Общие правила эффективного делового общения
В деловом общении взаимосвязаны личные и общественные интересы. Указанная взаимосвязь отражается в понятии деловой культуры. Развитая деловая культура включает в себя два уровня: овладение культурой делового общения и осознание социальных основ деловой культуры. К таким основам относится осознание деловыми людьми социальной ответственности перед обществом, партнерами, потребителями и сотрудниками. Поэтому в деловой культуре цивилизованного общества преобладают такие ценности, как созидательность (эффективность и расширение производства, гибкость, планирование будущего); творческая самостоятельность и независимость; ориентация на соблюдение этического кодекса бизнесмена, основанного на чувстве ответственности, которое распространяется сначала на себя, затем на ближайших людей и, наконец, на общество в целом (Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварицына. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998. С.458). Деловое общение направлено на реализацию принципа единства личностных, профессиональных и общественных интересов. В содержание понятия культура делового общения входят: освоение психологии партнерских взаимодействий, соответствующих ей коммуникативных приемов; формирование навыков организационной культуры; развитие культуры мышления и деловой речи. Уровень культуры делового общения четко проявляется в освоении трех групп правил, способствующих повышению эффективности делового общения. К ним относятся правила коммуникативного этикета, коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи (см. Жуков Ю.М. Указ. соч.). Правила коммуникативного этикета определяют порядок обращения и представления, способы именования, форму обращения, нормы поведения в целом. Выполняя правила делового этикета, партнер как бы предъявляет свидетельство своей коммуникативной правомочности. Игнорирование этих правил и норм отстраняет человека от участия в общении.
Правила согласования коммуникативного взаимодействия определяют сам тип общения. Каждый тип общения имеет свой коммуникативный кодекс. Основу кодекса составляет соответствующий принцип поведения субъектов общения. Деловое партнерское взаимодействие регулируется принципом кооперативности: «Твой коммуникативный вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора». Содержание данного принципа раскрывается в следующих правилах: Ø правило необходимости и достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»); Ø правило качества информации, то есть истинность высказываний; Ø правило соответствия высказываний теме, стадии обсуждения проблемы; Ø правило стиля, то есть ясность, определенность высказываний; Ø необходимость учета индивидуальных особенностей партера в интересах дела. Правила самоподачи создают впечатление у собеседников и являются эффективным средством организации собственного поведения в различных типах и ситуациях общения, способствуют формированию имиджа делового человека (см. работы Д. Карнеги). Для повышения собственной коммуникативности рекомендуется регулярный тренинг (по Юсупову И.М.): Ø входя в контакт со знакомым человеком, фиксируйте изменения, произошедшие с ним со времени вашей последней встречи; Ø заставьте себя при встрече первым заговорить с неприятным Вам человеком; Ø заставьте себя выслушать говорящего до конца; Ø максимально увеличьте число своих публичных выступлений; Ø стремитесь исправлять имеющиеся недостатки своей коммуникативной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|