Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. История развития правовой и философской мысли о правах человека.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Утвержден

На заседании кафедры прав человека и

политико-правовых учений

(протокол № 1 от 9 сентября 2011 г)

Учебно-методический комплекс

По дисциплине права человека вид дисциплины общий курс

Специальность Юриспруденция

Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану:

 

к. ю. н., ст. прподаватель кафедры прав человека и политико- всего ____ 54 (26) ___, в том числе

правовых учений Института права БашГУ Тулупова Е. О. лекций_____ 12 ____

семинарских_________

практических занятий___ 14 ___

лабораторных_____________

консультаций______________

самостоятельная работа студентов

___________ 26 ___КСР_2_____

зачеты _____ 2 _____семестры

экзамены _________семестры

Уфа - 2011


ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ГСЭ.Р. 00. Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин  
ГСЭ.Р.03. Права человека  

Введение в курс «права человека»; история развития правовой и философской мысли о правах человека; соотношение прав человека с правовым государством и гражданским обществом; глобализация и права человека. Становление международного сотрудничества в области прав человека. Международные стандарты в области прав человека; правовой статус человека и гражданина; классификация прав человека; международный механизм защиты прав человека; региональный (континентальный) механизм защиты прав человека; национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека (на примере РФ); правовое положение лиц, нуждающихся в особой защите; неправительственные (общественные) правозащитные организации (НПО) в механизме защиты прав человека; проблемы развития прав человека на современном этапе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса обусловлена рядом причин.

Права человека в ХХ столетии стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира. Россия провозгласила курс на строительство правового государства. По Конституции РФ 1993 года, права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются. Однако ситуация с их соблюдением в нашей стране далека от желаемой и по сложившимся историческим причинам, и по экономическим. При этом фактор субъективный - нигилистическое отношение общества к правам человека - не менее, а то и более значимый, чем объективный (экономика, политика и т.д.).

И государственные чиновники, и рядовые граждане часто не задумываются, а иногда и не знают, не догадываются о том, что происходит в сфере прав человека рядом с ними.

Все это нередко приводит к произволу и беззаконию в государстве, негативно сказывается на становлении и развитии нашего государства как правового и демократического.

Многое здесь зависит от недостатка систематизированных знаний о правах человека. И это положение необходимо исправлять с помощью развития соответствующих образовательных программ.

Основная задача курса заключается в том, чтобы студент уяснил, что такое «права человека», показать ему взаимосвязь между правовым государством, развитием - институтов гражданского общества и состоянием прав человека, представить весь механизм защиты прав человека в комплексе и взаимосвязи.

Студент должен знать и уметь разбираться в основных понятиях и категориях, уметь ими оперировать. В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представления о сущности и социальной ценности прав человека, осознавать междисциплинарный характер предмета, а также приобрести определенные умения и навыки по защите прав человека на самых разных уровнях. В ходе изучения дисциплины студент должен осознать, что означает универсальный и естественный характер прав человек, увидеть процесс развития идеи о правах человека в динамике, т.е. понять какие процессы обуславливают появление все новых и новых прав. Студент также должен научиться анализировать любые конфликтные ситуации с точки зрения нарушения прав человека, научиться применять на практике международные нормы о правах человека.

Воспитательная роль дисциплины. Материал курса направлен также на то, чтобы воспитать социально активных и законопослушных граждан; сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и беззаконию.

Данная дисциплина находится в тесной взаимосвязи не только с другими юридическими дисциплинами, такими как: теория государства и права, история политических и правовых учений, конституционное право, уголовное право и т.д., но и с рядом общих гуманитарных дисциплин, среди которых следует назвать: философию, социологию, политологию и др.

Учитывая вышеизложенное, последовательное изучение данного предмета позволит студентам получить более прочные знания, всестороннее расширить свой кругозор.

Данный учебно-методический комплекс включает в себя программу лекционного курса, план семинарских занятий, общие методические указания для подготовки к предмету, примерную тематику сочинений по правам человека, основные понятия и категории, которые должен уяснить студент, список рекомендуемой литературы.

Программа учебной дисциплины

Тема 1. Введение в курс «права человека».

В рамках данной темы студентам необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Предмет и метод дисциплины. Содержание и структура курса. Роль и место курса "Права человека" в системе юридических дисциплин.

Понятие, сущность и особенности прав человека. Прирождённый и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод. Всеобщность (универсальность) основных прав и свобод. Глобальный характер прав человека. Принципы прав человека.

Соотношение «права», «свободы» и «обязанности». Права человека, власть, религия, мораль и право (соотношение). Естественно-правовой и позитивистский подход к пониманию сущности прав человека.

Социальная ценность прав человека. Права человека, толерантность и культура мира как ценностные установки современного общества.

 

Тема 2. История развития правовой и философской мысли о правах человека.

Непосредственная задача студентов заключается в рассмотрении таких вопросов как:

Развитие идей о правах человека в Древней Греции (Гесиод, Солон, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и т.д.), Древнем Риме (Сенека, Цицерон и т.д.), в средние века (М. Падуанский, Ф. Аквинский и т.д.) и эпоху Просвещения и буржуазных революций (Г. Гроций, Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Т. Пейн и т.д.).

Политические и правовые взгляды ученых дореволюционной России. Формирование конституционных идей в России (М.М. Сперанский, декабристы и т.д.). Концепция правового государства (Б.Н. Чичерин, П.Н. Новгородцев). Н.А. Бердяев, С. Трубецкой, С. Соловьев – о естественном праве.

Конституция РСФСР 1918 г. и ограничение политических прав. Классовый характер советского права. Конституция СССР 1924 г. (общая характеристика).

Массовые нарушения прав человека в советском государстве. История диссидентского движения. Конституция 1977 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...