Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие правила эффективного делового общения




В деловом общении взаимосвязаны личные и общественные интересы. Указанная взаимосвязь отражается в понятии деловой культуры.

Развитая деловая культура включает в себя два уровня: овладение культурой делового общения и осознание социальных основ деловой культуры. К таким основам относится осознание деловыми людьми социальной ответственности перед обществом, партнерами, потребителями и сотрудниками. Поэтому в деловой культуре цивилизованного общества преобладают такие ценности, как созидательность (эффективность и расширение производства, гибкость, планирование будущего); творческая самостоятельность и независимость; ориентация на соблюдение этического кодекса бизнесмена, основанного на чувстве ответственности, которое распространяется сначала на себя, затем на ближайших людей и, наконец, на общество в целом (Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварицына. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998. С.458).

Деловое общение направлено на реализацию принципа единства личностных, профессиональных и общественных интересов. В содержание понятия культура делового общения входят: освоение психологии партнерских взаимодействий, соответствующих ей коммуникативных приемов; формирование навыков организационной культуры; развитие культуры мышления и деловой речи.

Уровень культуры делового общения четко проявляется в освоении трех групп правил, способствующих повышению эффективности делового общения. К ним относятся правила коммуникативного этикета, коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи (см. Жуков Ю.М. Указ. соч.).

Правила коммуникативного этикета определяют порядок обращения и представления, способы именования, форму обращения, нормы поведения в целом. Выполняя правила делового этикета, партнер как бы предъявляет свидетельство своей коммуникативной правомочности. Игнорирование этих правил и норм отстраняет человека от участия в общении.

Правила согласования коммуникативного взаимодействия определяют сам тип общения. Каждый тип общения имеет свой коммуникативный кодекс. Основу кодекса составляет соответствующий принцип поведения субъектов общения. Деловое партнерское взаимодействие регулируется принципом кооперативности: «Твой коммуникативный вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора». Содержание данного принципа раскрывается в следующих правилах:

Ø правило необходимости и достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»);

Ø правило качества информации, то есть истинность высказываний;

Ø правило соответствия высказываний теме, стадии обсуждения проблемы;

Ø правило стиля, то есть ясность, определенность высказываний;

Ø необходимость учета индивидуальных особенностей партера в интересах дела.

Правила самоподачи создают впечатление у собеседников и являются эффективным средством организации собственного поведения в различных типах и ситуациях общения, способствуют формированию имиджа делового человека (см. работы Д. Карнеги).

Для повышения собственной коммуникативности рекомендуется регулярный тренинг (по Юсупову И.М.):

Ø входя в контакт со знакомым человеком, фиксируйте изменения, произошедшие с ним со времени вашей последней встречи;

Ø заставьте себя при встрече первым заговорить с неприятным Вам человеком;

Ø заставьте себя выслушать говорящего до конца;

Ø максимально увеличьте число своих публичных выступлений;

Ø стремитесь исправлять имеющиеся недостатки своей коммуникативной деятельности.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Почему возрастает роль общения в современном обществе? 2. В чем проявляется человекотворческая роль общения? 3. Как взаимосвязаны деятельность и общение? 4. Дайте характеристику трем аспектам общения. 5. Как взаимосвязаны коммуникативный и интерактивный аспекты общения? 6. Каковы психологические механизмы познания другого человека? 7. Дайте характеристику основным видам общения. 8. Каковы конституирующие признаки делового общения? 9. Чем различаются и как взаимосвязаны стратегический и технический уровни делового общения? 10. Каковы закономерности взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения? 11. Каков социальный смысл общения? 12. Дайте сравнительную характеристику формально-ролевого и делового общения. 13. В чем заключается сходство и различие идентификации и эмпатии? 14. Охарактеризуйте основные виды вопросов, часто используемых в деловом общении.  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Интерактивный аспект общения – это: а) процесс формирования образа собеседника; б) взаимодействие партнеров в процессе общения и деятельности; в) передача информации собеседнику; г) уподобление себя собеседнику. 2. Идентификация является элементом: а) интерактивного аспекта общения; б) коммуникативного аспекта общения; в) перцептивного аспекта общения; г) характеризует все три аспекта общения. 3. Специфика обмена информацией между людьми определяется: а) целью общения; б) содержанием предмета обсуждения; в) типом взаимодействия между субъектами; г) всем вышеназванным. 4. Собеседники в деловом диалогическом общении выступают как: а) «маски»; б) личности; в) объекты; г) манипуляторы. 5. Процесс взаимного отображения субъектов называется: а) рефлексией; б) эмпатией; в) идентификацией; г) перцепцией. 6. Вид общения, в котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности, называется: а) примитивным; б) формальным; в) функционально-ролевым; г) манипулятивным. 7. Определите наиболее точный ответ: основой кодекса делового партнерского общения является: а) учет индивидуальных особенностей партнера; б) соблюдение норм этикета; в) кооперативное согласованное взаимодействие; г) объективность и достаточность информации для обсуждения проблемы. 8. Вид общения, в котором один из собеседников использует особенности личности другого для извлечения выгоды называется: а) манипулятивным; б) формально-ролевым; в) деловым; г) примитивным. 9. Вопрос, рассчитанный на ответ «да» или «нет» называется: а) открытым; б) закрытым; в) информационным; г) эстафетным.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...