7.2. Двухмерная (двухфакторная) модель группообразования Б. Такмена и ее дальнейшее развитие
Одной из наиболее популярных в современной организационной психологии является модель развития группы. Б. Такмена. Такмен выделил две сферы, или измерения, групповой активности: 1. Деловая сфера (решение групповой задачи). 2. Межличностная сфера (развитие групповой структуры). Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий): · формирующая стадия (Forming) – на этом этапе формируется группа, которая будет вместе работать; · конфликтная стадия (Storming) – группа выходит на следующий уровень, когда участники выносят на обсуждение различные идеи; · нормирующая стадия (Norming) – группа приходит к тому, что выбирается общая цель и создается общий план; · исполнительная стадия (Performing) – группа может функционировать как одно целое, так как находит способы сделать работу эффективно без неуместных конфронтаций или без внешнего контроля. Эти 4 фазы являются обязательными и неизменными в случае, если группа людей должна вместе расти, развиваться, решать проблемы, находить лучшие решения, слаженно и результативно работать. Однако в каждой из сфер эти стадии имеют собственное содержание. В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен): 1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2. Стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3. Стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
4. Стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача». В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет: 1. Стадию «ориентировки в задаче», т. е. Поиск членами группы оптимального способа решения задачи; 2. Стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней; 3. Стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; 4. Стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи. Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности. Их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой, хотя не всегда совпадает. Модель Б. Такмена весьма популярна в зарубежной социальной и организационной психологии. Ее, как правило, используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента. Дальнейшее развитие модели Б. Такмена Г. Стенфордом и А. Роарком была модифицирована двухфакторная модель развития малой группы. Свою двухфакторную модель авторы разработали, изучая развитие такой малой группы, как школьный класс, и выделили при этом семь стадий группообразования. Авторы показали неравномерность формирования основных сфер групповой активности, а также их взаимовлияние.
Стадии группообразования: I стадия, начальная, характеризуется ориентационными тенденциями в поведении учащихся. На этом этапе групповой жизни формируются представления учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время, еще очень осторожны и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе. II стадия — период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания. На данной стадии возможно неравномерное развитие группы в деловой и эмоциональной сферах. III стадия – «стадии конфликта», когда наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем. IV стадия характеризуется как переходная от состояния конфликта к состоянию сбалансированности в отношениях между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности. V стадия группового развития интересна тем, что здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «МЫ», в котором проявляется забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочение. На этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной цели, причем ведущими становятся учебные цели. В плане соотношения развития сфер групповой активности отмечается значительное преобладание деловой сферы. Считается, что это наиболее удобный для учителя этап функционирования класса VI стадия характеризуется доминирующей ролью эмоциональной сферы активности, резким возрастанием значение отношений типа «Я—ТЫ». Личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм. VII стадия — стадия актуализации — относится к высшему этапу групповой зрелости, когда уровни развития обеих сфер выровнены и степень сплочения группы весьма высока. Группа является открытой для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие индивидуальных учебных стилей. Единодушие становится единственным признаваемым путем принятия решений, и расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|