Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Групповые эффекты. 9.1. Понятие и виды групповых эффектов. 9.2. Эффект социальной фасилитации и социальной ингибиции




Тема 9. Групповые эффекты

9. 1. Понятие и виды групповых эффектов

Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных групповых эффектов, позволяющих понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов присутствие других людей.

 

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

1. Эффект социальной фасилитации и социальной ингибиции

2. Социальная леность (эффект Рингельмана)

3. Эффект группомыслия

4. Групповая поляризация

5. Деиндивидуализация

6. Групповая идентификация (эффект принадлежности к группе)

7. Эффект «синергии»

8. Эффект группового фаворитизма

9. Эффект группового эгоизма

10. Эффект «маятника»

11. Эффект «волны»

12. Эффект моды (подражания)

13. Эффект «пульсара»

14. Эффект «бумеранга»

15. Эффект «мы и они»

16. Теория разбитых окон

9. 2. Эффект социальной фасилитации и социальной ингибиции

 

Социальная фасилитация(Social facilitation) — 1) первоначальное значение — тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задания в присутствии других; 2) современное значение — усиление доминирующих реакций человека в присутствии других людей.

Социальная ингибиция [лат. inhibere — сдерживать, останавливать] — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

 

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции.

 

Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

 

Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

· количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

· взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

· значимость окружающих людей для человека;

· степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

9. 3. Социальная леность (эффект Рингельмана)

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.

 

Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%.

 

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Закономерности социальной лени:

· Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

· Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

· Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе сложна, притягательна и увлекательна

· Коллективно решая трудную и интересную задачу, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый

· Когда люди считают других членов своей группы ненадежными и неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее

· Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы

· Группы намного меньше бездельничают, если их члены — друзья, а не чужие друг другу люди

· Люди в коллективистских культурах проявляют меньше социальной лености, чем в культурах индивидуалистских

· Женщины также в меньшей степени проявляют социальную леность, чем более склонные к индивидуализму мужчины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...