Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.3. Одномерные подходы к развитию группы




Кроме многомерных, существует также целый ряд одномерных (однофакторных) моделей развития группы, каждая из которых не претендует на глобальный охват проблемы и рассматривает развитие группы с какой-то одной определенной стороны. Тем не менее, эти модели представляют как научный (исследовательский), так и прикладной интерес, т. к. могут быть использованы при анализе конкретных проблем, возникающих в малых группах.

Модель Н. Обера:

Модель построена на основе модели Б. Такмена. Однако в этой модели стадии командообразования имеют более обобщенное (безотносительно к конкретной сфере) название, а также добавлена пятая (отсутствующая у Такмена) стадия:

· формирование – формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей; по мнению автора, это период «апатично-иерархического» состояния группы);

· возмущение (или смятение, конфликт) – разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий;

· упорядочение (или нормирование) – формирование инструментальных норм, ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров по группе;

· выполнение (или решение задачи) – этап образования функциональных ролей, установления гибкой взаимозависимости отношений;

· прекращение деятельности – (или расформирование группы).

Термин «команда» в концепции Н. Обера предполагает качественно особый, наивысший уровень функционирования малой группы.

 

Модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа (Е. Мабри)

Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в «поле» решения задачи:

· латентную – этап ознакомления с задачей;

· адаптационную – соотнесение возможностей членов груп " пы с требованиями задачи и их фукциональное соподчинение в зависимости от этого;

· интегративную – этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действий;

· фазу достижения требуемого решения.

Последовательность фаз развития межличностного контакта И. П. Волкова

Данный подход отражает эмоциональную динамику группообразования и включает следующие фазы:

1. Фаза первичного восприятия и опознания, имеющая результатом формирование первого впечатления о партнере.

2. Фаза сближения, направленная на формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, актуализацию установки на совместное действие.

3. Фаза совместного действия, ведущая к принятию межличностных ролей и определению статуса в общении.

4. Фаза сцепления, характеризующаяся укреплением чувства общности «мы», формированием норм общения и включением механизмов взаимовлияния.

 

Стадии развития группы в экстремальных условиях М. А. Новикова

М. А. Новиков предложил стадии развития группы в экстремальных условиях, опираясь на экспериментальный материал, полученный как в лабораторных сурдокамерных экспериментах, так и в полевых условиях во время групповых глубоководных погружений, в ходе экспедиции в полярных условиях, в плавании на папирусной лодке " Ра" через Атлантический океан (при участии Ю. А. Сенкевича).

Отличительными признаками экстремальности, по мнению автора, являются ограниченность индивидуальных и групповых пере­мещений, стресс, изоляция от внешнего мира.

М. А. Новиков пришел к выводу, что особенностью об­щения в замкнутых системах обитания является практическая обязательность трех основных стадий: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Причем максимально выражена эта стадийность проявляется в тех случаях, когда члены группы до вхождения в нее недостаточно хорошо знают друг друга.

Стадии развития группы в экстремальных условиях:

I стадия – ознакомле­ние.

Представляет собой относительно короткий отрезок вре­мени, даже в случае интернационального состава группы, длящийся всего несколько дней и характеризующийся развитием ориентировочных и исследовательских реакций ее членов. Эта стадия отчетлива, непродолжительна и отличается активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью обращения.

II стадия – стадия дискуссий.

Имеет большую продолжительность и длится от нескольких дней до двух-трех недель, иногда до года. Члены группы интенсивно общаются, пы­таясь выяснить позиции друг друга по многим жизненным воп­росам. При этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. Причем общительность индивидов обусловлена не толь­ко стремлением лучше познакомиться и составить определен­ное представление о другом, но и их личностными особенно­стями, степенью повышения уровня бдительности, опытом пре­бывания в подобных ситуациях и т. д. Результатом дискуссий является возникновение структурного контура группы с призна­ками функционально-ролевой дифференциации и элементами коалиционирования, определяются распределения неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.

III стадия – стадия ролевых ориента­ций

На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые подгруппы, состоящие из двух-трех (реже четырех) человек в каждой, со своими центрами притяжения. Характеризуется складыванием группы в некую целостную систему, обладающую соответствующей социально-психологической атрибутикой, причем при длительном пребывании в условиях социальной изоля­ции первоначальная структура группы порой существенно ме­няется и на смену некоторым старым коалициям приходят новые. В то же самое время в группах нередко развиваются деструктивные процессы. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других, недовольство членов группы в случае блокировки канала связи с другими социальными группами и т. д. Возникающие в группах конфликты переходят иногда в открытые столкновения, которые носят непродолжи­тельный характер.

На этой стадии было замечено повышение стремления к уединению любыми способами. При возникновении межличностных напряжений в тех случаях, когда конфликт открыто не реализовался, также повышалось стремление к уединению, возникало желание спрятать глаза за книгой, газетой и не встречаться взглядами.

При этом наиболее сплоченные группы часто выглядят более эмоциональными и даже астенизированными, чем недостаточно сплоченные.

Несомненно, схема стадийности развития группы при длительной стрессогенной изоляции, предложенная М. А. Новиковым, отражает специфику условий, в которых проходили его исследования. В то же время, сейчас интерес к проблеме межличностного взаимодействия (в первую очередь группового) в экстремальных условиях растет в связи с подготовкой космических экспедиций, предусматривающих длительную изоляцию экипажа, а также расширением поля исследований Арктики, которые также связаны с длительным пребыванием в изолированных группах.

 

Резюме

 

Вопросы для самопроверки

1. Этапы развития группы: отечественные и зарубежные подходы.

2. Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского.

3. Параметрическая концепция Л. И. Уманского.

4. Двухмерная (двухфакторная) модель группообразования Б. Такмена.

5. Двухфакторная модель развития малой группы Г. Стенфорда и А. Роарка.

6. Одномерная модель Н. Обера.

7. Модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа (Е. Мабри).

8. Последовательность фаз развития межличностного контакта (И. П. Волков).

9. Стадии развития группы в экстремальных условиях М. А. Новикова

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...