Рекомендации. На этом тексте исполнителю важно распределить дыхание, определить места, где необходимо делать доборы воздуха. На фразу: "Кончу прыгать – сяду я" – необходимо остановиться и присесть на корточки. На фразу: "Речь легко звучит моя" – встать и развести руки в стороны. Нужно стремиться к тому, чтобы дыхание и опора звука к концу упражнения не сбились: последняя фраза должна звучать ровно, голос не должен дрожать.

Задание. Сложить скакалку пополам в одну руку, присесть на корточки, крутить скакалку и перепрыгивать её на следующий текст:

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

Это же упражнение можно выполнять на другой текст:

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтай-Болтая

Болтая-Шалтай

Шалтай-Болтая собрать!

Хорошо ложатся на ритм скакалки детские считалочки:

Трам, трам тири – был в трактире.

Трам, трам трушки – ел ватрушки.

Трам, тром – с творогом.

Эны-доны трынка нели,

Мисли-масли кумпа тели,

Кумпа а, кумпа бэ,

Мисли-масли кумпа те.

Элем-белем тремкомзелем,

Факел-макел формазел,

Эс бэс лукофор,

Шишел-вышел вон пошёл.

Для тренировки дыхания и голосовой выносливости в скакалке можно использовать тексты со счётом:

1) Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка … (и так считать до тридцати трёх);

2) Ехала телега, сломалось колесо. Сколько гвоздей на починку пошло? – один, два, три, четыре … (прыгать до тех пор, пока удаётся сохранить устойчивое дыхание и звук);

3) Жыў-быў дзед. Колькі дзеду было лет? Адзін, два, тры…

Важнейшее качество техники речи – умение распределять дыхание на определённый период звучания фразы. Тренировке этого навыка и посвящено следующее упражнение. Основа для тренажа – стихотворение из английского фольклора "Дом, который построил Джек". Суть упражнения заключается в том, что каждую строфу стихотворения необходимо попытаться произнести на одном дыхании. После каждого речевого периода (от точки до точки) следует выпустить из лёгких остатки воздуха и набрать воздух для произнесения нового периода (далее даётся напоминание в скобках в тексте). При выполнении этого упражнения звучание сопровождает движение кисти руки, которая плавно "вычерчивает" линию развития длинной фразы (именно вычерчивает, а не разбивает на отрезки монотонными движениями руки вправо и влево).

Вот дом,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

А это пшеница,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

А это весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

А это корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

А это старушка, седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек. (сброс и набор воздуха)

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Рекомендации. Распространённой ошибкой в работе над этим упражнением является стремление набрать в лёгкие как можно больше воздуха. Следует помнить, что лёгкие никогда не следует заполнять воздухом до отказа, – необходимо оставлять резервное незаполненное пространство. Также при говорении надо стремиться к распределению дыхания на фразу таким образом, чтобы в конце звучания в лёгких оставалось немного воздуха. Часто выполнение этого упражнения сопровождается скандированием, монотонным ударением на каждом слове. Надо стремиться не только к снятию лишних ударений, но также к максимальной разговорности, естественности звучания это длинной фразы. Скандирование же приведёт к тому, что запас воздуха будет быстро израсходован. Поэтому при произнесении фразы следует делать смысловой акцент на новом объекте (сначала на "доме", затем на "пшенице", затем на "синице" и т.д.), а рефрены произносить в ускоренном темпоритме без особой акцентировки внимания.

 

 

 


Информационная часть





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.