Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Этапы развития группы (модели коллективообразования)




Тема 7. Этапы развития группы (модели коллективообразования)

Существование малой группы – это процесс непрерывного изменения её состояний и свойств, т. е. её развитие. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях, дифференциации и интеграции.

 

7. 1. Многомерные (многофакторные) подходы к развитию группы

Стратометрическая концепция развития коллектива А. В. Петровского.

Развитие группы Петровский А. В. рассматривал в рамках своей теории, в которой деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак группы. Исходя из этого, в основу построения типологии групп были положены два критерия построения:

1. Степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности.

2. Общественная значимость последней, т. е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.

Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям) (см. Рисунок 10).

Рисунок 10. Стратометрическая концепция коллектива - развитие группы

 

В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Параметрическая концепция Л. И. Уманского

В основу подхода к развитию группы положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива:

1. Содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации.

2. Организационное единство группы.

3. Групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности.

4. Психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

В концепции Л. И. Уманского поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах (см. Рисунок 11).

Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

 

Рисунок 11. Параметрическая концепция развития группы Л. И. Уманского

 

Развитие группы происходит в диапазоне, высшую точку которого занимает «коллектив» – реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет «группа-конгломерат», только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

В предложенном диапазоне автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива:

· «номинальная группа» характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач;

· «группа-ассоциация» отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений, контуры групповой структуры лишь просматриваются;

· «группа-кооперация» характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений, уже развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества;

· «группа-автономизация» обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений; характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень; в то же время изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях может приводить к формированию «группы-корпорации» (впоследствии «антиколлектива») или конгломерату.

Высшей точкой развития группы является «коллектив». Коллектив  - это сочетание нескольких факторов: позитивной нравственной направленности группы, позитивного влияния группы на личности своих членов, позитивного развития всех групповых параметров (целей, ценностных ориентаций, интеллектуальной, волевой и эмоциональной коммуникативности членов группы и т. п. ). Отличительной особенностью коллективаявляется его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.

Особая стадия развития группы — приобретение ею элементов корпоративности, становление «корпорацией». Это группа с гипертрофированными чертами автономизации, ведущими к групповому эгоизму, изоляции от других групп более крупной социальной общности, противостоянию им.

Если группа в результате автономизации превратилась в корпорацию, следующим этапом ее развития станет «антиколлектив» - группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом (интраэгоизмом), активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью, и классифицируются по двум уровням, условно называемым дезинтеграцией и интраэгоизмом.

Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...