Ю.Тувим. Про пана Трулялинского
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живет он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тётка – Трулялетка, И дочурка – Трулялюрка, И сынишка – Трулялишка, И собачка – Трулялячка. Есть у них ещё котёнок, По прозванью Трулялёнок, И вдобавок попугай – Развесёлый Труляляй! На заре они встают, Чаю наскоро попьют, И встречает вся компания Звонкой песней утро раннее. Палочку-трулялочку Поднимет дирижёр – И сразу по приказу Зальётся дружный хор: "Тру-ля-ля да тру-ля-ля! Тра-ля-ля да тра-ла-ла! Честь и слава Тралиславу! Трулялинскому хвала!" Трулялинский чуть не пляшет Дирижёрской палкой машет И, усами шевеля, Подпевает: "Тру-ля-ля!" "Тру-ля-ля!" – звучит уже На дворе и в гараже, И прохожий пешеход Ту же песенку поет. Все шофёры – Трулялёры, Почтальоны – Труляльоны, Футболисты – Трулялисты, Продавщицы – Трулялицы, Музыканты – Трулялянты И студенты – Труляленты. Сам учитель – Трулялитель, А ребята – Трулялята! Даже мышки, даже мушки Распевают: "Трулялюшки!" В Припевайске весь народ Припеваючи живёт!
Рембо. Гласные А – чёрный, белый – Е, И – красный, У – зелёный, О – синий... Гласные, рождений ваших даты Ещё открою я... А – чёрный и мохнатый Корсет жужжащих мух над грудою зловонной. Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты Вершина, дрожь цветка, смех, гневом озарённый Иль опьянённый покаяньем в час расплаты. У – цикл, морской прибой с его зелёным соком, Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком Алхимией запечатлён в тиши ночей. О – первозданный Горн, пронзительный и странный. Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны, – Омега, синий луч и свет Её Очей.
Комментарий. Это стихотворение наглядно демонстрирует, что каждый звук имеет свой неповторимый облик, а это в свою очередь говорит о том, что чёткое произношение – вопрос не столько технический, сколько эстетический.
Материалы для этюдов повышенного уровня сложности В этом разделе будут приведены тексты, более сложные по своему содержанию, ритмической структуре, форме. Поэтому приёмы и способы решения таких полифоничных текстов чрезвычайно усложняются. Этюды на их основе, более чем все описанные ранее варианты текстов и упражнений к ним, близки к художественному чтецкому материалу. Подобные речевые этюды являются промежуточным звеном, связывающим тренинг и художественное чтение со сцены, помогающим перенести приобретённые технические навыки в творческую сферу. Спектр тренинговых предметов при создании таких этюдов расширяется и уже не ограничивается тростями, мячами, скакалками. В зависимости от звукового образа это могут быть платки, шали, зонты, ленты, плащи и т.д. Допустимо сочетание звука с "беспредметным" действием. И.Анненский. Колокольчики Динь-динь-динь, Дини-дини... Дидо Ладо, Дидо Ладо, Лиду диду ладили, Дида Лиде ладили, Ладили, не сладили, Диду надосадили. День делали, Да день не делали, Дела не доделали, Головы-то целы ли? Ляду дида надо ли – Диду баню задали. Динь-динь-динь, дини-динь... Колоко'лы-балабо'лы, Колоколы-балаболы, Накололи, намололи, Дале боле, дале боле... Накололи, намололи, Колоколы-балаболы. Лопотуньи налетали, Болмоталы навязали, Лопотали – хлопотали, Лопотали, болмотали, Лопоталы поломали. Динь! Ты бы, дид, не зёньками, Ты бы, диду, деньгами... Де'ньгами, деньгами... Долго ли, не долго ли, Лиде шубу завели... Холили – не холили, Волили – неволили, Мало ль пили, боле лили, Дида Ладу золотили. Дяди ли, не дяди ли, Ладили – наладили...
Ой, пила, пила, пила, Диду пива не дала: Диду Лиду надобе, Ляду дида надобе. Ой, динь, динь, динь – дини, динь, дини динь, Деньги дида милые, А усы-то сивые... Динь! День. Дан вам день... Долго ли вы там? Мало было вам? Вам? Дам По губам. По головам Дам. Буби-буби-бубенцы-ли, Мы ли ныли, вы ли ныли, Бубенцы ли, бубенцы ли... День, дома бы день, День один... Колоколы-балаболы, Мало лили, боле пили, Балаболы потупили... Бубенцы-бубенчики, Малые младенчики, Болмоталы вынимали, Лопоталы выдавали, Лопотали, лопотали... Динь... Колоколы-балаболы... Колоколы-балаболы... Комментарий. Стихотворные тексты такого типа в тренинге получили рабочее название "колокольные" и чаще всего решаются как групповой этюд (к этим текстам можно отнести приведённые ниже стихотворения "Монастырская весна" С.Городецкого и "Звенидень" В.Каменского). Для тренинга и этюдов они хороши тем, что насыщены сонорными "М", "Н", "Л" – лучшими звуками для работы над голосовым резонансом. Можно в качестве отправной точки этюдного решения подобных текстов взять упражнение "Колокола". Кратко суть его в следующем: определяется несколько тональных групп исполнителей (три – четыре), каждая группа выбирает себе "звон" – это могут быть слоги "дин", "дон", "дили", "бим" и т.д. Каждая группа произносит свой слог в определённой тональности и ритме. Когда участники освоила свою партию, группы объединяются в единое полифоническое звучание. Возникает своеобразный голосовой "колокольный перезвон".
С.Городецкий. Монастырская весна Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. Стены выбелены бело: Мать игуменья велела! У ворот монастыря Плачет дочка звонаря: "Ах ты, поле, моя воля, Ах, дорога дорога! Ах, мосток у чиста поля, Свечка Чиста Четверга! Ах, моя горела ярко, Погасала у него. Наклонился, дышит жарко, Жарче сердца моего. Я отстала, я осталась У высокого моста, Пламя свечек колебалось, Целовалися в уста. Где ты, милый, лобызаный, Где ты, ласковый такой? Ах, пары весны, туманы, Ах, мой девичий спокой!" Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. Стены выбелены бело. Мать игуменья велела У ворот монастыря Не болтаться зря!
В.Каменский. Звенидень Звени, Солнце! Копья светлые мечи, лей на Землю жизнедатные лучи. Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день! Звенидень! Звенидень! Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля! Побегу я на весёлые поля. Звени, знойный, чернозёмный, полный-полный день. Звенидень! Звенидень! Сердце, радуйся и, пояс, развяжись! Эй, душа моя, пошире распахнись! Звени, знойный, кумачовый, Яркий-яркий день. Звенидень! Звенидень! Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна, Я хочу напиться счастья допьяна. Звени, знойный, разудалый, Пьяный, долгий день! Звенидень! Звенидень!
К. Бальмонта. Бубенцы Дрогнув, брызнув звуком дружным, К шее конской припадают,
Комментарий. Следует обратить внимание на аллитерацию на звуки "Б" и "Р", которая придаёт тексту особую экспрессию, и попытаться раскрыть эту экспрессию в звуковом этюде.
И.Северянин. Лунные блики Лунные слёзы лёгких льнущих ко льну сомнамбул. Ласковая лилейность лилий, влюблённых в плен Липких зелёных листьев. В волнах полёты камбал, Плоских, уклонно-тёлых. И вдалеке – Мадлен. Лень разветвлений клёна, вылинявшего ало. Палевые поляны, полные сладких сил. Лютиковые лютни. В прожилках фьоль опала. Милая белолебедь в светлом раскрыльи крыл. Лучше скользить лианно к солнечному Граалю, Кроликов ланно-бликих ловко ловить в атлас Платьев лиловых в блёстках. Пламенно лик реалю И, реализм качеля, плачу печалью глаз. Комментарий. Это стихотворение И.Северянина (как и следующие за ним "Большая элегия Джону Донну" И.Бродского, "Призраки" И.Анненского) хорошо подходит для создания этюдов на " тихоговорение ". Часто на сцене возникает речевая ситуация, когда голос не должен звучать громко, – звук должен быть тихим, сокровенным, но в то же время полным, слышимым во всём пространстве зрительного зала. На первый взгляд покажется парадоксальным, но формирование тихого и полного сценического звука гораздо сложнее громкого. Чем тише артист говорит на сцене, тем активнее должен произноситься звук, тем интенсивнее должны работать дыхательные мышцы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|