Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Двухмерная (двухфакторная) модель группообразования Б. Такмена и ее дальнейшее развитие




Одной из наиболее популярных в современной организационной психологии является модель развития группы. Б. Такмена.

Такмен выделил две сферы, или измерения, групповой активности:

1. Деловая сфера (решение групповой задачи).

2. Межличностная сфера (развитие групповой структуры).

Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий):

· формирующая стадия (Forming) – на этом этапе формируется группа, которая будет вместе работать;

· конфликтная стадия (Storming) – группа выходит на следующий уровень, когда участники выносят на обсуждение различные идеи;

· нормирующая стадия (Norming) – группа приходит к тому, что выбирается общая цель и создается общий план;

· исполнительная стадия (Performing) – группа может функционировать как одно целое, так как находит способы сделать работу эффективно без неуместных конфронтаций или без внешнего контроля.

Эти 4 фазы являются обязательными и неизменными в случае, если группа людей должна вместе расти, развиваться, решать проблемы, находить лучшие решения, слаженно и результативно работать. Однако в каждой из сфер эти стадии имеют собственное содержание.

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен):

1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2. Стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3. Стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4. Стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:

1. Стадию «ориентировки в задаче», т. е. Поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2. Стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

3. Стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4. Стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности. Их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой, хотя не всегда совпадает.

Модель Б. Такмена весьма популярна в зарубежной социальной и организационной психологии. Ее, как правило, используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента.

Дальнейшее развитие модели Б. Такмена

Г. Стенфордом и А. Роарком была модифицирована двухфакторная модель развития малой группы. Свою двухфакторную модель авторы разработали, изучая развитие такой малой группы, как школьный класс, и выделили при этом семь стадий группообразования. Авторы показали неравномерность формирования основных сфер групповой активности, а также их взаимовлияние.

Стадии группообразования:

I стадия, начальная, характеризуется ориентационными тенденциями в поведении учащихся. На этом этапе групповой жизни формируются представления учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время, еще очень осторожны и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основ­ной авторитет в классе.

II стадия — период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания. На данной стадии возможно неравномер­ное развитие группы в деловой и эмоциональной сферах.

III стадия – «стадии конфликта», когда наблюда­ются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

IV стадия характеризуется как переходная от состояния конфликта к состоянию сбалансированности в отношениях между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

V стадия группового развития интересна тем, что здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо вы­раженным чувством «МЫ», в котором проявляется забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочение. На этой ста­дии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуаль­ной цели, причем ведущими становятся учебные цели. В плане соотношения развития сфер групповой активности отмечается значительное преобладание деловой сферы. Считается, что это наиболее удобный для учителя этап функционирования класса

VI стадия характеризуется доминирующей ролью эмоциональной сферы активности, рез­ким возрастанием значение отношений типа «Я—ТЫ». Личные взаи­модействия становятся особенно тесными, происходит пере­оценка групповых норм.

VII стадия — стадия ак­туализации — относится к высшему этапу групповой зрелости, когда уровни развития обеих сфер выровнены и степень сплоче­ния группы весьма высока. Группа является открытой для про­явления и разрешения конфликта. Признается разнообразие индивидуальных учебных стилей. Единодушие становится един­ственным признаваемым путем принятия решений, и расхож­дение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...